Тема 11. Экономическая мысль России в период с IX по XXI вв
Главной особенностью формирования экономических идей и принципов экономической политики в нашей стране является наличие периода феодализма, который составил временной отрезок длинною почти в 1000 лет.
В то же время процесс становления и развития отечественной экономической науки связан со спецификой социально-экономического развития и экономико-географического положения России.
Основы экономических учений (откуда берется богатство, как вести экономическую политику государству) начинают формироваться с XVII в.
Российская школа экономической науки заявляет о себе преобразовательными деяниями Петра I (1672—1725), экономическими сочинениями Василия Татищева (1686—1750), программой экономических преобразований Ивана Посошкова (1652—1726), которую он намеревался представить Петру I («Книга о скудости и богатстве» с «доношением» царю об «исправлении всех неисправ»).
В течение XVIII столетия в России, как и в странах Запада, ведущее место занимали воззрения меркантилистов. Политику меркантилистического характера проводил Петр I. Это стратегия поддержания активного торгового баланса, поощрения купечества, мероприятия фискального характера использовались для развития мануфактурного производства, стимулирования промышленности, реформирования и укрепления армии и флота.
В трудах и преобразовательной деятельности россиян, стоявших у истоков отечественной экономии, находим немало оригинальных и самобытных замыслов, идей, прожектов.
Начало XIX в. - период создания первых курсов политической экономии, издания первых учебников, распространения экономических знаний, иначе говоря, организационного становления российской экономической мысли.
Теоретические постулаты политической экономии воспринимались российской аудиторией главным образом с позиций их социальной значимости, идеологического воздействия. Россиян интересовал не столько категориальный аппарат, трактовка основных понятий, сколько политические выводы, идейная составляющая экономических учений.
Появление переводных и отечественных публикаций на экономические темы, обсуждение социальных и экономических вопросов в печати, преподавание политэкономии в университетах, постепенное расширение экономических знаний подготовили условия для становления экономической теории и ее прикладных сфер применительно к национальным потребностям страны.
Фактически в начале XIX в. закладываются основы для выводов и рекомендаций, использованных позднее в практике реформирования.
Накапливается хозяйственная статистическая информация. Формируются кадры ученых и педагогов. Появляются более основательные и специализированные разработки. Создаются предпосылки для становления национальных научных школ.
На протяжении длительного времени в центре внимания российских экономистов оставался крестьянский вопрос, проблема аграрных преобразований. Теоретические дискуссии шли о проблемах общинного землевладения, повышении эффективности сельскохозяйственного труда, путях вовлечения села в систему рыночных отношений. В них принимали участие и Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839), и Александр Николаевич Радищев (1749—1802), и Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911).
В выдвижении и обосновании оригинальных идей активно участвовали не только профессиональные экономисты, но и представители других сфер знания, публицисты, практики. С планами экономических преобразований, проведения денежной реформы выступал Сергей Юльевич Витте (1849-1915); он был не только министром финансов, но и автором теоретических трудов. Он - инициатор и проводник нововведений в экономической политике, перевода рубля на «золотую» основу, введения винной монополии. О неизбежной необходимости и полной естественности прошлых и предстоящих постепенных, но решительных перемен в промышленности и сельском хозяйстве, в других видах экономической жизни и управления писал в «Заветных мыслях» Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907).
Не были профессионалами в области экономики многие революционные деятели, например энциклопедист и исследователь общественных отношений в деревне, особенностей развития крестьянской общины, первый российский марксист Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918).
Определенную роль в формировании российской экономической мысли играли представители исторической школы, в т. ч. авторы исследований и работ по истории экономических учений В.В. Святловский (1869-1927), А.И. Чупров, М.И. Туган-Барановский.
В России в меньшей степени, чем где-либо, политическая экономия была университетской и академической наукой. Проблемы экономического развития активно обсуждались в широких кругах, в государственном аппарате и в печати.
Вторая половина XIX - начало XX вв. охватывают две волны российских реформ. Первая волна (середина 1850-х - 1870-е годы) - крестьянская реформа 1861 г., пробудившая подъем производительных сил и вызвавшая цикл реформ в других сферах. Вторая волна (середина 90-х годов XIX в. - первое десятилетие XX в.) - реформы Витте и Столыпина, способствовавшие интенсивной индустриализации, формированию общероссийского рынка.
Наиболее важной и животрепещущей проблемой оставались аграрный вопрос, аграрные отношения, эффективность системы хозяйствования, пути ее трансформации. Реформа 1861 г., отменившая крепостное право, активизировала споры о путях дальнейших преобразований. Акценты перемещаются в область отношений собственности, поиска рациональных форм организации производства. Обсуждения и диспуты разворачиваются в двух сферах. С одной стороны, рассматриваются методы реформирования, с другой - модели трансформации российской экономики. Западники отстаивают проверенный вариант: идти вслед за Европой. «Почвенники» (а ранее - славянофилы) разрабатывают варианты самобытной модели национального хозяйства.
Отличительная черта российских экономистов рассматриваемого периода - оригинальная разработка наиболее актуальных проблем, органичная связь теоретических построений с нуждами практики, задачами экономического развития России.
Одно из направлений российской науки - разработка теоретических идей, основанных на применении математических методов в экономических исследованиях.
Период 20-30-х годов XX столетия в истории отечественной экономической мысли весьма противоречив и неоднозначен. 1920-е годы иногда именуют «золотым десятилетием», поскольку это годы активного, во многом плодотворного осмысления происходивших в стране преобразований. 1930-е годы в отличие от 1920-х отмечены постепенной унификацией экономических исследований, их подчинением жесткому идеологическому давлению.
Анализ экономических воззрений межвоенного периода - тема весьма обширная, недостаточно разработанная. Дискуссии по проблемам переходного периода охватывают широкий круг вопросов: о сущности переходного периода, соотношении хозяйственных укладов и социальных сил, методах преобразования хозяйственного строя, экономической роли государства, соотношении плановых и рыночных начал, социально-экономических перспективах нового общественного строя.
В обсуждении этих проблем участвовали экономисты и политики, теоретики и практики, работники центра и периферии, в т.ч. выдающиеся специалисты А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев, Л.Н. Юровский, А.А. Богданов.
За теоретическими спорами стояли острейшие проблемы формирования экономической политики, определения методов преобразований, выбора форм хозяйствования.
Процесс становления экономической мысли в нашей стране весьма непрост и неоднозначен. Разработка проблем политэкономии социализма (точнее - государственного социализма) обусловливалась потребностями обобщения практики социально-экономических преобразований, практики хозяйственной деятельности, и вместе с тем - нуждами идеологического характера, стремлением руководящей верхушки обосновать и оправдать экономическую политику.
Становление политической экономии социализма прошло через несколько этапов: от отрицания предмета исследования (объективные законы товарно-капиталистической системы якобы должны уступить место «закономерностям сознательных действий»), через период изучения теории советского хозяйства, к последующему уяснению внутренней логики, механизма согласования и регулирования основных элементов системы.
Задача теоретического осмысления и разработки теории была выдвинута официально в 1936 г. В годы Великой Отечественной войны основное внимание уделялось проблемам обеспечения обороны, функционирования военной экономики. После окончания войны возобновилась работа над учебником политэкономии, в котором государственный социализм был представлен в виде взаимосвязанной системы экономических законов и категорий.
В послевоенный период в стране сформировалось несколько крупных творческих коллективов, представляющих собой научные школы. Эти школы складывались и развивались в тесной связи с ведущими научно-исследовательскими центрами. В Москве такую роль выполнял Институт экономики, Институт мирового хозяйства и международных отношений, Центральный экономико-математический институт. В Ленинграде экономические силы концентрировались вокруг Университета, Экономико-статистического института, других учебных и научных учреждений. В Новосибирске заявила о себе Школа исследований экономики промышленности.
Говоря о весьма непростом периоде в развитии отечественной экономической науки, было бы несправедливо выделить только ученых-экономистов, известных в стране и за рубежом. Было немало других, активно работавших и опубликовавших интересные и полезные работы.
Представители наиболее сильных творческих коллективов разрабатывали материалы для директивных органов, готовили обзоры, предложения, аналитические записки, писали тексты выступлений, докладов, программных документов для государственных и партийных руководителей. Анонимность подлинных авторов многих документов, жесткие рамки внешней и внутренней цензуры, закрытость и искаженность статистической информации, самоизоляция и оторванность от мировой экономической науки напоминают об особенностях работы в тот период. Нарисовать достаточно полную и объективную картину непросто.
Экономическая мысль в так называемые застойные времена не стояла на месте: ее продукция находила заказчика и потребителя, разработки и обоснования связаны не только с каким-то отдельным периодом или одной проблемой.
Роль центров экономической науки играли крупные научно-исследовательские институты, университеты, высшие учебные заведения.
Обосновываемые ими положения и выводы нередко расходились с официальными взглядами.
Одним из центров экономической науки был Институт экономики АН СССР (Москва). Он занимался изучением общих проблем политической экономии, проблем оптимизации производства, теории хозрасчетных отношений, проблем хозяйственного механизма.
Основной стержень обсуждений и споров в отечественной экономической мысли разворачивался вокруг оценки роли рыночных отношений в политэкономии «государственного социализма». Одни экономисты выступали за поддержку и стимулирование товарно-денежных категорий, другие - за всемерное ограничение и свертывание рыночных отношений. Эта сфера оставалась ведущей, причем позиции и трактовки, как правило, не выходили за пределы комментариев и обоснований официальной экономической политики.
Выделим главные рубежи дискуссий по экономическим проблемам в послевоенный период.
В начале 1960-х годов наметился поворот в сторону поиска более эффективных методов управления экономикой. В условиях постепенного исчерпания возможностей экстенсивного роста требовалось найти новые источники, использовать более действенные стимулы. Дискуссия по совершенствованию хозяйственного механизма была связана с решением практических задач по проведению экономической реформы, названной реформой А. Косыгина. Эта реформа осталась незавершенной.
Проблемы совершенствования планирования, вопросы теории управления оставались предметами дискуссий и в 1970-е годы. За схоластическими спорами об исходной «клеточке» развитого социализма («планомерность» или «товар при социализме»), о природе товарно-денежных отношений порой было непросто разглядеть неоднозначность подходов к решению назревших проблем ценообразования, совершенствования форм оплаты труда, методов стимулирования технического прогресса.
Примерно с середины 1980-х годов начался процесс, связанный с пересмотром традиционных взглядов на развитие экономических процессов. Меняются представления о предмете, исходных категориях, содержании политической экономии. Основное внимание теоретиков и практиков сосредоточивается на изучении проблем переходной экономики, механизма и особенностей рыночных отношений.
Радикальные преобразования, начавшиеся с либерализации цен (1992), не имели под собой четкой теоретической концепции. Переход к рынку начался по модели «шоковой терапии» с использованием опыта экономических преобразований в Польше. Реформаторы отвергли промежуточные программы и заявили о движении к «чистому капитализму». Отсутствие концептуальной основы преобразований и стратегической программы - одна из причин трудностей и ошибок, допущенных руководителями реформ.
В условиях переходной экономики значение теоретических обоснований экономической политики необычайно возросло. Однако законченной теории, целостного представления о проблемах и закономерностях социально-экономических преобразований пока не выработано.