Механизм сигнализации
Он основан на сигналах, которые исходят от обладателя частной информации. Сигнал – это добровольное действие, раскрывающее противоположной стороне значимую частную информацию. Добровольность предполагает, что обладатель частной информации получает выгоду от ее раскрытия (так, данные фирмы о сверхнизких издержках уменьшают вероятность вторжения конкурентов на ее рынок; данные работника о его способностях в виде сертификата образования повышают вероятность выгодной оплаты).
Чтобы выполнять свою функцию, сигнал должен внушать доверие. Для этого он должен отвечать нескольким требованиям:
· адекватно отражать информацию;
· быть недоступным другим как средство дезинформации;
· его отсутствие также должно нести информацию.
Пусть, например, сигналом о высокой производительности работника служит уровень его образования. Тогда, согласно вышеназванным требованиям, образование должно, во-первых, проявляться в более высокой производительности. Во-вторых, работники с низким потенциалом не должны желать или иметь возможность получить неадекватный уровень образования. В-третьих, отсутствие образования должно быть точным сигналом о низкой производительности.
Выполнение указанных требований предполагает наличие определенных институциональных условий (среды контракта). Таким условием в нашем примере может стать различие издержек образования для лиц разной производительности: издержки образования для работников с низким потенциалом должны быть выше с тем, чтобы они не были готовы их нести.
Просвечивание. Это способ раскрытия на предконтрактной стадии частной информации, когда инициатива исходит от стороны, не владеющей ею. Данной стороной создаются условия, при которых владелец закрытой информации вынужден раскрыть ее своим поведением.
Распространенной формой просвечивания является самоотбор на основе разработки специальных условий контракта. Пусть, например, фирма стремится найти работников, не склонных к перемене мест. Это качество – закрытая для фирмы информация. Ее высвечивание осуществляется путем разработки формы контракта, привлекательного лишь для требуемого типа людей. Это может быть, в частности, предложение низкого (в сравнении с рыночной) уровня оплаты труда в течение первых 3 лет с обязательством последующего его повышения выше среднерыночной величины. Если работник знает, что, скорее всего, уйдет раньше, он откажется от заключения контракта.
Другой формой просвечивания является разработка меню контрактов. Она предусматривает предложение нескольких вариантов сделки, каждый из которых приемлем для своей структуры предпочтений и возможностей контрагента. Осуществляя выбор одного из них, контрагент, тем самым, раскрывает свои скрытые характеристики. Так, фирма может предложить своим региональным агентам по сбыту несколько вариантов контракта, предполагающего два элемента оплаты: стабильный оклад и комиссионные. Различие вариантов при этом состоит в разном соотношении указанных элементов в соответствии с принципом: чем выше оклад, тем ниже комиссионные. Очевидно, агенты будут выбирать наилучшее сочетание исходя из известных им перспектив сбыта в их районе. Тем самым, они раскроют информацию о состоянии рынка.
Информационная асимметрия является не только условием, определяющим результат предконтрактных отношений. Она является важным стимулом предконтрактного поведения агентов. Дело в том, что во многих сделках некоторые значимые характеристики неизвестны обеим сторонам. Существуют лишь ожидания относительно этих характеристик. Так, в сделке по приобретению прав добычи нефти на какой-либо территории ни одна из сторон не знает достоверно будущего объема этой добычи.
Неполнота значимой информации может быть устранена путем ее приобретения. Если усилия (инвестиции) возможных партнеров будут различны по объему и результативности, у одного из них возникнут контрактные преимущества. Такая ситуация стимулирует целенаправленные попытки создания информационной асимметрии (в отличие от использования уже существующей). Однако стремление одной из сторон добиться предконтрактных преимуществ подобным образом порождает аналогичные усилия другой стороны. Возникает конкуренция за обладание значимой информацией.
Развитие такой конкуренции приводит к тому, что предконтрактные информационные издержки нарастают, и это может стать препятствием к обмену. Возникает проблема, способом решения которой является использование мер (правил), препятствующих целенаправленному созданию информационной асимметрии и закрепляющих известный уровень дефицита информации в качестве условия обмена. Это могут быть меры:
· обесценивающие дополнительную информацию;
· запрещающие измерение;
· делающие его запретительно дорогим.
Например, компания «Де Бирс» ввела запрет на индивидуальное измерение качества алмазов и оценку стоимости каждого путем предложения комплекта, отвечающего заявке покупателя. Цена при этом рассчитывается по формуле на основе общих характеристик камней.