Справочно-библиографическое обслуживание в сфере социально-гуманитарной сферы.
Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) осуществляется в соответствии с разовыми запросами потребителей информации (в режиме „запрос — ответ"). Абонемент, читальные залы, отраслевые отделы удовлетворяют простые запросы, библиографический отдел – сложные. Библиограф, работающий с читательскими запросами, должен быть подготовленным, обладать широким кругозором, постоянно обновлять свои знания. Справки, выполняемые библиотекой, различаются по тематике, по информации, которая требуется конкретным читателям, по методике выполнения.
Запросы социально-гуманитарной тематики можно разделить на два класса:
• сформировавшиеся у пользователей в процессе их трудовой, самообразовательной и других видов деятельности (осознаваемые как преимущественно личные информационные потребности);
• вызванные необходимостью выполнения учебных и других заданий – своего рода «вынужденные» запросы.
Уточняющий библиографический запрос — запрос на поиск данных, недостающих в библиографическом описании документа, или на их уточнение. Ответом является уточняющая библиографическая справка, содержащая полное библиографическое описание документа с установленными (или уточненными) элементами.
Адресно-библиографический запрос направлен на поиск адреса и/или определения шифра документа. В ответ на запрос выдается адресная библиографическая справка, содержащая сведения о наличии документа и его местонахождении. Для возникновения адресных запросов типичны три ситуации:
• физическая удаленность пользователя от фонда и (или) каталогов;
• безуспешность самостоятельного поиска издания в каталогах библиотеки, даже в алфавитном;
• необходимость установить местонахождение издания для заказа его по МБА.
Тематические и некоторые фактографические запросы возникают при решении читателями новых для них задач, при вхождении в новую проблематику. Для тематических запросов характерна большая степень неопределенности.
Фактографический запрос – запрос на поиск требующих выявления или уточнения сведений о каких-либо явлениях, свойствах веществ и материалов, характеристиках, адресов организаций и т. п. Ответом служит фактографическая справка с указанием библиографических данных документов-источников получения фактов и сведений. Фактографические запросы свидетельствуют о необходимости получения читателями конкретных сведений самого различного характера: от стоимости определенных товаров, правил эксплуатации бытовой техники до правописания отдельных слов.
В современных библиографических разысканиях наряду с традиционными используется и автоматизированный библиографический поиск. С развитием сети Интернет библиографы получили уникальные возможности удаленного доступа к ресурсам различного уровня. Условно можно выделить три основных вида библиографических ресурсов в сети.
1. Электронные каталоги библиотек. В настоящее время это вид наиболее значим при проведении библиографического разыскания.
2. Базы данных.
3. Информация издательств.
Тематические пособия социально-гуманитарной тематики, выполняемые публичной библиотекой, как правило, должны носить рекомендательный характер. Методика их подготовки соответствует правилам составления любых других библиографических пособий. В процессе СБО читателей-неспециалистов обычно осуществляется непосредственное руководство их чтением. Нередки случаи, когда при приеме конкретного запроса требуется корректировка темы. Так, при выполнении тематических справок исторического характера целесообразно подобрать литературу так, чтобы читатель получил представление не только о самом событии или историческом деятеле, но и о значении его для современности. Иногда, удовлетворяя запросы более частного характера, библиографу приходится расширять границы темы.