Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (интернет-ресурсы)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Профессионального образования

Сибирский федеральный университет

Торгово-экономический институт

Кафедра торгового дела и маркетинга

«Стратегический маркетинг»

Методические указания

по выполнению контрольной работы

по направлению подготовки бакалавров

38.03.06 «Торговое дело» профиль

«Маркетинг в торговой деятельности»

заочной и заочной в сокращенные сроки форм обучения

Красноярск 2013

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Сибирский федеральный университет

Торгово-экономический институт

Кафедра торгового дела и маркетинга

«СОГЛАСОВАНО»

И.О. декана ФЭУ

Э.А.Батраева

_________________

«____» ________2013г.

«Стратегический маркетинг»

Методические указания

по выполнению контрольной работы

по направлению подготовки бакалавров

38.03.06 «Торговое дело» профиль

«Маркетинг в торговой деятельности»

заочной и заочной в сокращенные сроки форм обучения

Красноярск 2013

Стратегический маркетинг: Методические указания по выполнению контрольной работы по направлению подготовки бакалавров 38.03.06 «Торговое дело» профиль «Маркетинг в торговой деятельности» заочной и заочной в сокращенные сроки форм обучения / Сост. Алешина О.Г., Юшкова Л.В.; ТЭИ СФУ. – Красноярск, 2013. – 21с.

Разработчик:

Алешина О.Г.

_______________

Юшкова Л.В.

_______________

Утверждена на заседании кафедры маркетинга 10.12.2013 г., протокол №10.

Зав. кафедрой торгового дела и маркетинга

____________ Ю.Ю. Суслова

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи контрольной работы, выбор варианта………………………….…5

2. Тематика контрольных работ………………………………………………………5

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………19

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ, ВЫБОР ВАРИАНТА

В соответствии с действующими Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования в учебные планы по направлению подготовки 38.03.06 «Торговое дело» профиль «Маркетинг в торговой деятельности»

заочной и заочной в сокращенные сроки форм обучения в качестве одной из дисциплин включен курс «Стратегический маркетинг».

Целью преподавания дисциплины является дать студентам теоретические и прикладные знания о сложном механизме разработке стратегии маркетинговой деятельности предприятия. Изучение курса позволит:

· определить маркетинг как управленческую концепцию и функцию, ориентирующие на эффективное использование потенциальных возможностей и ресурсов предприятия для удовлетворения требований рынка и получения прибыли. Воспринимать маркетинг как одно из важнейших условий выживания российских предприятий в условиях кризисной ситуации;

· иметь представление о стратегии и тактике маркетингового управления предприятием. Разбираться в организационной, информационно-исследовательской, планово-прогностической и контрольно-ревизионной функциях маркетинга. Понимать, что маркетинг на предприятии выдвигается в число основных функциональных видов деятельности, координирующих работу всех подразделений предприятия, с ориентацией на требования рынка;

· уметь формировать и использовать службу маркетинга для решения оперативных и стратегических задач предприятия во взаимодействии со всеми другими функциональными службами предприятия; принимать согласованные решения в области продуктовой, ценовой, распределительной и рекламной политики, оценивать результативность маркетинговых усилий предприятия.

Дисциплина «Стратегический маркетинг» предусматривает как теоретическую (лекции) и практическую (семинарские и практические занятия) подготовку, так и самостоятельную работу студентов по выполнению контрольной работы.

Контрольная работа включает в себя пять заданий и направлена на более глубокое освоение дисциплины студентами заочной и ускоренной форм обучения по направлению подготовки 080200 Менеджмент профиль «Маркетинг».

Задание 1, 2 и 3. Следует раскрыть содержание теоретического вопроса.

Задание 4. Расчетная задача.

Задание 5. Тестирование по одной из тем дисциплины.

При оценке контрольной работы учитываются:

· грамотность и научный стиль изложения материала;

· полнота раскрытия теоретических вопросов и упражнения;

· использование наглядных форм отображения информации (таблицы, рисунки, блок-схемы и т.д.);

· использование материалов специализированных изданий в ответах на вопросы;

· оформление работы в соответствии с правилами оформления документов, в т.ч. обязательно наличие в конце работы списка используемой литературы, представленного в установленном порядке.

Контрольная работа при сдаче на кафедру регистрируется и передается

для проверки преподавателю. Контрольная работа, получившая оценку “зачтено” остается на кафедре и сдается в архив. Контрольная работа, получившая оценку “не зачтено” возвращается студенту для доработки и затем повторно рецензируется.

Номер варианта контрольной работы определяется следующим образом. Контрольное задание состоит из вариантов, которые определяются в зависимости от двух последних цифр номера зачетной книжки студента.

В таблице по горизонтали размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых соответствует последней цифре номера зачетной книжки. По вертикали размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых соответствует предпоследней цифре номера зачетной книжки. Пересечение вертикальной и горизонтальной линий определяет номер варианта контрольной работы.

Варианты контрольных работ

Предпоследняя цифра номера зачетной книжки Последняя цифра номера зачетной книжки
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Контрольная работа, выполненная по неверному номеру варианта для проверки не допускается. Выполнение двух одинаковых вариантов контрольной работы в одной группе не допускается.

2. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ВАРИАНТ 1

  1. Управляющая система стратегического маркетинга на предприятии.
  2. Структуризация проблемы формирования экономической стратегии предприятия.
  3. Перечислите и опишите факторы, определяющие степень привилегированности тех или иных сбытовых агентов (дистрибьюторов) по отношению к производителю.

Задача

Общество «Дом Куприяна» специализируется на реализации садово-огородного инвентаря, объем реализации продукции в денежных единицах за последние два года и доля рынка фирмы и основного конкурента (фирма «Сделай сам»), по каждому виду продукции представлены в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика товарного портфеля фирмы «Дом Куприяна»

Наименование продукции Объем реализации, тыс. ДЕ Доля рынка, 2004 г, %
2003г. 2004г. «Дом Куприяна» «Сделай сам»
Соковыжималка
Тележка двухколесная
Ящик складной овощной
Тележки с корытом
Садово-огородный инвентарь в ассортименте
Секаторы
Запчасти к отечественным мотоблокам
Лестница стремянка
Опрыскиватели

- Используя матрицу БКГ, сформулируйте товарную стратегию фирмы;

- Определите направления инвестиций.

Тест

Что представляет собой маркетинговая стратегия:

А) комплекс приемов поведения предпринимателя на рынке;

Б) комплекс планов изучения рынка, формирования товарного ассортимента, ценовой политики, коммуникационной и сбытовой деятельности;

В) воплощение комплекса принципов, с помощью которых формируются конкретные цели маркетинга на определенный период и достигаются эти цели с учетом возможностей конкретного субъекта рынка;

Г) результата целенаправленной работы профессионалов – маркетологов в фирме.

ВАРИАНТ 2

  1. Стратегические рекомендации модели Shell/DPM.
  2. Стратегия снижения производственных издержек.

3. Опишите известные Вам стратегии охвата рынка.

Задача

Магазин верхней готовой одежды в весенне-летний период года испытывает значительные трудности с реализацией товаров зимнего ассортимента.

Ответьте на вопросы:

1. Какую из перечисленных ниже стратегий маркетинга должен использовать менеджер:

· ремаркетинг;

· синхромаркетинг;

· демаркетинг?

2. В чем выбранный вами вариант отличается от других?

3. Перечислите конкретные мероприятия, направленные на стимулирование сбыта продукции.

Тест

Стратегический маркетинг – это:

А) разработка нормативов конкурентоспособности предприятия и выпускаемых им товаров на основе исследования стратегических потребностей, ценностей товаров и рынков;

Б) анализ потребностей физических лиц и организаций, оценка привлекательности нового рынка;

В) процесс планирования деятельности фирмы;

Г) активный процесс с краткосрочным горизонтом планирования, направленный на уже существующие рынки.

ВАРИАНТ 3

  1. Переменные характеристики определения позиции бизнеса модели Shell/DPM.
  2. Стратегические решения предприятия по организации системы сбыта.
  3. Опишите процесс прогнозирования качества сервиса товаров как направление разработки и формирования сбытовой стратегии предприятия.

Задача

В таблице на основе десятибалльной шкалы приведены результаты оценки руководством предприятия привлекательности рынков, на которых действует предприятие, и стратегического положения на этих рынках. Проанализируйте данные таблицы. Какие стратегии Вы можете порекомендовать для отдельных рынков?

Таблица – Экспертные оценки стратегического положения предприятия и привлекательности отдельных рынков

  Параметры   Вес Оценка параметров рынков в баллах
А В С
Стратегическое положение        
Доля рынка 0,3
Относительное качество 0,3
Потенциал НИОКР 0,3
Экологичность производства 0,1
ИНДЕКС 1,0      
Привлекательность рынка        
Темпы роста спроса 0,4
Конкуренция 0,3
Капиталоемкость 0,2
Конъюнктура рынка 0,1
ИНДЕКС 1,0

Тест

Маркетинговая среда системы стратегического маркетинга является:

А) частью его макросреды;

Б) частью его микросреды;

В) совокупностью его микро- и макросреды.

ВАРИАНТ 4

  1. Структура и содержание модели БКГ.
  2. Ценовая политика и стратегические подходы к ценообразованию.
  3. Управляющая система стратегического маркетинга на предприятии.

Задача

Воспользуйтесь данными таблицы «Показатели положения продукта на рынке в 2005-2007гг.»

№ п\п Показатели 2005г 2006г 2007г
Объём продаж отрасли, тыс.шт
Доля рынка компании 0,03 0,03 0,04
Средняя цена единицы продукции, руб.
Переменные издержки на единицу продукции, руб.
Валовая прибыль на единицу продукции, руб.      
Объём продаж компании, тыс.шт      
Объём реализации, тыс.руб.      
Валовая прибыль, тыс.руб.      
Накладные расходы, тыс.руб.
Чистая прибыль, тыс.руб.      
Расходы на рекламу и продвижение, тыс.руб.
Расходы на сбыт и распределение, тыс.руб.
Расходы на маркетинговые исследования, тыс.руб.
Чистая операционная прибыль, тыс.руб.

Оцените маркетинговую деятельность фирмы:

- рассчитайте данные, пропущенные в таблице;

- дайте вашу оценку слабых и сильных сторон компании;

- проследите, какие расходы влияют на прибыль компании и каким образом маркетинговая деятельность, по вашему мнению, может привести к сокращению или увеличению части расходов при условиях, что доли рынка компании составят в 2008г. соответственно: а) 0,04; б) 0,042; в) 0,03;

- каким образом принцип управленческого риска может быть использован для оптимизации поведения фирмы на рынке.

Тест

Стратегический маркетинг не может быть определен как (укажите лишнее):

А) стержень всеобъемлющей политики фирмы учитывает всех участников рынка и окружающую его среду;

Б) подход, аккумулирующий все новые черты и тенденции 80-х и 90-х годов: активность, интегрированность, перспективность, эффективность.

В) маркетинг, базирующийся на результатах анализа и прогноза существенных усилий окружающей среды, а также сильных и слабых сторон собственной деятельности и деятельности конкурентов;

Г) современный маркетинг предполагающий в центре планирования всех усилий исключительно конкретного потребителя.

ВАРИАНТ 5

  1. Управляемая системы стратегического маркетинга на предприятии.
  2. Понятие и структура экономической стратегии предприятия.
  3. Перечислите и опишите содержание этапов разработки ценовой стратегии предприятия.

Задача

На рынке работает предприятие «Олимп», которое производит товар «А». С данным продуктом оно вышло на рынок 3 года назад, как с новинкой, не имеющей аналогов. Положение предприятия тогда было лидирующим и характеризовалось быстрой окупаемостью затрат на создание и выведение товара и большой его прибыльностью.

На данный момент состояние рынка стабилизировалось, в данную нишу проникли другие предприятия-конкуренты с аналогичными товарами и товарами-заменителями. Соответственно прибыли компании значительно уменьшились, и необходимо было предпринять соответствующие меры.

Руководством компании были организованы маркетинговые исследования по выяснению положения товара на рынке. Отдел маркетинга представил доклад с конкретными мерами, главной задачей которого было улучшение финансового положения предприятия и сохранение лидерский позиций.

Используя матрицы БКГ и Маккензи предложить свой анализ ситуации и возможные действия, которые могли предложить маркетологи компании.

Тест

Профессионально выбранная маркетинговая стратегия гарантирует фирме:

А) правильный базовый выбор целей и основных средств их достижения, с определенными запасными вариантами;

Б) единственно возможный путь достижения наибольших коммерческих выгод;

В) завоевание максимальной доли рынка;

Г) непротиворечивость решений конкретных маркетинговых проблем и оптимальное достижение поставленных целей участника рыночных отношений.

ВАРИАНТ 6

1. Сущность стратегического маркетинга.

2. Стратегия выживания: сущность, стратегические альтернативы.

3. Перечислите и опишите содержание этапов процесса выработки экономической стратегии организации.

Задача

Мебельная фабрика «Нильс» специализируется в производстве корпусной и мягкой мебели, объем реализации продукции в денежных единицах за последние два года и объем реализации основного конкурента (фирма «ПИК 99»), а так же емкость рынка по каждому виду продукции представлены в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика продуктового портфеля мебельной фабрики «Нильс»

Наименование продукции Объем реализации, тыс. ДЕ Емкость рынка в 2004 г. Реализовано конкурентом в 2004 г.
2003г. 2004г.
Кресла для актового зала
Кресла театральные
Барная мебель
Школьные парты
Матрацы пружинные
Столешницы
Тумбы прикроватные
Журнальные столы
Раскладушки

- Используя матрицу БКГ, сформулируйте товарную стратегию фирмы;

- Определите направления инвестиций.

Тест

Маркетинговую стратегию нужно изменять:

А) в зависимости от прогнозов изменения рыночной ситуации;

Б) в соответствии с изменениями конъюнктуры спроса на товары;

В) с учетом интересов возможных новых партнеров фирмы;

Г) если этого требуют конкретные потребители.

ВАРИАНТ 7

1. Дайте краткую характеристику разделов комплексного планового документа «Стратегия предприятия».

2. Опишите процессы интеграции экономической стратегии с мероприятиями оперативного маркетинга.

3. Раскройте понятие и сущность стратегического маркетинга.

Задача

Приведите примеры, соответствующие каждому этапу стратегии маркетинга (примеров может быть несколько):

1. Разработка новых областей применения товара.

2. Разработка новых параметров и модификации продукции.

3. Увеличение рыночных сегментов.

4. Выявление новых групп потребителей для существующей продукции.

5. Выявление новых групп потребителей для модифицированной продукции.

6. увеличение применения товаров существующими пользователями.

7. Изменение маркетинговой стратегии.

Тест

Маркетинговая среда системы стратегического маркетинга является:

А) частью его макросреды;

Б) частью его микросреды;

В) совокупностью его микро- и макросреды.

ВАРИАНТ 8

  1. Принципы и методология стратегического маркетинга.
  2. Стратегия стабилизации: сущность, стратегические альтернативы.
  3. Структура и содержание модели БКГ.

Задача

На основе предложенной информации в таблице о положении товаров на рынке, провести анализ ассортимента продукции предприятия с помощью Бостонской матрицы «Доля рынка – рост рынка». Предложите фирме стратегии поведения на рынке в отношении выявленных категорий товаров.

Таблица – Исходные данные для анализа ассортимента выпускаемой предприятием продукции

Показатели Товар А Товар В Товар С Товар Д
Объем сбыта товара на рынке, всего ед.
Доля товара предприятия на рынке, % 2,5 0,6 22,0 18,0
Темпы роста сбыта, % 5,5 1,6 16,0 7,0
Цена единицы товара, д.е.
Издержки на единицу продукции, д.е.

Тест

Понятие макросреды системы стратегического маркетинга отражает:

А) силы, влияющие на деятельность предприятия непосредственно;

Б) силы, не влияющие на деятельность предприятия;

В) силы, влияющие на микросреду предприятия;

Г) все ответы верны.

ВАРИАНТ 9

  1. Общая структура компонентов системы стратегического маркетинга.
  2. Стратегия интенсивного роста: сущность, стратегические альтернативы.
  3. Перечислите параметры, которые используются для выделения стратегической зоны хозяйствования.

Задача

Общество «Дом Куприяна» специализируется на реализации садово-огородного инвентаря, объем реализации продукции в денежных единицах за последние два года и доля рынка фирмы и основного конкурента (фирма «Сделай сам»), по каждому виду продукции представлены в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика товарного портфеля фирмы «Дом Куприяна»

Наименование продукции Объем реализации, тыс. ДЕ Доля рынка, 2004 г, %
2003г. 2004г. «Дом Куприяна» «Сделай сам»
Соковыжималка
Тележка двухколесная
Ящик складной овощной
Тележки с корытом
Садово-огородный инвентарь в ассортименте
Секаторы
Запчасти к отечественным мотоблокам
Лестница стремянка
Опрыскиватели

- Используя матрицу БКГ, сформулируйте товарную стратегию фирмы;

- Определите направления инвестиций.

Тест

К факторам внутренней среды системы стратегического маркетинга относятся:

А) выбор целей маркетинга и целевых рынков;

Б) разработка организационной структуры службы маркетинга;

В) роль маркетинга в фирме;

Г) все ответы верны.

ВАРИАНТ 10

1. Cтратегическая сегментация.

2. Научное сопровождение системы стратегического маркетинга.

3. Стратегия интеграционного роста: сущность, стратегические альтернативы.

Задача

Фирма «Пластикон» наряду с контейнерами для мусора выпускает пользующиеся большим спросом наборы для ванных комнат по 100 руб. Переменные затраты на их выпуск составляют 60 руб., что обеспечивает фирме величину удельного выигрыша в размере 40 руб., или 40%.

В текущем году «Пластикой» планирует продать 3 тысячи таких наборов, а в будущем году объем продаж (по оценкам службы маркетинга) может возрасти до 3,5 тыс. шт. Однако это превышает производственные возможности фирмы, и, чтобы выйти на новый уровень производства и продаж, необходимы инвестиции в приобретение дополнительного оборудования и строительство нового цеха. Поданным инженерной службы покупка оборудования для этих целей потребовала бы 15 тыс. руб. Вместе с тем шансы на привлечение инвестиций на приемлемых для фирмы условиях крайне малы.

Руководство фирмы приняло маркетинговое решение рассмотреть возможность повышения цены на 10% вместо наращивания масштабов выпуска, чтобы сократить величину спроса до уровня, обеспечиваемого нынешними мощностями фирмы. При этом фирма надеется получить прирост прибыли за счет продаж по ценам с более высокой величиной удельного выигрыша. По подсчетам она возрастет соответственно на 10руб., т.е. достигнет величины 50 руб., или 45% от новой цены.

Назовите условия успешной реализации такой ценовой политики.

Тест

Контактные аудитории системы стратегического маркетинга – это:

А) субъекты, которые могут оказать влияние на способность предприятия достигать поставленные цели;

Б) субъекты, которые непосредственно входят в контакт с предприятиями, поставляют ему товары;

В) субъекты, которые непосредственно контактируют с предприятиями, покупая его товары;

Г) все ответы верны.

ВАРИАНТ 11

  1. Целевая подсистема системы стратегического маркетинга на предприятии.
  2. Стратегия диверсификационного роста: сущность, стратегические альтернативы.
  3. Раскройте сущность процесса управления стратегическим набором предприятия.

Задача

Рассмотрите любое хорошо знакомое предприятие – то, в котором Вы работаете или проходили практику. Определите для выбранного вами предприятия, какие субъекты рыночной деятельности являются для него:

- поставщиками

- маркетинговыми посредниками

- конкурентами

- клиентами

- контактными аудиториями

В каждой категории участников микросреды выбранного Вами предприятия приведите несколько примеров. Опишите характер отношений Вашей фирмы с различными организациями. Чем эти отношения отличаются? Обоснуйте принадлежность каждой из названных фирм к определенной группе представителей микросреды.

Тест

К микросреде системы стратегического маркетинга не относятся:

А) СМИ

Б) население страны

В) торговые организации

Г) все ответы верны

ВАРИАНТ 12

  1. Управляемая системы стратегического маркетинга на предприятии.
  2. Понятие и структура экономической стратегии предприятия.
  3. Стратегическая гибкость предприятия и ее оценка.

Задача

До недавнего времени производственное объединение «Бытхим», выпускающее краски, ориентировалось только на профессиональный рынок, продавая краску в 5-литровых емкостях. Но теперь принимается стратегическое решение выпускать продукцию и для потребительского рынка, продавая краску в литровых емкостях и под другой торговой маркой с целью обеспечить дальнейший рост.

Определите на матрице Ансоффа прежнюю и новую стратегии объединения.

Предложите стратегические решения функционального и инструментального характера относительно нового направления деятельности «Бытхима».

Тест

Матрица Бостонской Консультативной Группы (БКГ) позволяет классифицировать рынок и оценить его перспективу для инвестиций по следующим параметрам:

А) издержки производства и емкость рынка;

Б) продолжительность ЖЦТ и уровень конкуренции;

В) привлекательность рынка и конкурентная сила предприятия;

Г) доля рынка и рост объема спроса (продаж).

ВАРИАНТ 13

1. Управляющая система стратегического маркетинга на предприятии.

2. Структуризация проблемы формирования экономической стратегии предприятия.

3. Алгоритм процесса стратегического планирования на предприятии.

Задача

Мебельная фабрика «Нильс» специализируется в производстве корпусной и мягкой мебели, объем реализации продукции в денежных единицах за последние два года и объем реализации основного конкурента (фирма «ПИК 99»), а так же емкость рынка по каждому виду продукции представлены в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика продуктового портфеля мебельной фабрики «Нильс»

Наименование продукции Объем реализации, тыс. ДЕ Емкость рынка в 2004 г. Реализовано конкурентом в 2004 г.
2003г. 2004г.
Кресла для актового зала
Кресла театральные
Барная мебель
Школьные парты
Матрацы пружинные
Столешницы
Тумбы прикроватные
Журнальные столы
Раскладушки

- Используя матрицу БКГ, сформулируйте товарную стратегию фирмы;

- Определите направления инвестиций.

Тест

Стратегический маркетинг, это:

А) Это разработка нормативов конкурентоспособности предприятия и выпускаемых им товаров на основе исследования стратегических потребностей, ценностей товаров и рынков.

Б) Анализ потребностей физических лиц и организаций, оценка привлекательности нового рынка.

В) Процесс планирования деятельности фирмы.

Г) Активный процесс с краткосрочным горизонтом планирования, направленный на уже существующие рынки.

ВАРИАНТ 14

  1. Иерархические уровни стратегического планирования.
  2. Товарная стратегия предприятия.
  3. Стратегия развития: сущность, стратегические альтернативы.

Задача

На основе предложенной информации в таблице о положении товаров на рынке, провести анализ ассортимента продукции предприятия с помощью Бостонской матрицы «Доля рынка – рост рынка». Предложите фирме стратегии поведения на рынке в отношении выявленных категорий товаров.

Таблица – Исходные данные для анализа ассортимента выпускаемой предприятием продукции

Показатели Товар А Товар В Товар С Товар Д
Объем сбыта товара на рынке, всего ед.
Доля товара предприятия на рынке, % 23,0 18,0 0,3 1,5
Темпы роста сбыта, % 15,0 8,0 1,5 5,0
Цена единицы товара, д.е.
Издержки на единицу продукции, д.е.

Тест

Профессионально выбранная маркетинговая стратегия гарантирует фирме:

А) Правильный базовый выбор целей и основных средств их достижения, с определенными запасными вариантами.

Б) Единственно возможный путь достижения наибольших коммерческих выгод.

В) Непротиворечивость решений конкретных маркетинговых проблем и оптимальное достижение поставленных целей участника рыночных отношений.

Г) Завоевание максимальной доли рынка.

ВАРИАНТ 15

1. Структура и содержание модели БКГ.

2. Ценовая политика и стратегические подходы к ценообразованию.

3. Оценка нестабильности внешней среды по шкале Ансоффа.

Задача

Портфель видов деятельности изготовителя бытовой техники включает пять бизнес-направлений. Ниже приводятся данные о продажах и конкурентах:

СЗХ   Продажи (млн шт.)   Количество конкурентов   Продажи трех главных конкурентов   Темпы роста спроса (в %)  
А 1.0 1.4/1.4/1.0
В 3.2 3.2/3.2/2.0
С 3.8 3.8/3.0/2.5
D 6.5 6.5/1.6/1.4
E 0.7 3.0/2.5/2.0

Проанализируйте портфель предприятия с помощью матрицы БКГ и представьте свой диагноз ее состояния.

Что можно рекомендовать по результатам анализа?

Какую стратегию следует выбрать для каждого бизнес-направления?

Назовите условия, выполнение которых необходимо для использования матрицы БКГ.

Тест

Матрица стратегического планирования бизнеса GE/МcKincey предполагает:

А) Определить относительную долю рынка и темпы роста рынка для каждой СЗХ фирмы.

Б) Определить привлекательность отрасли и устойчивость бизнеса для каждого СЗХ фирмы.

В) Определить силу бизнеса и привлекательность рынка для каждой СЗХ фирмы.

Г) Все ответы верны

ВАРИАНТ 16

1. Переменные характеристики модели ADL/LG.

2. Стратегия инновации, вариации, элиминации в реализации товарной политики предприятия.

3. Методы оценки адекватности товара требованиям торговли и экономическим целям предприятия.

Задача

На рынке работает предприятие «Олимп», которое производит товар «А». С данным продуктом оно вышло на рынок 3 года назад, как с новинкой, не имеющей аналогов. Положение предприятия тогда было лидирующим и характеризовалось быстрой окупаемостью затрат на создание и выведение товара и большой его прибыльностью.

На данный момент состояние рынка стабилизировалось, в данную нишу проникли другие предприятия-конкуренты с аналогичными товарами и товарами-заменителями. Соответственно прибыли компании значительно уменьшились, и необходимо было предпринять соответствующие меры.

Руководством компании были организованы маркетинговые исследования по выяснению положения товара на рынке. Отдел маркетинга представил доклад с конкретными мерами, главной задачей которого было улучшение финансового положения предприятия и сохранение лидерский позиций.

Используя матрицы БКГ и Маккензи предложить свой анализ ситуации и возможные действия, которые могли предложить маркетологи компании.

Тест

Стратегия инноваций как один из видов рыночной стратегии фирмы – это:

А) Копирование новшеств, разработанных конкурентами, и прежде всего принципиально новых идей, заложенных в новой продукции

Б) Модификация и усовершенствование традиционных изделий, выпускаемых фирмой за счет реализации в продукции новых технических принципов, внесение в изделие таких изменений, которые могут вызвать новые потребности или новые сферы использования.

В) Повышение конкурентоспособности изделия, предполагающее внесение таких новшеств, которые обеспечат реализацию продукции по повышенным ценам.

Г) Создание изделий, не имеющих на рынке аналогов по своему назначению

ВАРИАНТ 17

1. Алгоритм процесса стратегического планирования на предприятии.

2. Методы оценки адекватности товара требованиям потребителей.

3. Ценовая политика и стратегические подходы к ценообразованию.

Задача

В таблице на основе десятибалльной шкалы приведены результаты оценки руководством предприятия привлекательности рынков, на которых действует предприятие, и стратегического положения на этих рынках. Проанализируйте данные таблицы. Какие стратегии Вы можете порекомендовать для отдельных рынков?

Таблица – Экспертные оценки стратегического положения предприятия и привлекательности отдельных рынков

  Параметры   Вес Оценка параметров рынков в баллах
А В С
Стратегическое положение        
Доля рынка 0,3
Относительное качество 0,3
Потенциал НИОКР 0,3
Экологичность производства 0,1
ИНДЕКС 1,0      
Привлекательность рынка        
Темпы роста спроса 0,4
Конкуренция 0,3
Капиталоемкость 0,2
Конъюнктура рынка 0,1
ИНДЕКС 1,0

Тест

Стратегическое планирование фирмы представляет собой:

А) Совокупность задач и мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер.

Б) Один из способов, с помощью которых руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов фирмы к достижению ее общих целей.

В) Набор предпринятых руководством действий и решений, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь фирме достичь своих целей.

Г) Детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить фирме достижение целей.

ВАРИАНТ 18

  1. Сущность и структура модели ADL/LG.
  2. Стратегические позиции предприятия; подходы к определению (СПП), координаты и характеристика областей.
  3. Целевая подсистема системы стратегического маркетинга на предприятии.

Задача

Общество «Дом Куприяна» специализируется на реализации садово-огородного инвентаря, объем реализации продукции в денежных единицах за последние два года и доля рынка фирмы и основного конкурента (фирма «Сделай сам»), по каждому виду продукции представлены в табл.

Характеристика товарного портфеля фирмы «Дом Куприяна»

Наименование продукции Объем реализации, тыс. ДЕ Доля рынка, 2004 г, %
2003г. 2004г. «Дом Куприяна» «Сделай сам»
Соковыжималка
Тележка двухколесная
Ящик складной овощной
Тележки с корытом
Садово-огородный инвентарь в ассортименте
Секаторы
Запчасти к отечественным мотоблокам
Лестница стремянка
Опрыскиватели

- Используя матрицу БКГ, сформулируйте товарную стратегию фирмы;

- Определите направления инвестиций.

Тест

Стратегия конгломератной или латеральной диверсификации заключается:

А) В выходе с новым продуктом на имеющийся рынок;

Б) В производстве продуктов никак не связанных с традиционными продуктами организации;

В) В выходе с имеющимся продуктом на новый рынок;

Г) В производстве продуктов, являющихся новыми только для этой организации;

Д) В производстве продуктов, являющихся новыми на традиционном рынке организации производителя;

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

3.1. Основная литература:

1. Годин А.М. Маркетинг: учебник / А. М. Годин. - Москва : Дашков и К, 2013. - 656 с.

2. Грушенко В.И. Стратегии управления бизнесом : от теории к практической разработке и реализации [Текст] : монография / В. И. Грушенко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2010. - 295 с.

3. Дробышева Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент [Текст] : учебное пособие / Л. А. Дробышева. - Москва : Дашков и К°, 2013. - 149 с.

4. Маркетинговое управление. Полный курс МВА. Принципы управленческих решений и российская практика / Т.А. Гайдаенко.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Эксмо, 2008.

5. Третьяк О. А. Маркетинг: новые ориентиры модели управления : учебник : [для вузов по экон. специальностям] / О.А. Третьяк, Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М.: ИНФРА-М, 2005.

6. Федосеев В.Н. Управление маркетингом: учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/д: Издательский центр «МарТ», 2006.

3.2. Дополнительная литература:

7. Азоев Г., Челенков А. Конкурентные преимущества фирмы. – М.: НОВОСТИ, 2000.

8. Андреев С., Мельниченко Л. Основы некоммерческого маркетинга. М.: Прогресс, 2000.

9. Ансофф И. Стратегическое управление/ И. Ансофф. – М.: Экономика, 2006.

10. Багиев Г. Л. Маркетинг: учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн; ред. Г. Л. Багиев. - СПб.: Питер, 2009.

11. Гапоненко А. Л. Стратегическое управление: учебник для вузов / А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. - М.: Омега-Л, 2004.

12. Голубков Е. П. Основы маркетинга: учебник / Е.П. Голубков. – М: Финпресс, 2008.

13. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. Изд. 2-е, пераб. и доп. – М.: ИНФРА –М, 2001.

14. Завгородняя А.В., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. – СПб: Питер, 2002

15. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000

16. Котлер Ф. Основы маркетинга. Профессиональное издание/ Ф. Котлер, Г. Армстронг – М: Вильямс, 2009.

17. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: Экспресс курс / Ф.Котлер. – 2-е изд., исп. – М.: Питер, 2006.

18. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского. – СПб.: Наука, 2006.

19. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. – СПб.: Питер, 2007.

20. Малых В.В. Управление маркетингом торговой фирмы. - М.: «Экзамен», 2000.

21. Маркетинг: [учебник для вузов] / ред. Т. Н. Парамонова; Рос. гос. торгово-экон. ун-т. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : КноРус, 2007.

22. Маркетинг: учебное пособие / под ред. А.М. Немчина, Д.В. Минаева – СПб: Бизнес-пресса, 2001.

23. Месник Н.Ф. Маркетинг предприятий отрасли: Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии» - Минск, 2004.

24. Моисеева Н.К., Конышева М.В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: учеб. пособие / Под ред. Н.К. Моисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2002.

25. Ноздрева Р.Б., Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2005.

26. Павлова Н. Н.. Маркетинг в практике современной фирмы : учебник для бизнес-школ / Н. Н. Павлова. - М.: Норма, 2005.

27. Панкрухин А. П. Маркетинг: учебник: [для вузов по специальности 061500 "Маркетинг"] / А. П. Панкрухин, Гильдия маркетологов. - 4-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2006.

28. Симионова Н.Е. Методы анализа рынка. Учебное пособие. – М.: Экспертное бюро, 2000.

29. Соловьев Б.А. Управление маркетингом: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13. – М.: ИНФРА-М, 2000.

30. Соловьев Б. А. Маркетинг: учебник / Б. А. Соловьев. - М.: ИНФРА-М, 2008.

31. Сребник И.Б. Маркетинг: учебное пособие для вузов / И.Б. Сребник. – М.: Высшая школа, 2005.

32. Строков В.А. Управление маркетингом на предприятии. ПКФ «ХОРС -2», 2004

33. Тоффлер Б., Имбер Д. Словарь маркетинговых терминов. – М.: ИНФРА-М, 2000.

34. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.

35. Хлебович, Д. И. Сфера услуг: маркетинг: учебное пособие для вузов / Д. И. Хлебович. - М.: КноРус, 2009.

36.Эриашвили Н.Д., Ховард К., Цыпкин Ю.А. и др. Марктинг: Учебник для ВУЗов. Под ред. Эриашвили Н.Д. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

3.3. Программное обеспечение:

1. KonSi – SWOT, Anketter for Positioning Brands, Segmentation, ForExSal,

2. Excel

3. PowerPoint

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (интернет-ресурсы)

Рекомендуемые периодические издания:

Журналы: Маркетинг в России и за рубежом.

Маркетинг.

Маркетинговые исследования в России.

Практический маркетинг

Российская торговля

Современная торговля

Управление продажами

Газеты:«Ведомости»

«Коммесантъ»

«Российская торговля»

«Торговая газета»

«Эксперт»

Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников:

1. www.marketing.ru

2. www.marketologi.ru

3. www.marketing.spb.ru

4. www.md-marketing.ru

5. www.co.ru

6. www.rbc.ru

7. www.retail.ru

8. www.retailclub.ru

9. www.retailer.ru

10. www.shop-academy.com

11. www.vedomosti.ru

12. www.ucheba.ru

13. www.4р.ru

Наши рекомендации