Глобальная демографическая политика
Суммарный коэффициент рождаемости 2,0 обеспечивает неизменную численность. Сейчас в Европе он = 1,9, в менее развитых странах – 4,1. Лучше - 2,03 в высокоразвитых странах и 2,2 – в слаборазвитых. Даже если развивающиеся страны приблизятся к уровню простого воспроизводства, население будет расти еще до 2080 г.
Каковы пути решения демографических проблем?
Регулирование численности населения путем снижения рождаемости достигается тремя главными подходами к решению проблемы: экономическое развитие, контроль рождаемости и социально-экономические изменения. Наиболее оптимальный вариант — сочетание двух подходов — экономического развития и контроля рождаемости, а в ряде случаев — сочетание всех трех подходов.
1. Экономический подход. Американскими и европейскими демографами разработана модель «переходного периода естественного движения населения». Её основная идея состоит в том, что когда государства переходят в разряд промышленно развитых, то сначала в них резко падает смертность, а вслед за этим и рождаемость. В результате быстрый рост населения замедляется, а затем показатели рождаемости и смертности выравниваются и постепенно численность населения начинает сокращаться. Но быстрое и устойчивое экономическое развитие развивающихся стран затруднено по ряду причин: многие из них не имеют ни средств, ни ресурсов, необходимых для быстрого экономического развития, ни достаточного количества квалифицированных специалистов, владеющих технологиями производства высококачественной продукции, которая выдержала бы конкуренцию на мировом рынке.
Применение данной модели к развивающимся странам проблематично: в условиях рыночной (конкурентной) экономики развитые страны не дадут «за так» развивающимся странам ни высоких технологий, ни подготовят для них кадры, способные внедрить высокие технологии. Скорее наоборот: лучшие специалисты — выходцы из развивающихся стран «утекут» в развитые страны, что повсеместно и наблюдается.
2. Контроль рождаемости. Службы контроля рождаемости в развивающихся странах были организованы в 1940 и 1950 годах частными врачами и женскими общественными группами. С тех пор Международная федерация по регулированию рождаемости, Фонд помощи трудоустройства ООН, Всемирный банк и другие страны оказывают странам практическую и финансовую помощь в выполнении программ по контролю рождаемости.
Контроль рождаемости экономит государственные средства, сокращая расходы на различные социальные нужды. Контроль рождаемости влечет за собой и улучшение здоровья жителей, так как в развивающихся странах около 1 млн. женщин умирает от болезней, являющихся следствием осложнений в период беременности. Такие программы помогают также контролировать распространение СПИДа и других болезней, передаваемых половым путем.
В период с 1978 по 1983 г. осуществление программы контроля рождаемости привело к сокращению численности населения в мире на 10 млн. человек, что сэкономило 175 млн. долларов государственных средств на обеспечении жителей продуктами питания, строительстве жилья, производстве одежды, образовании и здравоохранении. В 1960 г. только Индия и Пакистан имели официальные программы по сокращению прироста населения. В наши дни такими программами охвачены 93% населения мира и 91% населения развивающихся стран.
3. Социально-экономические меры - регулирование численности населения через планирование семьи.
Программы по регулированию семьи основаны на просвещении и медицинском обслуживании граждан, они помогают семейным парам определить, сколько и когда они могут иметь детей. Если жители развитых стран обычно «автоматически» получают основные знания о планировании семьи. Огромная же масса молодежи в развивающихся странах необразованна, лишена даже начальных навыков чтения и письма. Эти люди не имеют самого общего представления о процессе размножения, а тем более о контроле рождаемости.
Наряду с медицинским просветительством в некоторых странах вводят стимулы (вознаграждения и штрафы) для поощрения сокращения рождаемости. Около 20 стран выплачивают небольшие денежные вознаграждения гражданам, которые соглашаются применять контрацептивы или подвергнуться стерилизации.
В некоторых странах, например в Китае, семейные пары штрафуются, если число детей в семье больше определенного количества, обычно одного или двух. Штрафы могут взиматься в виде особых налогов. Семьи, в которых число детей превышает установленный лимит, могут быть лишены бесплатного медицинского обслуживания, им сокращают продовольственные пайки, их в первую очередь увольняют с работы. Вместе с наказаниями разработана и система поощрений в виде оплачиваемого отпуска женщинам, перенесшим стерилизацию и аборт; ежемесячного пособия семье с одним ребенком; преимуществ семей с одним ребенком при обеспечении жильем и т.д. Вместе с улучшением экономической ситуации такие поощрения и наказания позволили Китаю добиться резкого снижения среднего коэффициента рождаемости примерно с 4,5 в середине 70-х гг. до 2,6 в 1982 г. и 2,4 в настоящее время.
Другой социально-экономический путь регулирования численности населения — улучшение условий жизни женщин. Расширяются права женщин: доступ к образованию, трудоустройству, повышение брачного возраста, что также приводит к снижению рождаемости. Многочисленными исследованиями доказано, что образование является сильнейшим фактором, заставляющим женщину иметь меньше детей. Образованные женщины с большей вероятностью будут зарабатывать на жизнь вне дома, а не ограничиваться только воспитанием ребенка. Они позже выходят замуж, сокращая тем самым свои репродуктивные годы, и меньше теряют детей в младенчестве.
4. Проблема повышения низкой рождаемости в экономически развитых странах. Низкая рождаемость – положительный фактор в глобальном масштабе (в настоящее время), однако, и он приводит к неблагоприятным социально-политическим последствиям:
- постепенно в развитых странах меняется возрастная структура общества - уменьшается доля детей и молодежи,
- увеличивается доля пожилых людей, происходит "постарение" населения (меньший динамизм более старых возрастных групп может вызвать существенные расхождения между поколениями в вопросах общественных и культурных нововведений. Вследствие этого общество становится более консервативным),
- рост числа пенсионеров ложится тяжелым бременем на экономику. В прошлом новое поколение было по численности всегда больше предыдущего. Молодые заботились о стариках, и поэтому содержание пенсионеров не ложилось полностью на систему социального обеспечения,
- увеличивается доля нетрудоспособных – растет демографическая нагрузка.
- происходит сокращение населения коренной национальности.
Замедление темпов прироста населения в развитых странах приводит к медленному сокращению численности населения. Это, например, происходит сейчас в Венгрии, Германии и др. Когда количество жителей в возрасте до 15 лет меньше, чем людей в остальных возрастных группах, можно ожидать сокращение численности населения в течение примерно 60 лет. Единственный способ предотвратить это явление - сделать так, чтобы женщины в репродуктивном возрасте рожали больше детей, или увеличить число иммигрантов. Рост населения идет только за счет миграции. Если раньше направление миграции было из Европы, то сейчас – из Африки и Юго-Восточной Азии.
Вообще тип воспроизводства - связан с типом хозяйства и общественными потребностями. Так, для ведения трудоемкого сельского хозяйства нужно было иметь больше детей. Расходы на обучение и профессиональную подготовку детей были небольшие. Отсутствие гарантий со стороны государства требовало создания защиты в старости. Женщины, как правило, не работали и могли воспитывать много детей. Существовали религиозные каноны.
Сейчас рождаемость регулируется другими потребностями. Государства вырабатывают политику, принимают законы, ограничивающие допустимый возраст вступления в брак, поощряют деторождение или нет, разрешают иммиграцию или нет. Правительства большинства стран регулируют численность населения, разрешая небольшую иммиграцию из других стран. И лишь немногие государства, в основном Канада, Австралия и США, разрешают значительную иммиграцию. Ряд государств поощряют эмиграцию в другие страны, чтобы снизить пресс населения.
В обществе стараются поддерживать равновесие между двумя потоками (рождаемость и смертность). В новой изменившейся демографической ситуации стали ненужными социальные механизмы, выработанные обществом на протяжении тысячелетий для того, чтобы побуждать каждую семью стремиться к большому числу детей (религия, налог на бездетность и т.п.). Но возникают новые проблемы: рождаемость снижается порой ниже, чем требуется для простого возобновления поколений, неправомерно велика доля однодетных семей. В новых условиях должны быть выработаны новые социальные механизмы (институты, ценности, нормы и др.), управляющие прокреативным (т.е. относящимся к деторождению) поведением людей. Они должны быть выработаны общественной практикой, выстраданы путем проб и ошибок, подобная адаптация требует десятилетий.