Объединение таблиц с автоматизацией расчетов
Часто приходится заполнять несколько однотипных документов, несколько раз повторяя ввод одних и тех же данных. В этом случае удобно ввести текст и числа один раз, а во всех остальных документах просто вставить данные из первого документа. Рассмотрим эту операцию на примере заполнения счета-фактуры, счета и приходного кассового ордера. Вы заполняете только счет-фактуру, а остальные документы заполняются автоматически.
Вначале вам нужно самостоятельно оформить бланк «счет-фактура». Подробно об оформлении бухгалтерских бланков рассказано в работе № 1, на примере расчетной ведомости. При этом активно используйте форматирование. Например, чтобы вывести дату в виде 01 октября 2010 г., нужно задать дату 1.10.10и выбрать нужный формат представления данных. После того, как бланк готов, можно заполнять все поля вручную, но удобнее автоматизировать заполнение некоторых полей.
Если вы при заполнении используете только сегодняшнюю дату, в поле даты вставьте формулу =СЕГОДНЯ(). В ячейки стоимости товаров введите произведение количества на цену единицы, например =С11*D11.. Аналогично можно вычислить сумму налога с помощью формулы =E11*G11 и общую сумму по формуле =Е11+Н11. Также можно ввести в нужную ячейку ставку НДС. Введя формулы в первую ячейку счета-фактуры, размножьте их на остальные строки. Чтобы в таблице не отображались нулевые суммы, можно применить особый формат ячеек. Выделите ячейки с формулами, выберите команду меню Формат → Ячейки, и на вкладке Число появившегося диалога выберите в списке форматов все форматы. Введите в поле формат # ##0,00;#;#.Точками с запятой разделяются варианты числа — положительное, отрицательное и нулевое. Символ # указывает, что нули не выводятся. Первые символы описывают вывод числа в виде 7 876,00. Кстати, если заменить последний символ # в формате на тире, вместо нулей в таблице будут проставляться прочерки.
Рис. 2.1. Счет-фактура |
Суммирование и вычисление налога с продаж выполняется предельно просто. Чтобы вставить в счет-фактуру сумму прописью. вы можете добавить в таблицу лист с вычислением суммы прописью. Можете заполнить для примера нужные ячейки в таблице, и просмотреть, все ли правильно выводится и рассчитывается. В результате вы получите таблицу (Рис.2.1).
Рис.2.2Счет |
Далее на основе информации из счета-фактуры составляем счет. Это сделать очень просто, так как информация в счете почти полностью повторяет информацию из счета-фактуры. Для счета рекомендуется использовать отдельный лист рабочей книги. После того, как вы сделаете или найдете бланк счета, вставьте в используемые ячейки ссылки на соответствующие ячейки листа счета-фактуры. При этом можно сослаться и на название и адрес продавца, вставив эти данные в заголовок счета (Рис2.2).
Если сумма прописью не помещается на одной строке, выберите перенос по словам при установке формата. Кстати, чтобы сцепить сумму цифрами и сумму прописью, используйте формулу =Лист1!B19&" "&Лист1!D19, конечно введя название листа со счетом-фактурой и указав нужные ячейки, содержащие соответствующие суммы.
На третьем листе рабочей книги создайте бланк приходного кассового ордера (Рис.2.3). Некоторые поля в этом бланке заполнить очень просто, достаточно вставить ссылку на нужную ячейку счета или счета-фактуры. Мы же остановимся на заполнении нескольких ячеек, которые отсутствуют в этих документах.
В приходном кассовом ордере рубли и копейки выводятся в разных ячейках. Если сумма из счета-фактуры расположена на листе Лист1в ячейке В19, то формула для выделения рублей будет следующей: =ЦЕ-ЛОЕ(Лист1!В19). Поместите ее в нужную ячейку, например в F18, как в нашем случае. Для выделения копеек в следующую ячейку нужно ввести
Рис.2.3.Приходный кассовый орден |
=ТЕКСТ(ОКРУГЛ((Лист1!В19-F18)*100;0);"00").Сумма в рублях вычитается из общей суммы и умножается на сто, после чего выводится в виде двух цифр, например 78или 09. В поле основания нужно перечислить все товары, для чего можно применить операцию сцепления, например =Лист2!В12&" "&Лист2!В13&" "&Лист2!В14.Обратите внимание, что между отдельными названиями вставляются пробелы. Это не совсем удобно, но если поставить запятые, в случае пустой строки получатся несколько запятых, расположенных подряд. Можно при заполнении счета-фактуры в конце каждого названия ставить точки. В этом случае названия в приходном кассовом ордере будут разделены точками.
Сохранив заготовку созданного документа, вы можете открывать ее при необходимости заполнения соответствующих документов. Заполнять нужно только поля в счете-фактуре, а остальные документы будут заполняться автоматически. Вы можете распечатать нужное количество копий каждого документа. После заполнения можно сохранить таблицу в другом файле, чтобы оставить созданные документы в электронном виде.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3