Коммуникативные универсальные учебные действия 2 страница


Класс

(35 часов, 1 ч в неделю, 35 недель)

Темы, входящие в разделы примерной программы Тематическое планирование Характеристика видов деятельности учащихся
РАЗДЕЛ «ПРИРОДА» (15ч)
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы Неживая и живая природа Природа и рукотворный мирОбъекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру Неживая и живая природаЗнакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от признаков неживой природы. Связи между неживой и живой природой Практическая работараспределение объектов окружающего мира на группы (живая, неживая природа, изделия человека) — — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — — различатьобъекты природы и предметы рукотворного мира; — — работать в паре: классифицироватьобъекты окружающего мира, обозначатьих цветными фишками, осуществлятьконтроль и коррекцию;анализироватьсущественные признаки живых существ, обсуждатьсвои выводы, осуществлять самопроверку; — — приводитьпримеры объектов природы и предметов рукотворного мира, объектов живой и неживой природы; — — заполнятьтаблицу; — — работать в группе: обсуждатьи оцениватьотношение людей к окружающему миру, отбиратьиз списка необходимые слова для характеристики отношения к миру, рассказыватьо своём отношении к окружающему; — — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке — классифицироватьобъекты природы по существенным признакам; — — обозначатьобъекты природы цветными фишками; — — устанавливать связимежду живой и неживой природой; — — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза Явления природы Что такое явления природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр — прибор для измерения температуры. Виды термометров Практическая работавыбор природных явлений, происходящих в природе в данное время года. — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в паре: различатьобъекты и явления природы, рассказыватьоб изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях; — приводитьпримеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; — анализироватьиллюстрации учебника, определятьсезон по характерным природным явлениям; — рассказывать(по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева; — практическая работа: знакомитьсяс устройством термометра, проводить опытыс термометром, измерятьтемпературу воздуха, воды, тела человека и фиксироватьрезультаты измерений; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей Что такое погода Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды Моделированиеприродного календаря народных примет — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — наблюдатьи описыватьсостояние погоды за окном класса; — характеризоватьпогоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; — приводитьпримеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.); — работать в паре: составлятьплан рассказа о погодных явлениях и рассказыватьпо этому плану; — сопоставлятьнаучные и народные предсказания погоды; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке; — работать со взрослыми: вестинаблюдения за погодой, фиксироватьрезультаты в «Научном дневнике»; использоватьдля фиксации наблюдений метеорологические знаки; составитьсборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи
Смена времён года в родном крае на основе наблюдений Времена года, их особенности (на основе наблюдений) В гости к осени (экскурсия)Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе Экскурсия в природу, наблюдение за явлениями природы, их сезонными изменениями В гости к осени (урок) Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь Прогулкав природу, наблюдение за сезонными изменениями в природе — Пониматьучебные задачи экскурсии и стремитьсяих выполнить; — наблюдатьизменения в неживой и живой природе, устанавливатьвзаимозависимость между ними; — определятьприродные объекты с помощью атласа- определителя «От земли до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц ещё можно наблюдать в природе); — оцениватьрезультаты своих достижений на экскурсии; — работать в группе: знакомитьсяпо учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступатьс сообщениями по изученному материалу; — рассказыватьоб осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); — сопоставлятькартины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживатьвзаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнятьсведения, полученные из учебника и экскурсии, своими наблюдениями над осенним трудом человека; — работать со взрослыми: вестинаблюдения в природе, подготовитьфоторассказ или серию рисунков на тему «Красота осени»; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
Звёзды и планеты Звёздное небо Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Представления о зодиаке. Экскурсияв планетарий, проект «Космическое путешествие» — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — находитьна рисунке знакомые созвездия; — сопоставлятьиллюстрацию учебника с описанием созвездий; — моделироватьсозвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; — знакомитьсяпо учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлятьсамопроверку; — работать со взрослыми: наблюдатьзвёздное небо, находитьна нём изученные созвездия; пользоватьсядля поиска созвездий на небе атласом-определителем; находитьинформацию o зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговы делать е вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
Полезные ископаемые. Бережное отношение людей к полезным ископаемым Заглянем в кладовые ЗемлиГорные породы и минералы. Гранит и его состав. Использование человеком богатств земных кладовых, бережное отношение к ним Практическая работа: работа с разрезными карточками распределение по группам горных пород и минералов — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — практическая работа: исследоватьс помощью лупы состав гранита, рассматриватьобразцы полевого шпата, кварца и слюды; — различатьгорные породы и минералы; — работать в паре:с помощью атласа-определителя приводить примерыгорных пород и минералов, готовитькраткие сообщения о них; читатьи обсуждатьотрывок из книги А. Е. Ферсмана («Моя коллекция»); делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
Воздух. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Охрана при- родных богатств (воды, воздуха) Про воздух и про воду Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека. Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека Исследованиесвойств воздуха, воды — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — рассказыватьо значении воздуха и воды для растений, животных и человека; — работать в паре: анализироватьсхемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; описывать эстети-ческое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; — наблюдатьнебо за окном, водные пейзажи и рассказыватьо них, пользуясь освоенными средствами выразительности; работать со взрослыми: находитьинформацию об охране воздуха и воды в родном крае; готовитьфоторассказы о красоте неба и воды; делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения
Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека Какие бывают растенияМногообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека Практическая работа:работа с разрезными карточками, распределение растений по группам — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — устанавливатьпо схеме различия между группами растений; — работать в паре: называтьи классифицироватьрастения, осуществлятьсамопроверку; — приводитьпримеры деревьев, кустарников, трав своего края; — определятьрастения с помощью атласа определителя; — оцениватьэстетическое воздействие растений на человека; — работать со взрослыми: наблюдатьи готовитьрассказ (фоторассказ) о красоте растений; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия Какие бывают животныеМногообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в паре: соотноситьгруппы животных и их существенные признаки; — работать в группе: знакомитьсяс разнообразием животных, находитьв рассказах новую информацию о них, выступатьс сообщениями; — сравниватьживотных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлятьзависимость строения тела животного от его образа жизни; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества. Зависимость жизни человека от природы Невидимые нити Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения невидимых нитей Наблюдение (согласно местным условиям) изучаемых объектов природы и жизнедеятельности людей — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — устанавливатьвзаимосвязи в природе между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными; — работать в паре: моделироватьизучаемые взаимосвязи; выявлятьроль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; — читатьи обсуждатьстихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делатьвывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
Дикорастущие и культурные растения Дикорастущие и культурные растенияДикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях Практическая работа:с разрезными карточками, распределение растений по группам — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — сравниватьи различатьдикорастущие и культурные растения, обозначатьсоответствующие рисунки цветными фишками, осуществлятьконтроль и коррекцию; — работать в группе: приводитьпримеры дикорастущих и культурных растений; классифицироватькультурные растения по определённым признакам; — находитьновую информацию в текстах о растениях, обсуждатьматериалы книги «Великан на поляне»; — сочинятьи рассказыватьсказочную историю о дикорастущем или культурном растении (по своему выбору); — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
Дикие и домашние животные Дикие и домашние животныеДикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных Практическая работа:с разрезными карточками, распределение животных по группам — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — сравниватьи различатьдиких и домашних животных, обозначатьсоответствующие рисунки цветными фишками, осуществлятьконтроль и коррекцию; — работать в группе: приводитьпримеры диких и домашних животных, моделироватьзначение домашних животных для человека, рассказыватьо значении домашних животных и уходе за ними; — находитьв тексте нужную информацию, обсуждатьматериалы книги «Зелёные страницы»; — сочинятьи рассказыватьсказочную историю о диком или домашнем животном (по своему выбору); — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения. Бережное отношение человека к растениям Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Бережное отношение человека к животным Комнатные растенияКомнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями Практическая работа. Исследование условий прорастания семян. Моделированиестроения растения Животные живого уголкаЖивотные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомяк, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека Творческие работы: Изготовление аппликаций, рисунков «Животные, их разнообразие» Презентация сообщений о разнообразии животных, об условиях обитания животных. — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — узнаватькомнатные растения на рисунках, осуществлятьсамопроверку; — работать в паре: определятьс помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса, находитьв атласе-определителе информацию о них;определятьживотных живого уголка с помощью атласа-определителя и учебника; использоватьинформацию из атласа-определителя для подготовки сообщения; — рассказыватьо животных живого уголка и уходе за ними; о своём отношении к животным живого уголка, объяснятьих роль в создании благоприятной психологической атмосферы; — оцениватьроль комнатных растений для физического и психического здоровья человека; — практическая работа в группе: осваиватьприёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией; приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризоватьпредметы ухода за животными в зависимости от их назначения; делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
Дикие и домашние животные. Условия, необходимые для жизни животных. Бережное отношение человека к животным Про кошек и собак Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев Практическая работауход за животными в уголке живой природы — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — определятьпороды кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем; — приводить примерыпород собак с помощью атласа- определителя; — обсуждатьроль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснятьнеобходимость ответственного отношения к домашнему питомцу; — работать в группе: использоватьтексты учебника как образец для выполнения заданий (составлятьсловесный портрет своего питомца, искатьнужную информацию в различных дополнительных источниках, составлятьобщий план рассказа о домашнем питомце); — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
Красная книга, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы Красная книга Необходимость создания Красной книги. Красная книга родного края. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу (венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных Экскурсияв ботанический сад, краеведческий музей, зоопарк и т.п. (по местным условиям) Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в паре: выявлятьпричины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагатьи обсуждатьмеры по их охране; — работать в группе: читатьтексты учебника и использоватьполученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлятьобщий план рассказа о редком растении и животном; рассказыватьо редких растениях и животных по составленному плану; — работать со взрослыми: узнавать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовитьс помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги (по своему выбору); делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке; — работать в паре: знакомитьсяс правилами друзей природы и экологическими знаками, договариватьсяо соблюдении этих правил; предлагатьаналогичные правила, рисоватьусловные знаки к ним;
         
  Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы Экскурсияпо родному городу ( селу, поселку и тп.), выявление источников загрязнения двора, улицы, города (поселка, села) — читатьи обсуждатьрассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик»; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: — распределятьобязанности по выполнению проекта; — - искатьнужную информацию в различных дополнительных источниках; — готовитьрисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации); — составлятьсобственную Красную книгу; — презентоватьКрасную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов; — оцениватьсвои достижения в выполнении проекта
РАЗДЕЛ «ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА» (6 ч)
Значение труда в жизни человека и общества Что такое экономикаЭкономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — рассказыватьоб отраслях экономики по предложенному плану; — работать в паре: анализироватьвзаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделироватьвзаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; искатьв различных источниках сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города (села), — готовитьсообщения; — читатьпредложенный текст, находитьв нём ответы на поставленные вопросы, формулироватьсобственные вопросы к тексту, оцениватьответы одноклассников; — распознаватьпо фотографиям деньги разных стран; — работать со взрослыми: находитьв дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран, готовитьсообщения;
Природные объекты и предметы, созданные человеком Из чего что сделаноИспользование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей Практическая работа:изготовление изделий из природных материалов — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке; — классифицироватьпредметы по характеру материала, обозначатьсоответствующие иллюстрации, осуществлятьконтроль и коррекцию знаний; — работать в группе:по рисункам учебника прослеживатьпроизводственные цепочки, моделироватьих, составлятьрассказ, приводитьдругие примеры использования природных материалов для производства изделий; делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке.  
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей Наземный, воздушный и водный транспорт Как построить дом Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения Творческая работа«Город будущего» Какой бывает транспорт Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта Практическая работа: моделирование из коробок, бумаги, картона «Транспорт будущего» — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — рассказывать(по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов; — работать в паре: сравниватьтехнологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнаватьна иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы, объяснятьих назначение, проводитьсамопроверку, рассказыватьо строительных объектах в своём городе (селе);классифицироватьсредства транспорта (предлагатьварианты классификации, анализироватьсхемы и выделятьоснования для классификации, приводитьпримеры транспортных средств каждого вида); рассказыватьоб истории водного и воздушного транспорта, используя информацию учебника и дополнительных источников, составлятьобщий план рассказа об истории различных видов транспорта; читатьтекст учебника, находитьназванные в нём машины на рисунке, рассказыватьо строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагатьвопросы к тексту, оцениватьответы одноклассников;  
    — узнаватьпо фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотноситьего с номерами телефонов экстренного вызова, обозначатьсоответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлятьконтроль и коррекцию; запомнитьномера телефонов экстренного вызова 101, 102, 103; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке  
Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Человек — член общества, носитель и создатель культуры Культура и образованиеУчреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первые музеи Экскурсияв музей, театр, библиотеку (по выбору) — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — различатьучреждения культуры и образования, распознаватьих по фотографиям, приводитьпримеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе; искатьнужную информацию в различных дополнительных источниках и в тексте учебника; — предлагатьвопросы к тексту, отвечатьна вопросы одноклассников; — обсуждатьроль учреждений культуры и образования в нашей жизни; — работать со взрослыми: посещатьмузеи и рассказыватьо них; с помощью Интернета совершатьвиртуальную экскурсию в любой музей (по своему выбору); — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке  
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство Все профессии важны. Проект «Профессии» Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — рассказыватьо труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать; — работать в паре: определятьназвания профессий по характеру деятельности и находитьих представителей на фотографиях; — обсуждатьроль людей различных профессий в нашей жизни; — читатьи обсуждатьрассказ «Кто сделал хлеб», устанавливатьвзаимосвязь труда людей разных профессий; — делатьвыводы из изученного материала. Отвечать на итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке.  
      В ходе выполнения проекта дети учатся: — распределятьобязанности по подготовке проекта (кто о какой профессии будет собирать материал); — интервьюироватьреспондентов об особенностях их профессий; — подбиратьфотографии из семейных архивов; — составлятьрассказы о профессиях родных и знакомых; — собирать материалв «Большую книгу профессий»; — презентоватьработы; — оцениватьрезультаты выполнения проекта
  Смена времён года в родном крае (на основе наблюдений) Времена года, их особенности (на основе наблюдений) В гости к зиме (экскурсия)Наблюдение за зимними явлениями в неживой и живой природе В гости к зиме (урок) Зимние явления в неживой и живой природе Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений — Пониматьучебную задачу экскурсии и стремитьсяеё выполнить; — наблюдатьза зимними погодными явлениями; — обсуждатьзимние явления в неживой природе в прошедшие дни; — исследоватьпласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; — определятьдеревья по их силуэтам и описаниям в атласе- определителе «От земли до неба»; — распознаватьосыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных; — наблюдатьповедение зимующих птиц; делатьвыводы по материалу экскурсии; — оцениватьсвои достижения и поведение во время экскурсии — обобщатьнаблюдения за зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы; — работать в группе: знакомитьсяпо материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовитьсообщения и выступатьс ними; — формулироватьправила безопасного поведения на улице зимой; — обсуждатьправила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне»; работать со взрослыми: вестинаблюдения в природе, фиксироватьих в «Научном дневнике», готовитьфоторассказ или серию рисунков на тему «Красота зимы»; подкармливатьзимующих птиц; делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке — Выполнятьтестовые задания учебника; — оцениватьправильность/неправильность предложенных ответов; — формироватьадекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
  РАЗДЕЛ «ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ» (5 ч)  
  Общее представление о строении тела человека Строение тела человекаЗнакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа Практическая работанахождение частей тела человека на иллюстрации. Выработка правильной осанки. — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в группе: называтьи показыватьвнешнее строение тела человека; определятьна рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека; — моделироватьвнутреннее строение тела человека; — работа в паре: искатьв тексте учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагатьвопросы по содержанию текста, оцениватьответы одноклассников; — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке.  
  Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника Если хочешь быть здоров Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами Практические работы: Проверка остроты слуха, зрения, осязания. Разучивание гимнастики для глаз. — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — рассказыватьо своём режиме дня; составлятьрациональный режим дня школьника. — обсуждатьсбалансированное питание школьника; — работать в паре: различатьпродукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку; — формулироватьправила личной гигиены; характеризоватьназначение предметов гигиены, выделятьсреди них те, которые у каждого человека должны быть собственными; — демонстрироватьумение чистить зубы, полученное в 1 классе; на основе текста ученика дополнятьправила ухода за зубами; — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке.  
  Правила безопасного поведения на дорогах Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения на дорогах Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (дорожные знаки, сигналы светофора) Ролевые игрыпо правилам дорожного движения (на школьной спортивной площадке, в спортзале или настольные игры по ПДД) Школа пешехода Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке. Практическая работа Работа с рисунком – схемой города (села, посёлка) – выбор по схеме безопасного пути, с описанием правил дорожного движения, которые необходимо соблюдать по пути в школу (библиотеку) — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — анализироватьпредставленную на рисунке дорожную ситуацию, знатьдорожные знаки, объяснять и аргументироватьсвоё решение; — работа в паре: соотноситьизображения и названия дорожных знаков, обозначатьсоответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлятьконтроль и коррекцию;знатьправила безопасности; — выбиратьи отмечатьфишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу; — моделироватьсветофор; характеризоватьсвои действия как пешехода при различных сигналах; — формулировать, пользуясь рисунком учебника, правила движения по загородной дороге, осуществлять самопроверку; — оцениватьсвои достижения на уроке; — практическая работа: учитьсясоблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС; — анализировать, пользуясь рисунком учебника, соблюдение правил движения по загородной дороге пешеходами; — делатьвыводы, отвечатьна вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке  
Основные правила обращения с газом, электричеством, водой Правила противопожарной безопасности. Номера телефонов экстренной помощи Правила безопасного поведения в природе Домашние опасности Правила безопасного поведения в быту Моделированиеситуаций безопасного поведения и оказания первой помощи при несчастных случаях. Пожар! Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону Ролевые игры«Вызов пожарной охраны», «Эвакуация» На воде и в лесу Правила безопасного поведения на воде и в лесу Моделированиеситуаций безопасного поведения в природе, оказание первой помощи при несчастных случаях Практическая работа:составление памятки безопасного поведения в природе — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — объяснятьс опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; — работать в группе:на основе текста учебника формулироватьправила безопасного поведения в быту, моделироватьих с помощью условных знаков, узнавать (расшифровывать)правила по предложенным в учебнике знакам, сравниватьсвои знаки с представленными в учебнике; делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке — характеризоватьпожароопасные предметы (раскалённые предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь), потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; — запомнитьправила предупреждения пожара; — моделироватьвызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефонам, по номеру МЧС; — работать в паре: рассказыватьо назначении предметов противопожарной безопасности; читатьи обсуждатьрассказ «Горит костёр» в книге «Великан на поляне»; — работать со взрослыми: находитьв Интернете информацию о работе пожарных, готовитьсообщение; — запомнитьправила поведения во время купания; — работать в паре: различатьсъедобные и ядовитые грибы, обозначатьих на рисунке фишками разного цвета, осуществлятьконтроль и коррекцию; — находитьнужную информацию в книге «Зелёные страницы» (рассказ «Коварные двойники»); — определятьс помощью атласа-определителя жалящих насекомых, осуществлять самопроверку; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
                       

Наши рекомендации