Тема 6. совершенная и несовершенная
РЫНОЧНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ.
Основные вопросы:
1. Сущность конкуренции, ее виды и формы. Совершенная конкуренция.
2. Несовершенная конкуренция. Виды монопольного рынка.
3. Опыт антимонопольной политики и защита конкурентной среды.
Сущность конкуренции, ее виды и формы.
Совершенная конкуренция.
Любые диспропорции в экономике оборачиваются либо излишками, либо дефицитом. Конкуренция безжалостно уничтожает фирмы, производящие ненужную рынку продукцию. Напротив, компании, выпускающие дефицитную продукцию, быстро наращивают объем продаж, устраняя дефицит. В этом проявляется важнейшее свойство конкуренции, которое обеспечивает эффективность, пропорциональность и динамичность рыночной экономики.
Ключевую роль конкуренции в функционировании рыночной экономики обобщил в XVIII веке Адам Смит в своем знаменитом принципе "невидимой руки". А.Смит обратил внимание на разницу между субъективными целями предпринимателей и объективными результатами их деятельности. А именно, каждый из них стремится к собственной выгоде, но всякий раз преследуя собственный интерес, он одновременно реализует и интересы всего общества. И делает это более эффективно и добросовестно, если бы специально к этому стремились.
Являясь непременным условием существования рынка и реализацией его функций, конкуренция приобретает различные формы. Как форма столкновения субъектов рыночного хозяйства конкуренция имеет два вида: внутриотраслевую и межотраслевую.
Субъектами внутриотраслевой конкуренции являются предприятия одной отрасли, которые конкурируют друг с другом за лучшие условия производства и сбыта продукции. Предпосылками для этого вида конкуренции выступают различия индивидуальной стоимости производства однородных товаров.
На предприятиях, производящих одинаковую или взаимозаменяемую продукцию, существуют различия в условиях производства, поэтому индивидуальные стоимости товаров не одинаковы.
На рынке выявляются рыночная стоимость товаров, которая будучи выражена в денежной форме - есть рыночная цена. Чтобы склонить покупателя к приобретению определенных товаров, необходимо предложить более привлекательные, а значит более низкие цены. Снижение цены не должно наносить ущерб прибыли, поэтому надо снижать издержки производства, совершенствовать технику и технологию, повышать квалификацию работников. Следовательно, внутриотраслевая конкуренция втягивает конкурирующие предприятия в борьбу за совершенствование всех условий производства.
Межотраслевая конкуренция возникает между предприятиями разных отраслей, производящих неоднородные товары. Предпосылками для конкуренции между ними являются различия нормы прибыли и скорости оборота капитала в отраслях.
Норма прибыли позволяет оценить результаты деятельности каждой отдельно взятой отрасли, сопоставить результаты с затратами. В случае, если результаты не устраивают производителей, то предприятие может быть перепрофилировано на выпуск более перспективной продукции.
Таким образом, происходит перелив капитала и рабочей силы из отрасли в отрасль, что обеспечивает корректировку отраслевой структуры хозяйства. В результате межотраслевой конкуренции устанавливается средняя прибыль и цена производства, обеспечивающие равную прибыль на равный капитал, независимо от того куда он вложен.
В зависимости от способа поведения фирмы на рынке, конкурентная борьба проявляется в виде двух основных методов: ценовой и неценовой.
- Ценовая конкуренция - это борьба между товаропроизводителями с помощью цен, за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ассортимента и качества. Чтобы вести успешную ценовую конкуренцию, необходимо располагать реальными возможностями снижения издержек производства, вести совершенствование техники и технологии.
- Неценовая конкуренция обусловлена развитием товарного производства и зависит от степени воздействия фирм на условия реализации своей продукции на рынке. При этом цена перестает играть сколько-нибудь важную роль. Основным инструментом воздействия на потребителя становится качественная характеристика товара, его индивидуальные особенности.
Конкуренция выступает как главный регулятор рыночной экономики только тогда, когда фирмы, конкурируя между собой, не подрывают, а усиливают свои позиции. Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует, от количества соперников, степени открытости экономики и экономической свободы. В связи с этим различают конкуренцию совершенную и несовершенную.
Конкуренция на рынке определяется условиями, в которых образующие ее фирмы конкурируют между собой. К числу этих условий относятся: количество и размеры фирм, характер продукции, контроль над ценой.
Рыночная структура характеризуется совершеннойконкуренцией, если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенного влияния на цену.
Конкуренция является совершенной при наличии также следующих условий:
1. Большое число фирм, производящих однородную продукцию.
2. Отсутствие входных барьеров для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него.
3. Равный доступ ко всем видам информации, это означает, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства.
4. Свободный перелив капиталов из отрасли в отрасль (мобильность факторов производства).
5. Исключен сговор всех участников в какой-либо форме.
На совершенно конкурентном рынке покупателям стандартных продуктов или услуг безразлично продукцию какой фирмы выбрать. Фирмы, предлагающие свою продукцию на конкурентном рынке, не могут воздействовать на цену, и выступают как принимающие цену, которая не зависит от объема продаваемой продукции. Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантирует, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашения о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.
Конкурентные рынки решают следующие задачи. Во-первых, участвующие в производстве фирмы выпускают наиболее предпочтительные и полезные для потребителей товары; во-вторых, производство осуществляется с минимальными для общества издержками.