Денежная реформа 1839 года.
Финансы России
В дореволюционный период
Оглавление.
Введение.................................................................................. 3
1. Положение России в XIX в................................................ 3
1.1. Россия в начале XIX в............................................................. 4
1.2. «План финансов» М.М.Сперанского...................................... 5
1.3. Денежная реформа 1839 года................................................. 7
1.4. Середина - конец XIX в........................................................... 8
1.5. Денежная реформа С.Ю.Витте............................................. 12
1.6. Итоги реформы С.Ю.Витте................................................... 14
2. Россия в начале XX века................................................ 16
2.1. Приход большевиков к власти. Влияние учения К.Маркса
на политику Советского правительства................................ 18
2.2. Первые реформы большевиков............................................ 19
2.3. Военный коммунизм.............................................................. 23
2.3. Итоги политики «военного коммунизма»........................... 27
Заключение……………………………………………………..28
Приложения …………………………………………………….29
Введение
Каждое время для истории России было по-своему судьбоносным. Однако, отдельные периоды можно назвать определившими дальнейшую жизнь народа страны на долгие годы. Одним из таких важнейших этапов Российской истории были вторая половина XIX века и начало XX века. На исторической сцене в тот период действовали яркие и сильные исторические личности, придерживавшиеся различных общественно-политических взглядов, отражавших все цвета тогдашнего, достаточно пестрого политического спектра. Происходили такие поворотные события как отмена крепостного права в 1861 году, революция 1917 года и т.д. Изучение ситуации и причин происходящего тогда в России может помочь, на мой взгляд, осмыслить многие процессы, происходящие на современном этапе развития нашего государства.
Положение России в XIX в.
В конце XIX - начале XX в. мировое общество вступило в новую фазу своего развития. Капитализм стал основной мировой системой, достигнув в передовых странах империалистической стадии. В России же этот процесс только начинал зарождаться. Россия вступила на путь капиталистического развития позднее ведущих стран Запада. Но за пореформенное сорокалетие, благодаря высоким темпам роста, прежде всего промышленности, она проделала путь, на который Западу потребовались века. Этому способствовал ряд факторов, и прежде всего возможность использовать опыт и помощь развитых капиталистических стран, а также жесткая экономическая политика правительства, направленная на форсированное развитие некоторых отраслей промышленности и железнодорожное строительство.
Развитие финансовой системы в России в этот период неразделимо связано с политикой, проводимой императором и правящей верхушкой. Проведение тех или иных реформ связано, в первую очередь, с политической ситуацией в стране, а так же с “реформаторским духом” царствующей персоны.
В феодальной самодержавной России до конца XIX в. финансовая система была развита очень слабо. Будучи аграрной страной с очень плохо развитой промышленностью, Россия жила, в основном, натуральным хозяйством. Среди подавляющей массы населения преобладал натуральный обмен. По прежнему, как и в XVIII веке, по деревням ходили коробейники, офени, разносившие ткани, галантерею, мелкие предметы быта, зачастую не продавая их за деньги, а обменивая на сырье(лен, полотно и пр.).
Кредитно-банковская система России почти не менялась со времен Екатерины II и продолжала оставаться в руках государства, в стране практически не было коммерческих кредитных учреждений. Основная часть банковских ссуд направлялась на весьма льготное кредитование дворянских хозяйств, и эти ссуды очень медленно возвращались в банки. Если к 1812 году за дворянами числилось ссуд на 64 млн. рублей серебром (в залоге было 12% всех помещичьих крестьян), то к 1859 году объем ссуд вырос до 425 млн. рублей(количество "душ" в залоге выросло до 66%). Большие масштабы приобрели внутренние займы государства у банков для покрытия бюджетного дефицита. На кредитование же промышленности и торговли шли очень незначительные суммы, поскольку для этих целей кредиты оговаривались целым рядом условий.
Но постепенно в процессе политических преобразований, а так же в связи с необходимостью развития промышленности происходит формирование финансовой системы в России.
Начало таких преобразований было заложено еще в начале XIX в. в тех реформах, которые разработал М. М. Сперанский.
Россия в начале XIX в.
К началу XIX в. в России начинают проявляться новые потребности, которые готовят переход государственного порядка на новые основания. Во внешней политике продолжается территориальное и национальное объединение русской земли. Во внутренней политике - это необходимость уравнять сословия общими правами и призвать их к совместной деятельности. Практически в каждое царствование делались попытки приступить к разрешению этих проблем. Каждый раз раздавались робкие или громкие голоса против существующего порядка с требованиями изменений; следующее царствование начинало робко или решительно проводить их во внутренней преобразовательной деятельности. Но каждый раз происходило так, что какие-нибудь препятствия, внешние или внутренние, война или особенности личного характера правителя, останавливали правительство на полдороги. Тогда начавшееся движение проникало в глубь общества и принимало различные формы.
Государственные финансы первой половины XIX века постоянно находились в большом напряжении, дефицит государственного бюджета возрастал из года в год. Причин этому были множество. Одна из них – это неудачные войны, в которых участвовала Россия в начале века, и связанные с этим большие расходы и контрибуции[1].
Вступив на престол, Александр-I дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим и экономическим проблемам.
В 1802 г. устаревшие коллегии, которые ещё с петровских времён являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Так же, в 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил право делать “представления” императору по поводу устаревших законов.
В первые годы царствования Александра-I эмиссия ассигнаций усилилась особенно заметно. Период войн с Турцией (1806-1812 гг.) и Швецией (1808-1809 гг.) потребовал от государства крупных расходов на содержание армии. В условиях постоянного дефицита бюджета, ограниченной возможности получения внешних и внутренних займов, правительство вынуждено было прибегнуть к дополнительному выпуску бумажных денежных знаков. Их количество в обращении к концу 1810 г. достигло 579 373 880 руб. За один рубль ассигнациями давали только 25,4 копейки серебром. Создавшаяся тогда в стране экономическая ситуация описывалась в официальном издании Министерства финансов таким образом: "Цены товаров сильно повысились, имущественные отношения утратили прочность, кредитные сделки крайне затруднились, производительная деятельность приняла спекулятивный характер; все народное хозяйство потряслось в своих основах". Огромные убытки несло в то время и Государственное казначейство, получавшее свои доходы в обесцененных ассигнациях.
Инфляционный процесс в России обесценивал денежные накопления имущих слоев. Состояние в 100 000 руб. ассигнациями, созданное в конце XVIII столетия, имело реальную ценность в начале 1810 г. только в сумме 50 000 руб. серебром, в июле 1810 г. - 33 000 руб., в декабре 1810 г. - не более 25 000 руб.
Обесценение ассигнаций делало невыгодным предоставление кредитов. Вследствие падения курса ассигнаций уменьшилась реальная сумма задолженности по ссудам, кредитор получал от должника еще более обесцененные бумажные деньги. Первый нес огромные убытки, в то время как для заемщиков, в роли которых часто выступали дворяне, это было выгодно. По данной причине для рассматриваемого периода характерно резкое свертывание кредитных отношений. Учреждение акционерных предприятий также казалось крайне опасным делом - падение курса ассигнаций грозило уменьшить реальную ценность акционерного капитала. Таким образом, инфляционное денежное обращение сдерживало развитие капиталистических отношений, торговли, кредита.
План финансов» М. М. Сперанского.
В этих условиях правительство предприняло определенные шаги с целью стабилизации денежного обращения. В основу намеченных мероприятий был положен знаменитый "План финансов". Он был подготовлен в 1809 г. известным государственным деятелем той эпохи М.М.Сперанским при содействии графа (а также адмирала и профессора) Н.С.Мордвинова.
По "Плану финансов" предполагалось провести денежную реформу посредством изъятия и уничтожения всех ранее выпущенных ассигнаций, а также учреждения нового эмиссионного банка. Он должен был располагать достаточным запасом серебра для обеспечения банкнот, которые планировалось выпустить в обращение. Кроме того, предполагалось улучшить организацию монетной системы России. Ее основой должен был стать серебряный рубль. Из положений "Плана финансов" следовало, что Сперанский отрицательно относился к неразменным бумажным деньгам и считал необходимым ликвидировать их обращение в стране. "Ассигнации, - писал он, - суть бумаги, основанные на предположениях. Не имея никакой собственной достоверности, они суть не что другое, как сокрытые долги".
После долгих колебаний правительство приступило к претворению некоторых положений "Плана финансов". Идеи М.М.Сперанского частично получили отражение в манифесте 2 февраля 1810 г. В соответствии с ним все выпущенные ранее в обращение ассигнации объявлялись долгом государства, обеспеченным всем богатством Российской Империи. В манифесте было заявлено о прекращении дальнейшего выпуска ассигнаций и о решении погасить указанный долг, для чего предполагалось заключить внутренний заем. В том же манифесте правительство объявило об увеличении податей и налогов с тем, чтобы увеличить доходы государственного бюджета.
Для постепенного погашения долга правительства по ассигнациям манифестом 27 мая 1810 г. было объявлено о выпуске внутреннего облигационного займа на 100 млн. ассигнационных рублей. Номинальный доход по займу был определен в размере 6% годовых. Облигации выпускались достоинством от 1 000 ассигнационных рублей и выше, сроком на 7 лет с уплатой в серебряных рублях или золотом по курсу к серебряной монете. Выплата дохода по облигациям, их выкуп должны были производиться Государственной комиссией погашения долгов, созданной в том же году по предложению М.М.Сперанского. Кстати, последний факт породил весьма лукавый анекдот:
"В Петербурге были в одно время две комиссии. Одна - составления законов, другая - погашения долгов. По искусству мастеров того времени надписи их на вывесках красовались на трех досках. В одну прекрасную ночь шалуны переменили последние доски. Вышло: комиссия составления долгов и комиссия погашения законов".
Однако этот первый в истории внутреннего государственного кредита Российского государства облигационный заем был реализован всего лишь на 3,2 млн. руб. Фактически это означало провал займа. В чем же заключались причины неуспеха облигационного займа?
Неуспех займа объяснялся прежде всего дефицитом в стране свободных денежных капиталов долгосрочного. Ведь именно они являлись одной из важнейших предпосылок размещения долгосрочных облигаций.
Кроме того, для имущих слоев населения покупка долговых обязательств государства являлась делом непривычным. Они предпочитали помещать сбережения во вклады до востребования в казенные банки. Это было намного удобнее для населения, чем покупка облигаций: банки платили по вкладам довольно высокий процент (5 % годовых) и возвращали вклады по первому требованию их владельцев. Вкладные билеты государственных кредитных учреждений обращались почти как деньги, между тем облигации такой способностью не обладали. На облигациях можно было понести потери в случае реализации их по биржевой цене.
В связи с отсутствием многоукладной экономики, основанной на разных формах собственности, неразвитостью частнокапиталистической предпринимательской деятельности, что тормозило рост "занятости" капиталов, в государственные кредитные учреждения стекались огромные суммы временно свободных денежных средств, в основном краткосрочного характера. Этот процесс особенно усилился с тех пор, когда в стране вследствие чрезмерной эмиссии ассигнаций значительно увеличилось количество денежных знаков. Накопленные средства банки помещали в ипотечные ссуды дворянам, а также передавали в долгосрочный заем (из расчета 6 % годовых) Государственному казначейству. В свою очередь, на казначейство возлагалась обязанность снабжать кредитные учреждения денежными средствами на случай востребования вкладчиками своих капиталов (в конце 50-х и 60-е годы массовое изъятие вкладов из казенных банков, вызвавшее в конечном счете упразднение всей системы этих банков, обусловило резкое развитие облигационных займов).
Таким образом, в Российской Империи из-за указанных общеэкономических причин получил развитие особый вид государственного кредита, который заключался в постоянных заимствованиях из казенных банков кредитных ресурсов, поступавших в качестве вкладов от частных лиц и учреждений. Возникший при Екатерине II и игравший тогда довольно скромную роль в структуре государственного долга, в правление Александра I этот вид кредита получил значительное развитие.
Правительство охотно шло на совершение данных операций. Во-первых, они давали возможность государству брать взаймы очень большие суммы, причем без обязательства их возвращения в определенный срок. Во-вторых, в пределах данных сумм отпадала необходимость прибегать к выпуску облигаций, для которых, как правило, была характерна срочность погашения. В-третьих, правительство, получая заемные денежные средства, по своему усмотрению устанавливало и плату за пользование ими. Чаще всего размер этой платы был невысокий. Если бы государство использовало облигационную форму займов, то рынок капиталов мог бы не принять облигации (а в 1809 - 1810 гг. так и произошло) либо из-за дефицита капиталов долгосрочного характера, либо из-за низкого обещанного дохода (процента) по облигациям. В последнем случае курс облигаций и выручка от их реализации были бы низкими, что делало бы невыгодным заем для казначейства. Ведь погашение облигаций государство должно было совершать по номиналу, а не по их фактической цене в день первичной продажи. В-четвертых, заимствование кредитных ресурсов из казенных банков прельщало правительство также и быстротой совершения данной операции в отличие от выпуска и размещения облигаций, на что требовалось много времени (к тому же при проблематичном конечном результате).
Отсутствие на рынке свободных капиталов долгосрочного характера, легкость заимствования казной вкладов из казенных банков, рост дефицитности бюджета, соблазн и дальше употреблять "сладкий яд", то есть выпускать ассигнации в еще больших суммах, - все это предопределило провал денежной и кредитной реформ М.М.Сперанского, неудачу перехода к облигационным формам займов.
На финансовое положение России в начале XIX века большое влияние оказала Отечественная война 1812 года, которая принесла огромные материальные и людские потери, более 100 тыс. человек были убиты и ранены. Пожар Москвы уничтожил почти весь город, пострадало много других городов, деревень, промышленных предприятий. К тому же Наполеон буквально завалил Россию фальшивыми деньгами. К 1814 году курс ассигнаций достиг очень низкой отметки: за один бумажный рубль давали 20 копеек серебром. Сумма выпущенных ассигнаций достигала астрономических цифр, в 1818 году она составила 836 млн. рублей. На протяжении первых десятилетий XIX века курс ассигнаций постоянно колебался, даже в разных районах страны он заметно отличался.
Война потребовала огромных материальных и денежных затрат, и правительство было не в состоянии завершить реформы. Идеи М.М.Сперанского были забыты. Политика правительства в области финансов, государственного кредита и денежного обращения приняла иное направление.
Несмотря на то, что начиная с 1823 г. правительство отказалось от дефляционной политики, курс ассигнационного рубля в последующие годы несколько повысился по отношению к серебряному рублю. Прекращение обесценения ассигнационного рубля объяснялось создавшимися экономическими условиями в стране. После Отечественной войны 1812 г. усилился процесс становления капиталистических отношений, развивавшихся в условиях разложения феодального хозяйства. Расширилось производство товаров, для реализации которых требовалось большое количество денег. С ростом потребности в средствах обращения и платежа наблюдался процесс сокращения избыточной массы бумажных денежных знаков, что повысило их курс. Изъятие ассигнаций, проведенное в 1818 - 1822 гг., а также рост потребности в средствах обращения и платежа привели к появлению в обороте золотой и серебряной монеты, которая длительное время находилась в виде сокровища на руках у населения.
В то же время в стране увеличилась добыча серебра и золота, и правительство усилило чеканку монеты из этих металлов. Таким образом, серебро и золото вновь появились в обращении, где они функционировали параллельно с обесцененными ассигнациями.
Расстроенное денежное обращение вызывало огромное количество жалоб со стороны купеческого сословия, крестьянства, других слоев населения. Поэтому, несмотря на сопротивление большей части дворян, заинтересованных в инфляции, Российское правительство приняло решение о коренном упорядочении денежного обращения в стране.
Денежная реформа 1839 года.
В 1839 году Е.Ф.Канкрин, тогдашний министр финансов, провел денежную реформу, имевшая целью введение новых принципов организации денежного обращения, устранение из обращения обесценившихся государственных ассигнаций. Она началась с принятием манифеста 1 июля 1839 г. "Об устройстве денежной системы".
В соответствии с ним в России с 1 января 1840 г. все сделки должны были заключаться исключительно на серебро. Главным средством платежа был установлен серебряный рубль с содержанием чистого серебра в 4 золотника 21 долю. Государственным ассигнациям отводилась роль только вспомогательного денежного знака. Они должны были приниматься по постоянному и неизменному курсу. Этот курс был близок биржевому на день принятия манифеста и составлял 3 рубля 50 копеек ассигнациями за 1 серебряный рубль. Поступление денег в казну и выдача из нее должны были определяться в серебряных рублях. Однако сами платежи могли совершаться или в звонкой монете, или в ассигнациях. Таким образом, денежная реформа фиксировала фактический уровень обесценения ассигнационного рубля и по существу была проведена путем девальвации ассигнационного рубля, который был приравнен к одной трети рубля серебряного.
Одновременно с манифестом был опубликован указ 1 июля 1839 г. «Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом Банке».
Депозитная касса принимала на хранение вклады серебряной монетой и выдавала взамен депозитные билеты на соответствующие суммы. Указ 1 июля 1839 г. объявил билеты Депозитной кассы законным платежным средством. Им было присвоено право обращения по всей территории страны наравне с серебряной монетой. Они могли использоваться во всех платежах в казну и из нее, при совершении операций кредитными учреждениями, частными лицами.
С помощью депозитных билетов, на 100% обеспеченных серебром и разменных на него, правительство стремилось укрепить доверие народа к устойчивым бумажным денежным знакам. По мнению правящих кругов, это должно было обеспечить последующее внедрение в обращение новых бумажных денежных знаков – кредитных билетов, только частично покрытых металлом; последними предполагалось заменить ассигнации.
По свидетельству современников денежной реформы, депозитные билеты пользовались популярностью среди населения. Их охотно принимали частные лица при совершении различного рода сделок. Депозитная касса буквально осаждалась желавшими сдать серебро и золото и взамен получить «депозитки». Ажиотаж особенно возрос, когда по Петербургу разнесся слух, что серебряные рубли совсем потеряют ценность и при расчетах будут приниматься только депозитные билеты и мелкая разменная монета.
С принятием указа 1 июля 1839 г. денежная реформа еще не была завершена. Депозитные билеты выпускались в обращение в той же сумме, в какой накапливался в кассе фонд серебра и золота. Подобное ограничение эмиссии не позволяло довести выпуск депозитных билетов до размеров, достаточных для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в средствах обращения и платежа и, следовательно, изъятия из обращения обесценившихся ассигнаций. Правительство не имело возможности использовать выпуск депозитных билетов с целью увеличения доходов Государственного казначейства. Для этого требовались другие принципы эмиссии.
Весь ход реформы 1839-1843 гг. показал, что правительство Николая-I пыталось одновременно решить две трудно совместимые задачи: упорядочить денежное обращение и максимально использовать эмиссию бумажных денежных знаков для выгоды Государственного казначейства. Введение с 1843г. системы серебряного монометаллизма с обращением разменных бумажных денежных знаков, обеспеченных металлом, способствовало укреплению денежной системы в России. Это отвечало интересам развивающейся буржуазии, которая была заинтересована в твердой валюте. Денежная реформа являлась импульсом быстрого развития товарно-денежных отношений в стране.
Но впоследствии, в ходе Крымской войны и после поражения в ней, правительство не раз прибегало к денежной эмиссии. В результате такой политики курс кредитного рубля постоянно снижался по сравнению с курсом серебряного рубля, поэтому свободный обмен был отменен. Стране фактически угрожал финансовый развал. За 1853-1856 годы дефицит бюджета вырос с 57 до 307 млн. рублей, инфляция выросла до 50% в год.
Середина - конец XIX в.
Развитие финансовой системы во второй половине XIX века идет бок о бок с развитием промышленности и капиталистических отношений. Эти процессы невозможно разделить друг от друга.
Центральным моментом этого процесса был манифест, подписанный 19 февраля 1861 года Александром-II «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта». Реформа 1861 года знаменовала вступление России в капиталистическую стадию развития. Однако, становление капитализма в России в пореформенную эпоху проходило в условиях, когда в стране сохранились сильнейшие пережитки крепостничества, которые всячески тормозили развитие капитализма.
Процесс социальной дифференциации деревни имел важное значение для развития капиталистической промышленности. Разложение крестьянства создавало условия для расширения внутреннего рынка. Экономически крепнувшая деревенская буржуазия увеличивала спрос не только на предметы широкого потребления, но и на сельскохозяйственные машины, на предметы деревенской роскоши и моды. Подсобные отрасли хозяйства (например, домашняя выделка холста и других грубых тканей, изготовление валенок), ранее снабжавшие крестьянскую семью предметами первой необходимости, становились невыгодными, беднота все больше и больше начинает прибегать к покупке дешевого ситца, обуви и других предметов на рынке. По этому же пути шел и середняк. Деньги могущественно вторгались в деревню. Денежная часть бюджета крестьянской семьи из года в год возрастала. Развитие финансовой системы в России набирало все больший оборот.
Вторым следствием процесса социальной дифференциации крестьянства было "раскрестьянивание", создание рынка рабочей силы, создание промышленной армии труда из той части деревенской бедноты, которая вынуждена была искать заработка на стороне, в городе, на фабрике, на заводе. Отход из деревни, несмотря на стеснение, обусловленное крепостническими пережитками, из года в год увеличивался и создавал для предпринимателя возможность получать дешевые рабочие руки.
Таким образом, Россия являясь по-прежнему аграрной страной, становилась на путь развития промышленности и капитализма.
Однако, в течении трех десятилетий, последовавших за освобождением крестьян, рост промышленности оставался в целом довольно скромным (2,5 – 3% в год). Экономическая отсталость страны являлась серьезным препятствием на пути индустриализации.
Россия позже других стран Европы вступившая на путь капиталистического развития, была вынуждена с помощью государственного вмешательства форсировать естественный ход событий, чтобы в кратчайшие сроки достигнуть того уровня, для достижения которого развитым странам понадобились века.
Крупная капиталистическая промышленность нуждалась в капиталах. Процесс первоначального накопления капитала внутри России шел достаточно медленно. Это, в первую очередь, связано со специфической особенностью России, что в отличие от Западной Европы процесс первоначального накопления капитала происходил в условиях крепостного права. Важнейшим источником накопления была феодальная рента, получаемая крупными землевладельцами в натуральной или денежной форме. Но в основном процесс накопления завершился уже после отмены крепостного права , поскольку дворяне получили огромные выкупные суммы, которые частично были направлены в производственную сферу.
Процесс выкупа принес доход и государству, которое удержало с помещиков все долги, числившиеся на заложенных в казну имениях. А таких долгов к 1860 году на помещиках лежало около 400 млн. рублей. Позже, в 1871 году из общей суммы выкупных платежей почти 250 млн. рублей пошло на уплату банковских долгов дворянства.
Купеческий капитал в большей части создавался за счет чрезвычайно выгодных казенных подрядов и откупов, особенно на винную монополию. В 1860 году винные откупщики заплатили в казну 128 млн. рублей, а их собственные доходы от торговли вином были в несколько раз выше. В середине XIX века до 40% всех доходов бюджета составлял так называемый "питейный доход" - от торговли вином. Частные капиталы росли также за счет неэквивалентной торговли с российскими окраинами, бурного роста золотодобывающей промышленности в Сибири и т.д.
Существовала возможность заимствование капитала за границей для развития промышленности, как это происходило во многих странах «второго эшелона» (Германия, США). Но это было возможно только при развитой финансово-денежной системе и стабильной валюте внутри страны. А такового в средине XIX в. по целому ряду причин не наблюдалось.
Крымская война расстроила денежное обращение России, и в полосу буржуазных реформ страна вступила с неразменным бумажно-денежным обращением. Курс кредитного рубля в 60-70-х гг. все время стоял ниже паритета и был подвержен сильным колебаниям (до 1877 г. был на 14 -24% ниже паритета). Во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. правительство выпустило в обращение значительное количество кредитных билетов, вследствие чего курс кредитного рубля сильно упал. В 1879 г. он равнялся 63 коп. золотом.
Развитие кредитно-банковского сектора только начиналось. В дореформенную эпоху сделки в кредит имели широкое распространение в оптовой торговле. Но не было сети учреждений капиталистического кредита. Казенные банки привлекали в качестве вкладов очень большие суммы, но они или употреблялись на выдачу ссуд помещикам под залог “крестьянских душ”, или использовались для кредитования государства. Правда, один из казенных банков - Коммерческий - занимался кредитованием торговли, но он обращал на это лишь небольшую часть собираемых им вкладов, а основную их массу передавал казенному же Заемному банку также для оказания кредита помещикам.
На всю Россию существовало лишь несколько городских общественных банков. Их средства были незначительны, а район деятельности весьма ограниченным.
В России рынок ценных бумаг к середине XIX в. носил также зачаточный характер. В 1861 г. общая стоимость русских ценных бумаг составляла лишь 1,6 млрд. руб. Это были почти исключительно облигации государственных займов. Акции составляли менее 5% указанной суммы. Треть общей суммы русских ценных бумаг находилась тогда за границей.
Все вышеперечисленные факторы тормозили свободное хождение капитала, необходимое для развития промышленности. Назрела острая необходимость в развитии всех компонентов рынка ссудного капитала.
Начиная с 70-х 80-х годов, начинается бурный рост промышленности и производства, а так же финансового рынка в России. . В 1864 - 1873 гг. возникло большинство акционерных коммерческих банков. Их правления находились в Петербурге, Москве и некоторых торгово-промышленных губернских центрах. Для операций в других городах банки открывали свои отделения. Число акционерных банков в 1875 г. составляло 39 и впоследствии почти не менялось (в 1900 г. - 43 банка), так как правительство неохотно давало разрешение на открытие новых банков. Ранняя концентрация банков была особенностью России и являлась главным образом результатом правительственной политики. На местах быстро росли общества взаимного кредита (в 1875 г. - 84 общества) и очень резко увеличилось число городских общественных банков (235). В 1864 г. вклады их и Государственного банка (вместе с основным капиталом) равнялись 278 млн. руб., а в 1879 г. они превысили 1 млрд. руб., то есть увеличились примерно в 4 раза. Таким образом, в 60 - 70 гг. в России сложилась система учреждений коммерческого кредита. В этот же период появились частные земельные банки, которые выдавали ссуды под залог помещичьих имений и городской недвижимости. Вклады всех коммерческих банков за 15 лет (с 1864 по 1879 г.) выросли почти в четыре раза, а сумма выданных ссуд увеличилась за эти же годы в 27 раз.
С 80-х годов правительство усиленно расширяет сеть сберегательных касс, которых раньше было очень немного (в 1881 году их было 76, в 1893 году уже — 2439). В кассы начался приток сбережений мелкой буржуазии, до того хранившихся дома “в кубышках”. Вклады в сберегательных кассах на первое января 1879 г. составляли 250 млн. руб. В целях поддержания государственного кредита правительство помещало вклады сберегательных касс в государственные займы и гарантированные государством ценные бумаги.
Начал наращивать свои объемы и рынок ценных бумаг. К 1876 г. сумма русских ценных бумаг возросла почти до 5 млрд. руб. Среди ценных бумаг заметный удельный вес приобрели бумаги железнодорожные и ипотечные (закладные листы земельных банков). А к концу XIX века сумма русских ценных бумаг превысила 12 млрд. руб. Несколько более четверти этой огромной суммы приходилось на государственные займы, заключенные правительством на общегосударственные потребности, т. е. прежде всего на военные нужды. Треть составляли государственные займы на строительство железных дорог, а также акции и облигации железнодорожных обществ. На акции и облигации промышленных предприятий падало всего 16%. Ипотечные бумаги (закладные листы земельных банков) составляли 21% общей суммы русских ценных бумаг, 60% ее находилось внутри страны и 40% - за границей.
В 70-х годах на мировом рынке стало дешеветь серебро по отношению к золоту. Поэтому крупные капиталистические страны Европы перестроили свои денежные системы, положив в основу денежных единиц золото и чеканя из серебра только разменную монету. Денежной единицей в России в это же время был серебряный рубль. Рубль кредитный, ставший основой денежного обращения еще с середины ХIХ века, служил объектом беззастенчивых спекулятивных манипуляций за границей, а в Берлине даже существовала специальная “рублевая биржа”. Здесь в 1888-1890 гг. (благоприятные годы) курс был довольно высоким и составлял 81,8% номинала (за 100 рублей давали 265,2 марки), но уже в 1891 г. , вследствие сильного неурожая, упал до 59,3% (за 100 рублей давали уже менее 200 марок). Положение бумажных денег не было прочным и внутри страны. В 70 - 80-е годы курс в среднем составил 64,3 копейки золотом.
Для ликвидации шаткости финансовой системы требовалось изыскать надежный металлический эквивалент, которым уже давно служило серебро. Однако начиная с 70-х годов цена “второго благородного металла” в силу ряда причин неуклонно падала и было мало надежд на изменение этой устойчивой тенденции. Государство стремилось всеми силами поддержать рубль и с этой целью искусственно ограничивало эмиссию бумажных денег: в 1881 г. их количество составляло 1180 млн. руб., а к 1896 г. даже несколько уменьшилось - 1175 млн. руб.
Между тем за эти 15 лет население увеличилось на 29 млн. человек, производство зерновых поднялось с 248 до 335 млн. пудов, добыча нефти возросла с 40 до 344 млн. пудов, производство чугуна поднялось с 29,9 до 80 млн. пудов, стали - с 14,2 до 38,5 млн. пудов, протяженность железных дорог увеличилась с 21 195 до 345 000 верст и т. д. Налицо был несомненный экономический прогресс, и количество дензнаков было недостаточным для потребностей населения и государства. Нужны были решительные действия, чтобы изменить подобное аномальное положение.
Назрела необходимость в проведении денежно-финансовой реформы, которая и была проведена С.Ю. Витте в конце XIX века.