С чего для вас, как для музыканта, началось знакомство с латиноамериканской музыкой?
Сроссийской группы «LosSabrososBand». Они играли давным-давно, и этого состава сейчас уже нет, Музыканты разбрелись и сейчас некоторые играют в успешных проектах. Например, Йоэль Гонсалес или Кирилл Ипатов из «Маркшнайдер Кунст». А впервые я увидел LosSabrososBandлет в восемь или девять. Я пришел на вечеринку с мамой, увидел на конгах Кирилла и сразу попросился поиграть. Увлечение никак не проходило, а потом мне посчастливилось, и я оказался на Кубе. Там я целенаправленно стал обучаться игре на конгах и сформировал себя как профессиональный конгеро.
Ты руководишь двумя группами:CubaJam и Descarga. Чем отличаются их концепции?
Состав музыкантов, на самом деле, тот же, но играем мы разную музыку. Все дело в звучании. Для CubaJamмы создаем музыку, которая ближе по духу к кубинской. А Descarga играет пуэрториканское направление сальсы. Для обычного человека вряд ли разница будет очевидна. Но если копнуть глубже, то можно уловить различия между стилями. Descargaиграет музыку для те х, кто предпочитает линейные направления сальсы, например, сальсу NewYork.
Пуэрториканская музыка – смесь кубинского сона и традиционных пуэрториканских жанров. С ней тесно связан стиль LatinJazz. Пуэрториканская сальса насыщена музыкально, она мелодичнее и размереннее. А кубинская музыка более драйвовая. Кубинцы ведь любят, чтобы внутри все распирало, пело и горело, поэтому они всё смешивают со всем и получают такие миксы, в которых главную роль играет ритм. Вообще пуэрториканскую музыку в чем-то даже проще играть, чем кубинскую. Кубинская музыка – это такой энергетический шарик, сгусток музыкальной информации…
Вампостчасливилось играть с музыкантами мирово1 сальса-сцены. Расскажите об этом сотрудничестве.
Фестиваль, который мы делаем уже лет пять – FreestyleSalsaFest. На него мы приглашали такие группы как CalleReal, NewSwingSextet, MamboLegends… MamboLegends – это состав, с которым играл Тито Пунте, но, к сожалению уже без него.. Еще, конечно, SpanishHarlemOrchestra, вэтомгодуElGranCombo, а также отдельные певцы, Фрэнки Васкез , например. Мы не только организуем концерты, показываем их русской публике, которой трудно будет увидеть их где-то еще, но и сами учимся у них, играем, смотрим, беседуем. Это очень полезно, понять специфику их игры, понять, над чем нужно поработать, над какими качествами…
И какими же качествами должен обладать сальса музыкант? Должна ли в нем обязательно течь латиноамериканская кровь или …
В отличие от европейской популярной музыки, в которой музыканты совершенно не обязаны танцевать или взаимодействовать с танцующими, на Кубе,в Пуэрто-Рико, в Венесуэле считается за правило, что,если музыкант играет, он ориентируется на танец. Он и сам умеет хоть как-то двигаться, хоть как-то танцевать. Поэтому, когда, например, кубинский музыкант создает музыку, он создает не просто запоминающуюся мелодию, но еще и определенное ощущение ритма, которое созвучно с ощущением других музыкантов, с движениями танцующих… Поэтому в кубинской музыке, в частности, нет такой особой ритмической ровности, как в музыке европейской… В ней все идет от чувств, рождается где-то внутри…
Значит, важен и темперамент самих музыкантов.
Да, темперамент очень важен. И, наверное, латиноамериканская кровь –но это скорее важно для вокалиста.
Иногда люди, которые впервые начинают заниматься танцами и слушать эту музыку, высказывают мнение, что она достаточно однообразная, что ее тяжело долго слушать… Во что нужно вслушиваться, чтобы понятьэту музыку?
В ритм! У каждого инструмента столько нюансов. Вслушивайтесь в каждый инструмент. И, конечно, тексты. Поймете тексты – поймете сальсу.
Что отличает песни «СubaJam»?
Сейчас еще рано говорить, мы ищем свой стиль. Но все-таки… Когда я пишу песни, я пишу истории. Мне хочется, чтобы люди поняли эти песни и стали им близки.
Возвращаясь к «RitmoRusso». В ней есть фраза о том, что когда-то российские музыканты не были уверены в том, что сальса станет модной в России. А я просто верил в это. Люди говорили: «ничего не получится», «ничег о не выйдет», а я утверждал обратное.
Или песня про ди-джеев. Я решил написать эту песню специально для них, для людей, которые ставят музыку на сальсатеках. Их не так уж много на территории России, их нужно как-то поддерживать. Сейчас я пою о русских музыкантах и танцорах, и для них. В сальсе вообще музыка, тексты, танец – все этоединое целое.