Формы и методы международной торговли.
Современные черты международной торговли.
Современная международная торговля развивается высокими темпами. Подобный устойчивый рост международной торговли явился следствием проявления следующих факторов:
1) развития международного разделения труда и интернационализации производства;
2) НТР, способствующей обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики;
3) активной деятельности транснациональных корпораций на мировом рынке;
4) регулирования (либерализации) международной торговли посредством мероприятий Всемирной торговой организации (ВТО);
5) либерализации международной торговли, перехода многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин; образование свободных экономических зон;
6) развития процессов торгово-экономической интеграции – устранения региональных барьеров, формирования общих рынков, зон свободной торговли;
Классификация товаров в международной торговле.
В 1997г. Россия присоединилась формально к междунар. классификации товаров, но по сути российская товарная номенклатура была принята в 1993 г. в рамках закона о тамож. тарифе.
Российская товарная номенклатура была разработана в соотв. с ГС (гармонизированная система описания и кодирования товаров. Она включает в себя 6-значный код и была введена в мире в 1988 г. (в России – в 1993). Российская система ориентируется также на КНЕС (комбинированная номенклатурная Европейская система).
На российских товарах изображается штрих код, который включ. В себя 9 знаков (6 – по ГС, 7,8 –по КНЕС и 9-й нулевой)
В международной торговле все товары делятся на торгуемые товары - товары, которые реализуются на зарубежных рынках, и неторгуемые товары - товары, которые потребляются внутри страны-производителя (услуги парикмахерской, прачечной). Но это деление условно.
Вообще, существует Стандартизованная промышленная классификация, принятая ООН: по ней все товары делятся на 9 групп, из которых 3 группы товаров – торгуемые, а 6 групп – неторгуемые товары.
К торгуемым товарам относятся:
· 1. Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство и их продукция.
· 2. Продукция добывающей промышленности.
· 3. Продукция обрабатывающей промышленности.
К неторгуемым товарам относятся:
· 1. Коммунальные услуги и строительство.
· 2. Оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы.
· 3. Транспортировка, хранение, связь и финансовое посредничество.
· 4. Оборона и обязательные социальные услуги.
· 5. Образование, здравоохранение, общественные работы.
· 6. Прочие коммунальные, социальные, личные услуги.
Торгуемые товары в свою очередь делятся на экспортные и импортные. Экспортные и импортные товары делятся на товары реального экспорта и импорта, и субституты экспорта и импорта. Субституты импорта – это импортозамещающие товары, а субституты экспорта – товары, которые продаются на внутреннем рынке, но могут быть проданы как экспорт.
Формы и методы международной торговли.
Формы международной торговли можно систематизировать по трем направлениям. Критериями определения форм является регулирование, предмет торговли, взаимодействие субъектов международной торговли.
1. По специфике регулирования:
· обычная международная торговля: осуществление регулирования в полном объеме в соответствии с национальным законодательством;
· дискриминационная международная торговля: введение ограничений государством на экспортно-импортные операции;
· преференциальная торговля: торговля, при осуществлении которой, применяются льготы.
2. По специфике предмета торговли:
- торговля сырьем;
- торговля топливом;
- торговля продовольствием;
- торговля полуфабрикатами;
- торговля готовыми изделиями: производственного назначения, непроизводственного назначения;
- торговля услугами: производственными, транспортными, экспедиторскими, консультационными, консигнационными, посредническими, туристическими, маркетинговыми, учетными и др.
3. По специфике взаимодействия субъектов:
- традиционная торговля: экспорт-импорт товаров и услуг;
- торговля кооперируемой и специализированной продукцией, которая осуществляется на основе долгосрочных соглашений
- встречная торговля: бартер, операции с давальческим сырьем, операции на компенсационной основе.
Метод торговли - это способ осуществления торгового обмена (торговой операции, или торговой сделки). В международной торговой практике применяются два основных метода торговли:
Ø прямой метод (совершение операции непосредственно между производителем и потребителем);
Ø косвенный метод (совершение операции через посредника).