Сущность и структура инвестиций. Функция спроса на инвестиции. Мультипликатор инвестиций
Инвестиции—это использование сбережений для создания но-вых производственных мощностей и других физических активов. Инвес. Спрос – спрос предпринимателей на блага для: 1)восстановления изношенного капитала 2) увеличения реального капитала. Инвестиционный спрос зависит от субъективного фактора- решения предпринимателей инвестировать; и объективных факторов— нормы процента, прибылей, запасов капитала и др. По составу различают валовые и чистые инвестиции. Валовые инвестиции представляют собой всю сумму капиталовложений, равную полному спросу на средства производства за определенный период времени. Чистые инвестиции— это сумма капиталовложений, равная объему валовых инвестиций за вычетом амортизации (суммы капиталовложений, необходимых для замены физически изношенного или морально устаревшего оборудования). Основу инвестиций составляют сбережения, поэтому важно найти то соотношение сбережений и инвестиций, которое обеспечит стране стабильное экономическое развитие. Основные типы инвестиций: 1) производственные инвестиции; 2) инвестиции в товарно-материальные запасы (ТМЗ); 3) инвестиции в жилищное строительство. Простейшая функция автономных инвестицийимеет вид: I = е - dR,где I – автономные инвестиционные расходы; е – автономные инвестиции, определяемые внешними экономическими факторами (запасы полезных ископаемых и т.д.); R – реальная ставка процента; d – эмпирический коэффициент чувствительности инвестиций к динамике ставки процента. Факторы, определяющие динамику инвестиций: ожидаемая норма чистой прибыли; реальная ставка процента; уровень налогообложения; изменения в технологии производства; наличный основной капитал; экономические ожидания; динамика совокупного дохода. С ростом совокупного дохода автономные инвестициидополняются стимулированными,величина которых возрастает по мере роста ВВП. Так как инвестиции финансируются из предпринимательской прибыли, а последняя растет с ростом совокупного дохода Y, то и инвестиции увеличиваются с ростом Y.
Эффект мультипликатора (или просто мультипликатор) представляет собой отношение изменения равновесного уровня выпуска (доходов) к вызвавшему его исходному изменению уровня инвестиций:DY/DI.(Следовательно, если инвестиции сокращаются, это вызовет еще большее сокращение равновесного уровня выпуска).Необходимо отметить, что это не мгновенный эффект, а кумулятивный процесс, который объясняется серией последовательных шагов прироста (или сокращения) дохода. Величина мультипликатора (K) зависит от предельной склонности к потреблению: Тогда: DY = DI * K, В рассмотренном выше примере K выступает как мультипликатор инвестиций, так как исходным является изменение именно инвестиций.
16. Макроэкон-ое равн-ие в модели «совокуп. доходы – совокупн. расходы»
Кривая AD иллюстрирует изменение суммарного (совокупного) уровня всех расходов домашних хозяйств, бизнеса и правительства в зависимости от изменения уровня цен.Характер этой кривой говорит о том, что при повышении уровня цен объем реального объема производства будет меньше и соответственно при снижении уровня цен объемы реального ВНП будет больше. Кривая совокупного предложения отражает изменения совокупного реального объема производства всех конечных товаров и услуг в связи с изменением уровня цен. Отрезок 1- состояние неполной занятости, 2 – состояние, приближающееся к уровню полной занятости, 3 - состояние полной занятости. Точка F - естественный уровень реальногообъема производства. Если экономика достигла точки F, то в ответ на увеличение совокупного спроса возможностей для расширения производства больше нет. Реакция будет одна — повышение уровня цен в стране. Кривая AS отражает динамику издержек производства на единицу продукции в связи с изменением уровня цен.
Множество причин приводит к смещению кривой AS. Важнейшие из них — изменение цен на факторы производства (удорожание такого фактора как труд приведет к левостороннему смещению кривой AS, снижение цены труда выразится в правостороннем смещении).
17. Рецессионный и инфляционный разрывы
Рецессионный разрыв- величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости.
Если фактический равновесный объем выпуска Y0 ниже потенциального Y*, то это означает, что совокупный спрос неэффективен, то есть сово-купные расходы недостаточны для обеспечения полной занятости ресурсов, хотя равновесие AD =AS достигнуто. Недостаточность совокупного спроса оказывает депрессивное воздействие на экономику.
Инфляционный разрыв- величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (сово-купные расходы), чтобы снизить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной заня-тости.
Если фактический равновесный уровень выпуска У0 больше потенциального Y*, то это означает, что совокупные расходы избыточны. Избыточность совокупного спроса вызывает в экономике инф-ляционный бум: уровень цен возрастает потому, что фирмы не могут расширять производство адекватно растущему совокупному спросу, так как все ресурсы уже заняты.