Пример. Степень связи типа М:1.
Каждый преподаватель может вести одну дисциплину, но каждую дисциплину могут вести несколько преподавателей.
Примеры с типом связи 1:М или М:1 могут иметь ряд вариантов, отличающихся классом принадлежности одной или обеих сущностей. Обозначим обязательный класс принадлежности символом “О”, а необязательный – символом “Н”, тогда варианты для связи типа 1:М условно можно представить как: О-О, О-Н, Н-О, Н-Н. Для связи типа М:1 также имеются четыре аналогичных варианта.
Пример. Степень связи типа 1:М вариант Н-О.
Каждый преподаватель может вести несколько дисциплин или ни одной, но каждая дисциплина ведется одним преподавателем (рис. 4).
По аналогии легко составить диаграммы и для остальных вариантов.
а) ER-экземпляров
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ | ВЕДЕТ | ДИСЦИПЛИНА |
· СУБД | ||
Иванов · | · Макроэкономика | |
Петров · | · Выс. математика | |
Сидоров · | · Бух. учет | |
Егоров · | · Статистика | |
Козлов · | · Оценка недвиж-ти | |
· Микроэкономика |
б) ER-типов
1 M
·
Рис 4. Диаграммы для связи типа 1:M варианта Н-О
Пример. Степень связи типа M:M.
Каждый преподаватель может вести несколько дисциплин, а каждая дисциплина может вестись несколькими преподавателями.
Как и в случае других типов связей, для связи типа М:М возможны четыре варианта, отличающиеся классом принадлежности сущностей.
Пример. Степень связи типа М:М и вариант класса принадлежности О-Н.
Допустим, что каждый преподаватель ведет не менее одной дисциплины, а дисциплина может вестись более чем одним преподавателем, есть и такие дисциплины, которые никто не ведет. Соответствующие этому случаю диаграммы приведены на рис. 5.
а) ER-экземпляров
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ | ВЕДЕТ | ДИСЦИПЛИНА |
· СУБД | ||
Иванов · | · Макроэкономика | |
Петров · | · Выс. математика | |
Сидоров · | · Бух. учет | |
Егоров · | · Статистика | |
Козлов · | · Оценка недвиж-ти | |
· Микроэкономика |
б) ER-типов
M M
·
Рис.5. Диаграммы для связи типа М:М и варианта О-Н
Выявление сущностей и связей между ними, а также формирование на их основе диаграмм ER-типа выполняется на начальных этапах метода “сущность-связь ”. Рассмотрим этапы реализации метода.
Этапы моделирования.
Процесс моделирования базы данных является итерационным – допускающим возврат к предыдущим этапам для пересмотра ранее принятых решений и включает ряд этапов.
1) Выделение сущностей и связей между ними.
2) Построение диаграмм ER-типа для всех сущностей и их связей.
3) Формирование с использованием диаграмм ER-типа набора предварительных отношений с указанием предполагаемого первичного ключа для каждого отношения.
4) Добавление неключевых атрибутов в отношения.
5) Приведение предварительных отношений к нормальной форме Бойса-Кодда, например, с помощью метода нормальных форм.
6) Пересмотр ER-диаграмм в следующих случаях:
• некоторые отношения не приводятся к нормальной форме Бойса-Кодда;
• некоторым атрибутам не находится логически обоснованных мест в предварительных отношениях.
После преобразования ER-диаграмм осуществляется повторное выполнение предыдущих этапов проектирования (возврат к этапу 1).
Одним из узловых этапов проектирования является этап формирования отношений. Рассмотрим процесс формирования предварительных отношений, составляющих первичный вариант схемы базы данных.
В рассмотренных выше примерах связь ВЕДЕТ всегда соединяет две сущности и поэтому является бинарной. Сформулированные ниже правила формирования отношений из диаграмм ER-типа распространяются именно на бинарные связи. Поэтому, когда речь идет о связях, слово “бинарные” далее опускается.