Организационно-методический раздел. Учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«Экономика организаций (предприятий)»

ОПД.Ф.01

Для студентов всех форм обучения факультета экономики и управления

специальность: 060500.65 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; 080105.65 – «Финансы и кредит»; 080102.65 – «Мировая экономика»; 061500.65– «Маркетинг»; 061100.65 – «Менеджмент организации»; 061000.65 – «Государственное и муниципальное управление»; 062100.65 – «Управление персоналом»,

Москва

Экономика организаций (предприятий): учебно-методический комплекс. –М: Изд. Московского гуманитарного университета, 2011. – 46 с.

Учебно-методический комплекс подготовлен в рамках программы курса «Экономика организаций (предприятий)», составленной в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальностям: 060500.65 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; 080105.65 – «Финансы и кредит»; 080102.65 – «Мировая экономика»; 061500.65– «Маркетинг»; 061100.65 – «Менеджмент организации»; 061000.65 – «Государственное и муниципальное управление»; 062100.65 – «Управление персоналом», и стандарта Московского гуманитарного университета.

Составитель: Слепухин В.Г., к.э.н., доцент кафедры экономических и финансовых дисциплин

Рецензенты: к.э.н., доцент кафедры экономических и финансовых дисциплин МосГУ Корнейчук О.В.; д.э.н., профессор кафедры экономики труда и управления персоналом РЭУ им. Г.В. Плеханова Бычин В.Б.

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры экономических и финансовых дисциплин от 15 февраля 2011 г. (протокол № 7).

ОДОБРЕНО:

методическим советом факультета экономики и управления, протокол № 5 от 23 марта 2011 г.

Содержание:

Паспорт дисциплины 4

Организационно-методический раздел 5

Учебно-тематический план 7

Содержание дисциплины 9

Темы курсовых (контрольных) работ 17

Примерные вопросы к экзамену 24

Планы семинарских занятий 28

Рубежный контроль (тесты) 34

Рекомендуемая литература 39

Основные понятия дисциплины 41

Паспорт дисциплины

Курс: 2

Форма обучения: все формы

Семестр: 3, 4

Количество часов на дисциплину: 200

Количество аудиторных часов на дисциплину: 100, из них: лекций: 60, практических занятий: 40

ОПД.Ф.01 «Структура национальной экономики: сферы, сектора, комплексы, отрасли; предприятие – основное звено экономики; предприятие и предпринимательство в рыночной среде; типы предприятий; производственная и организационная структура предприятий; типы производства; организация производственного процесса; инфраструктура предприятий; уставный капитал и имущество предприятий; основной капитал, его оценка; оборотные средства, их состав, классификация, оборачиваемость; трудовые ресурсы: их состав, управление; организация, нормирование и оплата труда; рынок труда; экономическая и функциональная стратегии, их типы, факторы выбора; разработка маркетинговой и товарной стратегии; теория оптимального объема выпуска продукции; производственная программа и мощность; издержки производства и себестоимость продукции; смета и калькуляция затрат; ценовая политика на различных рынках; качество и конкурентоспособность; стандарты и системы качества; инновационная и инвестиционная политика; подготовка нового производства; виды деятельности предприятия; производственное планирование и бизнес-план предприятия; оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса.  

Организационно-методический раздел

Дисциплина«Экономика организаций (предприятий)» изучает особую сферу экономических отношений, связанных с хозяйственной жизнью предприятий и организаций. Актуальность и значимость данной дисциплины определяется тем, что именно на уровне предприятий и организаций осуществляется соединение всех факторов производства, создаётся продукт, и прибавочный продукт в форме прибыли.

Дисциплина «Экономика организаций (предприятий)» опирается на знания студентов, полученные при изучении таких учебных курсов, как «Экономическая теория», и тесно связана с иными дисциплинами, преподаваемыми в Московском гуманитарном университете – «Бухгалтерский учёт», «Финансы и кредит», «Менеджмент», «Маркетинг», «Статистика», и многими другими. При этом закономерности формирования и функционирования рыночной экономики нуждаются в специальном изучении того хозяйствующего субъекта, в деятельности которого они и проявляются.

Главная цель дисциплины – обеспечить получение будущими дипломированными специалистами системного, целостного представления о предприятии как основном субъекте предпринимательской деятельности в условиях рыночного хозяйства. Преподавание данной дисциплины ориентировано на решение следующей основной задачи – сформулировать закономерности организации и развития предприятий как основных субъектов рыночной экономики, выделить условия и факторы, обеспечивающие эффективное функционирование предприятий, сформулировать и обучить студентов методам и правилам ведения хозяйства на уровне основного звена национальной экономики.

В результате изучения курса «Экономика организаций (предприятий)» студенты должны:

знать основные принципы создания и функционирования предприятий и организаций в рыночной системе хозяйствования, их ресурсного обеспечения и оценки экономической эффективности, разработки и обоснования экономической политики;

уметьрассчитывать основные плановые и фактические показатели хозяйственной деятельности предприятия, нормы и нормативы использования ресурсов и организации производства, анализировать результаты основной экономической деятельности организации;

иметь представлениео системе управления и организации основной деятельности предприятия, принципах разработки и принятия эффективных управленческих решений, проведения маркетинговой, товарной, ценовой и инвестиционной политики предприятия.

Наши рекомендации