К Государственной аттестации. по специальности 080301 «Коммерция»

по специальности 080301 «Коммерция»

1. Экономическая сущность и основные признаки предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения и их классификация.

2. Понятие основных фондов коммерческого предприятия, показатели эффективности их использования

3. Оценка и воспроизводство основных фондов коммерческого предприятия

4. Инвестиции: понятие, источники финансирования и методы оценки

5. Сущность, значение и структура розничного товарооборота. Система показателей розничного товарооборота

6. Понятие и экономическая сущность товарных запасов коммерческого предприятия. Классификация товарных запасов

7. Сущность и показатели товарооборачиваемости. Факторы, влияющие на оборачиваемость и величину товарных запасов коммерческого предприятия

8. Роль и функции оптовой торговли

9. Сущность процесса товароснабжения. Анализ поступления и закупок товаров

10. Доходы коммерческого предприятия, их состав и источники получения. Факторы, влияющие на валовой доход

11. Анализ валового дохода коммерческого предприятия

12. Экономическое обоснование торговых надбавок, как важнейшее звено ценовой политики коммерческого предприятия

13. Понятие издержек обращения торгового предприятия. Классификация затрат.

14. Факторы, влияющие на величину и уровень издержек обращения коммерческого предприятия

15. Механизм управления издержками обращения торгового предприятия

16. Регулирование трудовых отношений работников коммерческого предприятия

17. Производительность труда работников коммерческого предприятия и показатели её оценки

18. Формы и системы оплаты труда работников коммерческого предприятия

19. Фонд оплаты труда и его состав. Планирование расходов на оплату труда

20. Сущность и функции прибыли коммерческого предприятия. Виды прибыли и направления использования

21. Рентабельность коммерческого предприятия и показатели ее оценки. Факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности

22. Сущность, состав и структура оборотных средств коммерческого предприятия

23. Показатели эффективности использования оборотных средств

24. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия.

25. Планирование потребности в оборотных средствах коммерческого предприятия.

26. Инновационная деятельность предприятия: понятие, предмет и задачи

27. Система налогообложения коммерческого предприятия

28. Обоснование экономической эффективности экспорта и импорта

29. Виды внешнеторговой документации (коммерческие, документы по платежно-банковским операциям, страховые, транспортные, транспортно-экспедиторские, таможенные)

30. Влияние кредитных отношений на цену экспортируемого товара

31. Аккредитив как форма международных расчетов

32. Инкассо как форма международных расчетов

33. Предконтрактная работа по подготовке международной торговой сделки по экспорту и импорту (оферта, запрос, процедура подготовки сделки)

34. Традиционные методы финансирования внешнеторговых операций (банковский кредит, фирменный кредит)

35. Нетрадиционные методы финансирования внешнеторговых операций: факторинг, форфейтинг

36. Территориальная, коммерческая, валютная и торгово-политическая дифференциация мировых цен

37. Базисные условия поставки товара во внешнеторговом контракте (ИНКОТЕРМС – 2000)

38. Транспортно-экспедиционное обеспечение внешнеторговых операций

39. Комиссионные операции: содержание, задачи посредника. Договор комиссии

40. Агентские операции: сущность, содержание, задачи посредника. Агентский договор

41. Консигнационные операции: сущность, содержание, задачи посредника. Договор консигнации

42. Поправки к ценам на экспортируемую продукцию

43. История развития логистики

44. Этапы развития логистики

45. Понятие и сущность потока

46. Понятие и сущность материального, информационного и финансового потоков

47. Понятие и свойство логистической системы

48. Логистические системы и их виды (макро-, микро-, и мезологистические системы)

49. Логистическое управление закупочной деятельностью

50. Логистическое управление производственными процессами

51. Логистическое управление распределительной деятельностью

52. Логистическое управление складской деятельностью

53. Транспортное обеспечение логистических процессов

54. Информационное обеспечение логистики

55. Логистика сервисного обслуживания

56. Понятие рыночной конъюнктуры, цели и методы ее анализа

57. Информационное обеспечение конъюнктурных исследований: первичные и вторичные методы сбора данных.

58. Исследование с помощью опросов: формы опросов, преимущества и недостатки метода опросов

59. Фокус группы: содержание метода и порядок проведения

60. Исследование с помощью экспериментов. Разработка эксперимента.

61. Исследование с помощью наблюдений: виды наблюдений, организация проведения

62. Анализ масштаба и потенциала рынка

63. Понятие емкости и насыщенности рынка. Методические подходы к расчету емкости рынка.

64. Анализ сбалансированности рынка

65. Изучение коммерческих рисков, способы их оценки

66. Оценки и анализ цикличности и сезонности рынка

67. Конкурентный анализ рынка

68. Анализ поведения покупателей на рынке товаров.

69. Общая характеристика экспертных методов анализа и прогнозирование конъюнктуры рынка.

70. Содержание, задачи и функции коммерческой деятельности промышленного предприятия по сбыту продукции

71. Организация коммерческой деятельности промышленного предприятия по сбыту продукции

72. Планирование сбыта продукции на промышленных предприятиях

73. Сбытовая система промышленного предприятия

74. Поиск и выбор посредников предприятиями-изготовителями при сбыте своей продукции

75. Содержание, задачи и функции коммерческой деятельности промышленного предприятия по материально-техническому обеспечению ресурсами

76. Организация коммерческой деятельности промышленного предприятия по материально-техническому обеспечению ресурсами

77. Управление производственными запасами и определение их нормативной величины на промышленных предприятиях

78. Организация и планирование снабжения цехов и участков материальными ресурсами

79. Состав затрат и показатели закупочной деятельности промышленного предприятия

80. Состав затрат и показатели сбытовой деятельности промышленного предприятия

81. Сущность и содержание коммерческой деятельности в торговле

82. Понятие, принципы и методы управления в торговле

83. Определение местоположения магазина

84. Информационное обеспечение коммерческой деятельности торгового предприятия

85. Значение и содержание закупочной деятельности в торговле

86. Деятельность отдела закупок оптовой организации

87. Планирование закупки и поступления товаров в розничной торговле

88. Закупка торговыми организациями товаров на оптовых рынках, в мелкооптовых магазинах

89. Организация продажи товаров оптовыми предприятиями

90. Выбор эффективных методов продажи товаров в магазинах

91. Организация оказания услуг торговыми предприятиями клиентам

92. Система основных элементов, формирующих уровень обслуживания покупателей

93. Формирование ассортимента товаров в магазине

94. Имидж торгового предприятия

95. Применение мерчандайзинга в торговле

96. Содержание и особенности коммерческой деятельности в строительстве

97. Организация материально-технического обеспечения ресурсами строительных организаций

98. Организация сбыта в строительстве

99. Подрядные торги в строительстве

100. Определение цены на строительную продукцию

101. Категория товара, свойства товара

102. Деньги и их функции

103. Категория рынка. Сущность и функции рынка

104. Категория спроса. Закон спроса, факторы, влияющие на спрос

105. Категория предложения. Закон предложения

Приложение 15

Список рекомендуемой литературы для подготовки к государственной аттестации

специальность 080301 «Коммерция»

1. Альбеков А.У., Митько О.А. Коммерческая логистика, 2002

2. Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия –Ростов н/Д, «Феникс», 2002

3. Волков О. И., Скляренко В. К. Экономика предприятия: курс лекций. - М. : ИНФРА-М, 2007

4. Экономика организации (предприятия). Учеб. / под ред. проф. Н. А. Сафронова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2009

5. Титов В. И.Экономика предприятия: учеб. - М.: Эксмо, 2008

6. Коноплев С. П. Экономика организаций (предприятий): учеб. - М.: Проспект, 2008

7. Жиделева В. В., Каптейн Ю. Н. Экономика предприятия: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008

8. Экономика промышленного предприятия. Учеб. / под ред. проф. Е. Л. Кантора, проф. Г. А. Маховиковой. - Ростов н/Д: МарТ, 2007

9. Зайцев Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием: учеб. пособие для вузов; Гос. ун-т упр. - 2-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2008

10. Нечитайло А. И., Карлик А. Е.. Экономика предприятий (организаций): учеб. - М.: Проспект: КНОРУС, 2010

11. Альбеков А.У., Митько О.А.. Коммерческая Логистика, 2002

12. Альбеков А.У., Федько В.П., Митько О.А. Логистика коммерции, 2001

13. Федько В.П. Коммерческая логистика. – Ростов н/Д: МарТ, 2006

14. Логистика. / под ред. А.А. Гайдаенко, О.В. Гайдаенко. – М.: КНОРУС, 2008

15. Лукинский В. С., Бережной В. И., Бережная Е. В. Логистика в примерах и задачах. - М. : Финансы и статистика, 2009

16. Покровская В. В.. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. - М. : Экономистъ, 2009

17. Попов С. Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы: учеб. пособие. - [4-е изд., доп.]. - М.: Ось-89, 2009

18. Международные экономические отношения. Учеб. для вузов / под ред. В. Е. Рыбалкин. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008

19. Страхование во внешнеэкономической деятельности. Учеб. пособие для вузов / под ред. М. А. Зайцевой, В. Д. Болибока. - Минск : Изд-во БГЭУ, 2007

20. Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2008

21. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность. Учеб. пособие / под общ. ред. М. И. Плотницкого, Г. В. Турбан. - Минск: Соврем. шк., 2006

22. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учеб. для вузов / под ред. Л. Е. Стровского. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007

23. Дегтярева О. И., Полянова Т. Н., Саркисов С. В.. Внешнеэкономическая деятельность: [6-е изд.]. - М. : Дело, 2007

24. Арустамов Э. А., Андреева Р. С. Внешнеэкономическая деятельность : Сущность и основы организации ВЭД в России: [учеб. для сред. проф. образования] / - М. : Интерэксперт, 2008

25. Практика исследования рынков, И.С. Березин, М: Бератор-Пресс, 2004

26. Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008

27. Бронникова Т. С. Маркетинг: теория, методика, практика: учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2007

28. Ибрагимов Л. А. Маркетинг: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008

29. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финпресс, 2008

30. Березин И. С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение. - 3-е изд., испр., перераб. и доп. - М.: Вершина, 2008

31. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. –СПБ.: Питер, 2004.

32. Абчук В.А. Коммерция. – СПб.: Изд Михайлова В.А., 2000.

33. Баркан Д.И. Управление сбытом. –СПб.: Изд. Петерб. ун-та, 2004.

34. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – К. Эльга, Ника-Центр, 2004.

35. Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. –М.: Экзамен, 2000.

36. Бурцев В.В. Сбытовая и маркетинговая деятельность. Типовые должностные инструкции. Внутрифирменные документы. –М.: Экзамен, 2001.

37. Браун К. Практическое пособие по стимулированию сбыта. –М.: Имидж-Контакт, Инфра - М, 2003.

38. Пашутин С.Б. Эффективная дистрибьюция: Организация и управление собственной филиальной сетью. – М.: Альфа-Пресс, 2006.

39. Сидоров Д.В. Розничные сети, Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними. – М.: Вершина, 2007.

40. Сысоева С.В. Стандарт розничного магазина. – СПб.: Питер, 2008.

41. Общая экономическая теория (политическая экономия): курс лекций для студентов высших учебных заведений, под ред. Шагиняна Г.А./ РГЭА – Ростов-на Дону, 1996, 304 с.

42. Кучков Р. А. Экономическая теория: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Экономика, 2007

Специальность 080506 «Логистика и управление цепями поставок»

1. Альбеков А.У., Митько О.А.. Коммерческая Логистика, 2002

2. Альбеков А.У., Федько В.П., Митько О.А. Логистика коммерции, 2001

3. Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия – Ростов-на-Дону, РГЭУ 2002

4. Гаджинский А.М. Логистика, 2003

5. Гаджинский А.М. Практикум по логистике. – М.: Маркетинг, 2001

6. Гиссин В.И. Проблемы формирования логистической системы управления качеством. – Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2000

7. Григорьев М.Н. Логистика. – М.: Гардарики, 2006

8. Дж. С. Джонсон. Современная логистика. – М.: Вильямс, 2002

9. Интегрированная логистика накопительно-распределительных комплексов (склады, транспортные узлы, терминалы) / под. Ред. Л.Б. Миротина. – М.: Экзамен, 2003

10. Козловский В.А. Логистический менеджмент: учеб. пособие. – СПб: Лань, 2002

11. Логистика. / под ред. А.А. Гайдаенко, О.В. Гайдаенко. – М.: КНОРУС, 2008

12. Логистика/ Под ред. Аникина Б.А., 2004

13. Миротин Л.Б. Системный анализ в логистике. Учеб. для вузов. – М.: Экзамен, 2002

14. Миротин Л.Б. Современный инструментарий логистического управления. – М.: Экзамен, 2005

15. Миротин Л.Б., Сергеев В.И. Основы логистики, 2000

16. Миротин Л.Б., Тышбаев Ы.И. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры, 2003

17. Миротин Л.Б., Тышбаев Ы.Э., Касенов А.Г. Логистика: обслуживание потребителей, 2002

18. Неруш Ю.М. Логистика М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004

19. Практикум по логистике / Под ред. Аникина Б.А., 2003

20. Сарафанова Е.В. Логистика: 100 экзаменационных ответов. – Ростов н/Д: МарТ, 2005

21. Саркисов С.В. Управление логистическими цепями поставок. – М.: Дело, 2006

22. Семененко А.И. Логистика. Основы теории. – СПб: Союз, 2003

23. Степанов В.И. Логистика в товароведении. – М.: Академия, 2007

24. Транспортная Логистика / Под ред. Миротина Л.Б., 2005

25. Федько В.П. Коммерческая логистика. – Ростов н/Д: МарТ, 2006

26. Беспалов Р.С. Транспортная логистика. Новейшие технологии построения эффективной системы доставки. – М.: Вершина, 2007

27. Волгин В.В. Склад: организация, управление, логистика. – М.: Дашков и К, 2006

28. Голиков Е.А. Маркетинг и Логистика, 2006

29. Григорьев М.Н. Управление запасами в логистике: методы, модели, информационные технологии. – СПб.: Бизнес, 2006

30. Дитрих Михаэль. Складская логистика. Новые пути системного планирования. – М.: КИА центр, 2004

31. Дыбская В.В. Логистика складирования для практиков. – М.: Альфа-Пресс, 2005

32. Елкина Н.Г.. Логистика Межрегионального товарообмена, 2001

33. Ковалев К.Ю. Логистика в розничной торговле. Как построить эффективную сеть. – СПб.: Питер, 2007

34. Костоглодов Д.Д. Маркетинг и логистика фирмы. Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2000

35. Кретов И.И. Логистика во внешнеторговой деятельности. – М.: Дело и Сервис, 2003

36. Кристофер Мартин. Маркетинговая логистика. – М.: Изд. Дом «Технологии», 2005

37. Курганов В.М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров. – М.: Книжный мир, 2005

38. Мате. Э. Логистика. – СПб., М., 2003

39. Милославская С.В. Мультимодальные и интермодальные перевозки. – М.: РосКонсульт, 2001

40. Миротин Л.Б. Логистическое администрирование: учеб. пособие. – М.: Экзамен, 2003.

41. Моисеева Н.К. Экономические основы логистики. – М.: ИНФРА-М, 2008

42. Никифоров В.В. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок. – М.: ГроссМедиа, 2008

43. Николайчук В.Е. Транспортно-складская логистика. – М.: Дашков и К, 2006

44. Родников А.Н. Логистика, 2005 (электронный ресурс)

45. Саркисов С.В. Управление логистикой. – М.: Дело, 2004

46. Сковроней Чеслав. Логистика на предприятии. – М.: Финансы и статистика, 2004

47. Сток Джеймс Р. Стратегическое управление логистикой. – М.: ИНФРА-М, 2005

48. Уотерс Доналд. Логистика. Управление целью поставок. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

49. Просветов Г. И. Математические методы в логистике: задачи и решения: Учебно-методич. пособие. – М.: РДЛ, 2006.

50. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учеб. пособие для вузов / В. В. Федосеев, А. Н. Гармаш, Д. М. Дайтбергов и др.; под ред. В. В. Федосеева. – М.: ЮНИТИ, 2000.

51. Шапкин А. С., Мазаева Н. П. Математические методы и модели исследования операций: Учебник. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.

52. Кочергина Т. Е. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

53. Покровская В. В. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. - М.: Экономистъ, 2009

54. Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008

55. Бронникова Т. С. Маркетинг: теория, методика, практика: учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2007

56. Ибрагимов Л. А. Маркетинг: учеб. пособие. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008

57. Общая экономическая теория (политическая экономия): курс лекций для студентов высших учебных заведений, под ред. Шагиняна Г.А./ РГЭА – Ростов-на Дону, 1996, 304 с.

58. Кучков Р. А. Экономическая теория: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Экономика, 2007

Приложение 16

Наши рекомендации