ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА В 50-80-е ГОДЫ
В 50-х – 1-й половине 60-х годов происходил поиск путей совершенствования управления производством, делались попытки ускорения темпов научно-технического прогресса, преодоления отставания сельского хозяйства. Уже в 50-е годы в Казахстане были созданы предпосылки для роста
экономического потенциала, когда в хозяйственный оборот вовлекались новые ресурсы, повышался технический уровень производства. Опережающими темпами развивались отрасли, производящие сырье и топливо; отрасли легкой и пищевой промышленности развивались довольно медленными темпами, и в целом, примерно, 9/10 капитальных затрат в промышленности направлялось на развитие отраслей группы “А”, т.е. производство средств производства, в ущерб группе “Б” - производства средств потребления. В 50-е годы были построены и введены в эксплуатацию около 700 промышленных предприятий, в том числе Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Жезказганская обогатительная фабрика, первые очереди Соколовско-Сарбайского горнообогатительного комбината, Актюбинский завод хромовых соединений, Шымкентский гидролизный завод, Карагандинский, Семипалатинский и Шымкентский цементный заводы, Усть-Каменогорская и первая очередь Бухтарминской ГТЭС на Иртыше и др. Все это позволило Казахстану к концу 50-х годов выйти на 3-е место по выпуску продукции среди союзных республик. К 1960 году объем промышленной продукции составил по отношению к 1940 году – 732%.
В 60-е годы в республике было осуществлено невиданное ранее промышленное строительство, при этом вследствие ярко выраженного сырьевого характера ее экономики, преимущественное развитие получили отрасли добывающей промышленности. И хотя существование и развитие основных отраслей промышленности поддерживались не интенсификацией производства, а главным образом за счет увеличения капиталовложений, ввода новых мощностей, тем не менее в базовых, особенно в сырьевых отраслях республики, застоя не наблюдалось.
Следует отметить, что только за 1961-1965 гг. в народном хозяйстве было освоено капиталовложений больше, чем за все предыдущие годы Советской власти, благодаря чему промышленный потенциал Казахстана удвоился, а во второй половине 60-х годов были введены в действие еще 445 крупных предприятий и цехов, реконструированы и технически перевооружены сотни заводов и фабрик. Казахстан занимает все более прочное место в общесоюзном производстве, например, Карагандинский металлургический комбинат стал базой снабжения металлом не только самой
республики, но и Сибири, Урала, Средней Азии. В соответствии с общесоюзным разделением труда получили ускоренное развитие черная и цветная металлургия, нефтяная и газовая, химическая и
нефтехимическая промышленность, появился ряд новых отраслей промышленности по производству титана, магния, глинозема, чугуна, кокса, синтетического каучука, подъемных кранов, электродвигателей, новых волочильных станков и кузнечно-прессовых машин, асбеста и др.
Развитие экономики республики, в особенности формирование и развитие новых промышленных и сельскохозяйственных районов, освоение целины, вовлечение в хозяйственный оборот новых месторождений ископаемых требовали ускоренного развития всех видов транспорта, в том числе
железнодорожного, который всегда выполнял основную работу по перевозке народнохозяйственных грузов. Эксплуатационная длина железнодорожных линий Казахстана возросла с 1812 км в 1945 году до 11470 км в 1960 году и до 13700 км в 1970 году. В 1953 году завершено сооружение Трансказахстанской магистрали, в результате Карагандинская железная дорога по кратчайшему расстоянию связалась с Туркестано-Сибирской. Северный и Центральный Казахстан получили выход на юг республики в Среднюю Азию. К концу 60-х – началу 70-х гг. паровозная тяга полностью
вытеснена тепловозной и электровозной, значительно улучшилась связь при движении поездов, был автоматизирован ряд производственных процессов, резко поднялся уровень механизации работ по ремонту пути. Важное значение в республике приобрели автомобильный, воздушный транспорт ввиду огромных территориальных пространств края и удаленности многих районов от железнодорожных и водных путей. Ускоренными темпами рос и обновлялся автопарк, укреплялась и расширялась ремонтно-производственная база автотранспорта. Но по сравнению с другими союзными республиками отставало развитие воздушного транспорта, слабо были развиты водные пути и трубопроводы. Вместе с тем создание единой транспортной сети в Казахстане стало мощным рычагом углубления и расширения экономических связей между регионами республики, а также Казахстана с Центром, Уралом, Сибирью, Средней Азией. В промышленности республики в целом были достигнуты определенные успехи в реконструкции и техническом перевооружении предприятий, внедрении новой техники, прогрессивной технологии. Но достижения научно- технического прогресса, хотя и затронули ведущие отрасли экономики Казахстана, внедрялись крайне медленно и с трудом, и не благодаря, а вопреки существующему механизму, предприятия и целые отрасли не были заинтересованы в повышении технического уровня продукции, поскольку над
ними довлели план, объем, вал.
Промышленность, как впрочем и вся экономика республики развивалась за счет расширения производственных площадей, вовлечения в хозяйственный оборот новых источников сырья, увеличения численности кадров. Углубилась диспропорция между добывающей и обрабатывающей отраслями промышленности, при которой приоритетное развитие получали добывающие отрасли. Развитие индустрии сопровождалось резким усилением воздействия вредных отходов на окружающую среду.
Освоение целины: проблемы и итоги
В начале 50-х годов в сельском хозяйстве стали все больше проявляться негативные тенденции. Урожаи падали, не хватало хлеба и другого продовольствия; уровень жизни в деревне, замученной принудительным, почти неоплачиваемым трудом, различными поборами и налогами, был нищенским. Выход из кризиса – переход к рынку и развитие личного хозяйства. Но в рамках существовавшей командно-административной системы об этом не могло быть и речи. Для решения проблемы был взят курс на распашку гигантских земельных массивов на востоке страны. “Целинная эпопея” занимает важное место в истории сельского хозяйства Казахстана.
В известном смысле освоение целинных земель сыграло роль фактора, сработавшего на реанимирование “входившей в паралич” системы. Смягчить и устранить продовольственный кризис в стране предполагалось за счет резкого увеличения зернового клина. В этой связи вновь был избран
интенсивный путь решения вопроса продовольственного кризиса.
В 1945 году в Казахстане началось массовое освоение целинных и залежных земель. За два года было распахано 18 млн. га целины, что составляло 60 % от общей площади вновь освоенных земель по стране. В 1958 году посевная площадь республики составила 28,6 млн. га, из них 23,2 млн. га – под зерновыми. Уже в 1956 году Казахстан сдал государству свыше 1 млрд. пудов хлеба. Целина сыграла в регионе большую роль в создании обширной социальной и производственной инфраструктур. Были образованы сотни новых зерновых совхозов, возникали новые города. Что касается негативных последствий, то здесь явно проявлялась неравномерность развития северных районов, получавших основные финансовые инвестиции (долгосрочное вложение средств в производственную, предпринимательскую и другие деятельности с целью организации производства продукции, работ и услуг, и получения прибыли), и юга Казахстана, где отмечалась стагнация (застой в производстве, торговле и т.д.), порождая вопросы занятости и пауперизации населения.
Главным же фактором было ухудшение экологии района. В первые же годы освоения целины в результате беспрецедентных распашек начались пыльные бури на легких почвах Павлодарской области, а в начале 60-годов процессы выдувания охватили земли всего целинного края.
По самым осторожным оценкам Института всемирного наблюдения (США) потери верхнего слоя почвы на пахотных землях целинных районов Казахстана превысили миллиард тонн. Правда, в дальнейшем были разработаны почвозащитные системы земледелия, в частности, безотвальная обработка почвы. Однако, специалисты-экологи отмечают, что даже щадящие системы обработки почв не решают проблемы, лишь смягчают, но не обеспечивают необходимой экологической защиты окружающей среды.
Экономические реформы 2-й половины 50-х – 60-х годов, неудачи как следствие функционирования командно- административной экономики
Понимая необходимость перемен, руководство страной предпринимало попытки проведения экономических реформ.
В сентябре 1953 года новое руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым поставило вопрос об ослаблении экономического и политического давления на крестьянство, предусматривалось резкое увеличение инвестиций, повышались закупочные и заготовительные цены, смягчалась налоговая
политика, корректировалась оплата труда, вводилось пенсионное обеспечение колхозников и т.д. Изменение курса получило отражение и в Казахстане.
В результате этих мер был отмечен рост сельскохозяйственного производства, но все же колхозы и совхозы не справлялись со своей главной функцией – обеспечением общества продовольствием, особенно угрожающим был дефицит зерна.
В конце 50-х гг. Казахстану были переданы в подчинение все предприятия цветной металлургии, 144 промышленных предприятия легкой и пищевой промышленности; химической, металлургической и других отраслей, т.е. сделан важный шаг децентрализации управления хозяйственным комплексом.
Но уже к началу 60-х годов стало очевидно, что административно-командная система полностью исчерпала себя. Жизнь требовала расширения инициативы и самостоятельности предприятий, укрепления хозяйственного расчета и радикальных изменений в планировании и организационной
структуре. В марте 1965 года была проведена очередная реформа в сельском хозяйстве, которая должна была решить эти задачи. В оценках хозяйственной реформы 1965 года много противоречивого, однако, общим является признание половинчатости принятых тогда решений. Тем не менее, отдельные элементы реформы способствовали росту производства.
В Казахстане прирост в производстве валовой сельскохозяйственной продукции составил во 2-й половине 60-годов 28 %, а производительность труда в колхозах и совхозах повысилась (по сравнению с предыдущим пятилетием) в 1,8 раза. На сельское хозяйство региона приходилось 11 %
производственного потенциала сельского хозяйства всей страны.
В середине 60-х годов также были намечены меры по улучшению управления промышленностью, совершенствованию планирования и усилению экономического стимулирования производства. В соответствии с ними предусматривалось расширение сферы действия хозрасчета на предприятиях
и в отраслях, расширялась их хозяйственная самостоятельность и т.д.
На новую систему планирования и материального стимулирования в республике перешли 80 % предприятий. Но возможности реформы использовались неполно. Диктат центра ослабел, затем вновь усилился, участились корректировки плана; реформа как бы осталась на уровне предприятий, не дойдя до конкретного рабочего места и не затронув эшелоны управления.
Неизменность политической системы и ее идеологических установок привели к нарастанию бюрократического вмешательства и ограничению самостоятельности предприятий. Реформа не стимулировала повышения качественных показателей производства, затратный характер экономики
сохранился. Реформы в Казахстане тихо сошли “на нет” к концу 60-х годов.
8.Создание новых форм организации производительных сил в промышленности и сельском хозяйстве: ТПК и АПК.
Углубление экономического кризиса В 70-е годы в Казахстане были достигнуты определенные успехи в промышленном производстве. Например, в 1970 году было добыто 18,2 млн. тонн железной руды, что в 3 с лишним раза превысило уровень 1960 года. Казахстан занял первое место в стране по добыче хромовых руд, третье – по добыче железных и марганцевых руд, дальнейшее развитие получила цветная металлургия. Введение в эксплуатацию новых месторождений позволило
поднять уровень добычи нефти. Мангышлак стал одним из крупных нефтяных районов СССР, в 1970 году добыча нефти превысила 10 млн. тонн. В эти же годы Казахстан производил большую часть в СССР желтого фосфора – 90 %; 40 % хромитовых солей, 20 % полиэтилена низкого давления.
Именно в 70-е годы в Казахстане появились новые формы организации производительных сил – территориально-промышленные комплексы – ТПК (взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание промышленных предприятий, объектов производства и социальной инфраструктуры на
определенной территории; осуществляется в районах крупномасштабного вовлечения в хозяйственный комплекс топливно-энергетических или других сырьевых природных ресурсов), которые обеспечивали совокупность предприятий, связанных с добычей полезных ископаемых и их дальнейшей переработкой. Их создание было более эффективным, чем строительство отдельных изолированных предприятий. ТПК дали возможность более эффективно использовать имеющиеся
трудовые ресурсы, комплексно использовать сырье и отходы, производственные фонды; экономно расходовать трудовые, финансовые, материально-сырьевые и сельскохозяйственные ресурсы. Для ТПК создавались единые заготовительные, ремонтные и строительные базы, общие нженерные сооружения и коммуникации, транспортные системы, подъездные пути; развивалась социальная инфраструктура. ТПК способствовали созданию безотходного производства, т.к. они включали в себя не только само изготовление конечной продукции, но и переработку вторичного сырья. В 70-
80-е годы в Казахстане сформировались и получили развитие Павлодар-Экибастузский, Каратау-Джамбульский, Мангышлакский ТПК.
В эти же годы в промышленности Казахстана формировались мощные межотраслевые комплексы, имеющие до развала СССР, общесоюзное значение: топливно-энергетический, включающий Экибастузский, Карагандинский и другие бассейны (в 80-е годы давали 20 % добычи угля в стране гигантские Экибастузские ГРЭС, откуда энергия поставлялась в центр Сибири и на Урал). В Западном Казахстане (Мангышлак, Бузачи) металлургический комплекс объединяет предприятия цветной и черной металлургии, в том числе Карагандинский металлургический, ферросплавовый
и алюминиевый в Павлодаре, свинцово-цинковый и титано-магниевый в Усть-Каменогорске, Джезказганский медный комбинат.
До распада СССР Казахстан давал 70 % свинца, 50 % цинка, 30 % меди, большое количество титана, магния, редких металлов, золота. Соколовско-Сарбайский, Лисаковский, Качарский горно-обогатительные комбинаты составляли рудную базу Казахстана и Урала, давали более 10 % руды в СССР. В химический комплекс входили: крупное производство минеральных удобрений в Южном Казахстане, производство пластмасс, химических волокон, шин и др. Машиностроительный комплекс специализировался на выпуске сельскохозяйственной техники, экскаваторов, оборудования для шахт, рудников, металлургических цехов.
Новые формы организации появились и в сельском хозяйстве. К концу 60-х годов здесь начали формироваться агропромышленные комплексы – АПК (совокупность отраслей экономики, связанных с производством продовольствия и предметов широкого потребления из сельскохозяйственного
сырья, снабжение ими населения или производство, переработка, хранение), призванные достигнуть высоких темпов расширенного воспроизводства, повысить уровень специализации и кооперации, установить прямые связи между сельским хозяйством и промышленностью.
Казахстан отставал в этом направлении из-за крупных размеров хозяйств, их территориальной разобщенности, подчинения различным ведомствам. Переход к зональной и межхозяйственной кооперации привел к большому развитию в республике кооперирования птицеводческих и животноводческих хозяйств. В этих отраслях были достигнуты лучшие результаты производства
продукции, оплата труда проводилась по аккордно-премиальной системе.
Однако, в последующие годы при существующей диспропорции кормовой базы и поголовья скота (фермы получали зерна и фуража меньше половины требуемого), преобладании интенсивных методов хозяйствования, неотработанности экономического механизма взаимодействия звеньев АПК,
наметившееся отставание этой отрасли стало постоянным. В связи с широким развитием межхозяйственной кооперации в животноводстве, попыткой перевода его на “промышленную основу” выдвинулась проблема производства, эффективности и качества кормов. Но с государственными планами накопления кормов справлялись только некоторые хозяйства.
В Казахстане в кратчайшие сроки было решено перевести все производственные подразделения колхозов и совхозов, перерабатывающих и других предприятий агропрома на условия хозяйственного расчета и коллективного подряда. К маю 1986 года уже работало 16 тыс. бригад и
производственных коллективов. Высокими темпами стало развиваться производство, улучшились качественные показатели работ, снизились затраты труда и себестоимость продукции.
Одновременно в функционировании АПК возникают серьезные противоречия экономического порядка, обусловленные ведомственно-бюрократическими интересами.
АПК оказались несформированными во взаимосвязанный хозяйственный единый блок, не действовали принципы хозяйственной самостоятельности, административный диктат превратил их в организации – конкурентов аграрного сектора (по капиталовложениям, энергии, рабочей силе и т.п.). Ожидаемого эффекта не принесли и такие “магистральные” пути интенсификации сельского
хозяйства, как химизация, мелиорация, комплексная механизация и др.
Безнадежность этих мероприятий заключалась в том, что главная фигура села – крестьянин был полностью лишен инициативы и самостоятельности, отстранен от разработки инженерных задач, что могло повысить эффективность его труда. Он выполнял спускаемые “сверху” директивы, очередные “инициативы” и “почины”, но это не вселяло в него чувство ответственности, чувство хозяина на земле. В начале 80-х годов многострадальное советское хозяйство, замученное бесконечными преобразованиями, укрупнениями, новыми видами управления, экспериментами с технологией, с ценами и т.д., находясь под жестким административным контролем, оказалось в кризисной ситуации. Попытки изменить положение путем принятия новых решений не дали существенных результатов.
В промышленности Казахстана в 70-80-е годы также проявились все те деформации, которые были характерны для народного хозяйства страны в целом. Основы хозяйственной жизни республики определялись диктатом центра в лице экономических ведомств. А центр все также отдавал приоритет
в развитии экономики республики добывающим отраслям. В них направлялись крупные капитальные вложения в ущерб развитию наукоемких производств.
Около половины промышленности республики находилось в ведении союзных министерств со всеми вытекающими последствиями – ничтожной отдачей с прибыли, отсутствием заботы об охране окружающей среды и подготовке национальных рабочих кадров. Таким образом, нараставшие
кризисные явления в экономике вели к потере динамизма в развитии хозяйственной структуры Казахстана.
Тема 15. Экономические реформы в суверенном Казахстане.
1.Переход республики к социально-ориентированной рыночной экономике.
2.Меры правительства по стабилизации экономики. Введение собственной национальной валюты. Привлечение национальных инвестиций.
3. Современная экономическая ситуация в Республике Казахстан: проблемы и перспективы. Дальнейшее развитие реформ в Казахстане. Развитие промышленного производства. Основные принципы экономического роста в Программе Н.А. Назарбаева “Казахстан - 2030”.
- Переход республики к социально-ориентированной рыночной экономике.
Приватизация, акционирование, совместные предприятия Стартовый потенциал в переходе Казахстана к рыночным отношениям (система экономических отношений, обеспечивающая эффективное функционирование народного хозяйства на основе заинтересованности товаропроизводителей в получении прибыли) составляет достаточно развитый индустриальный комплекс, наличие машинных форм труда в массовых масштабах, стопроцентно грамотное население, более современная, чем в большинстве развивающихся стран система образования, науки, культуры, здравоохранения. Казахстан – самое крупное по масштабам экономики государство центральноазиатского региона. Республика обладает уникальным набором богатейшего и относительно дешевого природного сырья, которое при условии рационального использования позволит успешно справиться со всеми сложными экономическими проблемами, обеспечит нормальное развитие своих предприятий. Залежи меди в Казахстане составляют 10 % от мировых, свинца – 19, цинка – 13, железа – 10, марганца – 25, хромитовых руд – 30.
Утвержденные запасы барита и вольфрама превышают мировые.
Потенциально извлекаемая ценность минерального сырья в недрах республики оценивается в 8,7 триллиона долларов, в том числе уже разведанных запасов – 5,4 триллиона долларов. Огромные площади сельскохозяйственных угодий позволяют полностью обеспечивать республику сельхозпродукцией и поставлять на экспорт около трети ее объема. Вместе с тем, экономика Казахстана имела ярко выраженную сырьевую направленность, отсутствовали многие обрабатывающие отрасли, что не позволяло мощный производственный потенциал использовать напрямую в собственных интересах.
В суверенном (суверенитет – независимость государства во внешней политике и верховенство во внутренних делах) Казахстане стратегической целью было объявлено формирование социальной рыночной экономики, основанной на конкуренции (экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли) с сочетанием и взаимодействием различных форм собственности.
Предполагалось в три основных этапа нормализовать потребительский рынок, осуществить разгосударствление значительной части собственности, развитие инфраструктуры, включая формирование развитых рынков товара, капитала и труда, затем войти в число индустриальных стран, развивать экономику открытого типа. Стратегия реформ исходила из того, что доля государственной собственности будет постоянно уменьшаться и в перспективе установится в пределах 30-40 %. Стержнем экономических реформ является приватизация (процесс преобразования отношений собственности, когда объекты собственности переходят из государственной в другие формы собственности). Только на этой основе можно преодолеть государственный монополизм и отчуждение непосредственных товаропроизводителей от результатов их деятельности. В этой связи в республике принят Закон “О разгосударствлении и приватизации” (1993 год). Он предусматривал следующие формы преобразования объектов государственной собственности: сдача имущества в аренду, выкуп имущества членами трудового коллектива, продажа и преобразование имущества по конкурсу или на аукционе. Каждая из этих форм имеет преимущества и недостатки и зависит от различных факторов. Разгосударствление и приватизация осуществляются в два этапа: “малая” приватизация и “большая” приватизация.
Программа “малой приватизации” предусматривала через акционирование и конкурс приватизировать большинство объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания, коммунального хозяйства, транспорта и т.д. “Большая приватизация” предусматривала через образования холдингов, акционерных компаний приватизацию базовых отраслей экономики Казахстана: крупных и средних государственных предприятий в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, банковском деле, отраслях, выпускающих товары народного потребления.
В 1995 году в Казахстане было приватизировано свыше 3100 предприятий.
Наибольшее их количество приходилось на долю торговли, общественного питания и бытового обслуживания – 52 %. Доля приватизационных предприятий производственного сектора (промышленности, строительства, транспорта) составляла 4 %. При приватизации средних и крупных государственных предприятий преобладало создание акционерных обществ, их было создано около 250, причем 34 % от общего числа действовало в промышленности, строительстве, на транспорте.
Приватизация в аграрном секторе началась с 1992 года и протекала достаточно сложно. Крестьянство в отличие от других социальных групп сложнее адаптировалось к рынку, так как все тяготы переходного периода государство переложило на плечи самих товаропроизводителей, специального фонда поддержки предпринимательства в сельском хозяйстве не было. В связи с таким положением начался массовый отток жителей аулов и сел в города, промышленные центры. По данным Госкомстата РК численность населения в сельской местности в возрасте 25-30 лет в 1992-1994 годах сократилось на 69400 человек, в возрасте 30-35 лет – на 11900 человек.
Реформы, начатые после 1990 года, нацеливали на создание в агропромышленном комплексе многоукладной экономики. В процессе реформ сформированы государственный, частный, коллективный, кооперативный, акционерный секторы экономики. Созданы разнообразные типы агропромышленных формирований и агропромышленных объединений: агрофирмы, акционерные общества, ассоциации, союзы, совместные предприятия, финансово-промышленные группы. Например, с начала приватизации был преобразован в негосударственные формы хозяйствования
1671 совхоз. На этой базе было организовано 5813 хозяйствующих субъектов, из них: 1082 – коллективные предприятия, 295 – акционерные общества, 150 – хозяйственные товарищества, 487 – кооперативы, 2331 – малые предприятия, 1543 – крестьянские хозяйства.
Приватизация по-прежнему остается главным направлением политики экономических реформ. Вместе с тем растет частная собственность. Например, в 1996 году доля частного сектора в общем объеме производства валового национального продукта составляла около 50 %, в том числе промышленности – 40-45 %, в сельском хозяйстве – около 90 %, в строительстве – 60 %, в торговле – 85 %. Большое значение для развития экономики Казахстана имеет создание совместных предприятий (СП), главная цель которых – привлечение в экономику совместного оборудования и технологий, материальных и финансовых ресурсов, управленческого опыта, возможно быстрейшее насыщение потребительского рынка качественными товарами. Совместные предприятия практически могут охватывать все отрасли народного хозяйства. Опираясь на зарубежный опыт, они способны успешно конкурировать на внутреннем рынке с государственными и влиять на качество и ассортимент выпускаемой продукции. В 1995 году число совместных предприятий было свыше 2000. Большинство их создано с участием капиталов ведущих фирм США, Китая, Турции, Германии, Италии, Франции и т.д. Среди них – по производству табачных изделий – Алматинская табачная компания “Филипп Моррис”, СП, занимающиеся добычей и переработкой нефти и газа – “Тенгиз шеврон”, проект по организации и развитию торговли – торговый дом “Ле Монти Казахстан” и др. Создаются объекты производственной и социальной инфраструктуры, транспортных магистралей. Множество совместных предприятий расширили ассортимент производимых в Казахстане товаров народного потребления: телевизоров, видеомагнитофонов, стиральных машин, термосов. Знаменитая корейская фирма “Самсунг” наладила выпуск холодильников в Караганде.
- Меры правительства по стабилизации экономики. Введение собственной национальной валюты. Привлечение иностранных инвестиций.
Проведение экономических реформ и трансформация командной экономики в рыночную сталкивалось с большими трудностями, связанными с накоплением в республике за несколько десятков лет множества социально-экономических, экологических проблем, усилением кризиса отраслей хозяйства и др. Для выхода из кризиса и перехода к рынку правительством был разработан комплекс мероприятий по стабилизации и финансовому оздоровлению экономики.
В частности, можно назвать программу несложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ (апрель 1993 г.), где в качестве приоритетных направлений определены: сбалансирование доходов и расходов госбюджета; укрепление новой национальной валюты (тенге), обеспечение ее внутренней и внешней конвертируемости; насыщение потребительского рынка; приватизация госсобственности, без которой невозможно нормальное функционирование рынка; структурная перестройка экономики за счет опережающего развития наукоемких, экспортных, импортозаменяющих производств; привлечение иностранных инвесторов и эффективное использование их инвестиций. Проведение экономических реформ параллельно подкреплялось и правовыми законами. Были приняты почти все необходимые законы рыночной экономики (о собственности, о предприятиях, об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации, о защите частного предпринимательства и др.). И тем не менее республике не удалось добиться стабилизации экономики. Экономическая ситуация характеризовалась дальнейшим спадом производства во всех отраслях материальной сферы, снижением условий жизни, нестабильностью хозяйственной деятельности. Объем промышленного производства за 1994–95 годы сократился на 16,1 %, сельскохозяйственного – на 9,8%; отмечался неуправляемый рост цен на топливно-энергетические ресурсы, на многие потребительские товары. Чтобы активизировать действие рыночных сил на селе, правительство пошло на ряд кардинальных мер: освободило цены на хлеб, муку, комбикорм; отмену госзаказа; демонтаж монопольных структур, обслуживающих село.
Было отменено централизованное снабжение горючим, произошло изъятие и перераспределение продовольственного фонда, однако дела на селе не выправились. Дело в том, что либерализация цен (процесс расширения перечня товаров, цены на которые формируются на свободном рынке, т.е. государством не регулируются) и внутренней торговли по существу, не произошла. Оно осталась деформированной, “окутанной” целым спектром местных директив и указаний, что продолжает оставаться разорительным для непосредственного производителя.
Прибыль после реализации остается не у крестьянина, а у многочисленных посредников. Усиливаются технико-экономические и материальные трудности фермерских хозяйств, по сути брошенных на самовыживание. Им не созданы условия, обеспечивающие гарантированный
сбыт произведенной продукции по приемлемым ценам. Хозяйства испытывают финансовые затруднения, и многие даже не пытаются открывать счета в банках, прибегая к бартерному обмену. Крестьянские хозяйства из-за существующих высоких цен на технику не могут приобрести трактор или комбайн. В декабре 1994 года в соответствии с постановлением Правительства был сформирован государственный фонд финансовой поддержки сельского хозяйства. Средства фонда направлялись на удешевление минеральных удобрений и средств защиты растений, поддержку овцеводства, на
воспроизводство и оздоровление стада, племенное дело и, конечно, на развитие крестьянского хозяйства. Но обычная практика такова, что некоторые хозяйства, получив государственную финансовую поддержку, не всегда умели эффективно ею пользоваться. В 1996–1997 гг. был разработан пакет документов по углублению реформ, утверждению республиканского бюджета и дополнительным мерам государственной поддержки агропромышленного комплекса, а также ратифицирован займ Азиатского банка развития под осуществление реформ в сельском хозяйстве.
Новый этап экономических преобразований в Казахстане начался с введением национальной валюты (тенге) в ноябре 1993 года. Он был ознаменован выходом республики из рублевой зоны и началом формирования собственной экономической стратегии и политики во всех секторах экономики.
Приоритетным явилось совершенствование отраслевой структуры за счет формирования мощного потребительского комплекса.
Вместе с тем устойчивость национальной денежной единицы и всего денежного обращения подрывалась бюджетным дефицитом, сложившимся в результате несбалансированности госбюджета, когда в течение многих лет расходы превышали доходы. Рост бюджетного дефицита порождает и углубляет инфляционные процессы, ведет к задержкам заработной платы государственным служащим и рабочим, и тем самым приводит к серьезным экономическим и социальным проблемам. Чтобы сократить дефицит госбюджета, разработан комплекс мер по повышению эффективности налоговой системы, осуществляется переход на режим жесткой экономии бюджетных средств и т.д. При осуществлении экономических реформ вывести из глубокого кризиса сразу все отрасли не удается. Правительство определило приоритетные отрасли, которые нуждаются в первоочередном представлении кредитов на льготных условиях. К ним отнесены топливно-энергетический комплекс, наукоемкие, экспортные производства.
Начался процесс структурных изменений, а именно: переформировала свою деятельность компания “Каратау”, поставляющая ферромарганец на внешний рынок; реконструирован Карагандинский металлургический комбинат; начато строительство нефтепроводов по доставке казахстанской нефти на переработку в Павлодар и Шымкент, что позволит полностью перейти на самообеспечение горюче-смазочными материалами и т.д. Для оздоровления экономики, ее структурной перестройки, повышения технического уровня базовых отраслей, развития наукоемких производств Казахстану нужны огромные инвестиции, а поскольку собственных средств не хватает, приходится привлекать иностранные капиталы. Приоритетными формами участия иностранного капитала в республике являются прямые иностранные инвестиции, долгосрочные кредиты международных экономических организаций, государств.
- Современная экономическая ситуация в Республике Казахстан: проблемы и перспективы. Дальнейшее развитие реформ в Казахстане. Развитие промышленного производства. Поддержка малого и среднего бизнеса.
Взаимовыгодное экономическое сотрудничество со странами СНГ и зарубежными странами Накопленный опыт первых лет перехода на рыночные основыхозяйствования позволяет уточнить стратегические и тактические задачиэкономической программы с учетом тех изменений, которые произошли приреализации реформ.
За 1997 год наблюдался стабильный подъем в цветной и черной металлургии за счет использования действующих и новых мощностей, а также кредитного влияния. В ферросплавном производстве АО “Казхром” идет замена устаревшего оборудования на современное, производство переходит к выпуску более эффективного сплава на основе хрома и марганца. Завершается строительство первой очереди по добыче титаносодержащего сырья на Шокашском месторождении и второй очереди – на Обуховском. Реабилитационный банк осуществляет дополнительное кредитование АО “Текелийский свинцово-цинковый комбинат”. На предприятиях машиностроения и металлообработки стабилизируется положение: сокращаются расходы на производство, идет регулирование и ограничение потребления тепла и электроэнергии, ведется работа по передаче с баланса предприятий разветвленной социальной сферы, увеличивается номенклатура производимой продукции для других отраслей народного хозяйства, например, для нефтегазовой, добывающей промышленности,
железнодорожного транспорта и других.
Расширяется рынок сбыта продукции как за счет восстановления связей с другими государствами СНГ, так и со странами восточной Европы и Юго-Восточной Азии. Основным направлением промышленности является дальнейшее увеличение производства нефти, газа и нефтепродуктов путем
привлечения иностранных инвестиций, а также собственных средств и завершение Программы реструктуризации и приватизации государственной собственности. По указу Президента создан Государственный комитет по инвестициям с приданием ему статуса единственного государственного органа с правом проведения политики Казахстана в поддержку прямых инвестиций. Принятый им Закон “О государственной поддержке прямых инвестиций” от 28 февраля 1997 года предоставлял льготы и преференции (предпочтение) инвесторам, например, снижение им налогов на 5 лет и на последующие годы. Основная цель данного документа – обеспечить селективную (целевую) поддержку наиболее важных производств и сфер деятельности, преодолеть сырьевую направленность экономики.
Поступления средств от производственной инфраструктуры, а также объектов, финансируемых за счет государственных внешних займов, кредитов и республиканского бюджета намечено использовать на развитие сырьевой базы нефтяной промышленности, на решение проблем транспорта, энергетики, металлургии и машиностроения. Целевое освоение выделенных средств
способствует наращиванию темпов восстановления экономики страны и получению прироста выпуска продукции на отдельных предприятиях. Главными объектами вложения инвестиций будут нефтяные месторождения Узеня, Каспийский трубопроводный консорциум, а также нефтегазоконденсатные месторождения Карачаганака.
С целью совершенствования структуры нефтегазовой отрасли и перехода к рыночным методам управления проведена реорганизация управления отраслью с образованием Национальной нефтегазовой компании “Казахойл”. Компания управляет долями государства и государственными пакетами акций переданных ей предприятий, осуществляет все виды операций и представляет
интересы государства в межгосударственных нефтегазовых проектах.
Кроме внутренних и внешних источников финансирования инициируется привлечение частных инвестиций в сельский сектор, как отечественный, так и зарубежный. Приняты дополнительные меры по демонополизации АПК, по активизации биржевой торговли и т.д. Началась приватизация в банковской сфере. Первым приватизированным банком стал Эксимбанк, где 49% акций государство пока сохранило за собой, 36 % будет принадлежать малазийскому банку, 15 % получит международная финансовая корпорация.
В настоящее время приобретают особую активность проблемы развития малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе, который позволил бы наиболее полно использовать потенциал сельского хозяйства и в то же время остановил большой отток из аулов и сел трудоспособного населения.
В 1998 году средний и малый бизнес получает правовую и административную поддержку государства. Принимается Постановление Правительства РК от 12 февраля 1998 года, где выносится решение: закрытому АО “Фонд развития малого предпринимательства” направлять средства кредитной линии Европейского банка реконструкции и развития в сумме 50 млн. долларов США и второго транша программного займа Азиатского банка развития в сумме 50 млн. долларов США на кредитование развития малого и среднего бизнеса, фермерских и крестьянских хозяйств, создание рабочих мест.
Определена стратегия решения проблем и агропромышленного комплекса, а именно: государственным органам установить рыночные правила и условия, стимулировать активность частного сектора, завершить процесс приватизации, включая недвижимость, оставшиеся мелкие и средние предприятия и АПК.
В целях дальнейшего усиления государственной поддержки малого бизнеса, укрепления гарантий свободы предпринимательской деятельности принят Указ Президента Республики Казахстан от 27 апреля 1998 года “Об Агентстве Республики Казахстан по поддержке малого бизнеса”. А в целях
устранения препятствия для осуществления свободной предпринимательской деятельности был принят другой Указ Президента РК “О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности”.
Одним из основных направлений внешнеэкономической деятельности РК является взаимовыгодное экономическое сотрудничество как со странами СНГ, так и с другими зарубежными партнерами. 28 апреля 1998 года в Москве на заседании Межгосударственного совета Республики Беларусь, Казахстана, Кыргызстана и Российской Федерации руководители этих стран рассмотрели
Заявление “О десяти простых шагах навстречу людям”.
Основные принципы экономического роста в Программе Н.А. Назарбаева “Казахстан – 2030”
В своей Программе социально-экономического роста Казахстана к 2030году Президент РК подчеркивает, что спокойствие и стабильность прямосвязаны с эффективным укреплением экономического потенциала Казахстана.“Мы должны быть сильным государством и иметь надежные и дружескиеотношения с соседями – Россией, КНР, центральноазиатскими государствами,странами Ближнего и Среднего Востока, с главными демократическими,индустриально развитыми государствами, включая США”. Важным компонентомН. Назарбаев называет использование помощи и содействия международныхинститутов и форумов, таких как ООН, МВФ, Всемирный банк, Азиатский,Европейский и Исламский банки развития, что обеспечит поддержку Казахстанасо стороны международного сообщества.
Еще один элемент стратегии – освоение богатых природных ресурсов, которые могут стать надежной основой для защиты национального суверенитета и территориальной целостности страны.
“Благосостояние каждого гражданина зависит от суверенитета и безопасности государства, в котором он живет”. Последовательное включение Казахстана, по мере его экономического роста, в мировую экономику вольно или невольно может увлечь страну в водоворот различных региональных конфликтов. Поэтому приоритет по обеспечению безопасности принадлежит формированию взаимовыгодных отношений Казахстана с ведущими странами мира. Президент ставит четкую задачу перед правительством, которое должно направить свои усилия на создание терпимого и либерального (для крупного транснационального капитала) экономического поля, поощрять создание “теплого климата” для долгосрочных инвестиций в страну.
В Казахстане появились новые полюсы противостояния – между бедными и богатыми, управляющими и управляемыми, городом и селом. Государство прежде всего должно отражать интересы среднего класса – фермеров, мелкой буржуазии, интеллигенции. Необходимо в сжатые сроки завершить все преобразования на селе, сопровождая их энергичной и акцентированной
социальной политикой. “Наша стратегия должна быть такой, чтобы каждому была предоставлена возможность получить часть растущего национального богатства”. Говоря о том, что будущее страны все мы видим в либеральном обществе, модели которого весьма различны и имеют свою особую специфику, Н. Назарбаев указывает, что сегодня республика стоит перед стратегическим выбором – по какому пути идти дальше. Президент делает вывод: “Мы – евразийская страна, имеющая свою собственную историю и свое собственное будущее. Поэтому наша модель не будет похожа ни на чью другую. Она впитает в себя достижения разных цивилизаций. Наша модель должна отражать конвергенцию разных моделей общественного развития. Согласно Конституции Казахстана мы строим социально-рыночную экономику. Это именно то, что нам нужно”. Современная экономика Казахстана выходит из тупика тоталитарной, плановой системы на магистральные пути развития мирового сообщества.
АЛМАТЫ ЭКОНОМИКА ЖӘНЕ СТАТИСТИКА АКАДЕМИЯСЫ | АЛМАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СТАТИСТИКИ |