Проблемы занятости и безработицы в современной России
В условиях перехода к рыночной экономике проблема занятости и безработицы приобретает особую актуальность.
Решение ее означает создание эффективной экономики, способной обеспечить социальный прогресс общества.
Занятость можно определить как совокупность мер и действий, направленных на расширение спроса на рабочую силу.
В рамках этой концепции различают:
• полную;
• рациональную;
• эффективную занятость.
Полная занятость, - представляет собой конкретную социально-экономическую реализацию всеобщности и обязательности труда.
Рациональная - это занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения и использования трудовых ресурсов с учетом их половозрастной и образовательной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения по территории.
Эффективная занятость, - предполагает отбор вариантов организации процессов воспроизводства рабочей силы, выбранных по совокупности критерием, экономической и социальной результативности. Различают виды и формы занятости.
Виды занятости - это распределение активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям народного хозяйства.
Формы занятости - это организационно-правовые способы, условия, тру до использования. В рамках каждого вида занятости труд людей организуется с помощью разнообразных организационно-правовых форм, различающихся нормами правового регулирования продолжительности и режимов рабочего дня.
Уровень занятости характеризуется процентным отношением численности работающих в общественном хозяйстве и учащихся с отрывом от производства к общей численности трудовых ресурсов.
Сегодня Россия стоит перед реальной опасностью роста безработицы ввиду значительного спада производства, отсутствия средств для открытия новых рабочих мест и общей нестабильности в стране.
Важнейший вопрос, который требует решения в этой ситуации, заключается в определение предельно допустимого уровня безработицы. По этому поводу существует разные мнения. Например, 2 - 3% безработицы в Западной Европе и 4% в США принимаются в качестве государственной политики. В Швеции, где проводится в жизнь концепция «полной занятости» официально признанный, минимальный уровень безработицы составляет 1,5%. Предельно возможный для России является доля безработных, не превышающая 10-12%. Современное состояние занятости у нас связано во многом с различными деформациями в сфере труда и социальной политики.
Анализируя особенности процессов на российском рынке труда нельзя не, упомянуть о таком феномене, как невыплата заработной платы.
Снижение жизненного уровня активизирует население на поиски дополнительных заработков. Потребность в рабочих местах растет со стороны все новых людей (женщин, пенсионеров и даже детей), расширяется совместительство. Одновременно активизируется процесс высвобождения работников с действующих предприятий по разного рода причинам (люди низкой квалификации, с пониженными возможностями интенсификации своего труда и др.).
Положение с занятостью усугубляется деформирующим воздействием вынужденной миграции, массовыми сокращениями работающих по причинам нерентабельности предприятий, конверсии, приватизации.
Критического состояния достигает в настоящее время уровень незанятого населения в городах и населенных пунктах с монопольным преобладанием отдельного вида производственной деятельности, в регионах военно-промышленной и научно-исследовательской деятельности.
В современных условиях занятость в России становится важнейшим объектом социального управления.
Рис. 2. Система обеспечения занятости
В целях содействия полной занятости населения государство предусматривает:
• осуществление мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики направленных на рациональное размещение производственных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, создание новых технологий, поощрения гибких режимов труда;
• правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законов и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий;
• создание службы занятости населения и Государственного фонда занятости РФ.
Одной из задач государственной политики занятости является материальная поддержка безработных, которая в большинстве стран реализуется. Через систему социального страхования.
Финансирование системы социальной защиты в связи с безработицей в Р.Ф., как это и принято в мировой практике, ведется через специализированное финансово-кредитное учреждения - Фонд занятости населения.
Он создан при правительстве Р.Ф., и средства его являются государственной федеральной собственностью. Оперативное управление ими находится в ведении Федеральной службы занятости населения и ее территориальных органов,
В мировой практике действуют два альтернативных принципа формирования средств на социальные нужды: обязательное страхование и добровольное.
Закон РФ. « О занятости населения » определяет:
- Признание граждан безработными;
- Оказание содействия в трудоустройстве безработным гражданам;
- Снятие с учета;
- Назначение, прекращение и приостановка выплаты пособия и сокращение его размеров;
- Сроки выплаты пособия;
- Размер пособия и порядок его выплаты;
- Порядок и условия оказания материальной и иной помощи безработным и членам семей безработных, находящимся на их иждивении.
Безработица - социально-экономическое явление, когда часть трудоспособного населения не может применить свою рабочую силу, становится « излишним » населением, резервной армией труда. Виды безработицы:
- Фрикционная — связана с переменой места работы по инициативе самих работников, которые ищут более подходящую для себя работу. Такая безработица существует всегда и везде.
- Структурная — вызывается изменением структуры производства под воздействием НТП, появления новых отраслей промышленности и отживание морально устаревших производств. В силу этого возникают диспропорции между предложением и спросом на рабочую силу (переобучение, переквалификация работников).
- Циклическая - самая опасная, возникает в период спада производства, во время экономических кризисов, когда происходит массовое разорение предприятий.
- Сезонная – вызвана сезонным характером работ.
- Скрытая - когда работник вынужден работать с неполной занятостью и целые цеха, участки отправляются в длительные, вынужденные неоплаченные отпуска.
Следовательно, отличительные виды безработицы различаютсяпричинамиих возникновения.
Еще одной чертой российского рынка труда является то, что на многих предприятиях промышленности, особенно крупных, до 20 - 25% занятых фактически являются лишними и используются на работах, несвязанных с их основной производственной деятельностью и соответствующих их уровню образования, т.е. существует скрытая безработица.
На конец 2008 года общий потенциал безработицы составил 9,9 млн. человек, или 13,2% численности экономически активного населения. Среди них 5,1 млн. человек (6,8% экономически активного населения) не имели работы, но активно ее искали и в соответствии с принятой методологией классифицируется как безработные. Но согласно материалам обследования населения по проблемам занятости, проведенного статистическими органами, в службе занятости за помощью в подборе работы обращается - в среднем по России - только третья часть ищущих работу и только спустя два месяца самостоятельных поисков работы.
Определённые надежды на расширение в будущем возможности занятости связаны с иностранными инвестициями в российскую экономику. Конечно, инвестиции в реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий будет иметь, как правило, трудосберегающий эффект. Однако в целом значительное увеличение иностранных капиталовложений означает создание новых рабочих мест, что поможет снять напряженность на рынке труда, которая в ближайшие годы, по-видимому, значительно возрастет.