Ператварэнне Пайднёвай Карэі, Тайваня, Сінгапура, Ганконга ў новыя індустрыяльныя краіны. Змены ў палітычнай сістэме

В целом экономическая политика "тигров" первой волны - Кореи, Сингапура, Тайваня, Гонконга - имела ряд общих черт. При всей незаурядности руководителей этих стран: бывшего японского офицера Пак Чжон Хи, бывшего британского адвоката Ли Куан Ю и бывшего председателя подмосковного колхоза Цзян Цзин-го, выбранная ими экономическая стратегия была продиктована не столько их мудростью, сколько географией, историей, внешней политикой и обыкновенным здравым смыслом. Все страны "четверки" были почти лишены запасов полезных ископаемых, но зато в их распоряжении имелись запасы дешевой и исключительно дисциплинированной рабочей силы. Столетия упорного труда на рисовых полях, а также традиционное конфуцианское воспитание с его установками на образование, дисциплину и конформизм, в течение веков сформировали уникальный "дальневосточный характер". Его чертами являются трудолюбие, готовность без ропота сносить лишения и беспрекословно выполнять приказы старших, ориентация на семейные ценности, культ образования и социального продвижения. Здравый смысл подсказывал, что наилучшим решением для этих стран будет создание экспорториентированной экономики. Несмотря на сходство стратегии, между "тиграми" первой волны существовали немалые различия в тактике. Корейское правительство, например, решило скопировать довоенную политику императорской Японии и сделало ставку на создание крупных многопрофильных фирм - чэболь. На Тайване тем временем предпочтение отдавалось средним и мелким фирмам, а Гонконг всячески использовал свое соседство с огромным Китаем. Однако, помимо экспортной ориентации экономики, всех "тигров" объединяла еще одна важная черта: за возможным исключением Гонконга, новый азиатский капитализм везде был далек от либерального идеала, государство вмешивалось в экономику активно и бесцеремонно. Другая особенность "тигров" первой волны заключалась в том, что все они совершали свой экономический рывок под руководством авторитарных режимов. Подобная ситуация создавала идеальную почву для коррупции - тем более, что в большинстве этих стран с незапамятных времен само собой разумелось, что чиновник просто по роду своей работы неизбежно должен брать взятки и слегка запускать руку в казну.

Появлению "азиатских тигров" немало способствовала и холодная война. Все будущие "тигры" управлялись радикально антикоммунистическими режимами. Во времена войны в Индокитае государства Восточной Азии находились на передовой линии борьбы с коммунизмом, и поэтому могли рассчитывать на западное содействие, в том числе и финансово-технологическое. Западная помощь и льготные займы, действительно, поступали туда в немалых количествах. Без этих капиталов восточноазиатское экономическое чудо либо вовсе бы не состоялось, либо произошло бы много позднее.

При всех оговорках перемены, произошедшие в странах Восточной Азии в 1960-1990 гг., действительно заслуживают наименования чуда. Среднегодовой рост ВВП в 1960-1990 гг. составил 6,3% на Тайване и в Гонконге, 6,9% в Южной Корее и 7,0% в Сингапуре. В результате ВНП на душу населения, который в 1960 г. находился на уровне Нигерии и Эфиопии, приблизился к уровню стран ЕС, а в некоторых случаях и превзошел его. Например, Сингапур (ВНП 32.810$ на душу населения).

6. Филиппины в 1945 – начале XXI в.

После возвращения США на острова встал вопрос о возвращении Ф независимости. За это выступали широкие слои населения. В стране стали возникать политические и профсоюзные объединения.

Первый президент Ф – М.Рохас, кот победил на выборах 1946г., а его Либеральная партия на парламентских. 4 июля 1946г. Ф официально получили независимость. Но влияние США было велико, тем более с началом холодной войны там начали появлятся военные базы США.

В основе гос.устройства – 2-х партийная американская система, определявшаяся соперничеством старой нацоналистической партии и новой Либеральной партии.

Рохас в 1947г. взял курс на подавление демократического движения, он создал комиссию по расследованию антифилиппинской дея-ти, запрещены политич организации, в том числе и Компартия. Этот курс продолжили приемники Рохаса, что привело к возникновению вооружённой оппозиции на о.Лусон под руководством КПФ (1948-1953).

В 1954г. на выборах победу одержал лидер националистов Р.Магсайсай, который несколько смягчил настроения в обществе. Он выдвинул теорию национализма в виде “таоизма”. 1954г – Ф вступили в СЕАТО, сильнее связав себя с политикой США. 1957г – закон о подрывной Дея-ти, где подозрение к принадлежности к левым организациям каралась смертью.

Конец 50-х движение “Филиппины прежде всего” во главе с Рекго. Организация распалась. В 1962г. У власти Либералы во главе с Д.Макапагалом, которые хотели изменить старые отношения в деревне, но им это не удалось. К концу 60-х положение левых организаций в стране усиливается.

В 1965 президентом стал националист Маркос. Привлёк на свою сторону много населения девизом “Рис, школы, дороги”. Во внеш политике придерживался сотрудничеством с США. 1967г Ф вошли в АСЕАН.

Начало 70-хкризис в с/х, антиправительственные мятежи крестьян, сепаратистские выступления мусульман на юге страны, создан Фронт Национального Освобождения Моро (ФНОМ), объединивший мусульман. В оппозиции также были Христианско-Социальное движение (ХСД), которые добивались улучшения жизни рядовых филиппинцев, движение за развитие национализма (МАИ), выступили за деамериканизацию внешней политики.

Акино – влиятельный соперник Маркоса хотел победить на выборах 1973, но последний ввёл в стране ЧП. В январе 1973 – новая конституция, которая провозглашала переход Ф из президентской в парламентскую республику. Нац ассамблея – высший орган, президент и преьер-министр были в одном лице. 1981г – Маркос вновь победил на выборах и снял ЧП. Скончался Акино, но его жена Корасон выиграла выборы 1986 года.

Мучульманская оппозиция объявила о создании на юге исламской республики, лишь в 1996 году там прекратились военные действия.

1992г Акино покинула пост и стал президентом Рамос. Ф – аграрная страна с развитым с/х, годовой доход 1300 долларов.

7. Заваяванне незалежнасци Индыяй. “Курс Нэру”

Подъем антиимериалистической борьбы начался летом 1945 г. В это время вспыхнули крупные антианглийские волнения в Калькутте, Бомбее. Но наиболее организованный и широкий характер движение приняло в ноябре 1945 г. Этому способствовала массовая кампания протеста против использования индийских войск для подавления освободительного движения в Индокитае и Индонезии. Эту кампанию протеста против колониализма возглавлял Индийский национальный конгресс (ИНК) и поддерживала Мусульманская лига.

На конец 1945 г. - начало 1946 г. были назначены выборы в центральное и провинциальные законодательные собрания. В выборах приняли участие все основные политические партии. Индийский национальный конгресс шел на выборы под лозунгом борьбы за полную независимость. Мусульманская лига - под лозунгом борьбы за Пакистан. В результате выборов в Центральное законодательное собрание Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига получили большинство по своим куриям. Индийский национальный конгресс получил абсолютное большинство в провинциях, где индусы составляли основную массу населения. 15 марта 1946 г. премьер-министр лейбористского правительства Эттли выступил с заявлением о готовности Англии предоставить Индии права доминиона. В августе 1946 г. Индийский национальный конгресс сформировал временное правительство, его возглавил Джавахарлал Неру. Мусульманская лига отказалась войти в его состав и объявила начало “прямой борьбы” за Пакистан. В октябре 1946 г. Мусульманская лига согласилась войти во временное правительство, но политику “прямых действий” в борьбе за Пакистан продолжила. Особенно широкий размах столкновения между индусами и мусульманами приобрели весной 1947 г. в Пенджабе. 20 февраля 1947 г. премьер-министр Эттли выступил с новой декларацией об Индии. Декларация содержала основные положения будущего плана расчленения Индии. Индия расчленялась по религиозному признаку на Индийский Союз и Пакистан. Вновь образованные государства получали права доминионов. Княжествам предоставлялось право решать, в какой из доминионов они вступают. К середине августа 1947 г. расчленение страны на два доминиона было закончено. 15 августа была провозглашена независимость Индии.

На первых выборах в Центральный парламент и Законодательные собрания штатов в 1951 - 1952 гг. почти ѕ мест подучил Индийский национальный конгресс. Было сформировано правительство. Возглавил правительство Дж. Неру. Первой реформой нового правительства стала аграрная реформа. Был ликвидирован слой посредников – помещиков-заминдаров, земля была передана тем, кто ее обрабатывает (в первую очередь это касалось арендаторов). За конфискованные земли посредники-заминдары получали выкупные платежи. В результате этой реформы основная часть индийских крестьян стали землевладельцами.

Дальнейшие аграрные преобразования 1960 – 1970-х гг. сопровождались разработкой и внедрением серий передовых агротехнических методов и приемов, связанных с “зеленой революцией”. В 1950-е гг. правительство Индии во главе с Дж. Неру стремилось сохранить единство и территориальную целостность. В середине 1950-х гг. в результате решения вопроса о национально-языковой автономии было образовано по национально-языковому принципу 14 штатов, произошла окончательная ликвидация княжеств.Индийский союз – федерация, где решающие позиции принадлежат центру в плане законодательства и управления. Законодательная власть принадлежит двухпалатному общеиндийскому парламенту, состоящему из Народной палаты и Совета Штатов, а в штатах – законодательным собраниям. Исполнительная власть принадлежит общеиндийскому Совету министров в Дели и правительствам штатов во главе с главными министрами.

Наши рекомендации