Рынки с асимметричной информацией
Согласно строгим принципам микроэкономики, блага различного качества – это различные блага, и продаются они на различных рынках. Однако существуют ситуации, когда качество приобретаемого блага покупатель в момент совершения покупки не в состоянии оценить. В строгом смысле это означает, что покупатель не ведает, что именно он покупает. Это выясняется пожз, в процессе использования покупки. Простым примером такой ситуации служит покупка электрической лам-почки. Отдельные экземпляры имеют разлияный срок службы. Вы сможете выяс-нить, сколько проработает купленная вами лампочка, только тогда, когда она пере-горит.
Излюбленный аксесуар теории вероятностей – ящик с кубиками. Допустим, что потребитель готов заплатить за белый кубик 60 тг.; черные кубики ему нравится меньше, и он согласен заплатить за черный кубик только 10 тг. Но ему предлогает вытянуть кубик, не заглядывая в ящик. Какую сумму он согласится заплатить за та-кую возможность? Если он знает, что черных и белых кубиков в ящике поровну, он, вероятно, оценит возможность покупки кубика неизвестного цвета в (60+10)/2=35. Но сели он знает, что белые кубики составляет только 20% общего числа, а осталь-ные 80% - черные кубики, то он согласится участвовать в сделке при цене не выше 0,2*60+0,8*10=20 тг.
Обобщая, можно сказать, что если для белых и черных кубиков цена спроса равна соответственно Р1 и Р2 , а доли кубиков каждого цвета составляют w1 и w2 то цена спроса на "кубик неизвестного цвета" равна Р*=w1Р1+w2Р2. Если же ассорти-мент кубиков шире и включает кубики n различных цветов, то
Здесь wk - доли кубиков различного цвета. Каждая из величин wk есть в то же время вероятность того, что случайно извлеченный кубик имеет k-тый цвет, так что цена Р* есть математическое ожидание цены спроса на кубик случайного цвета. |
Здесь неявно использовано предположение, что покупатель нейтрален по отно-шению к риску. Если, например, покупатель несклонен к риску, то цена спроса ока-жется меньше приведенного здесь значения Р*. Учет особенностей отношения покупателей к риску излишне усложнил бы дальнейший анализ эффектов, связан-ных с асимметрией информации. Основной вывод - возрастание цены спроса с рос-том доли более привлекательных кубиков в ящике - остается в силе при любом типе потребительского отношения к риску. Поэтому мы будем считать потреби-телей рисконейтральными.
Если бы покупатели точно знали качественные характеристики приобретае-мого товара, их желание купить товар описывалось бы обычной функцией спроса, причем каждому уровню качества соответствовала бы своя функция QD(Р,k), где k – показатель качества. Ограниченность информации, имеющейся у пакупателя, сос-тоит в следующем: он знает, какие на рынке имеются товары (т.е. знает множество значений показателя k), и, кроме того, знает доли wk товаров каждого уровня ка-чества на рынке, но не знает, к какой категории качества относится тот или иной экземпляр товара. Иными словами, он распологает лишь статистической инфор-мацией об имеющемся на рынке товаре.
Как отмечалось, в подобных условиях цена спроса формируется как средняя из цен спроса товаров различного качества, взвешенная по рыночным объемам пред-ложения (или, что равносильно, по долям) товаров различного качества. Для опи-сания этого процесса удобно воспользоваться обратными функциями спроса - PD(Q,k). Обратная функция спроса в условиях неполной информации описывается равенством
Таким образом, формирование кривой спроса на товар неизвестного качества (или смесь това-ров различного качества) есть вертикальное |
усреднение кривых спроса на товар отдельных градаций качества с весами, рав-ными долям этих градаций.
* MR = MC В свою очередь | MR = | Δ TR | , поскольку TR = Р´ Q то MR = производная функции |
ΔQ |
MR = (100 – 0,5Q)´ Q по qa. Так как в отрасли пока только одна фирма то Q = qa поэтому MRа = (100qa – 0,5 qa2)¢ qa Þ MRа = 100 - qa. С другой стороны
МСа = | Δ TR | т.е. производная по qa функции ТСа Þ МСа = 1,5qa. Приравнивая обе части уравнения получаем 100 - qa= 1,5qa Þ qa =40. |
Δ qa |
Подставляя это значение в функцию цены находим Ра = 100 – 0,5´40 = 80.
* Кривая реакции каждой фирмы показывает, как изменяется объём производства, максимизирующий прибыль, одной фирмы в зависимости от того, как, по её мнению, будет изменяться объём выпуска другой фирмы.
* то есть все те, кто не участвует в данной сделке.