Тема №1. Основы анализа спроса и предложения
Модуль 1. Спрос и предложение, их взаимосвязь. Основы теории потребления.
Тема №1. Основы анализа спроса и предложения.
Лекция-1. Спрос и предложения.
1.1. Понятие «спроса». Функции, закон и кривая спроса.
1.2. Понятие «предложение». Функции, закон и кривая предложения.
Лекция-2. Рыночное равновесие и неравновесие.
2.1. Взаимодействие спроса и предложения.
2.2. Механизмы установления рыночного равновесия.
Цель занятии: исследовать основы анализа спроса и предложения, понятие «спроса»; функции, закон и кривую спроса; расскрыть значение понятии «предложение», изучить функции, закон и кривую предложения; исследовать взаимодействие спроса и предложе-ния, механизмы установления рыночного равновесия.
Микроэкономика – раздел экономической науки, изучающий относительно маломасштабные экономические явления, индивидуальные единицы хозяйствен-ного процесса и экономические взаимоотношения между ними, а также между ними и государством. В центре внимания микроэкономики находятся произво-дители и потребители, их решения по поводу объёмов производства, продаж, покупок, оптимального использования ресурсов, установления цен, поведению на рынке. Микроэкономика помогает понять закономерности развития предпринима-тельских структур, отраслей экономики, формулирует и объясняет целый ряд законов: спроса и предложения, убывающей предельной полезности, убывающей отдачи от факторов производства и др.
Объектом исследования микроэкономики является экономическая деятель-ность людей и возникающие в её ходе экономические проблемы, разрешаемые в соответствии с существующими институтами и системами. А к предмету исследо-вания относятся экономические субъекты, экономические блага и экономические действия. К экономическим субъектам относятся любые отдельные самостоя-тельно действующие в экономике единицы (отдельные люди, группы, сообщества). Но в качестве экономических субъектов могут рассматриваться только те группы, члены которой действуют совместно и единонаправленно, как одно целое. Все эко-номические субъекты могут заниматься двумя видами деятельности: преобразова-нием одних объектов в другие (производители) и их использованием для собст-венных нужд (потребители).
Благо – любой предмет, материальный и нематериальный, способный в конеч-ном счёте удовлетворить потребности потребителя или быть использованным для соответствующих целей производителем. И поэтому они соответственно делятся на два типа: потребительские блага и производственные ресурсы.
Экономические действия данного экономического субъекта представляют собой принятые им определённые решения и их осуществление.
Таким образом, предметом микроэкономики является принятие экономичес-
кими субъектами решений по поводу экономических благ.
Спрос. Функция спроса.Одними из основополагающих категорий экономии-ческой науки являются – спрос и предложение, поскольку они позволяют дать глу-бокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но также и о функционировании всей экономической системы в целом.
Спрос - количество товаров, которое потребители готовы и в состоянии купить по одной из возможных цен в течение определённого периода времени, при прочих равных условиях.
Для более детального изучения данной категории представим спрос на тетради в виде шкалы (табл. 1.1). Таблица 1.1
Цена за 1 тетрадь (Р), тенге | Величина спроса на тетради в неделю (QD), штук |
Тем не менее, вышеуказанная зависимость величины спроса от цены сама по себе не даёт ответа, на вопрос какая из пяти возможных цен реально сложилась на рынке в настоящий момент времени, поскольку нам не известны намерения продав-цов относительно продаж данного товара. Следующим, важнейшим аспектом, кото-рый нам предстоит рассмотреть, является закон спроса.
Закон спроса - обратная взаимосвязь между ценой товара и вероятностью по-требительского выбора товара. То есть величина спроса на товар падает по мере роста цены на него и растёт по мере снижения этой цены.
Причины этого кроются в том, что при росте цен на товар потребители склонны заменять его на другой, более дешёвый товар, они также могут отложить покупку на более поздний срок, когда по их прогнозам цены опять упадут, также у них может просто не хватить денег купить прежнее количество товара или часть потребителей перейдёт на другой рынок, с более низкими ценами.
Изобразим эту обратную взаимосвязь в виде графика (рис. 2.1), где величина спроса показана на горизонтальной оси, а цена на вертикальной оси. Кривая спроса (DD) строится посредством соединения точек образующихся на пересечении пер-пендикуляров откладываемых от значений цены и количества на осях Q и P.
Наиболее значимыми факторами, воздействующими на спрос, являются:
1. Цена данного товара (Р).
2. Цены товаров, заменяющих данный товар (товаров суб-ститутов (P1S …PnS)). То есть, например, повышение цен на говядину, при прочих равных условиях, приведёт к тому, что потребители начнут заменять её бараниной и таким об-разом спрос на баранину увеличится, даже если цена на неё не изменится.
3. Цены товаров, дополняющих данное благо (комплимен-тарных благ (P1С …PmС)). Так, рост цен на бензин приведёт к сокращению спроса на автомобили.
4. Доход потребителя, выделяемый им для покупки данного товара (I). Вполне логично ожидать, что в случае повышения дохода спрос потребителя на одежду, еду, жильё и другие блага будет увеличиваться, а следовательно при уменьшении дохода – сокращаться.
5. Вкусы и предпочтения потребителя (Z). Мода, реклама, пример знакомых, купив-ших ранее этот товар, изменение общественного сознания и целый ряд подобных аспектов всё это приводит к изменению спроса.
6. Объективные, естественные (внешние) условия потребления (N). Так, например, увеличение количества центров по обслуживанию техники фирмы Sony приведёт к повышению спроса на продукцию данной фирмы.
7. Ожидания потребителей (Е). К данному фактору в основном относятся ожидания покупателей относительно будущих изменений цен, срокам появления новинок
Графическое отображение действия вышеприведённых факторов осуществлено на рис. 2.3. Выделим, что именно в силу доминирующего положения ценового фак-тора, по сравнению с другими факторами, воздействующими на спрос, кривая спро-са изображается в виде зависимости величины спроса от цены. Поэтому изменение цены на данный товар приводит к изменению величины спроса (на графике выглядит как перемещение из точки А в точку В, т.е. мы перемещаемся по кривой спроса), а изменение всех других, кроме цены, факторов приводит к изменению спроса: сдви-гу всей кривой спроса, и здесь мы уже перемещаемся из точки А в точку С.
Таким образом, увеличение спроса отображается на графике в виде перемещения кривой спроса вправо (в на-шем случае от D к D¢), а соответственно снижение спроса в виде перемещения кривой – влево (от D к D¢¢). Функция спроса – функция, отражающая зависи-мость объёма спроса на отдельные товары от комплекса факторов влияющих на него. Упрощённая функция спро-са имеет вид QD=f(P), а общая функция спроса - QD= f (P, P1S …PnS, P1С …PmС, I, Z, N, E). В качестве примера рассмотрим следующую функцию |
индивидуального спроса q=12-2р, где q – зависимая переменная, р – независимая переменная, (-2) – наклон линии спроса. Подставляя в функцию значения цены, построим её график (рис. 2.4). Обратная функция спроса –зависимость максималь-ной цены, которую в состоянии заплатить покупатель, от количества покупаемого товара. Таким образом, данная функция имеет следующий упрощённый вид РD = h(Q). |
Предложение -количество товаров, которое продавцы предлагают к продаже по разным ценам в течение определённого периода времени.
Рассмотрим следующую шкалу предложения (табл. 1.2)
Цена за 1 тетрадь (Р), тенге | Величина предложения тетрадей в неделю (QS), штук |
Заметим, что в отличие от спроса величина предложения с ростом цен увеличивается. Закон предложения –прямая зависимость между изменением цен и изменением величины предложения.
Причины этого заключаются в том, что изменение цен побуждает производи-телей переключать ресурсы с производства дешёвых товаров на производство подорожавших товаров, в тоже время рост цен может показаться для продавцов явлением временным, и они предпочтут сегодня опустошить свои запасы. Также рост цен приведёт к увеличению продавцов на данном рынке. А дополнительная выручка в свою очередь позволит увеличить количество закупаемых ресурсов и производимых из них товаров. Итак, построенная на основании таблицы 1.2 кри-вая предложения (рис.2.6) наглядно демонстрирует данную прямую зависимость.
Помимо цены данного товара (Р) на предложение оказывают существенное влияние следующие факторы:
1. Цены товаров субститутов (P1S …PnS). Так, например, снижение цен на бу-лочки приведёт к тому, что пекарни станут вместо них выпекать пирожки. В резуль-тате этого кривая предложения пирожков сдвинется вправо.
2. Цены комплиментарных благ (P1С …PmС). То есть снижение цен на бензин, при прочих равных условиях, приведёт к росту предложения автомобилей.
3. Издержки производства (С) – изменение цен на ресурсы и технологии
производства.
4. Налоги и субсидии (Т). Так, субсидирование го-сударством отдельных видов деятельности, например, сельского хозяйства рассматривается как снижение издержек и приводит к росту предложения. 5. Объективные условия производства (N), т.е. из-менения во внешней среде предприятия на которые оно не может оказать влияние: изменения числа про-давцов на рынке, природных условий, законодатель-ства и т. д. 6. Ожидания производителей (Е). Если производи-тели предполагают, понижение цен в будущем или появление у конкурентов более совершенных образ- |
цов данного товара то они сегодня увеличат предложение.
Также заметим, что аналогично категории спроса изменение цены данного то-вара приводит к перемещению вдоль данной кривой предложения (т.е. к измене-нию величины предложения), а все другие, отмеченные выше изменения, к пере-мещению всей кривой предложения вправо или влево (к изменению предложения).
Функция предложения – функция, отражающая зависимость объёма предло-жения от комплекса факторов влияющих на него. Упрощённая функция предло-жения имеет вид QS=f(P), а общая функция - QS=f(P, P1S …PnS, P1С …PmС, C, T, N, E).
Обратная функция предложения – минимальная цена, по которой продавец продаст данное количество товаров. Она имеет следующий вид РS = g(Q).