Московская международная книжная выставка-ярмарка
Место проведения: Москва, Россия
Сроки проведения: ежегодно в сентябре
Темы: литература и периодика по различным темам, литературные конкурсы и премии
Участники: издания, издательства, частные лица
Цели: представление новой продукции, торговля с частными лицами
Иерусалимская международная книжная ярмарка
Yarid HaSfarim HaBeinleumi
Место проведения: Иерусалим, Израиль
Сроки проведения: ежегодно в мае
Темы: литература и периодика любой тематики, особенно имеющей отношение к еврейству
Участники: более 1200 издательств из 58 стран (1999 год), оптовые поставщики, оптовые покупатели
Цели: завязывание деловых контактов
Международная детская книжная ярмарка
BolognaFiere: Children's Book Fair
Место проведения: Болонья, Италия
Сроки проведения: ежегодно в начале апреля
Темы: детская литература, периодика, мультимедия, игры, обучающие игры
Участники: издатели и оптовые поставщики, разработчики игр и программ, методологи
Цели: завязывание деловых контактов, изучение тенденций. Нет продажи частным лицам.
Ярмарка малых издательств
Toronto Small Press Fair
Место проведения: Торонто, Канада
Сроки проведения: два раза в год, осенью и весной
Темы: представление читателям, издателям и прессе продукции небольших издательств и малотиражных периодических изданий США и Канады
Участники: малые издательства и издания, частные лица
Цели: представление новой продукции, торговля с частными лицами, завязывание деловых контактов
Ярмарка книг об искусстве
ArtBook Fair
Место проведения: Нью-Йорк, США
Сроки проведения: ежегодно в июне
Темы: книги, периодические и мультимедийные издания на тему искусств и истории искусств
Участники: издатели и оптовые поставщики, оптовые покупатели, искусствоведы
Цели: завязывание деловых контактов
Международная антикварная книжная ярмарка
International Antiquarian Book Fair
Место проведения: Бостон, США
Сроки проведения: ежегодно в начале ноября
Темы: антикварные книги и издания на любых языках по любой тематике
Участники: музеи, коллекционеры, антикварные магазины, скупщики, аукционщики
Цели: покупка и продажа редких изданий на месте
Ярмарка анархистской литературы
The Anarchist Bookfair
Место проведения: Лондон, Англия
Сроки проведения: ежегодно в начале сентября
Темы: анархистская и опозиционная литература и периодика
Участники: анархистские и андеграундные издания, издательства и организации, а также все, кто интересуется подобной литратурой
Цели: непосредственное распостранение материалов, торговля в розницу с посетителями выставки.
Таки образом, можно сказать, что международные выставки и ярмарки играют большую роль в укреплении сотрудничества между издателями, полиграфистами и книгораспространителями во всем мире. Они служат не только для торговли в розницу с посетителями, но и для завязывания контактов между издателями разных стран. Часто они так же дают возможность понять современные тенденции в издательском деле, оценить возможные перспективы развития книжного рынка. По материалам книжных ярмарок и выставок можно составить представление о странах-лидерах мирового-книгоиздания и так далее.
42. Ежегодная Франкфкуртская ярмарка – крупнейшая в мире. Ежегодно в мире проходят около трехсот книжных ярмарок, каждая из которых дает толчок взаимовыгодному обмену товарами и информацией, налаживанию экономических связей и личных контактов. Выставочная деятельность стала обязательным элементом современной инфраструктуры рынка. Первые книжные ярмарки начали свой отчет в XV веке в Германии и проходили в составе универсальных торговых ярмарок. До середины XX века они не имели самостоятельного характера, что объясняется недостаточно развитой международной книжной торговли и политико-экономической ситуацией этого времени. В начале XX века возникла необходимость знакомства различных книжных культур друг с другом. Эту функцию выполнили международные книжные выставки, такие как: Международная выставка книгопечатания и графики 1914 года в Лейпциге, Международная книжная выставка во Флоренции 1922 года и другие. Это были прообразы современных международных книготорговых ярмарок.
Появление и развитие книжных ярмарок в значительной степени зависит от состояния книжного дела в стране проведения. Сейчас наблюдается следующая иерархия крупных книгоиздающих стран (по состоянию на 1996 год): Великобритания, КНР (свыше 100 тысяч названий в год); Германия, Япония, США, Индия, Италия (с годовым выпуском свыше 50 тысяч названий). В последние годы ко второй группе присоединились такие страны как Бразилия и Тайвань. Об издательско-полиграфическом потенциале последней специалисты узнали только, благодаря, росту популярности Тайбейской международной книжной ярмарки и участию в ее работе западных фирм. На территории всех выше перечисленных стран проходят крупнейшие международные книжные ярмарки.
Франкфуртская книжная ярмарка (Frankfurter Buchmesse) является так же и старейшей – ее история началась в 1949 году. В наши дни выставка проводится в одном из самых современных выставочных центров Франкфурта-на-Майне – Messegelande. Сам же Франкфурт вот уже шестой век является лидером Германии по выпуску печатной продукции, и это неудивительно, ведь всего в нескольких километрах от него Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок. С тех пор, практически все, что происходило в мире книгопечатания Германии, так или иначе было связано с Франкфуртом. Frankfurter Buchmesse – это место встречи различных специалистов: писателей, редакторов, библиотекарей, продавцов книг, агентов, продюсеров и так далее. Тематика выставки идет в ногу со временем: вместе с традиционным разнообразием книг и других изданий, на ней представлена информации об оцифровке книг, а так же об электронных медийных средствах. Программа Франкфуртской выставки необычайно богата и насыщена всевозможными конференциями, круглыми столами и форумами.
По традиции, на выставке одна из стран присутствует в качестве почетного гостя. В 2009 году это был Китай, в 2010 - Аргентина, в 2011 - Исландия, в 2012 году почетным - Новая Зеландия. В 2013 году Франкфуртская книжная ярмарка будет проходить с 9 по 13 октября. Почетным гостем будет Бразилия.
Тематика выставки Frankfurter Buchmesse 2013: книги, аудио-книги, журналы, газеты, комиксы, искусство, календари, карты и атласы, телевизионные программы, фильмы,
авторские права и патенты, дизайн и оформление печатной продукции, технологии торговли книжной продукцией.
Ярмарка 2011 года собрала 7384 экспонента из 106 стран и 280194 посетителя.
В 2012 году ярмарка добилась небольшого (0,6%) увеличения общего числа посетителей, в том числе широкой общественности - 281753 посетителя. Как заметил Юрген Боос, директор Франкфуртской книжной ярмарки: «Здесь, на Франкфуртской книжной ярмарке мы стали свидетелями мужества и инновационной силы Европы, а также международной издательской индустрии. Несмотря на экономический кризис в Южной Европе, все важные представители международных и европейских публикаций были здесь во Франкфурте».
При сохранении Франкфурта как главного центра международного книгообмена формируется несколько региональных центров, значение которых возрастает. Книжные ярмарки становятся с каждым годом все более интернациональными. Уже сегодня можно прогнозировать наступление эпохи книжных ярмарок четвертого поколения, на которых сами издания не будут выставляться, и традиционные экспозиции будут заменены специальными информационными аудивизуальными системами - это биржи лицензий, ярмарки идей.
Сегодня можно прогнозировать появление в будущем, наряду с книжными ярмарками виртуальных книжных ярмарок. На этом этапе появление новой международной книжной ярмарки в книжном мире будет событием, расширение их количества будет происходить за счет появления и развития специализированных книжных ярмарок, а специализация при этом будет становиться все более узкой, что станет основным в развитие ярмарочного движения. Наглядно можно увидеть историю развития книжных ярмарок на примере двух старейших, а в наше время крупнейших ярмарок мира - Франкфуртской и Лейпцигской.
43. Место Московских международных ярмарок среди других мероприятий по сохранению и развитию единого книжного пространства стран СНГ.
С сентября 1977 года проводится ежегодная Московская международная книжная выставка-ярмарка. С первого же года своего существования ММКВЯ внесена в официальный календарь Международной организации книгоиздателей, и на данный момент остается единственной ярмаркой проводимой в странах СНГ, отмеченной в этом календаре. Московская международная книжная выставка-ярмарка – крупнейший и наиболее представительный в нашей стране книжный форум международного масштаба, самое значительное событие года для отечественных книжников.
Словом, Московская международная – эффективное индустриальное мероприятие, открывающее множество новых возможностей и перспектив, а потому участие в этом смотре – непременная составляющая успешного бизнеса.
Московская международная книжная выставка-ярмарка – всегда громкое медиа-событие, которое создаёт своё информационное поле, привлекает общественное внимание к книге и чтению. Работу форума освещают около тысячи журналистов, представляющих десятки теле- и радиокомпаний, сотни печатных СМИ. Выставка вызывает огромный интерес у читателей: её гостями за шесть дней ММКВЯ ежегодно становятся более двухсот тысяч книголюбов.
Лозунг первой ярмарки «Книга на службе мира и прогресса» не только запомнился на долгие годы, но и стал девизом московской выставки. В дальнейшем значение книжного форума повысилось благодаря участию в нем международных организаций (ООН и др.). Участие в ММКВЯ стало престижным.В 2005 году впервые была определена страна – Почётный гость ММКВЯ
Графики по имеющемуся выглядят странно (слишком много пустых мест); общая тенденция — чем меньше к современности, тем ниже показатели: исключение — количество экспозиций. Вариант 1: списать на кризис, вариант 2: предположить постепенную специализацию ярмарки (направленность на страну-гостя, тематическая направленность и т.п.)
44. Перспективы развития издательского делаНачиная с середины XX века, когда средства массовой информации, особенно электронные, получили достаточно широкое развитие во всем мире, постоянно возникал вопрос о том, а что будет с книгой. Одними из первых отреагировали на эту тему фантасты (Рэй Брэдбери «451° по Фаренгейту»). Можно сказать, что он стал основоположником дискуссии том, что ожидает книгу в будущем.
Маршалл Маклюэн был одним из первых теоретиков информационного общества, которое сегодня служит предметом многочисленных дискуссий среди ученых и специалистов самых разных направлений. Именно он предсказывал скорый закат книжного дела. Он отдавал явное предпочтение современным способам информации и коммуникации, которые считал «электрическими», считал, что изобретение Гуттенберга ухудшило возможности коммуникации – «до появления типографий мир не сталкивался с позорным явлением, как плохая грамматика и тд.»
Маклюэн основное предпочтение отдавал телевидению, наиболее эффективному средству воздействия на большие массы людей. В своей последней книге «Глобальная деревня» (написал с Б.Пауэрсом) точка в прогнозе о будущем печатной книги не ставится, оставили эту тему для будущих поколений. Только разделили пространство на визуальное (книжное) и акустическое (эфирные СМИ).
В 1970-х г. появилось 2 книги, по заказу ЮНЕСКО.
Робер Эскарпи «Революция в мире книг» - о массовом выпуске книг в мягких обложках и «Жажда чтения» Р. Эскарпи, Рональд Баркер – говорят о грамотности, недостатках печатной книги.
Разъединяют букву как «орудие речи» и «орудие информации». Главная задача – наладить книгораспространение, довести книгу до читателя, которому она предназначена.
Электронные средства информации, в том числе и телевидение, вопреки самым мрачным прогнозам, вовсе не стали препятствием для увеличения объема книгопроизводства, так же, как и сама печатная книга не перекрыла дорогу слову писанному и устному.
В монографии «Инфосфера» Ю. М. Арского и коллектива авторов выделили четыре сценария, в которых исследовали вопрос не о том, что электронные издания заменят печатные, а о том, в какой степени это произойдет. Во всех сценариях есть рост книдного производства (2-8%)
На сегодняшний день:
Книга остается одним из значимых средств человеческого общения, обмена инф. и тд. Ни в одном прогнозе нету того, что книга устаревает и теряет качества как элемент культуры. У. Эко - «Спите спокойно. Книга никуда не денется»
Электронная книга не заменит печатную полностью.
Книга,телевидение, радио, кино с одной стороны борются за использование человеком свободного времени, с другой дополняют друг друга.
45. Электронная книга и перспективы ее развитияНачиная с середины XX века, когда средства массовой информации, особенно электронные, получили достаточно широкое развитие во всем мире, постоянно возникал вопрос о том, а что будет с книгой, найдет ли она место в новой информационно-коммуникационной среде.
Главная задача книжного дела в перспективе в том, чтобы наладить должным образом книгораспространение, в умении довести данную книгу до того читателя, которому она предназначена.
Успех аудиовизуальных средств объясняется не только тем, что эти средства «современные», но, скорее, тем, что они обращаются к древним, но еще не полностью забытым нами, методам передачи информации. Книжное содружество внимательно следит за разработкой и использованием новых информационных технологий, предпринимая попытки максимально использовать их, во-первых, для совершенствования книгопроизводства, а во-вторых - для изменения стратегии и тактики издательского менеджмента в условиях ожесточающейся конкуренции. Многие из тех, кто трезво оценивает ход событий, понимают, что новые технологии, которые чем дальше, тем чаще будут сменять друг друга, вовсе не отменяют всего того, что уже было принято на службу человечеством в процессе его развития. Каждый последующий этап современной информационной революции непременно включает в себя технологии всех предыдущих. Электронные средства информации, в том числе и телевидение, вопреки самым мрачным прогнозам, вовсе не стали таким уж непреодолимым препятствием для увеличения объема книгопроизводства, так же, как и сама печатная книга не перекрыла дорогу слову писанному и устному.
Стоит рассмотреть прогноз, подготовленный в 1997 г. группой «Гейдельберг» (полиграфическое машиностроение, Германия), который называется «Печатные средства информации в 2010 году: больше?.. меньше?.. исчезнут?». Разработчиками проведен серьезный многоаспектный анализ поставленной проблемы, поскольку рынок печатной продукции сильнее многих других областей экономики зависит от всех экономических и социальных факторов. Среди них: общее политическое, экономическое и технологическое развитие, рост народонаселения, экология, развитие мировой торговли, состояние воспитания и образования, развитие сферы средств информации.
Авторы прогноза предложили четыре сценария развития печатных средств информации на период до 2010 г. в зависимости от соотношения типов изменения экономических и технологических (показателей). К последним относятся главным образом достижения в сфере новых информационных технологий. Отметим также, что для всех четырех сценариев характерен рост книжного производства от 8% до двух с лишним.
1. Первый и самый фундаментальный вывод состоит в том, что книга остается одним из самых значимых средств человеческого общения, обмена социальной информацией, исторической памяти народов и важнейшей формой культуры всего человечества.
2. Вопрос о том, что вновь появляющиеся СМИ и СМК вытесняют книгу из информационного пространства, заменяют собой книгу, решается далеко неоднозначно. Значительный рост книжного производства во второй половине XХ в. приходится как раз на те страны, где в наибольшей степени получали развитие новые информационные технологии и телекоммуникационные средства: Великобританию, Германию, США, Японию. Исследователи из Британской библиотеки вынуждены были констатировать, что даже в таких «продвинутых» сферах общественной практики, как наука, выпуск «консервативных» печатных изданий будет продолжать расти.
3. В условиях высоких темпов развития научно-технического прогресса вновь создаваемые информационно-коммуникационные средства не вытесняют уже сложившиеся формы коммуникации, а выстраиваются вместе с ними в некий континуум, дающий возможность человеку все более эффективно работать в постоянно усложняющемся информационном пространстве. При этом они вступают во взаимодействие, с одной стороны, включаясь в конкуренцию, например, в борьбе за использование человеком свободного времени (книга, телевидение, радио, кино и т.д.), а с другой - активно дополняя и обогащая друг друга. Ярким примером здесь может служить все более глубокое проникновение компьютерных технологий в редакционно-издательский процесс, а также в процессы книгораспространения.
Во-первых, постоянно возрастающие возможности обработки информации позволяют быстро и легко делать книги (а также периодические издания, видео- и аудиокассеты, компьютерные программы, базы данных, CD-ROM и т.д.). Книги в этом ряду занимают особое место. Это наименее капиталоемкое производство, здесь низкие цены и наиболее дружественный интерфейс. Они не требуют никакого дополнительного оборудования при использовании и их всегда можно взять с собой в дорогу.
Во-вторых, способность компьютеров быстро обрабатывать огромные базы адресных данных позволяет использовать их как в огромных издательских конгломератах, контролирующих 75% всех книжных продаж, так и в небольших предприятиях, ориентирующихся на ограниченные контингента читателей. Последнее имеет весьма существенное значение, так как читатели грядущего века будут более требовательными к учету своих интересов и уровню обслуживания.
4. Степень взаимного влияния различных информационных технологий учесть чрезвычайно трудно, поэтому при разработке концепции прогноза будущего развития приходится опираться, главным образом, на прошлый опыт, результаты ситуационного анализа, а иногда и престо на здравый смысл.
46. Развитие новых форм книжных изданий с использованием электронных аналогов (комбинированные издания: книга-компакткассета, книга-видеофильм, книга-компактдиск и пр.).Современная книга стремится к тому, чтобы стать интерактивной. Помимо воздействия посредством чтения, также сегодня активно используется визуальное и аудио-воздействие. Почему в последнее время так стали так популярны следующие варианты изданий: книга-диск, книга-аудио-книга, книга- видео-кассета. То есть все эти средства помогают донести издание до читателя через все каналы. Благодаря таким аналогам, усиливается уровень интерактивности издания, привлекаются все новые и новые читатели. Если читатель заинтересован в покупке, то наличие диска или кассеты будет большим плюсом для приобретения издания. Особенно хорошо этот рекламный трюк работает с изданиями-новинками, изданиями, по которым только что или ранее снят кинофильм, что обеспечивает книге дополнительную рекламу. Также подобные издания очень популярны среди детей, часто встречаются среди учебных изданий (пример- издания по изучения иностранного языка).
47. Создание параллельных версий справочных изданий в форме книг и компакт-дисков (например, «Букс ин принт», энциклопедия «Британика», база данных реферативного журнала «Кэмикл Эбстрактс» и пр.). Начинаем с классификации справочных изданий по ГОСТу:
– энциклопедии,
– словарь (энциклопедический, языковой – орфографический, орфоэпический, идеографический, переводной, толковый и т.д.),
– справочник,
– адресная, телефонная книга,
– каталог (библиотечный, товаров и услуг и т.д.),
– проспект,
– путеводитель,
– биобиблиографический или биографический словарь/справочник,
– афиша.
В 80-х годах нашего века издание справочных изданий приобретает новую форму – электронный формат. В начале 1980-х «Академическая Американская энциклопедия», изданная «Грольер», становится доступной пользователям некоторых информационных служб – пользователи с помощью компьютеров через телефонные линии подключались к Американской Академической базе данных. С середины 80-х начинают издаваться энциклопедии на лазерных компакт-дисках. Первой такую энциклопедию издала «Грольер» в 1985 году. В 1989 году была выпущена «Мультимедийная энциклопедия Комптона», которая включала в себя звуковые файлы, картинки, анимацию и текст. Такого рода издания и получили название мультимедийные CD-ROM.
«Британника» — наиболее полная и старейшая универсальная энциклопедия на английском языке. Её первая печатная версия, насчитывавшая три тома, была издана в 1768 году. Нынешняя «бумажная» редакция энциклопедии включает 32 тома, в которых содержится 120 тыс. статей и около 44 млн слов. Первая редакция «Британники» на компакт-диске появилась в 1989 году, а в 1994-м она стала доступна через Интернет (полный текст статей предоставляется по подписке). Однако версии различаются по объему: в печатном варианте энциклопедия содержит около 65 тыс. статей, он-лайн – 120 тыс. статей, а на компакт-диске – 100 тыс. статей. Печатная и CD версии стоят больше 1500 долларов в то время, как сайт находится в открытом доступе.
Кроме энциклопедий, на компакт-дисках для персональных компьютеров издаются различные словари и справочники.
Наиболее современная английская лексика представлена в Lingvo 6.0 на диске (более 1 млн. статей). Словарь был создан специально для электронного показа группой прикладной лингвистики фирмы ABBYY на основе более десятка лучших английских и русских словарей: the Oxford English Dictionary (1992), Merriam-Webster's Collegiate Dictionary (1998), Collins COBUILD English Language Dictionary (1995), НБАРС (1993), “Толкового словаря живого великорусского языка” В. И. Даля, “Большого энциклопедического словаря” (1991) и других. При подготовке словаря было проанализировано большое количество современных английских текстов. В словарь включена разговорная и обсцентная лексика, без которой картина современного английского языка была бы явно неполной. Печатного аналога данный словарь не имеет, хотя создавался на основе бумажных. Он-лайн существует на сайте ABBYY.
Диск МультиЛекс 3.0. содержит Англо-русский, Русско-английский словарь О.С.Ахмановой на 45 000 слов.
В Мультилекс 3.5. Экономика и право входит лицензированная электронная версия известных печатных словарей: Англо-русский словарь по экономике и финансам под ред. А.В. Аникина содержит 75 000 слов и выражений, вышел в издательстве "Экономическая Школа" в 1993 году.
Также существуют электронная версия (на CD-ROM) справочников "Металлические конструкции", полностью соответствующая печатной версии, «Античная мифология в искусстве» (В основе издания - «Реальный словарь классических древностей» выдающегося немецкого исследователя античной культуры Ф. Любкера).
В 2010 году поступила на реализацию электронная версия «Большой Телефонной Книги» на CD, на диске можно найти не только содержащуюся в печатном издании "Большая Телефонная Книга" информацию, но и другие справочники: «Все для здоровья», «Где отдохнуть» , «Все отели России», карты более 100 городов России. (существует и в он-лайн варианте, причем наиболее полная – именно в интернете).
Широкое распространение получили электронные каталоги он-лайн – РНБ, РГБ и библиотек вузов, а также каталоги товаров и услуг: практически все магазины, имеющие сайты, выводят на них свои каталоги. На диске в 2004 г. вышел каталог IMPA Marine Stores Guide 4th Edition / Электронный морской каталог IMPA CD-ROM, который точно повторяет содержание печатного издания.
Показательным примером электронной базы данных в является система Books in Print (не хочу по-русски ее писать!) – единый национальный каталог печатной продукции, выпускаемый почти всеми странами Европы и Америки. В России с 1995 по 1999 г. 8 вып. 2 раза в год в книжном варианте, после - 6 раз в год на CD.Books in Print – книги, которые находятся в постоянной готовности для печати + книги, которые есть в наличии + книги, которые находятся в планах издательства. Эти системы очень емкие. Сейчас: В США – 1 млн. названий в Books in Print (в электронном формате, выпускается CD – ROM раз в месяц). У нас дискеты (может, пора выпускать диски??) с книгами выпускается 1 раз в 2 месяца. Эти системы развиты во всем мире. В дополнение к этому изданию Российская книжная палата и Book Chamber International с 2000 г. выпускает информационный бюллетень – «Новые книги России» (еженедельно в 2-х выпусках: информация о всех книгах, которые поступают в РКП).
Global Books in Print – все книги в мире, которые выпускается на английском языке.
Все эти каталоги существует в он-лайн варианте.
Другим примером глобальной базы данных являются системы, поддерживающиеся реестром CAS (Chemical Abstracts Service). Американское химическое общество с 1907 года стало выпускать печатный реферативный журнал Chemical Abstracts. Он содержит статьи из 9000 журналов (около 600000 рефератов в год) и публикации из 45 патентных ведомств (около 150000 рефератов в год), которые индексируются ежегодно работниками Chemical Abstracts Service, относятся не только к химии, но и ко всем смежным с химией областям наук: биологии, медицине, физике, геологии, металлургии и т.д. В настоящее время организация Chemical Abstracts Service продолжает выпускать печатный реферативный журнал Chemical Abstracts, а также использует этот журнал как информационную основу для создания ряда электронных ресурсов, которые гораздо менее известны российским пользователям. Прежде всего, это база данных Chemical Abstracts на компакт-дисках (охватывает период с 1977 года). Содержание печатного реферативного журнала Chemical Abstracts и базы данных Chemical Abstracts на CD-Rom полностью совпадают. Поисковые возможности базы данных более широкие по сравнению с поисковыми возможностями указателей, которые выпускаются к печатному реферативному журналу. Кроме того, использование базы данных на компакт-дисках решает проблему размещения многотомного реферативного журнала в библиотеках. Цена ежегодной подписки на базу данных на компакт-диске превышает цену годовой подписку на печатный журнал (с учетом доставки) незначительно — всего на 1.5% .
Основные преимущества электронных справочных изданий:
1. Компактность – многотомные бумажные издания помещаются на один компакт-диск.
2. Наличие звуковой, видео информации.
3. Удобный поиск (по слову, сочетанию слов, тематический и т.п.). При этом поиск ведется во всем объеме электронного издания, а не только по алфавиту или предметно-именному указателю.
4. Наличие гиперссылок, позволяющих при чтении статьи, мгновенно получать толкование, содержащихся в ней терминов, получать развернутую информацию по затрагиваемой теме данной статьи.
5. Возможность непосредственно копировать информацию из справочного издания и редактировать ее, с последующей распечаткой.
6. Возможность получения оперативной информации (регулярное обновление баз данных (новые постановления правительства, законы, курсы валют и т.п.), ежегодные обновления энциклопедий доступны через компьютерные сети).
7. Двуязыковые словари позволяют вести перевод в «обе стороны», распознавать слова и выражения во всех грамматических формах, искать идиомы, выражения, примеры употребления.
Единственным реальным недостатком электронных справочных изданий является тот, что для их использования нужен персональный компьютер, желательно подключенный к сети Интернет, и наличие электричества.
Формы электронных изданий
Тупо ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения
На выходные сведения я предлагаю забить, ибо нафиг они нужны.
Электронный документ – документ на машиночитаемом носителе, для прочтения которого нужны средства вычислительной техники.
Электронное издание – электронный документ или их группа, прошедший редакционно-техническую обработку и предназначенный для распространения в неизменной форме. И с выходными сведениями.
Электронное издание может быть исключительно самостоятельным или иметь печатный аналог.
По природе хранимой информации может быть символьным (текстовым) или изобразительным (сюда же факсимиле и форматы, которые нельзя обработать посимвольно)но какая разница, если формально есть всё равно нули и единички? Ещё выделяют звуковые электронные издания, программные продукты и мультимедийные издания, содержащие солянку сборную.
По целевому назначению выделяют официальное, научное, научно-популярное, производственно-практическое, нормативное производственно-практическое, учебное, массово-политическое, справочное, для досуга, рекламное и художественное. Итого – 11 видов.
По методу распространения электронное издание может быть локальным, сетевым или комбинированным.
Имеется отличительый параметр взаимодействия с пользователем – детерменированное и недетерменированное (интерактивное). В первом случае занимаешься тем, что сказал издатель, во втором – с изданием можно поговорить и как-нибудь настроить под себя.
По периодичности мы имеем стандартное непродолжающееся, сериальное, периодическое, продолжающееся и, новинка сезона, обновляемое электронное издание.
ПО структуре есть однотомное, многотомное (??) и электронная серия.
Ещё можно поговорить о том, в каких форматах распространяют электронные издания (TXT, Rtf, pdf), о вреде пиратства, о манере сканировать книги и выкладывать в сеть.
Особую пикантность билету придаёт тот факт, что с 1 июля 2013 года обещаю ввести в силу ГОСТ 7.0.83 – 2012 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения».
Минутка скопипащеной статистики:
14 млн ридеров, по прогнозам аналитиков, будет продано по всему миру в 2013 году.
630 тысяч платных и 1,8 млн бесплатных электронных книг предлагает своим покупателям крупнейший американский онлайн-магазин Amazon.
143 электронные книги приходятся на каждые 100 проданных в Америке бумажных книг в твердой обложке.
В 140 стран мира поставляются электронные книги сегодня.
750 млн евро выделил на оцифровку библиотек, музыкальных и киноархивов и других хранилищ президент Франции Никола Саркози, взяв курс на ликвидацию электронно-культурного отставания нации.
На 40-70 долларов (30%) снизилась стоимость электронных книг от популярных производителей Barnes & Noble и Amazon за последние два месяца.
20% европейских читателей в прошлом году прекратили покупать бумажные книги, переключившись на чтение электронных изданий.
На 176% выросли продажи электронных книг в мире в прошлом году и достигли 313 млн долларов.
Источники: Британская аналитическая компания Informa Telecoms & Media (ITM), The Book Industry Study Group
49. Перспективы длительного существования и успешного применения человеком книги в ее традиционных формах. Оценка прогнозов о будущем книги.Первый и, пожалуй, самый фундаментальный вывод состоит в том, что книга, а в более общей форме печать, остается одним из самых значимых средств человеческого общения, обмена социальной информацией, исторической памяти народов и важнейшей формой культуры всего человечества. Ни один из рассмотренных прогнозов развития информационных процессов в обществе не содержит каких-либо указаний на устаревание книги как многофункционального информационно-коммуникационного инструмента, потерю ею своих качеств как элемента культуры. В наиболее афористической форме выразил это во время пребывания в Москве У. Эко, профессор Болонского университета, специалист по истории и культуре средневековья, автор известных романов «Имя Розы» и «Маятник Фуко». Он сказал просто: «Спите спокойно. Книга никуда не денется».
Вопрос о том, что вновь появляющиеся СМИ и СМК вытесняют книгу из информационного пространства, заменяют собой книгу решается далеко неоднозначно. Достаточно сказать, что значительный рост книжного производства во второй половине XХ в. приходится как раз на те страны, где в наибольшей степени получали развитие новые информационные, технологии и телекоммуникационные средства: Великобританию, Германию, США, Японию. Исследователи из Британской библиотеки, разработавшие недавно прогноз электронного научного книгоиздания в Англии на период до 2003 г., вынуждены были констатировать, что даже в таких «продвинутых» сферах общественной практики, как наука, выпуск «консервативных» печатных изданий будет продолжать расти.
В условиях высоких темпов развития научно-технического прогресса вновь создаваемые информационно-коммуникационные средства не вытесняют уже сложившиеся формы коммуникации, а дают возможность человеку все более эффективно работать в постоянно усложняющемся информационном пространстве. При этом они вступают во взаимодействие, с одной стороны, включаясь в конкуренцию, например, в борьбе за использование человеком свободного времени (книга, телевидение, радио, кино и т.д.), а с другой - активно дополняя и обогащая друг друга. Ярким примером здесь может служить все более глубокое проникновение компьютерных технологий в редакционно-издательский процесс, а также в процессы книгораспространения.
Во-первых, постоянно возрастающие возможности обработки (манипулирования) информации позволяют быстро и легко делать книги (а также периодические издания, видео- и аудиокассеты, компьютерные программы, базы данных, CD-ROM и т.д.), которые в течение многих десятилетий будут в числе самых покупаемых товаров. Книги в этом ряду занимают особое место. Это наименее капиталоемкое производство, здесь низкие цены и наиболее дружественный интерфейс. Они не требуют никакого дополнительного оборудования при использовании и их всегда можно взять с собой в дорогу.
Во-вторых, способность компьютеров быстро обрабатывать огромные базы адресных данных позволяет использовать их как в огромных издательских конгломератах, контролирующих 75% всех книжных продаж, так и в небольших предприятиях, ориентирующихся на ограниченные контингента читателей. Последнее имеет весьма существенное значение, так как читатели грядущего века будут более требовательными к учету своих интересов и уровню обслуживания. Компьютер быстро излечивает нас от синдрома мышления массовыми категориями».
Степень взаимного влияния различных информационных технологий учесть чрезвычайно трудно, поэтому при разработке концепции прогноза будущего развития приходится опираться, главным образом, на прошлый опыт, результаты ситуационного анализа, а иногда и престо на здравый смысл.
8. Рост темпов книгопроизводства во второй половине ХХ века. Основные количественные показатели мирового книгоиздания: количество выпускаемых названий, распределение книжного выпуска по отдельным континентам и регионам, удельный вес отдельных регионов в мировом книжном производстве.
Масштабы мирового книгоиздания во 2ой ½ 20 века в тыс. названий.
Годы | ||||||
Континенты и регионы | ||||||
Австралия и Океания | 12,5 | |||||
Азия | ||||||
Африка | ||||||
Европа | ||||||
Латинская Америка | ||||||
Северная Америка | ||||||
Мир в целом |
Оно же в диаграмме, для наглядности. Австралия и Океания на ней меркнут под великими успехами Африки, но вообще они там есть, забитые совсем в ноль.
Изменения по отошению к предшествующим годам (процент от выпуска 55, 60, 70, 80, 90 соответственно)