Коммуникативные универсальные учебные действия 1 страница
Выпускник научится:
● осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
● аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
● вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
● допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Выпускник получит возможность научиться:
● оперировать в речи предметным языком: правильно (адекватно) использовать естественно-научные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
● планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
● проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
● уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве, стараясь найти варианты их разрешения ради общего дела;
● участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир»
(блок «Человек и природа») научится:
● различатьна основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
● приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
● описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (на примере своей местности);
● сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
● различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения;
● различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;
● различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины), виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;
● различать части холма, реки;
● характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
● определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;
● использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
● находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра;
● объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;
● объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
● выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;
● находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
● вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
● выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
● использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;
● исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
● измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;
● выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).
Выпускник получит возможность научиться:
● рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;
● вести фенологические наблюдения и прогнозировать погоду по местным признакам;
● объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;
● готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;
● пользоваться масштабом при чтении карт;
● обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
● ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
● моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);
● участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и самим учеником), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.
В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится:
● воспринимать окружающий мир целостно – в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;
● ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
● рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;
● использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;
● узнавать государственную символику, отличать флаг и герб нашего государства от флагов и гербов других стран мира;
● находить на карте наше государство, его столицу, свой регион и его административный центр;
● показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;
● понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
● анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин;
● описывать изученные события из истории страны (пересказывать информацию о них);
● готовить небольшие сообщения о достопримечательностях столицы, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;
● рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;
● объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан страны, называть права детей; различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату – с веком; определять последовательность важнейших событий в истории государства;
● рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).
Выпускник получит возможность научиться:
● оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
● соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
● различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
● составлять родословную своей семьи;
● объяснять символический смысл цветных полос государственного флага, изображений на гербе государства, своего региона;
● рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинного жилища, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);
● рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»;
● находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира изученные страны мира, пути великих путешественников – открывателей новых земель; рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них;
● находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях страны; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;
● использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;
● изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;
● моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.
В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:
● осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
● оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
● соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
● соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
● объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
● составлять и выполнять режим дня.
Выпускник получит возможность научиться:
● сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
● следовать правилам здорового образа жизни;
● соблюдать правила противопожарной безопасности;
● оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).
Выпускник получит возможность научиться:
● сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
● следовать правилам здорового образа жизни;
● соблюдать правила противопожарной безопасности;
● оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Обращаем внимание, что распределение количества часов по темам (разделам) в программе (1-4 классы) является примерным. При календарно-тематическом планировании учителю предоставляется право варьировать количество часов с учётом особенностей и познавательных возможностей детей в классе и самостоятельно определить уроки тематического контроля, их форму (комбинированная или дифференцированная работа, тестовая работа, презентация проектной (исследовательской, поисковой, творческой) работы как итог деятельности.
Класс
(35 часов, 1 ч в неделю, 35 недель)
Темы, входящие в разделы примерной программы | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся | ||
РАЗДЕЛ «ЧТО И КТО?» (8ч) | ||||
Звёзды и планеты. Солнце. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.) | Задавайте вопросы!Знакомство с учебником и учебными пособиями. Что у нас над головой? Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы. Что у нас под ногами? Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней Прогулкав школьный двор (сквер) для наблюдения объектов окружающего мира и сбора природного материала. Практические работы:наблюдение разных объектов природы с целью определения их свойств, признаков. | Учащиеся осваивают первоначальные умения: — задаватьвопросы; — вступатьв учебный диалог; — пользоватьсяусловными обозначениями учебника; — различатьспособы и средства познания окружающего мира; — оцениватьрезультаты своей работы на уроке; — пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — наблюдатьи сравниватьдневное и ночное небо, рассказыватьо нём; — работать в паре: моделироватьформу созвездий; — работать со взрослыми: находитьна ночном небе ковш Большой Медведицы; — проводить наблюденияза созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради); — отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. | ||
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя) Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) | Что общего у разных растений?Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях. Что растёт на подоконнике?Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений класса Что растёт на клумбе? Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника. Практические работы:рассматривание частей растения на комнатном растении, простых и сложных листьев. Уход за комнатными растениями. Моделированиестроения дерева (работа в паре). Работа с разрезными карточками (распределение растений на группы). | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — рассматриватьиллюстрации учебника, получатьиз них нужную информацию; — практическая работа в группе: находить, показыватьи называтьчасти растений; — работать в паре: использоватьпредставленную информацию для получения новых знаний, различатьцветки и соцветия, осуществлятьсамопроверку; — отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. | ||
Растения, их разнообразие. Деревья. | Что это за листья?Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям Что такое хвоинки?Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна – хвойные деревья. Хвоинки – видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев Прогулка в школьный двор(сквер) для наблюдения лиственных и хвойных деревьев, кустарников и травянистых растений. Практическая работа:изображение лиственных, хвойных и травянистых растений. | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — наблюдатьосенние изменения окраски листьев на деревьях; — узнаватьлистья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; — сравниватьи группироватьлистья по различным признакам; — практическая работа в группе: распознаватьдеревья по листьям; — описыватьвнешний вид листьев какого- либо дерева; — отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. | ||
Животные, их разнообразие. Насекомые | Кто такие насекомые? Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых – шесть ног. Разнообразие насекомых. | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — рассматриватьиллюстрации учебника, искатьв нём информацию о строении насекомых, сравниватьчасти тела различных насекомых; — работать в паре: распознаватьнасекомых на рисунке, осуществлять самопроверку, приводитьпримеры насекомых; — сочинятьи рассказыватьсказочные истории о насекомых по рисункам; — отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. | ||
Животные, их разнообразие. Птицы | Кто такие птицы? Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — рассматриватьиллюстрации учебника, искатьв нём нужную информацию; — практическая работа: исследоватьстроение пера птицы; — работать в паре: распознаватьптиц на рисунке, проводитьсамопроверку; — описыватьптицу по плану; — сочинятьи рассказыватьсказочную историю о птицах по рисунку; — отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. | ||
Животные, их разнообразие. Звери. | Кто такие звери? Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни Экскурсияв зоопарк (цирк, зоомагазин) Практические работы:работа с разрезными карточками (распределение животных на группы). Уход за животными живого уголка. | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — рассматриватьиллюстрации учебника, искатьв учебнике нужную информацию; — практическая работа: исследоватьстроение шерсти зверей; — работать в паре: распознаватьзверей на рисунке, проводитьсамопроверку; — устанавливать связьмежду строением тела зверя и его образом жизни; — отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. | ||
Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.) Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Правила безопасного поведения с предметами домашнего обихода и на дорогах. | Что окружает нас дома?Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению. Что умеет компьютер?Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним. Что вокруг нас может быть опасным? Элементарные правила безопасности. | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — характеризоватьназначение бытовых предметов; — находитьна рисунке предметы определённых групп; — работать в паре: группироватьпредметы домашнего обихода; проводитьвзаимопроверку; — приводить примерыпредметов разных групп; — отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке; — определятьсоставные части компьютера; — характеризоватьназначение частей компьютера; — сравниватьстационарный компьютер и ноутбук; — работать в паре: рассказывать(по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, — обсуждатьзначение компьютера в нашей жизни; — моделироватьустройство компьютера; — оцениватьсвоё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге; — сочинятьи рассказыватьсказку по рисунку учебника; — отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. | ||
Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. | На что похожа наша планета?Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли | — Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; — выдвигатьпредположения и доказыватьих; — использоватьглобус для знакомства с формой нашей планеты; — работать в паре: рассматриватьрисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; — отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. | ||
РАЗДЕЛ «КАК, ОТКУДА И КУДА?» (7 ч) | ||||
Вода. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды | — Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; — прослеживатьпо рисунку-схеме путь воды; — обсуждатьнеобходимость экономии воды; — выяснятьопасность употребления загрязнённой воды; — практическая работа: проводитьопыты, показывающие загрязнение воды и её очистку; — отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Основные правила обращения с газом, электричеством, водой | Откуда в наш дом приходит электричество? Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — отличатьэлектроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; — запомнитьправила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; — анализироватьсхему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждатьнеобходимость экономии электроэнергии; — практическая работа в паре: собиратьпростейшую электрическую цепь; — отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта | Как путешествует письмо?Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации. Экскурсияна почту. | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — наблюдатьза работой почты и рассказывать о ней; — работать в паре: строитьиз разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказыватьпо схеме о путешествии письма, проводитьвзаимопроверку; — различатьпочтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; — работать в группе: высказыватьпредположения о содержании иллюстраций и осуществлятьсамопроверку; — отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. |
Водоёмы, их разнообразие, использование человеком. Вода. Состояния воды, её распространение в природе. | Куда текут реки? Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде. Откуда берутся снег и лёд?Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда. | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — прослеживатьпо рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравниватьреку и море; — различатьпресную и морскую воду; — практическая работа в паре: рассматриватьморскую соль и — проводитьопыт по «изготовлению» морской воды; — сочинятьи рассказыватьсказочную историю по рисунку; — практическая работа в группе: проводить опытыпо исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, – делатьвыводы из опытов; — наблюдатьформу снежинок и отображатьеё в рисунках; — отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. |
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Бережное отношение человека к растениям | Как живут растения? Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями | — Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдатьза ростом и развитием растений, рассказыватьо своих наблюдениях; — прослеживатьпо рисунку-схеме этапы жизни растения; — делать выводыоб условиях, необходимых для жизни растений; — практическая работа в паре: ухаживатьза комнатными растениями; — отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. |
Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных. Бережное отношение человека к животным. | Как живут животные?Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка. Как зимой помочь птицам?Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц. Практическая работа:изготовление кормушек (работа в группах) Экскурсияв парк, сквер, наблюдение за повадками животных. | — - Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — - наблюдатьза жизнью животных, рассказыватьо своих наблюдениях; — - работать в группе: выполнятьзадания, делатьвыводы, осуществлятьсамопроверку; — - практическая работа в паре: ухаживатьза животными живого уголка; — - наблюдатьзимующих птиц, различатьзимующих птиц по рисункам и в природе; — - обсуждатьформы кормушек и виды корма для птиц; — - практическая работа в паре: изготавливатьпростейшие кормушки и подбиратьиз предложенного подходящий для птиц корм; — - запомнитьправила подкормки птиц; — - отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. |
Человек — часть природы. Посильное участие в охране природы. Охрана природных богатств. | Откуда берётся и куда девается мусор? Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора. Откуда в снежках грязь? Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от этого. Распространение загрязнений в окружающей среде Прогулкав природу, посильное участие в сборе мусора. | — - Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — - определятьс помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; — - обсуждатьважность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; — - практическая работа в группе: сортироватьмусор по характеру материала; — - сочинятьи рассказыватьсказочную историю по рисунку; — - практическая работа в паре: исследоватьснежки и снеговую воду на наличие загрязнений; — - обсуждатьисточники появления загрязнений в снеге; — - формулироватьпредложения по защите окружающей среды от загрязнений; |
РАЗДЕЛ «ГДЕ И КОГДА?» (6 ч) | |||||
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Культура поведения в школе. | Когда учиться интересно?Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учёбы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю. Проект «Мой класс и моя школа»Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — анализироватьиллюстрации учебника, обсуждатьусловия интересной и успешной учёбы; — работать в паре: сравниватьфотографии в учебнике, рассказыватьо случаях взаимопомощи в классе; рассказыватьо своём учителе; делатьвыводы из коллективного обсуждения. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: — фотографироватьнаиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.; — коллективно составлять рассказо школе и классе; — презентоватьитоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); — оформлятьфотовыставку; оцениватьрезультаты собственного труда и труда товарищей. | |||
Время и его течение. Времена года, их особенности. Смена времён года в родном крае. | Когда придёт суббота?Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели Когда наступит лето?Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года. | — – Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — анализироватьиллюстрации учебника, различатьпрошлое, настоящее и будущее; — – работать в паре: отображатьс помощью карточек последовательность дней недели, находитьнесоответствие в природных явлениях на рисунках учебника; — называтьдни недели в правильной последовательности, проводитьвзаимоконтроль; называтьлюбимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; — – сочинятьи рассказыватьсказочную историю по рисунку; — анализироватьсхему смены времён года и месяцев; называтьвремена года в правильной последовательности, соотноситьвремена года и месяцы; использоватьцветные фишки для выполнения заданий; характеризоватьприродные явления в разное время года; называтьлюбимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; — – наблюдатьсезонные изменения в природе и фиксироватьих в рабочей тетради; — – отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. | |||
Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища) | Где живут белые медведи?Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — практическая работа в паре: находитьна глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризоватьих, осуществлятьсамоконтроль; рассматриватьи сравниватьиллюстрации учебника, искатьв учебнике информацию о животном мире Северного Ледовитого океана и Антарктиды; — приводить примерыживотных , обитающих в этих районах; — устанавливать связьмежду строением, образом жизни животных и природными условиями; — отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. | |||
Примеры явлений природы: смена времён года, перелёты птиц | Где зимуют птицы? Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — различатьзимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать)птиц с использованием цветных фишек; — работать в паре: выдвигатьпредположения о местах зимовок птиц и доказыватьих, осуществлять самопроверку; — объяснятьпричины отлёта птиц в тёплые края; — приводить примерызимующих и перелётных птиц; — отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. | |||
РАЗДЕЛ «ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ?» (14 ч) | |||||
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле | Почему Солнце светит днём, а звёзды — ночью? Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва. Экскурсияв планетарий. | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — сопоставлятьвидимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; — работать в паре: моделироватьформу, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку; — использоватьатлас-определитель для получения нужной информации; моделироватьсозвездие Льва; — работать со взрослыми: наблюдатькартину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва. — отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. | |||
Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.) | Почему Луна бывает разной? Луна — спутник Земли. Особенности Луны. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны. НаблюдениеЛуны еженедельно в течение месяца | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; анализироватьсхемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; делатьвыводы о причинах изменения внешнего вида Луны; — моделироватьиз пластилина форму Луны; — рассказыватьс помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, осуществлять самопроверку; — работать со взрослыми: наблюдатьза изменениями внешнего вида Луны, фиксироватьрезультаты наблюдений в рабочей тетради; — отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. | |||
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер) | Почему идёт дождь и дует ветер?Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных Прогулкав природу. Наблюдение за сезонными изменениями в живой и неживой природе. | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — наблюдатьза дождём и ветром; — работать в группе: рассказыватьпо рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбиратьиз списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснятьпричины возникновения дождя и ветра; осуществлятьсамопроверку; — сочинятьи рассказыватьсказку по рисунку; — отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. | |||
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер) | Почему звенит звонок?Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — анализироватьрисунок учебника и передавать голосомзвуки окружающего мира; — практическая работа в паре: исследоватьвозникновение и распространение звуков; — обсуждать, почему и как следует беречь уши; — высказывать предположенияо причине возникновения эха, осуществлятьсамопроверку; — сочинятьи рассказыватьсказку по рисунку; — отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. | |||
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер) | Почему радуга разноцветная?Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги. | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — описыватьчувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; — запомнитьпоследовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; — высказыватьпредположения о причинах возникновения радуги, осуществлятьсамопроверку; — работать в паре: отображатьпоследовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлятьвзаимопроверку; — сочинятьи рассказыватьсказочную историю по рисунку; отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. | |||
Дикие и домашние животные. Бережное отношение человека к животным | Почему мы любим кошек и собак?Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой Практическая работа:уход за домашними животными. Проект «Мои домашние питомцы»Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — описыватьпо плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); — обсуждатьнаше отношение к домашним питомцам; — рассказыватьпо рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; — практическая работа в паре: познакомитьсяс предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением; — участвоватьв ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: — наблюдатьза домашним любимцем и фиксироватьрезультаты наблюдений; — фотографироватьсвою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; — составлять рассказо своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; — презентоватьсвой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); — оформлятьфотовыставку; — оцениватьрезультаты собственного труда и труда товарищей. | |||
Правила поведения в природе | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу.. Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу. Моделирование памятки«Правила поведения в природе». | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в паре: определятьцветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку; — рассматриватьи сравниватьрисунки учебника, оцениватьпоступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулироватьправила поведения в природе, — сопоставлятьих с эталоном; — устанавливатьвзаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника; — сочинятьи рассказыватьсказочную историю по рисунку; — определятьлесных обитателей по звукам, которые они издают; — передавать голосомзвуки леса; — объяснять(с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину; — работать в паре: устанавливатьпричинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлятьсамопроверку; — оцениватьсвоё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне»; — формулироватьправила поведения в природе; — отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. | |||
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья. | Зачем мы спим ночью? Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену. Почему нужно есть много овощей и фруктов? Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов Моделированиепамятки по правилам питания. Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук Моделированиездоровьесберегающего режима дня. | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — сравниватьрисунки учебника, делать выводыо значении сна в жизни человека; — работать в паре: рассказыватьо правилах подготовки ко сну, — использоватьдля выполнения задания цветные фишки, — осуществлятьвзаимопроверку; — оцениватьправильность своей подготовки ко сну; — рассказывать(на основе наблюдений) о сне животных; — обсуждатьинформацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»; — различатьовощи и фрукты; группировать(классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлятьсамопроверку; — работать в группе: находитьв учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравниватьроль витаминов. А, В, С в жизнедеятельности организма; — запомнитьправила гигиены при употреблении овощей и фруктов; — практическая работа в паре: осваиватьприёмы чистки зубов и мытья рук; — запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; — формулироватьосновные правила гигиены; отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. | |||
Средства связи: почта, телеграф, телефон. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет | Зачем нам телефон и телевизор?Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — различатьсредства связи и средства массовой информации; — рассказывать(с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; — объяснятьназначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; — работать в паре: сравниватьстаринные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники); — обсуждатьназначение Интернета; — моделироватьситуации вызова экстренной помощи по телефону; — отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. | |||
Наземный, воздушный и водный транспорт | Зачем нужны автомобили?Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — классифицироватьавтомобили и объяснятьих назначение; — работать в паре:по рисунку-схеме знакомитьсяс устройством автомобиля, проводитьвзаимопроверку; — использоватьпредставленную в учебнике информацию для выполнения задания; — сочинятьи рассказыватьсказочную историю по рисунку; — отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке | |||
Наземный, воздушный и водный транспорт | Зачем нужны поезда? Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — классифицироватьпоезда в зависимости от их назначения; — работа в паре: рассказыватьоб устройстве железной дороги, осуществлятьсамоконтроль; — использоватьинформацию учебника для выполнения задания, — сравниватьстаринные и современные поезда; — отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке | |||
Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. | Зачем строят корабли? Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля. Зачем строят самолёты? Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта Практическая работас разрезными карточками, распределение транспортных средств на группы. Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Правила безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае) Ролевая игра:« Я – примерный пешеход и пассажир». Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте Ролевая игра: « Тревога на корабле». | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — классифицироватькорабли в зависимости от их назначения; — рассказыватьо своих впечатлениях от плавания на корабле; — классифицироватьсамолёты в зависимости от их назначения; — рассказыватьо своих впечатлениях от полёта на самолёте; — работать в паре:по рисунку-схеме знакомитьсяс устройством самолёта, проводитьсамопроверку и взаимопроверку; — работать в группе: знакомитьсяс правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказыватьо правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае; — участвоватьв ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации; — отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. | |||
Звёзды и планеты. Земля — планета | Зачем люди осваивают космос?Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю. А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции. Экскурсияв планетарий, моделирование«Ночное небо». | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — рассказыватьоб освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; — работать в группе: высказывать предположенияпо вопросам учебника, осуществлятьсамопроверку; — моделироватьэкипировку космонавта; — участвоватьв ролевой игре «Полёт в космос»; — отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. | |||
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Освоение человеком законов жизни природы | Почему мы часто слышим слово «экология»? Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — находитьв тексте учебника ответы на вопросы; — приводитьпримеры взаимосвязей между человеком и природой; — оцениватьсвои поступки по отношению к природе и рассказыватьо них; — участвоватьв конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»; — отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке | |||