Эффективность совершенной конкуренции
Для того чтобы производственная эффективность наблюдалась в экономике в целом, должны соблюдаться два условия, касающиеся размещения ресурсов внутри каждой фирмы и внутри каждой отрасли. Во-первых, производственная эффективность требует, чтобы при производстве любого заданного объема выпуска каждая фирма применяла самый дешевый способ его производства из доступных. Для этого она должна использовать такую комбинацию факторов производства, чтобы отношение предельных продуктов факторов равнялось отношению цен этих факторов. Во-вторых, производственная эффективность требует такого размещения выпуска между отдельными фирмами отрасли, при котором минимизируются совокупные издержки производства отраслевого выпуска. Для этого предельные издержки производства последней единицы выпуска должны быть одинаковыми у всех фирм отрасли.
Оба этих условия при совершенной конкуренции соблюдаются.
Помимо производственной эффективности экономическая эффективность должна характеризоваться также эффективностью в размещении ресурсов между продуктами, что в рамках модели кривой производственных возможностей означает выбор конкретной точки на этой кривой, т.е. конкретного набора, который следует производить. Как правило, критерию эффективности в размещении ресурсов удовлетворяет лишь одна из таких точек, другие же оказываются неэффективными.
Эффективным считается Парето-оптимальное размешение ресурсов. Оно не может быть изменено таким образом, чтобы улучшить благосостояние одного лица, не ухудшив при этом благосостояния другого лица. С данной точки зрения ресурсы используются неэффективно, если при переключении их на производство другого продуктового набора можно повысить благосостояние одного индивида, не снизив при этом благосостояния другого.
18. Чистая монополия и её основные черты. Факторы монополизации и виды монополии.
Чи́стая монопо́лия — положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги.
Примерами монополий в РБ могут быть — МТЗ, МАЗ, Атлант, Белаз.
Характерные черты деятельности чистых монополий:
-Чистая монополия завышает цены, назначая монопольно высокую цену и получая монопольно высокую прибыль.
-Чистый монополист выбирает для себя оптимальное соотношение между объёмами производимой продукции и ценами.
-Поскольку у продукции монополиста нет близких аналогов и у покупателей нет выбора, приходится либо отказаться от товара вообще или покупать по завышенной цене.
-Продукция чистого монополиста обычно не рекламируется, поскольку единственный в своём роде товар не нуждается в ней. Монополия экономит на издержках связных с рекламой.
-Функция спроса на продукцию фирмы монополиста совпадает с функцией спроса в целом для отрасли, т. к. монополист один представляет всю отрасль в целом.
-В условиях чистой монополии существуют очень жёсткие барьеры для проникновения в отрасль других предприятий.
-При чистой монополии, как правило, производится не дифференцированная продукция, не отличающаяся разнообразием.
-Отсутствие конкуренции (неценовая конкуренция).
Виды монополий
1Чистая (абсолютная) монополия. В отрасли один продавец, он имеет полный контроль как над количеством товара, предназначенного для продажи, так и над его ценой.
2Монопсония (чистая и абсолютная) - единственный покупатель и множество продавцов на рынке.
3Двусторонняя монополия - ситуация, когда на рынке действуют один продавец (как при монополии) и один покупатель (как при монопсонии).
Виды чистых монополий:
1.Естественные монополии — они складываются в результате действия естественным образом действующих факторов.
2.Монополии опирающиеся на уникальные месторождения природных ископаемых.
3.Монополии контролируемые и регулируемые государством— сети электро- и тепло-снабжения, поскольку предприятия работающие в этих отраслях производят общественно значимую продукцию, то правительство предоставляет им особые льготы и преимущества. В этом случае эти предприятия могут устанавливать низкие цены на свои товары и услуги..
4.Закрытые монополии — образуются когда правительство одним компаниям разрешает данный вид деятельности, а другим запрещает.
5.Открытые монополии — образуются в случае, если компания выходит на рынок с абсолютно новым видом продукции, ранее не производившимся. Конкурентов у неё нет, но они могут появиться в будущем, поэтому фирма открыта для конкуренции.
6.Географические монополии — образуются в отдалённых и географически изолированных населённых пунктах, в горной местности, на островах или полуостровах, к примеру Нагорный Карабах и остров Ман.
7.Технологические монополии — образуются в связи с особенностями применяемой технологии, к примеру городские телефоны.
23.Понятие монополистической конкуренции и её основные черты.Монополистическая конкуренция – отрасль, характеризующаяся наличием в ее составе сравнительно большого числа предприятий, каждое из которых производит единую по назначению продукцию, но отличающуюся от товаров конкурентов какими-либо специфическими свойствами.Осн.черты:- как и при совершенной конкуренции, в отрасли действует много фирм;- все фирмы имеют определенную возможность устанавливать цену на производимые ими товары, так как каждая фирма реализует продукт, отличный от товаров других фирм;-производство дифференцированного продукта (частично либо полностью заменяемого) позволяет фирме устанавливать на него цену и изменять ее в зависимости от действий конкурентов, производящих товары-субституты;-каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка;-ограниченный контроль над ценами;- невозможность тайного сговора, согласованных действий фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен;-отсутствие взаимозависимости фирм в отрасли;- самостоятельность фирм в определении своей структуры;-свобода входа и выхода фирм из отрасли.
24.Особенности поведения фирмы при монополистич. конкуренции в краткосрочном периоде.В условиях монополистической конкуренции получают развитие неценовые факторы соперничества: дифференциация продукта, качество продукции, реклама, послепродажное обслуживание, торговые марки. Применение ценовых методов соперничества в условиях монополистической конкуренции обусловлено невозможностью тайного сговора между фирмами по вопросу уровня цен, так как предлагаемая продукция дифференцированная, хотя и взаимозаменяемая.Прибыль фирмы зависит от уровня спроса на ее продукцию и уровня понесенных ею издержек производства. Поскольку фирма действует в конкурентной среде, а спрос на ее продукцию является эластичным, то она может столкнуться с проблемой низкого спроса ,не обеспечивающего ей покрытия средних совокупных издержек. Как и в случае с совершенно конкурентной фирмой, монополистически конкурирующая фирма может минимизировать равные постоянным издержкам убытки до тех пор, пока цена на ее продукцию покрывает средние переменные издержки фирмы для данного объема выпуска.Если же спрос настолько слаб, что никакая комбинация цены и выработки не обеспечивает покрытия совокупных переменных издержек, фирма минимизирует убытки в краткосрочном периоде путем остановки производства.
25. равновесие фирмы – монополистического конкурента в долгосрочном периоде.
Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию.
Если фирмы в краткосрочном периоде получали экономическую прибыль, то это стимулирует к входу на рынок новых фирм - конкурентов, что приводит к увеличению числа видов предлагаемой продукции и снижению спроса для всех соперничающих фирм. По мере того, как спрос на продукцию присутствующих на рынке фирм падает, начинается снижение цены и уровня экономической прибыли. И наоборот, убытки, которые несут фирмы в краткосрочном периоде, подталкивают их к выходу с рынка. Так как фирмы покидают рынок, количество видов предлагаемой продукции сокращается, уменьшение числа фирм ведет к увеличению спроса на товары оставшихся на рынке фирм. По мере того, как спрос на продукцию остающихся на рынке фирм растет, убытки сокращаются. Процесс миграции фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигает нулевой отметки
В условиях монополистической конкуренции фирма пытается удержать равновесие в долгосрочном периоде и работать в условиях безубыточности, получая только нормальную прибыль. Однако, фирмы будут предпринимать усилия, чтобы улучшить свое положение и получать экономическую прибыль в долгосрочном периоде. Некоторые из них могут достичь желаемого результата благодаря использованию методов неценовой конкуренции. Эти методы включают дифференциацию продукта и его совершенствование, рекламу продукта.