Комплексная курсовая работа 1 страница

Л. В. Гашкова, М. Ш. Гаянова

Комплексная курсовая работа

(ПРОЕКТ)

Методические указания к выполнению, оформлению

и защите для студентов специальности

080301 – «Коммерция (торговое дело)»

Екатеринбург

УДК 658. 014. 1. 339. 1 (073)

ББК У9(2) 843 (073)

Г24

Гашкова, Л. В.

Комплексная курсовая работа (проект) : метод. указ. / Л. В. Гашкова,

М. Ш. Гаянова. – Екатеринбург : УрГУПС, 2010.

Указания содержат основные правила написания и оформления комплексных курсовых работ по специальности 080301 – «Коммерция (торговое дело)» всех форм обучения; составлены на основе требований действующих государ­ственных стандартов и инструкций.

Методические указания окажут существенную помощь студентам, выполняющим комплексные курсовые работы (проекты), будут способствовать повышению качества их работ с использованием навыков исследовательской работы.

При составлении указаний использован стандарт предприятия СТВ 2.5.1.17–2009. Дипломное проектирование. Организация проектирования. Требования к выполнению, оформлению и представлению.

УДК 658. 014. 1. 339. 1 (073)

ББК У9(2) 843 (073)

Указания рекомендованы к печати на заседании кафедры «Логистика и коммерция», протокол № 8 от 06.04.10 г.

Авторы: Л. В. Гашкова – доцент кафедры «Логистика и коммерция»,

канд. экон. наук, УрГУПС

М. Ш. Гаянова – доцент кафедры «Логистика и коммерция»,

канд. экон. наук, УрГУПС

Рецензент: Е. А. Малыгин – начальник управления организацией

образовательного процесса, канд. техн. наук, доцент, УрГУПС

Ó Уральский государственный университет

путей сообщения (УрГУПС), 2010

Содержание

Введение.........................................................................................................
1 Основные положения в написании комплексных курсовых работ……………………………………………………………..  
2 Цель и задачи комплексных курсовых работ….……................
3 Выбор темы комплексной курсовой работы………...………... 4 Структура комплексной курсовой работы……………………..
4.1 Титульный лист..............................................................................
4.2 Задание на курсовую работу (проект)………………………….
4.3 Реферат……………………………………………………………
4.4 Содержание......................................................................................
4.5 Введение...........................................................................................
4.6 Основная часть работы...................................................................
4.7 Заключение.......................................................................................
4.8 Список использованных источников.......................…………….
4.9 Перечень условных обозначений, терминология........................
4.10 Приложения................................................................................... 4.11 Презентация……………………………………………………...
5. Общие требования к тексту……..........................................................
5.1 Объем комплексной курсовой работы...........................................
5.2 Рубрикация и заголовки.................................................................
5.3 Ссылки.............................................................................................
5.4 Примечания.....................................................................................
5.5 Формулы..........................................................................................
5.6 Таблицы...........................................................................................
5.7 Иллюстрации.............................................................................….. 6 Тематика комплексной курсовой работы…….…………………..
7 Защита комплексной курсовой работы (проекта)..…………… 8 Критерии оценки комплексной курсовой работы.………………
9 Основные понятия студенческой научно-исследовательской работы……………………………………………………………
Приложения………………………………………………………………….
1 Титульный лист курсовой работы (проекта)...................……………….
2 Задание на курсовую работу (проект)……………………………………
3 Оглавление (содержание) (образец)..............................…………………
4 Список использованной литературы (образец) ..............……………….
5 Общепринятые сокращения слов......................................……………….

Введение

Научно-исследовательская работа студентов направлена на более глубокое осмысление и закрепление теоретических знаний, полученных при изучении профильных дисциплин учебного плана, формирование у студентов навыков исследовательской работы.

Некоторые исследователи выделяют учебно-исследовательскую, научно-методическую и научно-исследовательскую работы. Мы считаем, что учебно-исследовательская работа – первый этап научно-исследовательской, и что собственно научно-исследовательская работа в полном объеме вряд ли может проводиться студентами (у них нет для этого ни навыков, ни достаточного времени).

Научно-исследовательская работа студентов предполагает проведение как методических, так и специальных исследований по не полностью разработанным в науке и практике несложным проблемам. Основными ее формами являются курсовые и квалификационные работы.

Подготовка к выполнению такой работы должна быть системной, т. е. целенаправленной, непрерывной и последовательной, а также комплексной (осуществляться в процессе изучения всех дисциплин, причем и на аудиторных занятиях). Существенным моментом является корректировка преподавателем получаемых студентом в ходе работы знаний, умений и навыков. Безусловно, это требует специальной организации учебного процесса и включения в учебный план достаточного количества часов на самостоятельную работу.

Подготовка студентов к проведению самостоятельных исследований начинается с I курса, когда студент должен овладеть умениями пользоваться библиотечными каталогами, самостоятельно анализировать и конспектировать источники в процессе подготовки к семинарам и конференциям, писать рефераты по узкой проблеме и т. д.

Одна из основных форм самостоятельной работы студентов – написание ими комплексной курсовой работы.

1 Основные положения в написании комплексных курсовых

работ

Качество подготовки специалистов, обучающихся на кафедре «Логистика и коммерция», требует совершенствования всех форм учебного процесса. Происходят объективные изменения в организации учебного процесса и в том числе в выполнении студентами комплексных курсовых работ (ККР), под руководством и контролем преподавателей кафедры. Накопление банка курсовых работ, быстрое развитие информационных технологий, появление системы «Internet» существенно расширяют возможности студентов по сокращению трудоемкости выполнения ККР, насыщению их проблемностью, статистическими материалами, что способствует повышению их качества.

Данные методические указания по выполнению и подготовке к защите комплексных курсовых работ предназначены для студентов специальности 080301 – «Коммерция (торговое дело)» всех форм обучения.

В указаниях содержатся следующие разделы: общая направленность и структура, требования к содержанию и оформлению ККР, требования, предъявляемые при ее защите студентом, а также приложения с образцами выполнения разделов комплексной курсовой работы.

Комплексная курсовая – форма самостоятельной работы, выполняемой студентом на определенную тему в соответствии с перечнем. Выполняется под руководством преподавателя. В процессе написания развиваются навыки научного подхода, закрепляя и одновременно расширяя знания, полученные при изучении дисциплин, входящих в комплекс данного уровня. При подготовке ККР студент должен показать свое умение работать с нормативным материалом, другими учебными и научными источниками, а также возможность систематизировать и анализировать фактический материал и самостоятельно творчески его осмысливать.

Методические указания дадут возможность правильно и квалифицированно написать ККР, соблюдая все стандарты по ее оформлению.

Хорошо написанная и успешно защищенная курсовая дает студенту уверенность в своей подготовленности к выполнению в будущем выпускной квалификационной работы.

Творческое развитие логики, методов и приемов выполнения ККР – залог их соответствия нарастающим требованиям подготовки специалистов высшей школы.

Комплексная курсовая работа – обязательное самостоятельное научное или научно-методическое исследование по достаточно узкой проблеме, направленное на закрепление, углубление и обобщение знаний и умений. Тематика определяется и утверждается ведущей кафедрой. Руководство осуществляется наиболее квалифицированными преподавателями, назначаемыми заведующими, и включает в себя помощь в выборе темы, методические рекомендации, контроль за выполнением работы и проведение необходимых консультаций. Защита проводится перед комиссией, назначенной кафедрой, в присутствии других студентов. Как правило, подготовка ККР рассчитана на один год.

Критерии качества – содержательность, наличие научного (критического) анализа проблемы, самостоятельность и обоснованность теоретического либо экспериментального исследования, выводов и обобщений. Таким образом, эта работа не должна представлять собой краткий конспект имеющихся научных источников, необходимо наличие аспекта новизны подхода или решения. Учитывая этот факт, следует выбирать тему понятную, по возможности – вызывающую интерес, и обязательно согласовать свой выбор с вашим руководителем.

2 Цель и задачи комплексных курсовых работ

ККР занимают важное место в учебном процессе высших учебных заведений. Их цель и главное назначение состоит в подготовке студентов к самостоятельному выполнению исследовательской работы, в овладении начальными навыками, в развитии их творческого потенциала. Отсюда основными задачами курсовых работ являются:

1) овладение первичными навыками ведения исследовательской работы; развитие творческих способностей индивидуально для каждого студента;

2) подготовка студента к выполнению дипломного проекта, как начальной формы научно-исследовательской деятельности;

3) усвоение методов грамотного ведения, оформления и редактирования деловой переписки, а также использование практических и аналитических подходов: бизнес-планов, заключений, обзоров, записок, справок и т. д.

Умение вести исследование – подбирать, анализировать, обобщать материал, системно излагать его научным стилем, обосновывать выводы, оформлять – характеризует специалиста с высшим образованием. Начальной формой научно-исследовательской деятельности студента является дипломный проект, выполнение ККР позволит будущим выпускникам овладеть основными элементами исследовательской работы..Среди других форм развития творческого потенциала студентов – рефераты, эссе, научные доклады на студенческой научной конференции и др. ККР занимают ведущее место в учебном процессе, уступая по завершенности требованиям лишь дипломным работам..

В соответствии с целью и задачами назначение комплексных курсовых работ конкретизируется в овладении студентами следующих знаний, умений и навыков:

- работать с библиографией, использовать каталоги и справочную литературу, статистический и инструктивный материалы;

- разрабатывать основной план;

- понимать и грамотного структурировать введение к любой исследовательской работе;

- использовать методики и стиль изложения материалов;

- оформлять в соответствии с общеустановленными требованиями;

- доказывать обоснованность своих суждений;

- составлять список использованной литературы;

- демонстрировать культуру защиты своей точки зрения или признания ее неправомерности, определение оценочных критериев уровня подготовленного проекта.

Безусловно, овладение этими знаниями должно происходить постепенно, от курса к курсу, от предыдущего к каждому последующему этапу, круг требований должен расширяться, а их уровень возрастать.

Для студентов второго и третьего курса задачами курсовой работы являются: овладение навыками использования библиографии и составления списка литературы; умение составить план; усвоить назначение введения и заключения умение работать с периодической литературой; развитие умения самостоятельного изложения текста; проблемного рассмотрения материала; критического отношения к рассматриваемой литературе и наличия собственного мнения; полное усвоение требований редакционного оформления.

Для студентов четвертого и пятого курсов задачами ККР являются: обязательность наличия материалов статистических сборников, табличных, цифровых и графических данных; проблемно-поисковый характер работы; овладение методами доказательности приводимого материала; обоснование своей точки зрения; разработка механизма решения основных проблем. Основное внимание в постановке задач отводится умению строить и анализировать табличный материал, а главное – овладеть приемами доказательности, обоснованности своей точки зрения на проблему или вывод.

Если перед студентами младших курсов поставить задачи, соответствующие знаниям студентов старших курсов, то большинство, безусловно, их решат, но только «… посредством ксерокопирования». Они не будут пытаться взять высоту, которая для них нереальна, непосильна.

Увеличение требований к комплексным курсовым работам носит индивидуальный характер и задача руководителя – определить возможный максимум в развитии творческих способностей каждого студента. И на младших курсах можно и должно ориентировать студентов на поисковый характер работы, критическое рассмотрение изучаемых материалов и пр.

3 Выбор темы курсовой работы

Тематика ККР по каждой дисциплине согласно учебному плану разрабатывается и утверждается кафедрой и, как правило, содержит перечень тем как общетеоретического и исторического содержания, так и тем, отвечающих потребностям современной практики. Студент самостоятельно выбирает тему; их совпадение у студентов одной учебной группы недопустимо. Он может предложить и свою тему, не указанную в перечне кафедры по данной дисциплине, но она обязательно должна быть согласована с научным руководителем. Целесообразно рекомендовать студентам начальных курсов определить круг своих интересов и выполнять весь комплекс курсовых работ по одной проблематике, что углубит и расширит его творческие возможности и более полно подготовит к выполнению дипломной работы. Тема ККР может быть выбрана исходя из желания восполнить недостаток знаний в какой-то области, лучше подготовиться к предполагаемой будущей профессиональной деятельности, а также определиться под воздействием тематики научного студенческого кружка или возможности использования интересных практических материалов и др. Студенты очно-заочной (вечерней) формы обучения могут выбрать тему, отвечающую профилю работы. В любом случае их выбор должен быть обоснован и не носить случайного характера.

Конечный срок выбора тематики устанавливается студенту руководителем. За студентом, не определившим к этой дате круг своих интересов, тема закрепляется научным руководителем. (Этот срок является контрольной точкой кафедры за ходом написания итоговой курсовой).

Кроме руководителя ККР по согласованию с кафедрой назначаются консультанты в зависимости от области исследования.

Приказ о закреплении темы, руководителей и консультантов согласовывается последовательно – кафедра, декан факультета.

4 Структура комплексной курсовой работы (проекта)

Структурные элементы комплексной курсовой работы:

- титульный лист;

- задание на курсовую работу (проект);

- реферат;

- содержание (оглавление);

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- вспомогательные указатели;

- приложения;

- презентационный материал.

На основании стандарта предприятия СТВ 2.5.1.17–2009 устанавливаются следующие требования к оформлению, струк­туре и порядку защиты комплексных курсовых работ.

4.1 Титульный лист

Титульный лист является первой страницей работы. Он должен содержать следующие сведения:

– полное наименование министерства, вуза, факультета, кафедры;

– тему комплексной курсовой работы (проекта);

– вид документа (курсовая работа или курсовой проект);

– сведения об исполнителе (ФИО студента, номер группы);

– сведения о научном руководителе и консультантах (ФИО, ученая степень, ученое звание);

– место и год выполнения.

Образец титульного листа приведен в приложении 1.

4.2 Задание на комплексную курсовую работу (проект)

Задание на выполнение курсовой работы (проекта) является нормативным документом, устанавливающим границы и глубину исследования (разработки) темы, а также сроки представления работы на кафедру в завершенном виде. В задании указывают тему курсовой работы (проекта); перечень основных вопросов, подлежащих исследованию или разработке; срок сдачи выполненной курсовой работы (проекта) на кафедру.

Образец задания представлен в приложении 2.

4.3 Реферат

Реферат – изложение главных положений и основных выводов курсовой работы (проекта); включает в себя:

- информацию о составе пояснительной записки (количество страниц, иллюстраций, количество таблиц, количество приложений);

- перечень ключевых слов, который должен характеризовать тематику курсовой работы, в него включают от 5 до 15 ключевых слов в именительном падеже, написанных прописными буквами в строку через запятые. Точка в конце слов не ставится;

- реферат должен содержать следующую информацию: объект исследования; предмет исследования; цель работы; метод исследования; полученные результаты и их новизна; область применения.

4.4 Содержание

Содержание (оглавление) – это путеводитель по курсовой работе студента, его помещают в начале работы. Содержание должно включать в себя перечень структурных элементов курсовой работы (проекта) с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в тексте, в том числе:

– введение;

– разделы, подразделы, пункты, подпункты;

– заключение;

– список использованных источников;

– вспомогательные указатели;

– приложения.

Пример оформления содержания приводится в приложении 3.

4.5 Введение

Во введении к ККР обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования. Кроме того, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, а также отмечаются положения, которые выносятся на защиту.

Таким образом, введение – очень ответственная часть курсовой работы (проекта), поскольку она не только ориентирует на дальнейшее раскрытие темы, но и содержит все ее необходимые квалификационные характеристики. Поэтому основные элементы введения к курсовой работе (проекту) рассмотрим более подробно.

Актуальность — обязательное требование к любой курсовой работе (проекту). Поэтому вполне понятно, что введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы.

Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать его издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1-2 страниц машинописного текста показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Проблему часто отождествляют с вопросом, т. е. с положением, которое так же, как и вопрос, нужно разрешить. Считается, что проблема – тот же вопрос, только наиболее важный и сложный. Это отчасти верно, поскольку специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Однако для науки вопрос проблемой не является.

Чтобы сообщить о состоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема пока не раскрыта или раскрыта лишь частично, или не в том аспекте, и потому нуждается в дальнейшей разработке.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изучаемой проблемы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности, и потому перечень работ и их критический разбор необязательно давать в хронологическом порядке их публикации.

От формулировки научной проблемы и доказательства того, что часть проблемы, которая является темой данной курсовой работы (проекта), еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с поставленной целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выявить..., вывести формулу... и т. п.).

Формулировать задачи необходимо как можно более тщательно, поскольку их описание для решения должно составить содержание глав курсовой работы (проекта). Важно также и потому, что заголовки рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – то, что находится в границах объекта.

Еще один обязательный элемент введения курсовой работы (проекта) – указание на методы исследования, которые служат инструментом для наработки фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, библиографических) и указываются методологические основы проведенного исследования.

4.6 Основная часть работы

Основную часть курсовой работы (проекта) следует делить на разделы, подразделы, пункты и подпункты. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.

В структуре основной части должно быть выделено не менее двух глав, а в их составе не менее двух параграфов и т. д.

Обязательным структурным элементом курсовой работы (проекта) является аналитический обзор темы. Аналитический обзор представляет собой результат аналитико-синтетической переработки совокупности документов по определенной теме, содержащий обобщенные и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета исследования.

К тексту аналитического обзора предъявляются следующие основные требования:

– полнота и достоверность информации;

– наличие критической оценки использованной информации;

– логичность структуры;

– композиционная целостность;

– аргументированность выводов;

– ясность, четкость и лаконичность изложения.

4.7 Заключение

Курсовая работа (проект) заканчивается заключительной частью, которая так и называется «Заключение».

Как и всякое заключение – эта часть курсовой работы (проекта) выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку в процессе защиты.

В «Заключении» раскрывается значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики; приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы; излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы.

В «Заключении» не допускается повторения содержания введения и основной части, в частности выводов, сделанных по главам.

4.8 Список использованных источников

Подбор литературы осуществляется студентом самостоятельно с помощью руководителя работы.

На младших курсах студент обязан научиться пользоваться библиотечными каталогами и материалами из периодических изданий, знать их перечень, уметь в них ориентироваться (найти и подобрать материал), но основную часть источников рекомендует руководитель работы.

Студенты старших курсов обязаны широко использовать материалы статистических сборников и источников цифровой информации, а также сборники законодательных материалов. Научному руководителю необходимо требовать использования в курсовой работе самой свежей статистической информации, включая периодическую литературу и инструктивный материал.

Анализировать цифровой материал рекомендуется в динамике – минимум за три года, тогда и анализ будет достоверным, и более полной будет картина мини-исследования, проводимого студентами старших курсов.

Изучение литературы следует начинать с учебников и учебных пособий, а также других источников, указанных в планах семинарских и практических занятий. Вначале необходимо твердо усвоить требования программы учебного года. Нередко при защите работ студент обнаруживает незнание элементарных основ анализируемой категории или процесса, их назначение и характеристику самых существенных взаимосвязей, поэтому не трудно оценить все другие рассуждения, изложенные в ККР, а также степень их самостоятельности. Только при наличии всесторонних знаний материалов темы можно научиться методике ее исследования. В сумму изложенных знаний следует включить не только основной учебник, рекомендованный программой курса, но и ряд других (особенно переводных), чтобы студенты наиболее полно овладели темой работы. Если данной литературы оказывается недостаточно, студент должен обратиться за помощью к научному руководителю, который указывает работы экономистов, ведущих исследования по выбранной теме или близкой к ней. Опираясь на полученные сведения, студент самостоятельно расширяет перечень литературы, подбирает и изучает ее, используя библиотечные каталоги. Научные и другие источники подбираются так, чтобы в их перечне содержались работы общетеоретического характера и отражающие действующую практику.

Очередность дальнейшего изучения информационных источников вряд ли следует регламентировать: это предопределяется спецификой темы, полнотой списка источников, а также подготовленностью студента. В большинстве случаев целесообразно перейти к изучению монографических изданий, так как в них, как правило, системно повторяется учебный материал и вскрываются фундаментальные проблемы и возможные пути их решения.

Периодическая литература ставит острые, злободневные вопросы сегодняшнего дня, и их восприятие должно быть подготовленным. Начинать изучение журнальных и газетных статей лучше с новых, только что опубликованных, а затем – изданные в предыдущие годы. При использовании цитат и свободного пересказа принципиальных положений отдельных авторов в тексте необходимо делать ссылки на соответствующий источник. Наличие подобных ссылок свидетельствует о добросовестной работе студента и придает его ККР значимость, а недоговоренное заимствование чужих мыслей снижает ее качество.

Исключительно важно использование информационных источников, а именно системы «Internet», что дает возможность студентам более полно изложить материал по выбранной теме.

Наши рекомендации