Теория спроса и предложения

1.

Покупатель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее оплату деньгами и являющееся приобретателем товара или услуги.

Продавец - это человек или организация, которая продаёт товар или услугу.

Производитель - предприятие, организация, компания, лицо, производящее, изготавливающее продукцию, товары, услуги.

Капиталист - представитель господствующего класса в буржуазном обществе, владеющий капиталом и извлекающий прибавочную стоимость путем эксплоатации наемного труда.

Неценовые факторы изменения спроса –

1.Величина дохода показывает прямую зависимость по отношению к спросу.

2.Количество покупателей – прямая зависимость.

3.Инфляция – обратная зависимость.

4.Инфляционные ожидания — прямая зависимость.

5.Количество товаров — субститов — прямая зависимость.

6.Прочие факторы (изменения структуры населения, мода, реклама и т.д.) - переменная («мерцающая») зависимость: на одни товары спрос растет, на другие - уменьшается.

7. Цены сопряженных товаров. Сопряженными называются субституты (взаимозаменяющиеся товары, прямая зависимость) и комплементарные (сопутствующие) товары.
· Если два товара являются субститутами, то изменение цены одного товара

вызывает изменение спроса на другой товар в том же направлении.

· Если два товара являются комплементарными, то изменение цены одного

товара вызывает изменение спроса на другой товар в противоположном направлении.

2.

Спрос и предложение - два взаимосвязанных и основополагающих понятия в рыночной экономике. Впервые законы спроса и предложения детально начал исследоваться в середине XVI века.

Теория спроса и предложения

Теория спроса и предложения рассматривает закономерности между количеством товаров на потребительском рынке и спросом на них со стороны покупателей. Кривая спроса показывает взаимосвязь между количеством товара и ценой, т.е. какое количество товара покупатели готовы приобрести по каждой цене. По мере уменьшения цены спрос растёт. На него также влияют и доходы покупателя. Нормальный товар – такой, которого люди покупают больше при росте доходов. Низший товар – тот, которого люди покупают меньше при росте доходов.
Теория спроса и предложения учитывает ожидания покупателей, их вкусы и предпочтения. Если люди ожидают роста цен, то стараются купить товар до изменения цены.
Помимо такого показателя, как кривая спроса, в рассматриваемой нами теории существует также кривая предложения, показывающая, какое количество товара, и по какой цене продавцы могут продать на рынке. Когда цены растут, у производителей появляются стимулы в производстве товара, и растёт производство.
Какие желания уравновешиваются на рынке? Согласно теории, с одной стороны, желание покупателя купить товар, с другой – желание продавца его продать. Когда предложение превышает спрос или спрос превышает предложение – планы покупателей или продавцов меняются. Иногда суммарное количество товара, предложенное для продажи, в точности совпадает с количеством товара, которое покупатели хотят купить – и тогда рынок находится в состоянии равновесия (спрос равен предложению).
Теория утверждает, что существует только единственная цена, при которой планы продавца и покупателя совпадают – это равновесная цена. Рыночный механизм имеет тенденцию к равновесию. Чрезмерное количество товаров давит на цену, и она уменьшается, это сигнал покупателям менять свои потребительские планы.
Теория спроса и предложения показывает, что если спрос больше предложения – образуется избыточный спрос, ведущий к дефициту. Меняются планы продавцов, они могут наращивать выпуск товаров. Другие продавцы видят выгоду в возросшем спросе и увеличивают цену. В результате изменения планов произойдёт воздействие на цену снизу, поднимая её вверх. Покупатели также станут менять свои планы, урезают потребление. Изменение планов продавцов и покупателей ведёт рынок в состояние равновесия. Все эти факторы и взаимозависимости и исследует теория спроса и предложения. Она показывает, как рыночный механизм управляет экономикой, т.е. как взаимосвязь спроса и предложения воздействует на колебание цен.

Наши рекомендации