Эволюция теории предпринимательства
Теория предпринимательства развивалась параллельно развитию хозяйственной деятельности человека и эволюции денег. Товарообмен, подобие денег, монеты, кредитные деньги, купюры. Разнообразные формы товарно-денежных отношений формировали и предпринимательскую активность населения (рис. 3). Так на начальном этапе развитие предпринимательства в форме торговли способствовало перемещению товаров из одних регионов в другие, в дальнейшем производственное предпринимательство соответствовало необходимости организации производства на местах потребления товаров.
Основу теории предпринимательства стали формировать теории философов, социологов и политологов в момент появления необходимости максимально эффективно комбинировать ресурсы с целью достижения наилучшего результата. Такая ситуация исторически начала формироваться в XVI–XVII вв.
Рис. 2. Организационно-правовые формы предприятий
Рис. 3. Эволюция предпринимательства
Зарождение теории предпринимательства предписывают Ричарду Кантильону(ок. 1680–1734), родился в Ирландии, работал коммерсантом в Лондоне и банкиром в Париже. Будучи банкиром, экономистом и демограф, ввел в оборот понятие «предприниматель» (entrepreneur) – человек, подвергающий себя риску непостоянных доходов. Он отмечал расхождения между спросом и производством, постоянный перелив капитала, нарушение рыночного равновесия, что позволяет отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Их он называл предпринимателями, а их доход – предпринимательским.
При этом риск связывал с неопределенностью будущей цены продажи. Основной его труд – «Очерк о природе торговли вообще» (издан в Лондоне на французском языке в 1755 г.).
Немного позже сформулировал доктрину свободного предпринимательстваАдам Смит(1723–1790) – шотландский экономист, философ-этик, профессор логики в университете Глазго (с 1751 г.). Центральная идея его работы – экономика функционирует лучше, если исключить ее регулирование государством (принцип «невидимой руки рынка»). Он охарактеризовал предпринимателей с позиции «экономического человека», акцент при этом он определил на необходимости владения землей и трудовыми ресурсами. Считал предпринимателем собственника средств производства, который получает предпринимательский доход. Основной его труд – «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.).
В этом же веке Жан-Батист Сэй(1767–1832) – французский экономист
профессор политической экономии – говорит, что предприниматель – человек, перемещающий ресурсы из одной отрасли производства в другую. Причем с наиболее полной отдачей, ввел термин «умелость»: эффективно функционируют только те предприятия, которые ведутся умело. Выделил важнейшие функции предпринимателя:
а) соединение факторов производства (капитала и труда);
б) сбор информации и накопление опыта;
в) принятие решения и организация производственного процесса.
Основной его труд – «Трактат политической экономии, или Простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства» (1803 г.).
В эпоху зарождения капитализма в определении предпринимательства добавляется еще одна характеристика.Вернер Зомбарт(1863–1941) – немецкий экономист, социолог, философ – сформулировал его таким образом: предпринимательство – есть осуществление дальновидного плана, для проведения которого в жизнь требуется длительное сотрудничество нескольких лиц под объединяющим их всех руководством. В своей основной работе «Современный капитализм» (1902 г.), выделил качества, необходимые предпринимателю для успешного ведения дела: предпринимательский дух; бюргерский (гражданский) дух). Стремление к зарабатыванию денег должно было быть согласовано с его стремлением к ответственности.
Внимания заслуживает позиция Макса Вебера(1864–1920), немецкого социолога, экономиста и историка культуры. Его тезис об особой роли протестантизма в развитии предпринимательства связан с тезисом о движущих силах экспансии капитализма. Капиталистический дух – там, где он возникает и оказывает свое воздействие, он добывает необходимые ему денежные ресурсы, но не наоборот. Европейский капитализм обязан своим происхождением протестантизму как религиозно-этическому комплексу, обеспечивающему воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость. Основной труд: «Протестантская этика и дух капитализма» (1905 г).
В конце 18 – начале 19 века происходит разделение понятий собственник ресурсов и предприниматель, который берет эти ресурсы у собственника и заставляет их работать. Значительный вклад в развитие теории предпринимательства внес Йозеф Шумпетер. Он указал, что предприниматель – тот человек, который новым способом обеспечивает комбинирование факторов производства. В основе новой комбинации факторов производства создание нового материального блага или нового его качества, внедрение новой технологии производства или нового метода использования техники, изучение и освоение нового рынка, получение новых источников сырья и материалов вне зависимости от того, существовал он ли ранее.
В его понимании, предпринимательская деятельность не может рассматриваться как профессия, предпринимательство – универсальная общеэкономическая функция любой общественной формации. Основная функция предпринимательства – революционизирование производства, содержание предпринимательской деятельности – осуществление новых комбинаций (инноваций). Отождествление предпринимательской функции с менеджментом в самом широком смысле слова
Теоретической основой предпринимательской деятельности является экономическая теория динамического неравновесия (американского ученого Питера Ф.Друкера). Родоначальником этой теории был Й. Шумпетер, который в своей книге «Теория экономической динамики» (1911 г.) отказался от традиционной экономической теории (спрос-предложение) и утверждал, что «нормой» здоровой экономики является не равновесие или оптимизация, а динамическое неравновесие. Оно может быть вызвано деятельностью новатора-предпринимателя, и направлено на создание нового потребительского спроса, на получение чего-то иного, отличного от предыдущего, обеспечивающего качественно более полное удовлетворение потребностей. Правда, последнее не всегда означает что-то совершенно новое. Оно, как правило, основывается на уже известной потребительной стоимости (товаре или услуге), но, внедрив новую технологию, повысив отдачу на капиталовложения, предприниматель создает новый рынок и нового потребителя.
Примером этого является сеть ресторанов Макдональдс, деятельность которых является чистым предпринимательством. Мы здесь имеем положение, при котором спрос на эту продукцию вырос до такой степени, что образовалась особая «рыночная ниша». Добиться всего этого предприниматель может с помощью имеющегося «ресурса», в который он должен «вдохнуть» новую жизнь или найти новый ресурс, который поможет создать новые потребительские стоимости, приводящие в конечном итоге к так называемому созидательному разрушению. Дело в том, что любой ресурс становится полезным только тогда, когда человек отыщет его в природе и наделит его экономической ценностью, т.е. может получить из него или создать с его помощью новые товары или услуги.
Отсюда следует, что основным принципом теории динамического неравновесия является инновационность подхода, в результате осуществления которого создается новый ресурс, нарушающий принятый баланс.
Именно предпринимательство, а не политика, религия, искусство или право является строительной силой человечества. Сталкиваясь с миром социальных связей, предприниматель сначала приспосабливается к нему, затем пытается использовать его, затем взрывает его ради оптимизации условий своего осуществления, затем стабилизирует его ради собственной стабильности, затем вновь вынуждено приспосабливаться к нему.
Сформулированную теорию о инновационной роли предпринимателя в течение XX столетия продолжали развивать Гинс Г.К. («Предприниматель» (Харбин,1941 г.)), Мизер, Хайек. Основными чертами для предпринимателя они определяли хозяйственность, сообразительность, активность, способность предвидения, умение составить план и т.п.
Кроме того, рассуждение о предпринимательстве именно в разрезе его инновационной активности к концу прошлого века определили ключевую роль малых предприятий в развитии экономики. И соответственно необходимость создания предпринимательской среды и культуры для повышения эффективности экономики страны. Развивая в этом направлении работу государства, многие страны западной Европы, Америка и да же Япония достигли существенных результатов, в виде высокой конкуренции на рынке, диверсификации производства и услуг, решении социальных задач «на местах». В настоящее время инновации и экономика знаний в совокупности с существенной ролью малого бизнеса определяют вектор развития предпринимательства.
Перечень определений предпринимательства в исторической последовательности развития теории представлен в приложении А.