Эластичность и временной период

1. Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления фирмой каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции (менее года).

2. Среднесрочный период достаточен для расширения и сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых модностей.

3. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а так приток новых фирм в отрасль в случае расширения спроса или уход из нее при условии сокращения спроса на данную продукцию.

Несколько примеров продемонстрируют этот факт со всей очевидностью.

Переговоры об уровне заработной платы.

Объединенный Союз рабочих-автомобилестроителей (ОСРА) однажды пришел к выводу, что руководству автомобильной промышленности следует повысить заработную плату рабочим и одновременно снизить цены на автомобили. Аргументируя это тем, что эластичность спроса на автомобили примерно равна 4, ОСРА заключил, что снижение цен поможет затормозить инфляцию, увеличить суммарную выручку от продаж и сохранить или даже повысить прибыли производителей. Однако представитель компании "Форд мотор" утверждал, что, согласно существующим исследованиям, эластичность спроса на автомобили варьируется в пределах от 0,5 до 1,5. Он доказывал, что снижение цен поэтому привело бы к сокращению прибылей, или к убыткам производителей. В приведенном случае эластичность спроса на автомобили была центральным вопросом в отношениях между рабочими и управляющими и в переговорах об уровне заработной платы.

Небывалый урожай.

Исследования показывают, что спрос на большую часть сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен, порядка 0,2 или 0,25. В силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаря хорошим погодным условиям или росту эффективности производства одновременно снижает как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть нежелательным! Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров зависит от ограничения фермерского производства.

Автоматизация.

Характер воздействия автоматизации, то есть быстрого технологического прогресса, на уровень занятости частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт. Предположим, что фирма устанавливает новое трудосберегающее оборудование, и это приводит к технологической безработице, скажем, 500 рабочих. Предположим также, что часть экономии на издержках, полученной благодаря технологическому прогрессу, передается потребителям путем снижения цен. Теперь воздействие снижения цен на объем продаж фирмы, следовательно, и на количество необходимых ей рабочих будет зависеть, от эластичности спроса на продукт. Эластичный спрос мог бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые (все или даже более, чем 500) из вытесненных рабочих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичность спроса будет означать, что лишь немногие (либо вообще никто) из уволенных рабочих могут быть опять приняты на работу, так как прирост объема продаж и производства фирмы будет невелик.

ФОРМУЛА ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТОЧКИ

Эластичность и временной период - student2.ru

Эластичность и временной период - student2.ru

Билет №26 (Эластичность спроса и её факторы)

Спрос (D) – это то количество товаров и услуг, которые покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.

Зависимость между ценой и спросом описывается законом спроса, согласно которому между ценой и спросом существует обратная зависимость: с увеличением цены спрос падает, и наоборот.

D = f (p); f (p) < 0.

Зависимость между ценой (р) и количеством товара, на который будет предъявляться спрос при каждом уровне цен (Q), может быть представлена в виде таблицы или графика (табл. 4.4 и рис. 4.5).

Цена, руб. (р) 2 3 4 6 8

Объем спроса, ед. (Q) 50 40 30 20 15

Эластичность и временной период - student2.ru

(кривая спроса)

Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется тремя причинами:

• эффектом дохода. Чтобы понять эффект дохода, необходимо различать два понятия: номинальный доход – доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход – то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Очевидно, что реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар;

• эффектом замещения. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет ими замещаться; спрос на этот товар упадет. Хрестоматийные примеры: чай и кофе, нефть и уголь, кирпич и дерево и т.д. Если цена на кирпич возрастает, то потребители будут предъявлять больший спрос на дерево. Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой;

• действием закона убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, то потребитель готов платить за нее меньшую цену.

Цена выступает здесь как независимая (аргумент), а спрос – как зависимая переменная (функция).

Нет правила без исключения. Существуют так называемые товары Гиффена, спрос на которые при повышении цен растет.

Английский экономист XIX в. Р. Гиффен заметил, что во время голода в Ирландии в 1846 г. спрос на картофель, составляющий основную часть рациона ирландцев, возрастал, несмотря на то, что цены на него тоже росли. Дело в том, что цены на другие продукты питания росли еще больше, поэтому картофель заменял все другие продукты. Таким образом, спрос на товары низшего качества, составляющие большую долю дохода потребителя, может возрастать и при повышении цен.

Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие (неценовые) факторы, приводящие к изменению спроса при данных ценах.

1. Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет. Проявляется «эффект присоединения к большинству». Наряду с этим эффектом может проявляться и «эффект сноба», когда потребитель не хочет быть похожим на «всех» и не реагирует на моду. В этом случае между модой и спросом будет обратная зависимость.

2. Уровень дохода. Изменение дохода может оказывать на спрос двоякое влияние. Различают товары высшей категории («нормальные товары») и товары низшей категории. Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот. Очевидно, что при росте доходов (при прочих равных условиях) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин падает.

3. Цены других товаров. Существуют зависимые и не зависимые друг от друга товары. Зависимые – это товары, изменение цены которых влияет на спрос на другие товары. Товары независимы, если изменение цены одного не влияет на спрос на другой товар. Вряд ли изменение цен на автомобиль повлияет на спрос на электролампочки и т.п. Зависимые товары (услуги) могут быть взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми. Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на. железнодорожные перевозки.

Если товары взаимодополняемые, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой – обратная. Рост цен на магнитофоны приведет к снижению спроса на кассеты.

4. Количество и состав покупателей на рынке.Очевидно, что чем больше покупателей, тем больше рыночный спрос. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей.

5. Ожидания покупателей в отношении изменения цен товаров и их доходов. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (инфляционный, ажиотажный спрос), и наоборот. Если покупатели ожидают увеличения доходов, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос).

Таким образом, на спрос на данный товар влияют изменения цен самого товара и неценовые факторы. Изменение цены товара приводит к движению вдоль (по) кривой спроса, а изменение спроса под влиянием неценовых факторов – к смещению кривой спроса.

Эластичность и временной период - student2.ru

(Влияние изменения дохода на спрос на товар низшей категории)

Например, при цене р1 и данном доходе спрос на картофель равен Q1 при увеличении дохода спрос на картофель (при той же его цене) упадет (Q2 < Q1). Кривая D сместится в положение D1. При падении дохода спрос увеличится (Q3 > Q1), а кривая D сместится в положение D2.

Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса.

Различают: ценовую, перекрестную эластичность и эластичность по доходу.

1. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности (Еd).

Еd = Q/p

Вид Эластичности Значение коэффициента Соотношение изменения спроса и цены.
Совершенно неэластичный спрос Е = 0 Цена растет(падает) спрос постоянен
Неэластичный спрос Е < 1 Цена растет(падает) больше, чем спрос
Эластичный спрос Е > 1 Цена растет(падает) меньше, чем спрос
Единичная эластичность спроса Е = 1 Спрос и Цена изменяются в равной степени
Совершенно эластичный спрос Е = ∞ Спрос растет(падает), цена постоянна
----------- ----- -----------

Примерами разной эластичности спроса на различные товары могут служить:

• спрос на инсулин – совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина (спрос постоянен);

• спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) – неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;

• спрос на предметы роскоши – эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;

• спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и транспортные тарифы;

• если цена фиксирована, например установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса.

Эластичность спроса зависит от ряда факторов:

• количества заменителей данного продукта. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше;

• удельного веса данного товара в доходе потребителя. Чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность;

• значимости товара – является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой необходимости менее эластичен;

• фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса.

2. Перекрестная эластичность характеризует степень изменения спроса на товар а при изменении цены товара b (Еab).

Еab = Qa/pb

3. Эластичность по доходухарактеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода (ЕI).

ЕI= Q / I

(I-индекс)

Для нормальных товаров коэффициент эластичности по доходу положителен, т.е. ЕI > 0, для товаров низшей категории – отрицателен, т.е. ЕI < 0.

Билет № 27(эластичность предложения и её факторы)

Предложение (S) – это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени.

Связь между уровнем цен и предложением описывает закон предложения, согласно которому изменение цены влечет за собой однонаправленное изменение предложения. Иными словами, с увеличением цены предложение растет, и наоборот.S = f (p); f (p) > 0.

Зависимость между ценой (p) и объемом предложения при каждом уровне цен (Q) может быть представлена в виде таблицы или графика.

Цена, руб. (р) 8 6 4 3 2

Объем предложения, ед. (Q) 45 40 30 20 10

Эластичность и временной период - student2.ru (Кривая предложения)

Существует ряд неценовых факторов, влияющих на объем предложения:

• величина издержек производства товара. Чем выше издержки, тем меньше объем предложения. В свою очередь уровень издержек производства (затрат) зависит от применяемой технологии и стоимости ресурсов, используемых в данном производстве;

• налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение;

• наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров и динамика их цен;

• количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т.д.;

• ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидание роста цен в будущем сокращает предложение в настоящем.

Изменение предложения в результате изменения цены товара ведет к движению вдоль (по) кривой предложения, изменение предложения под влиянием неценовых факторов приводит к сдвигам кривой предложения.

Эластичность и временной период - student2.ru

(Влияние издержек производства на предложение)

При данных ценах на ресурсы предложение равно Q1. Снижение цен на ресурсы уменьшит издержки производства, и при тех же ценах на товар производители предложат его больше: Q2 > Q1. Кривая S сместится в положение S1. При удорожании ресурсов издержки производства возрастут и предложение при тех же ценах на товар уменьшится: Q3 < Q1. Кривая S сместится в положение S2.

Степень изменения предложения под влиянием изменения цены характеризуется эластичностью предложения и измеряется коэффициентом эластичности предложения – ЕS(s-индекс) = Q/p

Степень эластичности предложения зависит от способности производства к быстрой переналадке; возможности хранения продукции. Но главным фактором, влияющим на степень эластичности предложения, является фактор времени, т.е. количество времени, имеющееся в распоряжении производителя, для того чтобы отреагировать на изменение цены. Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.

Билет №28 (рыночные периоды: кратчайший, краткосрочный, долгосрочный)

Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.). (Рис.1,2,3.)

Эластичность и временной период - student2.ru
рис.1 рис.2
Эластичность и временной период - student2.ru
рис.3
В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения.

В условиях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом.

В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.

При мгновенном равновесии предложение товара не меняется, но в связи с

увеличением спроса равновесная цена на него увеличивается. Типичным

примером может служить продажа скоропортящегося товара, например, рыбы,

фруктов и иных продуктов, которые необходимо реализовать за короткое время.

Эту ситуацию можно изобразить на графике путем передвижения точки

равновесия вверх по прямой линии, изображающей постоянное предложение

Краткосрочное равновесие устанавливается за более длительный

промежуток времени, когда предложение увеличивается, но число предприятий,

производящих товар, не меняется. Убедившись в том, что данный товар

пользуется спросом, то же самое число предприятий начинает интенсивно его

производить. При этом равновесная цена будет, конечно, ниже той, которая

возникает при мгновенном равновесии.

Наконец, долгосрочное, или нормальное, равновесие устанавливается,

когда изменяется как число предприятий, так и объем используемых ресурсов

для производства товара. Благодаря этому предложение товара заметно

увеличивается за счет уменьшения издержек, а это приводит к понижению

равновесной цены. Таким образом, долгосрочное равновесие называется

нормальным потому, что оно отражает типичную ситуацию, когда возникает

конкуренция между предприятиями и в результате устанавливается длительное

равновесие между спросом и предложением.

Понятие мгновенного, краткосрочного и длительного равновесия можно

рассматривать как временные этапы для установления нормального равновесия

между спросом и предложением. Но само такое равновесие следует понимать не

статически, как неизменное и фиксированное, а динамически. Оно тоже

меняется под влиянием различных обстоятельств, такое равновесие как

спонтанный порядок, возникающий в рыночной системе в результате

взаимодействия спроса и предложения.

1. Кратчайший рыночный период настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены.
Пример. Предположим, что мелкий фермер привез на рынок на одном грузовике весь свой урожай томатов данного сезона. Кривая предложения будет совершенно неэластична; Фермер продаст все, что он привез, независимо от высокой или низкой цены. Почему? Потому что он не может предложить больше томатов, чем он привез на своем грузовике, если цена томатов превысит его ожидания. Даже если бы он захотел предложить больше, томаты невозможна вырастить за ночь. Понадобится целый сельскохозяйственный сезон, чтобы отреагировать на повышение цены производством большего количества продукции. С другой стороны, поскольку продукт является скоропортящимся, фермер не может изъять его с рынка, если цена окажется ниже его ожиданий, - он все равно продаст то, что привез. Издержки производства в этом случае не будут иметь значения для принятия решения. Даже если цена томатов упадет гораздо ниже уровня издержек производства, фермер тем не менее полностью реализует свой товар, чтобы избежать его потери. Таким образом, в пределах очень короткого промежутка времени предложение томатов со стороны нашего фермера является фиксированным; он может предложить лишь столько, сколько привез на грузовике, как бы высока ни была цена. Причем угроза порчи вынуждает фермера продавать всю продукцию даже в случае значительного снижения цены.
На рисунке 1 показана кривая совершенно неэластичного предложения со стороны фермера в пределах кратчайшего рыночного периода. Заметьте, что этот и другие фермеры не способны отреагировать на предполагаемое увеличение спроса; им не хватает времени, чтобы расширить производство. Рост цены с Ро до Pn лишь нормирует потребление фиксированного количества продукции, но никоим образом не ведет к росту ее производства (кривая предложения не обязательно должна быть совершенно неэластичной (вертикальной) в пределах данного рыночного периода. Если продукт не является скоропортящимся, то производитель при низких текущих ценах может решить сохранить часть своей продукции в запасе для продажи ее в будущем. Это приведет к некоторому положительному наклону кривой рыночного предложения).
2. Краткосрочный период. В пределах краткосрочного периода производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли остаются неизменными. Однако предприятия имеют достаточно времени, чтобы использовать свой мощности более или менее интенсивно. Так, в пределах данного периода предприятие нашего фермера, под которым мы будем иметь в виду кто землю и сельскохозяйственную технику, не претерпевает никаких изменений. Но в этот период времени фермер может применить более интенсивные методы выращивания томатов, прилагая больше труда, больше удобрений и пестицидов для получения урожая. Результатом будет рост производства как реакция на предполагаемое увеличение спроса; такая реакция со стороны производства будет означать более высокую эластичность предложения томатов, что и показывает прямая Ss на рисунке 2. Обратите внимание, что увеличению спроса соответствует в данном случае относительно большее, чем в пределах кратчайшего рыночного периода, изменение количества предлагаемой продукции (сQo до Qs) и относительно меньшее изменение цены (сРо до Рs). Цена, таким образом, оказывается ниже, чем в примере с кратчайшим рыночным периодом.
3. Долговременный период. Долговременный период достаточно продолжителен, для того чтобы фирмы успели принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся ситуации. Отдельные фирмы могут расширить (или сократить) свои производственные мощности; новые фирмы могут войти в состав отрасли (а старые – покинуть ее). В «отрасли» по производству томатов наш фермер имеет возможность приобрести дополнительный участок земли, а также закупить больше машин и оборудования. Кроме того, большее количество фермеров может быть привлечено к производству томатов вследствие расширения спроса и роста цен. Такие изменения означают еще более активную реакцию со стороны предложения, то есть еще более эластичную кривую предложения Si. На рисунке 22-4в показано, что результатом будет небольшое изменение цены (с Po до Pi) и большое изменение количества предлагаемой продукции (с Qo до Qi) как реакция на предлагаемое расширение спроса.
Кривая предложения, изображенная линией SL на рисунке 3, дает новую цену долгосрочного равновесия – Pi, несколько более высокую, чем первоначальная цена Ро на рисунке 1. Почему более высокую? Мы исходим из предположения что выращивание томатов представляет собой отрасль с растущими издержками производства, имея в виду просто-напросто, что расширение отрасли ведет к росту цен на потребляемые в ней ресурсы. Расширенный спрос на удобрения и оборудование для ферм вызвал некоторый рост цен на них; расширенный спрос на землю обусловил увеличение ее рыночной и рентной стоимости. Короче говоря, ожидать, что расширение отрасли приведет к «растущим издержкам», - дело вполне обычное и разумное. Тогда если Ро была достаточной для прибыльного производства (рис. 1), то для прибыльного производства в условиях расширенной отрасли потребуется более высокая цена – Рi. Если бы отрасль по производству томатов использовала небольшую или ничтожно малую долю соответствующих ресурсов, тогда рост спроса со стороны этой отрасли оставил бы их цены без изменений. То есть в случае с отраслью с постоянными издержками производства кривая долгосрочного предложения была бы совершенно эластичной, как показано кривой S’L на рисунке 3. Новая цена была бы равна первоначальной цене Ро на рисунке 1.Чем больше времени имеется в распоряжении производителей, для того чтобы отреагировать на изменения в спросе, тем сильнее будут соответствующие изменения в объеме производства. В пределах кратчайшего рыночного периода
А) производителю не хватает времени для того, чтобы изменить объем производства, так что предложение оказывается совершенно неэластичным. В пределах короткого периода
Б) производственные мощности остаются неизменными, однако объем производства может быть изменен за счет интенсивности их использования; предложение поэтому оказывается более эластичным. На протяжении долгого периода
В) могут быть приняты все желательные меры (включая изменение мощности предприятия), направленные на приспособление к изменившемуся спросу, и спрос становится еще более эластичным.

Билет № 29 (Государственное вмешательство в рыночное ценообразование: формы, позитивные и негативные последствия)

Рыночное равновесие является неустойчивым состоянием. Внешними последствиями разрушенного равновесия цен станут очереди за товарами, социальная напряжённость и недовольство политикой правительства. При низких ценах спрос не снижается, а возрастает и в отличии от цены на него невозможно воздействовать принудительно, т.к. он бы вызвал тенденцию сокращения производства, сокращения предложения товаров из-за низких цен (т.к. производитель заинтересован).

Однако, возникающие при этом конкурентные силы – на стороне предложения или спроса, будут изменять объемы и цены по направлению к равновесному их уровню.Ситуацию рыночного равновесия можно представить графически, совместив в одних осях координат графики спроса и предложения: Эластичность и временной период - student2.ru

Точка В на рисунке получила название точки равновесия спроса и предложения, а ее проекции на оси абсцисс и ординат соответственно точками равновесного объема производства (Q0) и равновесной цены (P0). Итак, ситуация равновесия на рынке означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателю такое равновесие – выражение максимальной эффективности рыночной экономики.

Дефицит или излишки продукции могут быть порождены вмешательством государства в процессы рыночного ценообразования.

Влияние государства на рыночное равновесие:

а) Поддержание производства на высоком уровне посредством установления цен на продукцию выше цены рыночного равновесия (рис. А).

б) Поддержание цен на низком уровне (рис. Б)

Эластичность и временной период - student2.ru

Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей, в том, чтобы создать нормальную конкуренцию, способствующую внедрению в производство достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание достойного прожиточного минимума, предоставление людям возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости.

Формы государственного вмешательства:

1. Прямой контроль государства над монопольными рынками; административное регулирование рынков с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов;

2. Обеспечение экономической безопасности производства;

3. Разработка стандартов, необходимых для осуществления видов производственной и экономической деятельности и контроля за их выполнением;

4. Поддержание минимально допустимых параметров жизни населения;

5. Защита национальных интересов в сфере международных экономических отношений.

Государственное вмешательство в рыночную экономику чаще сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже уровня рыночного равновесия спроса и предложения.

Последствия контроля над ценами могут быть многообразными. Такие последствия обнаружатся в товарном дефиците, нехватке и недопроизводстве товаров, что отрицательно скажется на всём обществе. Проблема бедных слоёв в обществе не решена, так как недопроизводство и дефицитность уводят даже имеющиеся товары в теневые сферы, возникают теневые рынки. Контроль над ценами приводит к сокращению производства и к теневой экономике.

Наши рекомендации