Доклад о торговле и развитии, 2011 год
КОНФЕРЕНЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ
Женева 6 сентября 2011 года
ДОКЛАД О ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИИ, 2011 ГОД
Сегодня экономическая интеграция и взаимозависимость в мире достигли беспрецедентных масштабов. Вследствие этого экономика в условиях глобализации не может функционировать на благо всех без международной солидарности и сотрудничества.
Это высветил глобальный финансово-экономический кризис, последовавший за крахом крупных финансовых учреждений, и он подчеркнул необходимость разработки подходов к новым формам глобального взаимодействия. "Двадцатка", которая стала ведущим форумом международного экономического сотрудничества, успешно координировала непосредственные меры реагирования на кризис, или на "великую рецессию", как это теперь называют.
Скоординированное снижение степени жесткости денежно-кредитной политики ведущими центральными банками ознаменовало собой первый шаг, а большинство членов "двадцатки" приняли крупные пакеты финансово-бюджетных стимулов, а также программы чрезвычайной поддержки в интересах восстановления финансовой стабильности. В совокупности эти меры положили конец экономическому обвалу и позволили тем, кто занимается разработкой политики, выиграть важный первый раунд в борьбе с кризисом. Вместе с тем, несмотря на жаркие дискуссии, в важных областях, которые также волнуют "двадцатку", был достигнут лишь незначительный прогресс. Эти области включают в себя финансовое регулирование, в частности в целях решения проблем, связанных с "финансиализацией" рынков многих сырьевых товаров, и − что еще более важно − реформирование международной валютной системы в целях обуздания неустойчивых потоков краткосрочных капиталов, главным образом под воздействием спекулятивных валютных операций.
Тем временем глобальный экономический подъем вновь вступил в фазу неустойчивости, поскольку процесс самоподпитывающегося роста на базе частных расходов и занятости не является гарантированным, особенно в развитых странах. Многие из этих стран переориентировали свою финансово-бюджетную политику с мер стимулирования на меры жесткой экономии, что грозит привести к затяжной стагнации или даже к спаду в их экономике. В условиях отсутствия роста занятости и зарплат в Европе, Японии и Соединенных Штатах политика этих стран должна быть нацелена на постоянное стимулирование их экономики, а не сводиться к попыткам "восстановить доверие финансовых рынков" посредством преждевременного урезания государственных расходов.
Главный глобальный риск заключается в том, что зарплаты и общие доходы населения могут не вырасти в достаточной степени для подпитки устойчивого и сбалансированного на глобальном уровне процесса роста, основанного на внутреннем спросе. Это свидетельствует о том, что опасность повышения темпов инфляции в результате роста цен на сырьевые товары очень невелика. С инфляционными рисками сталкиваются лишь очень немногие страны, имеющие высокие темпы роста и динамику "перебора" в уровнях зарплат.
Повышение цен на сырьевые товары помогло развивающимся странам сохранить импульс роста, но эти цены подвержены значительным колебаниям, поскольку они испытывают на себе сильное влияние спекулятивных операций участников рынков, обусловленных сугубо финансовыми соображениями. И хотя рост в целом ряде крупных развивающихся стран стал в большей мере опираться не на экспорт, а на внутренние движущие силы, он остается уязвимым перед лицом негативных тенденций в международной финансовой системе. В частности, эти страны сталкиваются с проблемой потоков краткосрочных капиталов, которые, как правило, оказывают повышательное давление на их валюты и причиняют ущерб их экспортным отраслям. Таким образом, развивающиеся страны также подвержены значительным понижательным рискам, и они должны нацеливать свои усилия на поддержание стабильных внутренних макроэкономических условий и на недопущение серьезных внешних сбоев. Поскольку они успешно продвигаются по своим траекториям развития, им необходимо повысить весомость своего голоса в глобальных дискуссиях по поводу новой конфигурации международной валютно-финансовой системы.
Мировая экономика все еще пытается оправиться от наихудшей рецессии со времен "великой депрессии". Смелые, скоординированные на глобальном уровне контрциклические меры политики позволили спасти экономику от краха. Тем не менее те, кто разрабатывает политику, не могут позволить себе упустить возможность для более фундаментальной переориентации политики и институтов. Жесткое регулирование финансового сектора с его более значительной ориентацией на вложения в основной капитал является ключом к повышению уровня стабильности глобальной экономики и ее возврату на путь устойчивого развития. Это требует повышения степени согласованности между многосторонней торговой системой и международной денежно-кредитной системой.
На национальном и региональном уровнях есть веские основания для переориентации финансово-бюджетной политики на учет требований общей макроэкономической ситуации вместо фокусирования внимания исключительно на обеспечении сбалансированности бюджетов или на обеспечении жестких параметров дефицита государственных бюджетов. Однако, если не обратить вспять нынешнюю тенденцию снижения ожидаемых уровней доходов среднего домашнего хозяйства и не вернуться к политике, в рамках которой акцент делается на важном значении роста общих доходов населения в качестве фундамента для устойчивого и сбалансированного развития как в богатых, так и в бедных странах, все остальные попытки восстановить динамику роста будут обречены на провал.