Фирма в рыночной экономике
Основной структурной единицей, субъектом предпринимательской деятельности является фирма (предприятие).
Есть ли различие между фирмой и предприятием? В экономическом лексиконе термин “фирма” используется как обобщающее понятие: фирма может включать одно или несколько предприятий и производств. Под предприятием же, как правило, подразумевается однопрофильное, однопродуктовое производство.
Современные фирмы – это в основном многопрофильные производства. Это делает фирму более устойчивой в период экономических спадов. Неблагоприятная конъюнктура в отношении одного выпускаемого товара снижает доходы, но может не затронуть условий доходности других товаров. Рассредоточение капитала фирмы по ряду отраслей и образование многопрофильного производства получило название диверсификации капитала.
Появление и широкое распространение фирм относится к периоду первоначального накопления капитала. Именно тогда стали возникать многие индивидуальные и ассоциированные предприятия, ставшие впоследствии опорой фабричного производства и организационной формой предпринимательской деятельности. Функции фирм на последующих этапах экономического развития и научно-технического прогресса постоянно расширялись, а их роль в экономике возрастала.
Фирма как хозяйственная структура и экономическая категория за длительный период развития рыночных отношений существенно эволюционировала. Первоначально понятие “фирма» (итал. firma – подпись) означало “торговое имя” коммерсанта. Сегодня этот термин означает институт, преобразующий ресурсы в продукцию. В учебной литературе под фирмой понимается определенная организация, экономический и правовой субъект, занимающийся предпринимательской деятельностью и обладающий хозяйственной самостоятельностью в решении вопросов, что, как и для кого производить; где, кому и по какой цене продавать.
Главная функция фирмы состоит в объединении ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг. Конечной целью деятельности фирмы является максимальное увеличение благосостояния ее владельцев.
Потребитель и фирма являются основными агентами рыночных отношений. Чтобы получить более ясное представление о связи между фирмой и рынком, выделим основные признаки этих двух институтов координации хозяйственной деятельности людей.
Рынок предполагает выполнение следующих условий:
1) обособление средств производства (принадлежность факторов производства тем или иным собственникам);
2) господство косвенных (опосредованных) форм связи между людьми – через цены, деньги;
3) использование экономических (материальных) стимулов, исключая прямой диктат, приказ.
В отличие от рынка фирма:
- основывается на концентрации (объединении) факторов производства;
- предполагает господство прямых (непосредственных) связей между сотрудниками;
- предполагает единоначалие, основывается на административных методах управления.
Отмеченные признаки показывают, что рынок – это сфера бессознательной, спонтанной координации действий его участников. Фирмы же – это участки сознательной координации (кооперации) между людьми. В противоположность рынку они представляют собой плановую, или иерархичную, систему, где все ключевые вопросы решаются собственниками. Таким образом, фирмы и рынок являются альтернативными способами организации экономической деятельности людей.
В научной литературе существуют разные объяснения причин возникновения фирм. Например, Адам Смит, а впоследствии Карл Маркс считали, что фирмы (мануфактуры, фабрики) возникли в результате кооперации работающих на основе разделения труда. Такая кооперация позволила значительно снизить производственные издержки и увеличить производительность труда каждого работника. Маркс, идеализировавший фабрику и весь фабричный порядок, пришел к выводу о необходимости расширения кооперации до масштабов всего общества.
Но наибольшее признание в научном мире получило объяснение причин возникновения фирмы, которое дал американский экономист Рональд Коуз. Он считал, что фирма как экономический институт возникает в связи с дороговизной рыночной координации. В условиях частной собственности фирма сокращает издержки рыночного обмена, которые в противном случае несли бы индивидуальные производители, не объединенные в такого рода организации.
Коуз ввел понятие транзакционных издержек (затрат) (лат. transaction – сделка). Люди, конечно, знали о них, учитывали их на практике, но не подозревали, что они имеют важнейшее значение при возникновении фирмы, банков, бирж и других институтов экономической жизни. Коуз выделил четыре категории транзакционных затрат:
1) затраты на сбор и обработку информации (о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг);
2) затраты на проведение переговоров и принятие решений (заключение контрактов);
3) затраты по контролю за соблюдением договоров;
4) затраты по юридическому обеспечению контрактов.
Фирмы и другие экономические институты как раз и призваны минимизировать эти издержки. Они становятся такими альтернативными организациями, которые вытесняют ценовый (рыночный) механизм и заменяют его системой административного контроля. Этот процесс состоит в том, что многие операции внутри фирмы осуществляются без посредничества рынка, что обходится дешевле. В пределах фирмы сокращаются затраты на поиск экономической информации, исчезает необходимость непрерывного продления контрактов, экономические отношения приобретают устойчивость.
Но тогда уместно задать другой вопрос: если фирмы позволяют экономить транзакционные затраты и фактически сокращать издержки производства, то зачем вообще нужен рынок? Почему все производство не осуществляется одной гигантской фирмой? Ведь мы знаем, что такие попытки предпринимались в бывших социалистических странах, где существовала система централизованного планирования. Командно-административная экономика и создавалась в расчете на то, что полное вытеснение рыночных отношений и формирование общественного производства позволяет обеспечить гигантскую экономию на транзакционных затратах.
Но этого не произошло. Деятельность любой иерархической организации также связана с определенными издержками, как и рынок. Их можно назвать издержками бюрократического контроля. При превышении определенного размера иерархия начинает терять управляемость. Затраты на поиск и обработку информации увеличиваются. Обеспечение заинтересованности работников в достижении целей фирмы обходится все дороже. Это, в конечном счете, ведёт не к экономии, а к возрастанию транзакционных затрат в специфической форме затрат бюрократического контроля.
Отсюда следует, что ни у рынка, ни у иерархии нет абсолютных преимуществ. И то и другое имеет свои плюсы и минусы. Поэтому, когда фирма решает, как организовывать сделку – обратиться к внешнему поставщику или изыскать внутренний источник, она должна взвесить издержки и выгоды обоих вариантов.