Технико-экономическая практика

Цель и задачи практики

цель практики – формирование практических знаний экономики и управления предприятием, современных информационных технологий, используемых в управлении предприятием.

Задачами информационно–экономической практики студентов являются:

- получение общего представления о деятельности предприятия как хозяйствующего субъекта по месту прохождения практики;

- получение представления об экономической информации, используемой на предприятиях в процессе управления, экономических показателях и методах их расчета, технологии обработки экономической информации;

- расширение навыков использования пакетов прикладных программ при решении экономических и управленческих задач;

- сбор информации, необходимой для выполнения курсовых проектов по дисциплине “Экономика предприятия”, “Информационные технологии в экономике”, “Основы менеджмента”.

Места прохождения практики

Местом прохождения практики может быть структурное подразделение управления предприятием (филиалом, производством, цехом) из блока экономических служб (планово–экономический отдел, отдел труда и заработной платы, финансово–экономический отдел, бухгалтерия, информационно–аналитический отдел, экономическое бюро цеха, другие экономические подразделения).

Предприятие для прохождения практики предлагается руководителем практики от ИжГТУ, либо выбирается студентом самостоятельно, что должно быть подтверждено письмом за подписью руководителя предприятия, предоставившего студенту место для прохождения практики. В случае необходимости с предприятием заключается договор и (или) оформляется письмо-направление для прохождения практики.

Желательно, чтобы студент был оформлен на рабочее место, но с обязательным выделением времени для выполнения задач практики.

Дополнительным условием при выборе места прохождения практики является условие наличия и использования в данных подразделениях различного рода программных продуктов. В случае отсутствие таковых организуется знакомство с программными продуктами на базе информационно-вычислительного центра вуза или компьютерного класса кафедры.

Длительность и сроки прохождения практики, организация практики

Прохождение информационно-практической практики предусмотрено в 4 семестре в летний период. Срок практики – 3 недели.

В целях организации практики назначается руководитель практики от кафедры. В его функции входит:

- проведение предварительной работы по подбору мест прохождения практики;

- проведение организационного собрания и закрепление студентов по местам прохождения практики;

- согласование графика работы компьютерного класса кафедры в соответствии с графиком практики;

- контроль за графиком прохождения практики, прием отчетов по результатам практики.

На предприятии, где студент проходит практику закрепляется руководитель со стороны предприятия, в функции которого входит знакомство студента с предприятием, помощь в организации сбора необходимой информации.

Содержание практики

2.4.1. Изучить отрасль, в которой работает предприятие и дать краткую характеристику:

- определить к какой отрасли относится предприятие. Если это сделать сразу же сложно, то необходимо проанализировать номенклатуру выпускаемой продукции (в стоимостных или трудовых показателях). Отраслевая принадлежность определяется в зависимости от того, какая номенклатурная группа занимает наибольший удельный вес в общем объеме производства (продаж);

- оценить тип рынка, на котором действует предприятие, выявить лидеров в отрасли (взять ограниченный географический рынок либо России, либо отдельного региона, либо Удмуртии);

- определить формы и направления государственного регулирования товарного рынка (антимонопольное регулирование, предприятия-монополисты в отрасли; направление государственной поддержки и т.п.);

2.4.2. Описать организационно–правовую форму предприятия, используя Гражданский кодекс РФ;

2.4.3. Изучить номенклатуру продукции, назначение и характеристику основных видов продукции, указать основных потребителей и основных конкурентов;

2.4.4. Изучить основные экономические показатели деятельности предприятия и методику их расчета в рамках действующей государственной статистической отчетности; экономико–статистических отчетов, охарактеризовать динамику основных экономических показателей за три и более отчетных периодов;

2.4.5. Изучить организационную структуру и схему управления предприятия в целом (основные, вспомогательные, обслуживающие и управляющие подразделения и т.п.);

2.4.6. Изучить положения о внутренних структурных подразделениях, представить схему их взаимодействия, информационные потоки между ними (состав передаваемой и получаемой экономической информации), а также формы и способы передачи информации;

2.4.7. Изучить и описать имеющиеся компьютерные информационные системы на предприятии:

- состав, наименование, разработчик, количество рабочих мест;

- решаемые задачи (экономические);

- перечень технических средств, используемых для обеспечения работы информационной системы;

- документооборот, имеющий отношение к информационной системе (на основании каких документов вводится информация в систему, как она обрабатывается в системе, какие документы и отчеты формируются в системе);

- ознакомится с имеющимися в компьютерном классе пакете прикладных программ и оценить целесообразность их внедрения на предприятии.

2.4.8. Изучить и описать деятельность двух-трех работников управления организацией; при этом необходимо:

- дать описание уровня управления конкретного менеджера (низшее, среднее, высшее звено управления);

- обозначить функциональную среду деятельности менеджера (направление работы);

- описать функции, полномочия и ответственность менеджера;

- дать схему взаимосвязей и информационных потоков в работе менеджера;

- сделать фотографию рабочего дня менеджера.

Наши рекомендации