Экономика России на пути к рынку. 80-90 годов (билеты 23, 24)

Классификация по трем критериям

1. легальный и нелегальный

2. по товарам и услугам (потребительских, средств производства, рабочей силе, рынок инвестиции, ценных бумаг, иностранных валют, инновационный, информационный)

3. по пространственному критерию (мировой, региональный, местный, национальный

2 классификация

1.По форме конкуренции: высококонкурентный, немонополизированный, (идеальный), монополистической конкуренции, олигополистический, монополизированный (чистая монополия).

2. По потребительским товарам: дефицитный-недефицитный, национальные или импортные товары

Конкуренция и монополии

Конкуренция – борьба за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров. Состязание, соревнование между производителем товаров за лучшие результаты.

Условия победы:

1. повышение производительности

2. высокое качество

3. снижение себестоимости

4. расширение производства

5. реклама

6. крупные свободные капиталы

Типы конкуренции:

1. простых товаров производителей

2. единых капиталов

3. конкуренция монополий

4. национальных капиталов

5. интернациональных капиталов.

Собственность, ее типы и формы.

Собственность – это система экономических и правовых отношений, между людьми по поводу владения, распоряжения и использования жизненных благ.

Право собственности:

1. владение (фактическое обладание имуществом)

2. распоряжение (возможность изменять состояние, назначение, принадлежность имущества, продавать его, дарить, менять. Распоряжается собственностью только владелец).

3. пользование (процесс извлечения полезных свойств из данного имущества)

4. наследование (это право получить собственность во владение, но случае, завещания и дарственного)

Отчуждение имущества: штраф, долги, преступление, развод.

Типы собственности:

1. общая собственность (акционерное общество – яркий пример)

2. частная собственность (принадлежит одному конкретному лицу или предприятию)

3. смешанная собственность (кооперативы)

Деньги

Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.

Качество денег – делимость, узнаваемость, стабильность, портативность-удобство, продолжительность жизни, однородность

Функции денег

1. средство обращения, платежа, накопления

2. мера стоимости

3. мировые деньги

Виды денег

1. наличные (купюры, казнач. билет)

2. безналичные (счета, деньги, карточки)

Товар

Товар – это продукт труда, произведенный для продажи на рынке.

Признаки товаров

1. должен быть предназначен для обмена

2. должен удовлетворять потребность человека

3. должен обмениваться на другой товар

Конкуренция как элемент рыночной экономики порождает модель рынка.

Модели рынка:

1. чистотой свободной конкуренции. Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынок однородную продукцию. На этом рынке нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары и услуги, о затратах и т.д. Нет ограничений на вступление фирм в отрасль и на выход.

2. чистотой монополии. Отрасль состоящая из одной фирмы, единственным продавцом данной продукции. Монополист диктует цену, контролирует ее, диктует предложение.

3. монополистической конкуренции. Большое количество мелких фирм, предлагающих разнородную продукцию. Они осуществляют ограниченный конроль над рыночными ценами, вход и выход с рынка свободен, каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Сама конкуренция основана не только на цене. (реклама, бренд, потребитель и т.д.)

4. олигополия. Существование на рынке малого числа крупных фирм, которые контролируют его основную часть. Продукт как однородный, так и разнородный. Вступление в отрасль фирм ограниченно и о ценах договоренность.

Монополии

Монополия – это исключительное право на осуществление какого – либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц или государству.

Цель: диктат для установления монопольно- высоких цен, подавление конкуренции.

Виды:

1. естественная

В основе природа. Это право на владение природными ресурсами. уникальность.

2. искусственная

Объединение предприятий для получение сверх прибыли.

Монополии Сбыт цена Производство
Картель(держат монополии на цены. договорились) Раздельно Совместная цена Раздельно
Синдикат Совместный сбыт Совместная цена Раздельно
Трест (полное объединение) Совместный сбыт Совместная цена Совместное производство
Концерн (объединение предприятий разных отраслей торговых фирм и банков на основе общей финансовой зависимости) Совместный сбыт Совместная цена Совместное производство
Консорциум (появление после второй мировой войны. Мера антикризисного характера. Один из самых известных – крайзер. Это монополия, влючающая себя несколько монополистов.)      
Конгламерат (Гигантские промышленные комплексы, занимающиеся разными вещами. Например нестле. Децентрализация фирм (фирма одна, но подразделение на маленькие корпарации)) Совместный сбыт Разная цена Разное производство

Конкуренция породила монополии. Смысл монополий:

1. зародилась монополия мелких торговцев, чтоб свалить крупного

2. ради расширения своего производства

Финансовая олигархия. Крупные банкиры стали вкладывать деньги в развитие промышленности.

Рынок государств

Недостатки рынка – экологические проблемы, безработица, рост цен, зависимость от случая, невозможность долгосрочных прогнозов, спекуляция на фондовом рынке.

Именно из-за этих проблем государство вмешивается в экономику

Влияние на рынок

1. правовое регулирование законы

2. финансовое регулирование налоги

3. гос. Заказы

4. кредитно- денежное. Выдача кредитов

5. экономическое программирование

20 век- смешанная экономика включает в себя компоненты:

1. государственное регулирование

2. регулирование на уровне компаний

3. рыночные механизмы

Решение главных вопросов экономики:

Что производить? Зависит от денег

Как производить? Зависит от конкуренции

Где продавать? Заключение постоянных контрактов

Взаимодействие государственных рынков.

Сочетание гос. Регулирование и рын. механизмов не спасет от кризисов.

Экономика России на пути к рынку. 80-90 годов (билеты 23, 24)

В чем проявлялся кризис:

1. спад выпуска продукции

2. разрыв хозяйственной связи

3. диспропорция (перекос на развитие одной продукции) экономики

4. сокращение национального дохода

Причины кризиса:

1. господство АКС. (госурарства)

2. тотальное планирование. Пятилетки

3. экстенсивная экономика. Выкачивание производства

Наши рекомендации