Мя в странах с развитой рыночной экономикой этот юридический
принцип вытеснен другим — "caveat venditor" ("пусть остерегается
продавец"). Новый принцип означает, что покупатель имеет
Право требовать компенсацию за физический и моральный урон,
Связанный с использованием купленного товара. Такая компенсация
Может быть обусловлена даже такими дефектами, о существовании
Которых продавец не знал, а также дефектами, возникшими
В результате неправильного использования товара покупателем.
В 1992 г. в США против фирмы "МакДональдс" было возбуждено
Судебное дело. Пострадавшая требовала компенсацию в 1 млн.
долл. (!) за физический и моральный ущерб, возникший в связи с
Тем, что компания продала ей. слишком горячий чай. Пострадавшая
Заказала горячий завтрак, чтобы съесть его по дороге, отправляясь
На работу. Открыв стаканчик с чаем в машине, она пролила
Его, испортив платье и получив ожог. Более того, она чуть ли не
Попала из-за этого в автомобильную катастрофу. Потеря трудоспособности
В период болезни (упущенная зарплата), затраты на лечение
и, конечно, моральный ущерб она оценила в "скромную сумму"
В 1 млн. долл. Данный процесс создал прецедент, заставивший ограничить
Претензии покупателей трехкратной суммой стоимости
Купленной вещи.
Известно, что абсолютно безопасных товаров просто не существует
(особенно если их использовать не по прямому назначению),
К тому же попытки создания только абсолютно безопасных товаров
Резко увеличили бы их цены. Защита прав потребителей, конечно,
Необходима, но только в разумных пределах.
V _ Защита прав потребителя должна опирать-
Р , ся на полную информацию о качестве про-
Ли информационная J гл
асимметрия? даваемых товаров и услуг. Однако можно
F ' ли получить такую информацию и кто должен
это сделать? Важную роль здесь играют общества потребителей,
Средства массовой информации (газеты, радио, телевидение),
Законодательные и исполнительные органы власти и, конечно, сами
Фирмы, активно рекламирующие свою продукцию. Информация не
бесплатна. Поэтому сразу возникает вопрос: кто в ней заинтересован
и почему?
Большая часть информации поступает в форме рекламы, функции
Которой противоречивы. Часто довольно трудно ответить на
Вопрос, чего в рекламе больше, информации или дезинформации,
Правды или обмана. К тому же, обращенная к большой аудитории,
Она по-разному интерпретируется различными категориями граждан.
Чем шире аудитория — тем выше коэффициент расщепления
Информации, тем больше вероятность того, что эту рекламу разные
Категории читателей и слушателей поняли неоднозначно, со значительными
отклонениями, пропустив важные "куски информации".
С ростом качества товара растет и его цена, но именно она
Может сделать товар недоступным для широкого потребления. Поэтому
Важным критерием становится не достижение полной инфор-
Глава 12 Экономика информации, неопределенности и риска
Мированности, абсолютного знания, а оптимальное соотношение
Качества и цены. Получение полной информации оказывается скорее
Заманчивым идеалом (к которому, конечно, надо стремиться),
Чем реальной практикой современного хозяйства, для рынков которого
По-прежнему типична большая или меньшая информационная
Асимметрия.
Спекуляция
И ее роль в экономике
_. Спекуляция (speculation) — деятельность, выра-
пекуляция ^кающаяся в покупке с целью перепродажи по более
Н высокой цене. Купить подешевле, продать подороже
— в этом заключается смысл спекуляции. Его открыли еще в
XVI—XVIII вв. меркантилисты — первая школа в политической
экономии. Деньги — товар — деньги с приростом: Д-Т-Д' — такова
Всеобщая формула капитала. Важно подчеркнуть, что она связана
С риском. Спекуляция — это пример осознанного риска.
Любопытно другое, что спекуляция распространена гораздо