По выполнению дипломного проекта
Экономический факультет
Кафедра управления и маркетинга
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению дипломного проекта
Специальность 061100 – Менеджмент организации
Код по ОКСО – 080507
Санкт-Петербург
ББК
Туровская М.С., Галузина С.М., Решетов П.А., Бабушкин А.В. Методические рекомендации по выполнению дипломного проекта.Специальность 061100 – Менеджмент организации. Код по ОКСО – 080507. – СПб.: МИЭП, 2010. – 52 с.
Составители: к.э.н., проф. каф. экономики и финансов Туровская М.С.
к.э.н., доц. каф. управления и маркетинга Галузина С.М.,
к.м.н., доц. каф. управления и маркетинга Решетов П.А.,
доц. каф. управления и маркетинга Бабушкин А.В.
Рецензенты:
Методические рекомендации по выполнению дипломного проекта адресованы студентам дневной, очно-заочной и заочной форм обучения. Методические рекомендации составлены на основании требований ГОС ВПО по специальности 061100 – Менеджмент организации, код по ОКСО – 080507, других нормативных документов и методических рекомендаций, используемых в Межрегиональном институте экономики и права, и учитывают имеющийся опыт подготовки специалистов в университетах Российской Федерации.
Печатается по решению кафедры управления и маркетинга,
протокол № ___ от «___»___________ 2010 года.
ISBN
© МИЭП, 2010.
© Туровская М.С.
© Галузина С.М.
© Решетов П.А.
© Бабушкин А.В.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………...………5
1 Содержание дипломного проекта………………………………….…………..7
1.1 Сущность, цели и задачи дипломного проектирования..….………...7
1.2 Структура дипломного проекта………….……………………………9
2 Порядок выполнения дипломного проекта……….………………………….16
2.1 Последовательность работ по выполнению
дипломного проекта……………………………………………………....16
2.2 Ознакомление с требованиями по выполнению
дипломного проекта………………………………………………...…….17
2.3 Выбор темы дипломного проекта………………………….………..17
2.4 Выбор научного руководителя…………………….………………...18
2.5 Составление задания и плана-графика выполнения
дипломного проекта……………………………………………………...18
2.6 Предварительный обзор источников………………….…………….19
2.7 Определение цели, постановка задач и формирование
содержания проекта………………………………………………………20
2.8 Работа с литературой и статистическим материалом………….…...21
2.9 Написание текста проекта………………….………………………...22
2.10 Наиболее типичные недостатки дипломного проекта…….………23
3 Требования по оформлению дипломного проекта….……………………….24
3.1 Общие требования……………….……………………………………24
3.2 Нумерация страниц и разделов……….………………………………25
3.3 Оформление иллюстраций и таблиц…….…………………………...25
3.4 Оформление формул и уравнений………….………………………...26
3.5 Оформление ссылок и сносок…………….…………………………..26
3.6 Оформление списка используемых источников………….…………27
3.7 Оформление приложений……………………….…………………….28
4 Подготовка и защита дипломного проекта…………………………….……..29
4.1 Общий порядок предоставления материалов перед защитой….…...29
4.2 Отзыв руководителя дипломного проекта……………….…………..30
4.3 Рецензия…………………….…………………………………………..31
4.4 Компьютерная презентация дипломного проекта…………….……..32
4.5 Иллюстративный материал к докладу……………….……………….33
4.6 Защита дипломного проекта…………….…………………………….33
4.7 Критерии оценки дипломного проекта……….………………………35
5 Темы дипломных проектов………………………………….………………….37
5.1 Специализация «Гостиничный и туристский бизнес»….……………37
5.2 Специализация «Корпоративный менеджмент»……………….……..38
Приложение А Титульный лист дипломного проекта………………….……….41
Приложение Б Задание на выполнение дипломного проекта…….…………….42
Приложение В План-график выполнения дипломного проекта.……………….44
Приложение Г Реферат…….………………………………………………………45
Приложение Д Примерное содержание дипломного проекта…….…………….46
Приложение Е Заявление………………….………………………………………47
Приложение Ж Схема содержания дипломного проекта….………………….….48
Приложение З Отзыв на дипломный проект……………………….………….…..49
Приложение И Рецензия на дипломный проект………….……………………….50
Приложение К Титульный лист иллюстративного материала к докладу
по дипломному проекту…………………………………………………………….51
Приложение Л Пример оформления листа иллюстративного материала….……52
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная деятельность менеджера состоит в обеспечении эффективного управления экономическими объектами, организации рациональных систем управления, совершенствовании процессов управления в соответствии с современными тенденциями и требованиями социально-экономического развития. В связи с этим выпускник, получивший образование в области менеджмента, должен уметь: выявлять проблемы управленческого и экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; отбирать, систематизировать и обобщать необходимую информацию; применять общие и специальные методы экономического анализа, подготовки и реализации действенных управленческих решений.
Настоящие методические рекомендации разработаны для студентов специальности 061100 – «Менеджмент организации» на основании требований Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, учебных планов, рабочих программ дисциплин и учитывают имеющийся опыт подготовки специалистов в университетах Российской Федерации. Требования и указания, изложенные в настоящих методических рекомендациях, определяют деятельность всех участников дипломного проектирования и являются общими для студентов-выпускников, руководителей дипломных проектов, консультантов и рецензентов.
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 061100 – «Менеджмент организации» предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде защиты дипломного проекта и сдачи государственного комплексного экзамена по специальности. Для проведения государственного междисциплинарного экзамена и защит дипломных проектов приказом ректора вуза утверждается государственная аттестационная комиссия (ГАК). Комплексный государственный экзамен по специальности и защита дипломного проекта происходят на заседании государственной аттестационной комиссии публично.
Комплексный государственный экзамен по специальности включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам обще-профессиональной и специальной подготовки. Он проводится на заключительном этапе учебного процесса до разработки дипломного проекта. Комплексный государственный экзамен по специальности «Менеджмент организации» позволяет выявить и оценить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач, готовность к основным видам профессиональной деятельности.
Перед проведением экзамена проводятся цикл консультаций и обзорных лекций по программе экзамена. Студенты имеют возможность ознакомиться до начала государственного экзамена с программой государственного комплексного экзамена по специальности «Менеджмент организации». В программу государственного комплексного экзамена включены вопросы по основным учебным дисциплинам образовательного стандарта специальности «Менеджмент организации», таким как: менеджмент, теория организации, управленческие решения, экономика предприятия и др.
Содержание ответов студентов на комплексном государственном экзамене должно соответствовать требованиям государственного стандарта по специальности «Менеджмент организации». Аттестуемый в своем ответе должен продемонстрировать знания теоретических основ обеспечения эффективного управления социальной системой и организации систем управления, технологии управленческой деятельности; должен знать основные направления совершенствования организационных систем и управления ими в соответствии с тенденциями социально-экономического развития; должен знать, как применить полученные знания в процессе своей профессиональной деятельности.
Студенты, завершившие полный курс обучения в соответствии с профессиональной образовательной программой и успешно прошедшие все аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом, включая преддипломную практику, допускаются к выполнению дипломного проекта. Дипломное проектирование является завершающим и наиболее сложным этапом процесса обучения. Цель выполнения и последующей защиты дипломного проекта состоит в закреплении теоретических знаний и практических навыков студента, а также определении степени его подготовленности к решению профессиональных задач и осуществлению профессиональной деятельности.
Дипломный проект должен показывать навыки практического анализа проблем управления, расчета и разработки проекта совершенствования управления. Дипломный проект должен быть ориентирован на решение сложной расчетно-аналитической или исследовательской управленческой задачи, а полученные в нем результаты должны быть представлены в виде выявленных закономерностей, тенденций, разработанных прогнозов, выводов по результатам анализа, предложений по совершенствованию методик анализа и планирования, созданию новых нормативных и инструктивных материалов. Полученные результаты могут в дальнейшем использоваться для разнообразных предложений и проектов по совершенствованию управления в организациях.
В методических рекомендациях рассмотрены цели и содержание дипломного проектирования, формирование тем дипломных проектов, ориентировочные сроки и трудоемкость разработки разделов, состав и последовательность работ по оформлению и защите дипломных проектов. Методические рекомендации позволяют обеспечить единство требований, предъявляемых к содержанию, структуре и объему, порядку выбора и утверждения темы, организации выполнения и защиты дипломного проекта. Выполнение дипломного проекта предполагает консультационную помощь со стороны научного руководителя и творческое развитие студентом-выпускником тематики и разделов дипломного проекта.
1 Содержание дипломного проекта
1.1 Сущность, цели и задачи дипломного проектирования
Дипломный проект является самостоятельной специальной формой научного исследования, имеющей квалификационный характер и подготовленной для публичной защиты. Дипломный проект должен представлять собой законченную разработку, в которой обнаруживается способность выпускника к анализу теоретических и практических проблем науки управления и менеджмента; проявляются способности к проектной деятельности в профессиональной сфере, знание принципов системного анализа и синтеза, умение строить и применять модели для описания и прогнозирования различных явлений и процессов, осуществлять их качественный и количественный анализ, умение использовать литературу, фондовые источники и базы данных, проводить самостоятельные исследования.
Дипломный проект должен отразить умение студента самостоятельно разработать выбранную тему и содержать конкретную аргументацию выдвигаемых теоретических выводов, предлагаемых мероприятий и практических рекомендаций. Кроме того, в дипломном проекте должен быть широко представлен самостоятельно собранный практический материал, который студент должен уметь использовать и анализировать, обрабатывать на ЭВМ. Дипломный проект включает расчеты, планы, схемы, рисунки с обоснованием полученных результатов. К дипломному проекту также могут прилагаться программные продукты, рабочие макеты и другие объекты интеллектуальной собственности студентов, разработанные ими в процессе обучения в вузе.
Основные цели дипломного проекта состоят в следующем:
– систематизация, закрепление и расширение полученных в вузе теоретических знаний и практических навыков по специальности во взаимной увязке нескольких смежных дисциплин;
– развитие умения обобщать и критически оценивать теоретические положения, разрабатывать конкретные предложения при решении выявленных проблемных вопросов;
– углубление необходимых для практической деятельности навыков самостоятельной и исследовательской работы, овладение современными методами исследования и компьютерной техникой;
– определение степени подготовленности студентов к практической управленческой деятельности в условиях современной экономики.
Основные задачи, решаемые при дипломном проектировании, состоят в следующем:
– решение вопросов по проектированию системы управления для определенного управляемого объекта;
– выбор рациональной организационной структуры управления социально-экономической системы;
– разработка и введение новых эффективных инструментов управления экономическими объектами;
– разработка алгоритмов сбора, обработки, хранения и передачи информации в целях управления экономическим объектом;
– анализ финансово-экономической деятельности управляемого объекта;
– анализ факторов внешней и внутренней среды деятельности социально-экономической системы и др.
Для успешного выполнения дипломного проекта студенту необходимо:
– иметь глубокие знания в области менеджмента, экономики предприятий, управлении персоналом и др. и руководствоваться ими при решении задач проекта;
– владеть научными методами управления социально-экономическими системами, принципами организации управления экономическими объектами и навыками их самостоятельного использования при выполнении дипломного проекта;
– владеть методами научного исследования, базируясь на диалектическом походе и используя методы системного анализа и проектирования, экономического анализа, разработки и реализации управленческих решений, экономико-математического моделирования и др.;
– знать и уметь грамотно применять в процессе разработки и оформлении результатов проекта методы оценки экономической эффективности предлагаемых мероприятий и рекомендаций;
– уметь использовать современные компьютерные технологии в процессе проведения исследований и оформления дипломного проекта;
– свободно ориентироваться при подборе необходимых источников информации и уметь работать со специальной литературой и другими материалами;
– уметь логично, содержательно и научно обоснованно сформулировать теоретические и практические рекомендации, результаты исследований, проектные решения и рекомендации по их внедрению;
– квалифицированно оформлять таблицы и графический материал, иллюстрирующий содержание дипломного проекта.
Являясь законченной самостоятельной комплексной научно-исследовательской разработкой имеющей практическую значимость, дипломный проект должен отвечать следующим основным требованиям:
– реальная целевая направленность результатов проектных разработок на повышение эффективности деятельности экономического объекта управления;
– соответствие предлагаемых проектных решений по совершенствованию системы управления тенденциям развития экономического объекта и происходящих социально-экономических процессов;
– предметность, аргументированность, доказательность, действенность и конкретность выводов о состоянии системы управления и предложений, направленных на ее совершенствование и развитие;
– соответствие уровня разработки темы проекта современному уровню научных и практических разработок, методическим положениям и рекомендациям по управлению экономическими объектами, отраженным в соответствующих источниках.
Кроме того дипломной проект должен характеризоваться: четкостью построения и логической последовательность изложения; глубиной исследования и полнотой освещения вопросов; убедительностью аргументации; краткостью и точность формулировок; грамотным и качественным оформлением.
Соблюдение представленных требований является критерием для определения оценки выполненного студентом дипломного проекта. При этом единые требования к дипломному проекту не исключают, а предполагают творческий подход студента к разработке выбранной темы.
1.2 Структура дипломного проекта
Тематика дипломных проектов охватывает широкий спектр вопросов. В связи с этим структура каждого дипломного проекта может быть уточнена совместно с научным руководителем исходя из специфики темы дипломного проекта, степени ее проработанности в литературе, наличия необходимой информации и т.п. Вместе с тем, в большинстве случаев дипломный проект по специальности 061100 – «Менеджмент организации» имеет типовую структуру (таблица 1).
Таблица 1 – Типовая структура дипломного проекта
№ п.п. | Наименование раздела дипломного проекта | Примерное количество страниц |
Титульный лист | ||
Задание на выполнение дипломного проекта | ||
План-график выполнения дипломного проекта | ||
Реферат | ||
Содержание | ||
Введение | 2–3 | |
Теоретическая часть | 15–20 | |
1.1 | Законодательно-нормативное регулирование в выбранной предметной области в сфере управления | |
1.2 | Характеристика современного состояния исследуемой проблемы и пути ее решения | |
1.3 | Методические подходы к решению проблемы. Выбор методов анализа и проектирования | |
Аналитическая часть | 30–40 | |
2.1 | Краткая характеристика исследуемого объекта (организации) | |
2.2 | Анализ системы управления конкретного объекта исследования (организации) | |
2.3 | Анализ основных экономических характеристик объекта исследования | |
2.4 | Анализ состояния исследуемой проблемы (или предметной области) в организации | |
2.5 | Анализ внешней и внутренней среды исследуемого объекта (организации) | |
Проектная часть | 20–25 | |
3.1 | Разработка проекта по совершенствованию системы управления исследуемого объекта в соответствии с выбранной темой дипломного проекта | |
3.2 | Расчет социально-экономической эффективности проекта | |
3.3 | Мероприятия по внедрению проекта | |
Заключение | 3–4 | |
Список использованных источников | 2–3 | |
Приложения | 4–10 | |
ИТОГО | 80–100 |
Исходя из рекомендуемой структуры дипломного проекта, его объем (без учета приложений) должен составлять примерно 80–100 страниц печатного текста.
Структурные элементы дипломного проекта должны иметь определенное внутреннее содержание. Требования к этому содержанию приведены ниже.
Титульный лист является первой страницей дипломного проекта (без указания номера страницы) и оформляется в соответствии с приложением А.
Задание на выполнение дипломного проекта заполняется студентом самостоятельно после согласования с руководителем по форме приложения Б.
План-график выполнения дипломного проекта заполняется студентом по согласованию с руководителем после утверждения темы дипломного проекта (приложение В).
Реферат составляется на одну страницу. В нем должно быть указано количество страниц (без приложений), таблиц, рисунков, схем, включенных в дипломный проект; указано количество литературных и иных использованных источников, на основе которых выполнен дипломный проект. Указаны объект, предмет, цель и задачи дипломного проекта, ключевые слова. Приведены основные результаты выполненного дипломного проекта (приложение Г).
Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы дипломного проекта. Пример содержания представлен в приложении Д.
Введение должно содержать общую характеристику проблемы, которой посвящен проект, оценку актуальности выбранной темы, характеристику ее научного и практического значения, краткую характеристику степени разработанности проблемы. Во введении необходимо определить объект и предмет исследования, сформулировать его цель и задачи, дать обоснование логической последовательности решения поставленных задач, дать краткую характеристику структуры дипломного проекта. Введение должно быть кратким и четким, его не следует перегружать общими фразами.
Актуальность для современной науки может заключаться в том, что: в ней недостаточно исследований по подобной тематике; существуют противоречивые научные факты, полученные разными исследователями; есть исследования, но не отражены именно те стороны, которые собирается рассмотреть автор дипломного проекта; исследования существуют, но изменилось время, получены новые научные факты, построены новые научные теории; стоит задача обобщения и сопоставления фактов, полученных в управлении; стоит задача эмпирической проверки каких-либо теоретических положений и т.д. Говоря об актуальности, необходимо перечислить тех специалистов по управлению, которые разрабатывали сходную проблематику, заложили методологические основы исследований в данной области, провели экспериментальные исследования, выделили основные аспекты рассмотрения проблемы.
Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания. Объектом исследования чаще всего выступает та организация (предприятие), на базе которого проводится исследование.
Предмет исследования – это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. В качестве предмета исследования могут выступать процесс, вид кадровой деятельности, метод, методологические и методические проблемы системы управления, организационная структура управления и т.п.
Целью дипломной работы выступают научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге проведенных исследований. Например, разработка маркетинговой стратегии предприятия…, разработка комплекса мероприятий, направленных на повышение результативности кадровой деятельности объекта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить определенные задачи. Формулировка задач осуществляется на основе содержания разделов и подразделов дипломного проекта. При этом используются такие ключевые слова, как: провести исследование, выявить сущность, провести анализ, разработать мероприятия и т.п. Например подраздел первого раздела называется «Сущностные особенности консалтинговой деятельности». Тогда соответствующая ему задача – выявить сущностные особенности консалтинговой деятельности.
При оценке дипломного проекта учитывается, насколько автор сумел достичь цель и реализовать задачи, заявленные им во введении.
Основная часть должна содержать материалы, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненного исследования. Структурно, основу дипломного проекта, в зависимости от особенностей разработанной темы, следует делить на разделы и подразделы, имеющие свои наименования. Каждый подраздел должен содержать законченную информацию.
Теоретическая часть дипломного проекта носит характер системного и глубинного анализа понятийного аппарата. Анализ теоретических проблем по исследуемой теме раскрывает ее содержание. В первом разделе необходимо провести обзор законодательных и нормативных актов органов управления различных уровней по теме дипломного проекта, изложить теоретические основы, концепции и принципы, которые, по мнению автора, позволят решить поставленные задачи. Особое внимание следует обратить на критическое осмысление излагаемого теоретического материала. На основе сопоставления и сравнения различных точек зрения, дискутируя, студент должен обосновать свой собственный подход к решению поставленных проблем. Необходимо провести анализ существующих теоретических положений, обоснованно и аргументировано выбрать наиболее подходящие концепции и теории, указать, какое место занимает рассматриваемая проблема в сложившейся систем управления организации, наметить возможные пути решения проблемы. Текст должен содержать ссылки на используемые теоретические источники. Раздел заканчивается выводами, которые можно сделать по результатам проведенной дискуссии, и скорректированными определениями.
В аналитической части дипломник должен продемонстрировать умение проводить комплексный анализ деятельности исследуемого объекта на основе использования современных научных методик и рациональных технических приемов.
Краткая характеристика исследуемого объекта предполагает описание отраслевой бизнес-среды организации, рассмотрение истории возникновения и функционирования организации, определение ее целей и задач, основных направлений деятельности.
При анализе системы управления конкретного объекта исследования проводится исследование подсистемы линейного руководства, целевых, функциональных и обеспечивающих подсистем системы управления организации. Этот анализ следует проводить в поэлементном разрезе: кадры управления, технические средства управления, информация, методы организации управления, технология управления, функции управления, организационная структура управления, управленческие решения.
Анализ основных экономических характеристик организации предусматривает исследование динамики ее наиболее важных технико-экономических показателей, определение стадии развития организации, оценку состояния экономической безопасности и устойчивости, определение рейтинга кредитоспособности.
В процессе анализа системы управления исследуемого объекта следует определить место в ней исследуемой проблемы (или предметной области). При этом анализ следует проводить в следующей последовательности: анализ целей, функций, организационной структуры, кадрового, информационного, технического, нормативно-методического, правового и делопроизводственного обеспечения процессов обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений по теме дипломного проекта. Необходимо также рассмотреть результаты этих управленческих решений с использованием таких критериев, как: эффективность (соотношение затрат и результатов); результативность (выполнение плановых заданий); удовлетворенность внутренних и внешних потребителей. При этом студент должен разработать методику проведения анализа, из которой должно быть ясно, какие показатели исследуются (в приведенном выше поэлементном разрезе), каким образом получена информация для анализа тех или иных показателей, каким способом анализируется состояние показателей.
Анализ внешней и внутренней среды организации может быть проведен с использованием методик PEST и SWOT-анализа, что позволит выявить сильные и слабые стороны исследуемого объекта, возможности и угрозы, определить наиболее эффективные пути решения выявленных проблем.
Результатами анализа могут служить: основные проблемы управления, подлежащие решению; классифицированные и упорядоченные данные, свидетельствующие о состоянии изучаемого объекта; основные тенденции развития объекта. Особое внимание следует обратить на то, что анализ не должен превращаться в описание существующего состояния объекта. В отличие от описания, анализ предполагает сравнение и сопоставление деятельности рассматриваемого объекта с аналогами, выявление основных тенденций и направлений развития, самостоятельную формулировку существующих экономических, организационных, финансовых и иных проблем управления.
Сбор данных для написания аналитической части дипломник осуществляет самостоятельно. Статистические данные, используемые для проведения анализа, должны отражать динамику развития исследуемого объекта в течение двух-трех лет. Выполняется эта часть на основе отчетности, а также при необходимости проводятся или используются материалы специальных исследований. В данной части обязательно наличие таблиц и рисунков, отражающих основные положения проведенного анализа. Вторая часть заканчивается выводами, отражающими основные тенденции развития организации, определяющими наличие конкретной управленческой проблемы.
Проектная часть представляет собой взаимосвязанный комплекс проектных мероприятий, состав которых определяется темой дипломного проекта, результатами проведенного комплексного анализа исследуемого объекта управления, разрабатываемой проблемой. Проектные мероприятия вытекают, прежде всего, из результатов анализа и должны быть направлены на устранение недостатков, выявленных в аналитической части дипломного проекта. В состав комплекса проектных мероприятий должны входить проектные предложения по совершенствованию системы управления и повышению эффективности деятельности организации. Этот комплекс по совершенствованию системы управления изучаемого объекта, в том числе мероприятия, направленные на решение проблемы по выбранной теме дипломного проекта, должен носить конкретный характер и иметь детальную и тщательную проработку.
Проектные предложения могут быть направлены, в частности, на решение таких проблем, как:
– формирование системы целей;
– разработка состава функций и структуры исследуемой системы или объекта;
– совершенствование кадрового, информационного, технического, нормативно-методического, правового обеспечения процессов обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений по теме дипломного проекта.
Разработка проекта может предполагать создание комплекта проектной документации. По каждому проектному мероприятию даются: логическое и расчетное обоснование мероприятия; комплект разработанной рабочей документации с описанием содержания и порядка ее использования.
Проектная часть дипломного проекта может содержать следующие документы: схему производственной структуры и ее описание; основной стандарт организации на систему управления; перечень функций управления и их описание; положение о подразделении аппарата управления; должностные инструкции; концепции по отдельным проблемам управления персоналом; положения, регламенты, описания процессов по отдельным проблемам управления; схему организационной структуры управления и др. В состав проектной документации могут также входить: методические положения, рекомендации, инструкции по отдельным направлениям управления организацией, а также сетевые графики, различные регламенты и нормативы, квалификационные требования.
Неотъемлемой составной частью дипломного проекта является оценка его экономической и социальной эффективности. При написании данного раздела следует руководствоваться соответствующими методическими рекомендациями по оценке эффективности, изложенными в учебной и специальной литературе. В этой части обосновывается методика расчета, производятся расчеты и анализируются результаты. При прогнозировании изменения основных показателей могут быть использованы два подхода:
– нормативный, при котором организации обоснованно предписывается достижение определенного изменения показателя, например: «увеличить выручку от реализации на 5%» (так называемый метод управления по целям);
– позитивный, при котором рост показателей определяется неиспользованными резервами или потерями, выявленными в аналитической части. Так, например, если анализ показал, что выявленная проблема приводит к ежегодной потере выручки от реализации на сумму 100 тыс. руб., то логично принять, что в результате внедрения мероприятия, решающего данную проблему, выручка увеличится на 100 тыс. руб.
В дипломном проекте должен быть предложен перечень мероприятий по организационному, социальному, экономическому, профессиональному и ресурсному и т.п. обеспечению внедрения проекта, контролю хода внедрения, стимулированию всех участвующих в нем работников. Состав мероприятий может быть представлен в форме плана с указанием сроков их проведения, ответственных должностных лиц. Данная часть дипломного проекта может содержать следующие документы: план мероприятий по внедрению проекта; программу обучения управленческого персонала; план социально-психологической подготовки работников к внедрению проекта; положение о премировании за внедрение проекта; график хода внедрения проекта; акт о внедрении.
В заключении следует четко сформулировать основные выводы, к которым пришел автор, дать оценку полноты решения поставленных задач и сформулировать указания на перспективу использования результатов в социально-экономической деятельности различных организаций. Выводы должны быть краткими и органически вытекать из содержания работы. Они должны обобщать результаты проведенного исследования. Заключение целесообразно начинать следующей фразой: «В представленном дипломном проекте рассмотрены теоретические основы …, проведен комплексный анализ деятельности …, предложен комплекс … Основные выводы и результаты проведенного исследования заключаются в следующем…». В заключении, также как и во введении, не допускается наличие таблиц, графиков и ссылок на использованные источники.
Список использованных источников должен содержать не менее 25 источников. Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте и нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа. По тексту работы должны быть сделаны ссылки не менее, чем на 2/3 приводимых в списке использованных источников.
Приложения не являются обязательными. Приложения целесообразно создавать, когда автор использует относительно большое количество громоздких таблиц, статистического материала, описания методик расчета, исторических справок и т.п. Такой материал, помещенный непосредственно в основную часть, затруднил бы чтение работы. В основном тексте необходимо сослаться на подобную информацию, включенную в приложение. В приложениях к работе могут быть представлены: должностные инструкции, формы, разработанные для отбора работников при найме персонала и спецификации; аттестационные листы; формы бухгалтерской отчетности; приведены примеры управленческой документации, которая используется в организации и др.
2 Порядок выполнения дипломного проекта
2.1 Последовательность работ по выполнению дипломного проекта
Выполнение дипломного проекта осуществляется в рамках и в сроки общего учебного процесса, определенных выпускающей кафедрой и институтом в целом. Условно последовательность всех работ по выполнению дипломного проекта можно разбить на три этапа: предварительный, основной и заключительный.
Предварительный этап:
– ознакомление с требованиями к дипломному проекту;
– предварительный выбор темы дипломного проекта из списка тем, предложенных кафедрой;
– согласование с заведующим кафедрой научного руководителя;
– согласование темы с научным руководителем;
– составление задания и плана-графика выполнения дипломного проекта;
– формирование приказа о назначении руководителя дипломным проектом в соответствии с выбранной темой;
– определение необходимости назначения консультантов (консультанта) и их утверждение.
Основной этап:
– предварительный обзор литературных источников, сбор и анализ фактического материала;
– постановка цели и определение задач проекта, составление содержания проекта;
– работа с литературой и статистическим материалом, при необходимости поиск новых источников информации под поставленные в проекте задачи;
– написание текста проекта;
– оформление проекта;
– сдача первичного варианта проекта руководителю на проверку и исправление выявленных замечаний;
Заключительный этап включает:
– получение отзыва руководителя с указанием оценки;
– предварительная защита;
– получение письменной рецензии;
– представление дипломного проекта на кафедру с отзывом и рецензией за пять дней до защиты;
– получение допуска к защите у заведующего кафедрой;
– оформление иллюстративного (раздаточного) материала;
– подготовка доклада;
– защита дипломного проекта.