Функции экономической теории. Экономические законы и категории
Слово «функция» происходит от латинского «functio» – исполнение, свершение. Применительно к экономической теории функции означают те задачи, которые решает эта теория в системе познания объективного мира, а также ее задачи по отношению к другим научным дисциплинам. На их основе происходит диалектическое взаимодействие экономической теории с объектами и субъектами реального мира.
Наиболее характерными функциями экономической теории являются:
¨ познавательная;
¨ методологическая;
¨ практическая (практически-прогностическая);
¨ образовательная.
Познавательная функция экономической теории заключается в научном познании (изучении) законов, закономерностей и категорий экономической жизни в ее основных проявлениях в круговороте общественного воспроизводства (производства, распределения, обмена, потребления). Она изучает сущностные, внутренние, определяющие связи реальных процессов. Экономическая теория познает законы и тенденции развития общества, особенно применительно к современному его состоянию. Экономика объясняет, как функционирует экономическая система, ее суть, причины, последствия тех или иных экономических явлений (как банки делают деньги, в чем суть инфляции, как предложение влияет на цены).
Методологическая функция экономической теории проявляется как теоретический фундамент (основание) для комплекса отраслевых, функциональных, а также находящихся на стыке различных отраслей знаний экономических наук (рис. 2).
Рисунок 2. Взаимосвязи экономических наук
Выявленные экономической теорией законы и категории касаются всех экономических наук.
Экономическая теория не ограничивается методологической взаимосвязью только с комплексом других экономических наук, а воздействует на комплексы общественных (история, социология, политология, юриспруденция идр.), а также технических наук, на результативность их использования людьми в процессе хозяйственной деятельности.
Так, например, связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются. Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой основы – совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов как на микро-, так и на макроуровне. В то же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах порождается изменениями, происходящими в экономической жизни общества.
Экономика – историческая наука, отражающая изменения в жизни человеческого общества. Она постоянно развивается, расширяя представления общества о различных аспектах хозяйственной деятельности.
Начиная с 1969 г., когда впервые была присуждена Нобелевская премия по экономике, ее лауреатами стали около 50 человек.
Следующей функцией является практическая или практически-прогностическая. На основе позитивных знаний экономика дает рекомендации, предлагает рецепты действий для хозяйственной практики и экономической политики, проводимой государством. Часто в экономической литературе два понятия – повседневная практика и прогноз – рассматриваются в отрыве друг от друга, тогда как отрыв практики от предварительного обоснования научного прогноза неизбежно ведет к резко отрицательным последствиям в экономической жизни общества. Решения (даже с использованием элементов экономической теории) без достаточно обоснованных и проработанных научных прогнозов, обязательной их многовариантности сопровождаются волюнтаризмом в экономической практике и неизбежными в таком варианте потерями общества.
Как и всякая другая наука, экономическая теория выполняет образовательную функцию. Она формирует экономическое мышление и соответствующее сознание, т.е. образовательная функция в конечном итоге определяет хозяйственное поведение, воздействует на общественную психологию.
Особенно эта задача актуальна в настоящее время для России. Кардинальные перемены в сфере экономики, развитие рыночных институтов вызвали острую нехватку специалистов с экономическим образованием. Основу подготовки высокопрофессионального экономиста составляет изучение экономической теории. Результатом учебы должно стать формирование экономического образа мышления.
Что же подразумевается под этим термином? Ответ на этот вопрос свое время сформулировал Дж. М. Кейнс. Он подчеркивал, что «...экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям»[6].
Но что же такое «техника мышления»?
В самых общих чертах – это то, чем человек руководствуется в своем поведении. За редким исключением экономические концепции строятся, опираясь на вполне определенную предпосылку. А именно, на то, что экономические субъекты предпринимают те действия, которые, по их мнению, принесут им наибольшую пользу.
Изучение экономики дает возможность:
1) понимать экономическую стратегию и тактику правительства страны;
2) знать экономические законы развития общества, разбираться в социально-экономических процессах внутри страны и за рубежом;
3) выделять из множества экономических событий и явленийсамые существенные, определяющие;
4) подходить в процессе исполнения своих прямых обязанностей с позиций военно-экономического анализа к подготовке и решению различи военных задач, практических вопросов обучения и воспитания личного состава, к удовлетворению индивидуальных и коллективных потребностей личного состава;
5) глубокого понимания умения разъяснять подчиненным место и возможности каждого в решении общегосударственных задач.
Сохранение и передача научных знаний осуществляется о помощью научного языка. А тот, в свою очередь, базируется на законах и категориях науки.