Лесные ресурсы и продукция лесопромышленного комплекса по областям Беларуси 1 страница
УДК 338:91(476)(075.8) ББК 65.049(4Беи)я73
© Козловская Л. В., 2004 © БГУ, 2004 |
ISBN 985-485-160-5 (ч. 2) ISBN 985-445-783-4
ВВЕДЕНИЕ
Курс "Социально-экономическая география Беларуси" в соответствии с программой дисциплины по учебному плану специальностей "География" и "Геоэкология" предусматривает овладение студентами современными фундаментальными знаниями по экономической, социальной и политической географии своей страны и состоит из трех взаимосвязанных частей.
В первой (опубликованной в 2002 г.) части курса "Условия и факторы социально-экономического развития и территориальной организации хозяйства Беларуси" содержатся:
• общая политико-географическая и экономико-географическая характеристика Республики Беларусь - ее экономико-географиче-ского и геополитического положения, особенностей и проблем социально-экономического развития в современном переходном периоде;
• краткая характеристика природно-ресурсного потенциала с оценкой природных условий жизнедеятельности населения, природных ресурсов (земельных, минеральных, водных, лесных, рекреационных), экологической ситуации, уровня и тенденций развития экологической инфраструктуры;
• оценка социально-демографического потенциала - демографической ситуации, трудовых ресурсов, безработицы, уровня жизни населения, его обеспеченности социальной инфраструктурой;
• общая оценка производственно-экономического потенциала-
уровня экономического развития страны, структуры экономики и ее ведущей отрасли - промышленности, особенностей и тенденций территориальной организации хозяйства как фактора повышения его эффективности.
В предлагаемой вниманию второй части курса конкретизируется и детализируется (с привлечением соответствующего фактического материала) экономико-географическая характеристика производственно-экономического потенциала страны по отдельным отраслям и видам производства промышленности, сельского хозяйства, строительства,
производственной инфраструктуры, объединенным в межотраслевые комплексы.
Межотраслевые комплексы (МОК) - это сочетания различных отраслей, подотраслей, видов деятельности, которые тесно взаимосвязаны общей целью развития, функциональной ролью в хозяйственном комплексе страны. Формирование МОК происходит в результате усиления взаимозависимостей между отдельными предприятиями, подотраслями, отраслями хозяйства в процессе углубления разделения труда и появления объективной необходимости в интеграции, координации их деятельности для более эффективного удовлетворения потребностей общества в тех или иных видах конечной продукции (товарах или услугах). Поэтому для оптимизации МОК обычно разрабатываются долгосрочные программы их развития, учитывающие взаимосвязи и взаимозависимости в функционировании и территориальной организации их структурных частей.
В состав МОК могут входить только отрасли промышленности, только отрасли транспорта либо промышленности и сельского хозяйства, промышленности и строительства, промышленности и лесного хозяйства, промышленности и транспорта. При этом границы между разными МОК довольно условны, так как все они взаимосвязаны, и отдельные виды производств, отрасли и подотрасли могут одновременно входить в несколько МОК.
В экономической географии при структурировании МОК принято выделять прежде всего основные отрасли, составляющие ядро комплекса, а также вспомогательные и обслуживающие. В связи с этим каждый МОК в зависимости от целей анализа может рассматриваться с различным охватом отраслей - в узком составе (только основные отрасли) и в расширенном (с включением всех структурных подразделений).
Выделение МОК позволяет анализировать и программировать развитие экономики страны по крупным блокам - интегрированным системам производств и отраслей, взаимосвязанных общей целью развития, комплексным использованием одних и тех же или взаимозаменяемых ресурсов, сходством или последовательностью технологических процессов, производством продукции, удовлетворяющей одни и те же потребности, и другими видами экономических связей.
В составе хозяйственного комплекса Беларуси выделяются следующие МОК: топливно-энергетический, металлурго-машиностроитель-ный, химический, лесопромышленный, строительно-промышленный,
агропромышленный, по производству товаров народного потребления, инфраструктурный.
Экономико-географическая характеристика каждого из перечисленных МОК включает:
• обоснование и характеристику состава, структуры и роли данного
МОК в хозяйстве страны;
• анализ развития, взаимосвязей и особенностей размещения входящих в МОК отраслей, подотраслей и производств;
• проблемы и перспективы развития МОК и тенденции в географии
его отраслей и производств.
Основными источниками информации при подготовке данной части курса лекций являлись: статистические ежегодники Республики Беларусь по народному хозяйству в целом и отдельным его отраслям, по областям страны и г. Минску; Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь, кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы и программы социально-экономического развития страны, отдельных МОК и отраслей хозяйства, государственные целевые программы; периодические общеэкономические и отраслевые издания, а также материалы научно-практических конференций. Списки рекомендуемой литературы приводятся по каждому МОК.
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ЛЕКЦИЯ 9
Состав и структура комплекса. Роль в хозяйстве. Топливная промышленность. Нефте- и газоснабжение. Структура топливного баланса. Электроэнергетика. Динамика развития. Типы электростанций. Электробаланс. Теплоснабжение. Проблемы и перспективы развития комплекса.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)- это межотраслевая система, которая объединяет:
• топливную промышленность - предприятия по добыче и переработке различных видов топлива;
• электроэнергетику - предприятия по производству электро- и те-
плоэнергии и передаче ее потребителям;
• нефте-, продукте- и газопроводы, обеспечивающие транспорти-
ровку энергоносителей;
• предприятия, специализированные на производстве и ремонте
энергетического оборудования, строительстве и реконструкции энерге
тических объектов;
• научно-исследовательские и проектные организации, органы
управления развитием комплекса.
ТЭК в Беларуси длительное время выполнял и в настоящее время продолжает выполнять роль базового обслуживающего комплекса, общей целевой функцией которого является снабжение всех отраслей хозяйства и населения топливом, электроэнергией и теплом. Однако, начиная с 1960-х гг., в связи со строительством в республике двух крупнейших нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), началом промышленной добычи собственной нефти, прокладкой по территории страны магистральных нефте- и газопроводов для экспорта из СССР энергоносителей в европейские страны функциональная роль белорусского ТЭК изменилась. Он, дополнительно к своим внутриреспубликанским обслуживающим функциям, стал специализирующим комплексом- экспортером нефтепродуктов и транспортных услуг по транзиту нефти, нефтепродуктов и газа. Эта дополнительная функция особенно усилилась в 1990-е тт., после распада СССР и обретения Беларусью независимости. Получив права собственности на НПЗ и магистральные трубопроводы на своей территории, Беларусь стала экспортером деловых услуг не только по транзиту энергоносителей, но и по переработке "давальческой" нефти на свободных мощностях НПЗ.
Таким образом, ТЭК Беларуси является одним из важнейших МОК в современной экономике, обеспечивая энергоресурсами ее функционирование и энергетическую безопасность страны, а также поступление валюты от экспорта производимых нефтепродуктов и деловых услуг по переработке нефти и транспортировке энергоносителей.
Основу, ядро ТЭК Беларуси составляют топливная промышленность и электроэнергетика, которые в совокупности производят (2001 г.) 16,2% промышленной продукции страны, сосредоточивают 18,1 % основных промышленно-производственных фондов и 5,3 % всех занятых в промышленности. На долю нефтепродуктов (основной продукции топливной промышленности) приходится более 80 % белорусского экспорта минеральных продуктов, или около 16 % всего экспорта товаров. На долю услуг нефтеперерабатывающего комплекса (услуги по транзиту нефти, по переработке нефти, по транспортировке нефтепродуктов) приходится более 21 % всего белорусского экспорта услуг.
Топливная промышленность и электроэнергетика в своем развитии тесно связаны экономически и технологически, так как электроэнергетика является важнейшим потребителем продукции топливной промышленности, а развитие отдельных отраслей топливной промышленности и электроэнергетики определяется структурой потребности страны в топливно-энергетических ресурсах (ТЭР), взаимозаменяемостью различных видов топлива и энергии, экономическими возможностями страны по импорту энергоносителей и электроэнергии.
Особенностями ТЭК Беларуси являются невысокий удельный вес топливодобывающих отраслей в связи с ограниченностью местных ресурсов топлива, высокий удельный вес переработки импортируемой нефти и преобладание в структуре ТЭК электроэнергетики.
Топливная промышленность в Беларуси представлена добычей и переработкой нефти, попутного газа и торфа. Это 54 предприятия с 16 тыс. работающих (2001 г.). При этом ведущая роль в топливной промышленности страны принадлежит нефтяной - добыче и переработке нефти и попутного газа (96,9 % всей продукции отрасли).
Добыча нефти началась в Беларуси в 1965 г. на Речицком месторождении. По состоянию на 2002 г. в республике разведано 64 нефтяных месторождения с оставшимися запасами (по категории А + В + СО 62,6 млн т нефти и 8,1 млрд т попутного газа. Практически все месторождения сосредоточены в Гомельской области, эксплуатационный фонд ПО "Белоруснефть" включает 544 скважины. За время эксплуатации
нефтяных месторождений в Беларуси добыто около 107 млн т нефти высокого качества. Максимум объемов добычи приходится на 1970-е гг. (в 1975 г. добыто 8 млн т нефти). В 1980-х гг. в связи с отработкой относительно крупных месторождений и вводом в эксплуатацию месторождений с небольшими запасами объемы добычи снизились до 2 млн т в год (табл. 1). Пока нет перспектив на существенный прирост запасов, и поэтому прогнозируется дальнейшее снижение добычи нефти до 1,6 млн т в 2010 г. и 1 млн т в 2020 г.
Рассредоточение запасов нефти по мелким месторождениям на значительной площади требует дополнительных затрат на прирост добычи каждой тонны, но, учитывая дефицитность топливного баланса страны, высокую хозяйственную освоенность территории, близость месторождений к магистральному нефтепроводу "Дружба" и Мозырскому НПЗ, применение прогрессивных технологий повышения нефтеотдачи пластов, добыча нефти ПО "Белоруснефть" остается рентабельной. Вместе с тем объемы добычи собственной нефти на уровне 1,8 млн т в год покрывают современные потребности страны в этом энергоносителе лишь на 13 %. Остальное количество нефти (10—12 млн т в год) республика импортирует из России. Для обеспечения загрузки мощностей действующих НПЗ необходим дополнительный импорт еще более чем 25 млн т сырой нефти. Поэтому остаются актуальными проблемы разведки новых месторождений и повышения коэффициента извлечения нефти на уже эксплуатируемых, а также поиски эффективных поставщиков нефти за пределами страны и, безусловно, - энергосбережение.
Получаемый в процессе добычи нефти попутный газ после отделения от нефти направляется на Речицкий газоперерабатывающий завод. Здесь он разделяется на конденсат и сухой газ. Конденсат используется для производства сжиженных углеводородов, а сухой газ - как коммунально-бытовое топливо в Речице и Светлогорске, а также сжигается на Светлогорской ТЭЦ.
Переработка собственной и импортируемой нефти осуществляется на двух крупнейших в Европе НПЗ - Новополоцком (введен в эксплуатацию в 1963 г.) и Мозырском (введен в 1975 г.), суммарная мощность которых составляет 40 млн т переработки нефти в год. Эти заводы были построены на трассах транзитных магистральных нефтепроводов из Поволжья и Западной Сибири для снабжения нефтепродуктами Беларуси и других прилегающих регионов СССР (Прибалтики, северных областей Украины и западных России), стран Варшавского Договора (Польши,
Чехословакии, ГДР и др.), а также для экспорта нефтепродуктов в другие европейские страны.
Новополоцкое ПО "Нафтан" производит автомобильные бензины разных марок, керосин, дизельное, печное и моторное топливо, топочный мазут, смазочные масла, углеводороды (бензол, толуол, параксилол и др.), битум, серную кислоту, парафин и другую продукцию. Технологически и общей производственной инфраструктурой ПО "Нафтан" тесно связано с Новополоцким ПО "Полимир". ОАО "Мозырский НПЗ" также выпускает разнообразные виды моторного и котельно-печного топлива, битумы, жидкие парафины, бензол, серную кислоту, углеводородные газы.
Таблица 1 Добыча и переработка топлива в Беларуси
Показатели | |||||
Производство первичных энергоресурсов в пересчете на условный эквивалент, млн тут | 5,9 | 5,4 | 4,9 | 5,9 | 4,9 |
Добыча нефти (включая газовый конденсат), тыс. т | |||||
Добыча естественного газа, млнм3 | |||||
Добыча топливного торфа (усл. влажности), тыс.т | |||||
Первичная переработка нефти, тыс. т | 39 015 | 39 442 | 13 118 | 13 528 | 13 346 |
Производство бензина, тыс. т, | |||||
в том числе автомобильного | |||||
Производство дизельного топлива, тыс. т | |||||
Производство топочного мазута (валовый выпуск), тыс. т | 18 189 | 16 849 | |||
Производство торфобрикетов, тыс. т |
Источники: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2002. С. 350; Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2000. С. 312.
Из-за сокращения поставок сырой нефти производственные мощности НПЗ в настоящее время не используются полностью. Так, если в 1990 г. первичная переработка нефти на двух белорусских НПЗ составляла около 40 млн т, то в 2000 г. - лишь 13,5 млн т (см. табл. 1). С целью Углубления переработки нефти (с 65 до 85 %) и получения конкуренте-
способной на мировом рынке продукции осуществляется (с участием российских нефтяных компаний) реконструкция и модернизация обоих предприятий, которая должна завершиться в 2003 г. Осуществляется акционирование НПЗ с привлечением иностранных инвесторов (в основном российских), чтобы обеспечить более полное использование имеющихся мощностей.
Старейшей отраслью топливной промышленности в Беларуси является торфяная. Добыча торфа на топливо для нужд стекольных и кирпичных заводов на территории Беларуси началась в конце XIX века. В 1920-1930-х гг. торфяная промышленность играла определяющую роль в снабжении топливом белорусских электростанций. Так, в 1940 г. было более 200 торфопредприятий, а удельный вес торфа в топливном балансе страны составлял 63,5 %. В послевоенные годы, вплоть до середины 1960-х гг., добыча топливного торфа неуклонно росла, достигнув максимума в 1966 г. - 12 млн т. Затем торф стал постепенно вытесняться из топливного баланса электростанций углем, мазутом, природным газом и с 1987 г. его использование в энергетике было прекращено. Торф продолжал добываться в значительном количестве (до 20 млн т в год) для нужд сельского хозяйства и в меньшем - около 4 млн т - для использования в качестве бытового топлива.
За 10 лет переходного периода (1991-2000 гг.) добыча топливного торфа и производство торфобрикетов значительно сократились (см. табл. 1). В настоящее время (2001 г.) в Беларуси действует 45 предприятий и производств, на которых ведется добыча (15 предприятий) и переработка торфа, выпускаются торфяные брикеты (на 30 предприятиях), торф кусковый и сфагновый. Износ оборудования на торфопред-приятиях критический. Имеющиеся на сырьевых базах действующих предприятий запасы торфа позволяют обеспечить производство брикетов на уровне 1,6 млн т в год до 2005 г., с дальнейшим снижением объемов производства до 800 тыс. т. По оценкам специалистов, запасы торфа в Беларуси истощены. При прогнозных ресурсах торфа в 4,4 млрд т остаточные для разработки извлекаемые запасы по состоянию на 01.01.2000 составляют 238 млн т. Остальные находятся в пределах природоохранных зон или входят в состав земельного фонда республики.
Однако напряженность топливного баланса страны вынуждает вновь усиливать внимание к торфу как топливу. Поэтому до 2005 г. предусматривается освоение производства торфолигниновых брикетов за счет полной утилизации лигнина- отходов производства Речицкого и
Бобруйского гидролизных заводов. За счет реконструкции брикетных цехов и отвода новых земель под сырьевые базы предприятий выпуск топливных брикетов к 2005 г. должен не уменьшиться, а увеличиться почти на 30 % по сравнению с 2000 г.
Торфопредприятия размещены по территории Беларуси неравномерно. По объемам добычи торфа лидируют Минская и Гомельская области. Здесь находятся соответственно 13 и 6 торфопредприятий. Из 30 действующих торфобрикетных заводов самые крупные размещены в Минской области ("Старобинский", "Березинский", "Усяж"), Гомельской ("Житковичский") и Гродненской ("Дитва", "Вертелшпки"). Радиус доставки брикета потребителям достигает 300 км при оптимальном-до 100 км.
Реальным источником местного бытового топлива в ближайшем будущем могут стать бурые угли, прогнозные ресурсы которых в Полесье оцениваются в 1,35 млрд т. Наиболее изучены угли Житковичского и Бриневского месторождений с общими запасами 99,3 млн т по категориям А + В + С1. На Житковичском месторождении детально разведаны и подготовлены к промышленному освоению две залежи с суммарными запасами 46,7 млн т, что позволяет обеспечить добычу 2 млн т угля в год.
В целом, по современным оценкам, объемы топливных ресурсов, добываемых на территории республики (нефть, попутный газ, топливный торф, дрова и пр.), составляют около 5 млн тут (см. табл. 1) и обеспечивают около 15 % общей потребности страны в ТЭР, которая оценивается в 34 млн тут (2000 г.). Недостающие ТЭР Беларусь ввозит во все возрастающих с 1960-х гг. вплоть до 1990 г. объемах. И все большую долю в топливном балансе страны, оттесняя твердые виды топлива, начинают занимать нефтепродукты и природный газ. Особенно резко в последние годы в топливном балансе повышался удельный вес природного газа (табл. 2).
Необходимо отметить, что структура топливного баланса в разных публикациях может быть различной, в зависимости от того, включаются ли в него светлые нефтепродукты, топливо—сырье, перетоки энергии или не включаются. В табл. 2 эти статьи в топливный баланс не включены. Длятого чтобы оценить структуру потребления ТЭР для всех целей (и топливных, и технологических) и долю в этом потреблении местных ресурсов, можно привести данные о структуре потребления первичных энергоресурсов (табл. 3). Эти данные свидетельствуют о неуклонном
росте в последние годы в структуре потребляемых Беларусью ТЭР природного газа, а также о медленном повышении удельного веса местных видов топлива.
Таблица 2 Динамика структуры топливного баланса Беларуси,%
Вид топлива | 1990" | 1999" | ||||
Мазут | 2,1 | 6,5 | 26,5 | 54,0 | 44,4 | 16,2 |
Газ | - | 0,3 | 22,2 | 18,6 | 43,2 | 74,5 |
Уголь | 9,6 | 37,1 | 24,9 | 8,7 | 4,9 | 1,5 |
Торф и торфобрикеты | 63,5 | 39,5 | 22,6 | 8,3 | 6,Г* | 6,2"* |
Прочие | 24,8 | 16,6 | 3,8 | 10,4 | 1,4 | 1,6 |
Итого |
Экономическая география Белоруссии / Под общ. ред. С. М. Мельничука. Мн.: Вышэйш. школа, 1982. С. 58. "Звязда. 25.10.2000 г. Включая дрова.
Системы газо- и нефтеснабжения. В 2001 г. для удовлетворения своих потребностей Беларусь импортировала по магистральным газо- и нефтепроводам из России 17,3 млрд м3 природного газа и 12 млн т нефти.
Таблица 3
Динамика структуры потребления первичных энергоресурсов в Беларуси,%
Энергоресурсы | уменьш. -увелич. + | ||||
Нефть | 32,9 | 31,7 | 26,0 | 24,0 | -8,9 |
Газ природный | 47,5 | 48,1 | 49,3 | 52,3 | +4,8 |
Уголь каменный | 2,8 | 2,7 | 1,8 | 1,3 | -1,5 |
Местные виды топлива | 14,4 | 13,7 | 13,6 | 14,5 | +0,1 |
Прочие виды топлива | 2,4 | 3,5 | 9,3 | 7,9 | +5,5 |
Источник: Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2001. №6. С. 12.
Традиционно нефте- и газопроводы рассматриваются как трубопроводный вид транспорта в составе транспортного комплекса. И это правомерно. Но газо- и нефтепроводы, предназначенные только для транспортировки газа и нефти, можно рассматривать и как технологический вид транспорта в составе ТЭК, как его неотъемлемую часть.
По территории Беларуси, благодаря ее географическому положению, проходят две ветви магистрального нефтепровода "Дружба", нефтепровод "Самотлор - Новополоцк - Вентспилс", три нити магистрального газопровода "Торжок - Минск - Ивацевичи" (с ответвлениями), газопровод "Дашава- Минск" (с ответвлениями) и частично введенный газопровод "Ямал - Европа". В стране созданы мощные предприятия по эксплуатации системы магистральных газопроводов ("Белтрансгаз") и нефтепровода "Дружба" (Гомельское и Новополоцкое управления по транспортировке нефти "Дружба").
Современная система газоснабжения страны, находящаяся в ведении "Белтрансгаза", - это 7500 км газопроводов (в однониточном исчислении), 250 газораспределительных станций, 8 узлов редуцирования, 6 газоизмерительпых станций, 6 линейных газокомпрессорных станций, два крупных подземных хранилища газа (Осиповичское и Прибугское), 24 автомобильные газонаполнительные компрессорные станции. Первенцем белорусской системы газоснабжения был введенный в строй в 1960г. газопровод "Дашава— Минск" протяженностью 662 км. Затем в 1974г. введена первая нить газопровода "Торжок- Минск- Ивацевичи", в 1978 г. - вторая и в 1983 г. - третья. В 1999 г. вошла в строй первая очередь белорусского участка газопровода "Ямал - Европа" — от Не-свижа до границы с Польшей протяженностью 209 км, в 2002 г. - от госграницы с Россией до р. Березина, в 2003 г. — третья очередь. После окончания строительства газопровода "Ямал - Европа", две нитки которого протяженностью 575 км каждая должны пройти через Беларусь, его производительность достигнет 68 млрд mj газа в год, а сумма экспортных услуг Беларуси по транзиту газа по нему может составить от 300 млн до 2 млрд долл. в год (в зависимости от согласованных с Россией цен за транзит). В целом через газотранспортную систему Беларуси можно будет перекачивать до 80 млрд м3 газа в год.
Наличие разветвленной магистральной системы газоснабжения позволило Беларуси построить внутриреспубликанскую систему газопроводов-отводов и осуществить почти сплошную газификацию страны (из 118 административных районов природный газ имеют 103), а также иметь самый прогрессивный топливный баланс - доля газа в топливном балансе электростанций республики приближается к 80 %. По условиям соглашения с российским "Газпромом" после окончания строительства газопровода "Ямал - Европа" Беларусь для своих потребностей сможет получать до 30 млрд м3 газа в год, и поэтому предполагалось, что удель-
ный вес природного газа в топливном балансе электростанций страны сможет еще повыситься — до 89 %.
Это, конечно, очень эффективно с экономической и экологической точек зрения, так как каждый млрд м3 газа дает стране-потребителю экономию 79 млн долл. по сравнению с эквивалентным количеством топливного мазута. Но с точки зрения энергетической безопасности доля одного вида топлива не должна превышать 30 %. К тому же цена на газ растет, а покупаемый газ гораздо эффективнее использовать как химическое сырье для получения азотных удобрений, синтетических волокон и другой продукции. Поэтому в настоящее время ставится задача диверсификации топливного баланса работающих на природном газе электростанций и котельных, с повышением доли жидких и твердых видов топлива.
Нефтепровод "Дружба", введенный в строй в 1964 г., проходит по территории Беларуси двумя ветвями: Унеча - Новополоцк - Вентспилс и Унеча- Мозырь- Брест- Польша- Германия (с ответвлением Мо-зырь - Броды - Ужгород — Словакия - Чехия - Венгрия). По этим ветвям нефть поступает на Новополоцкий и Мозырский НПЗ и далее транзитом на экспорт. В целом по нефтепроводу "Дружба" транспортируется около 50 % всего российского экспорта нефти в Европу, в том числе 12 млн т — для нужд Беларуси. Услуги по транзиту нефти и продуктов ее переработки обеспечивают белорусским предприятиям "Гомельтранснефть" и "Новополоцктранснефть" значительные валютные поступления.
Нефтепровод "Самотлор - Новополоцк" проходит по крайнему северо-востоку Беларуси и далее - в порты Балтии.
Кроме сети нефтепроводов, по территории страны проходят транзитные нефтепродуктопроводы из России в европейские страны, а также связывающие Новополоцкий и Мозырский НПЗ с крупными потребителями нефтепродуктов как в самой республике, так и за ее пределами.
Электроэнергетика. Эта отрасль и по объему продукции, и по численности занятых, и по стоимости основных производственных фондов занимает ведущие позиции в ТЭК Беларуси, являясь конечной стадией в технологическом цикле топливодобыча - производство тепла и электроэнергии. Именно электроэнергетика потребляет более 50 % природного газа, поступающего в Беларусь, и основную долю всех топливных ресурсов. Главная задача электроэнергетики- обеспечение надежного электроснабжения потребителей республики при наиболее эффективном использовании энергоресурсов.
Первые электростанции на территории Беларуси появились в самом конце XIX века- в Минске (1894 г.) и Витебске (1898 г.). Они выраба-
тывали электроэнергию в основном для освещения домов и улиц. Первой крупной электростанцией (20 тыс. кВт) была БелГРЭС, введенная в действие в 1930 г. в Оршанском районе и работавшая на торфе. В 1940 г. ее мощность была доведена до 34 тыс. кВт. Современная же электроэнергетика страны сформирована главным образом в 1950-1970-е it., когда были построены основные тепловые электростанции (ТЭС) Беларуси - государственные районные электростанции (ГРЭС) и теплоэлектроцентрали (ТЭЦ). На основе их объединения высоковольтными линиями электропередач (ЛЭП) была создана единая Белорусская энергосистема, которая, в свою очередь, через ЛЭП 330 и 220 кВ была связана с энергосистемами России, Литвы, Украины, Польши.
В настоящее время Белорусская энергосистема ("Белэнерго") -это 7 производственных объединений, в состав которых входят 23 крупные электростанции, 25 районных котельных, около 7 тыс. км системообразующих и более 250 тыс. км распределительных ЛЭП напряжением 35-750 кВ, более 4 тыс. км тепловых сетей. Здесь работает более 43 тыс. чел.
Суммарная установленная мощность всех электростанций (2000 г.) составляет 7,837 млн кВт, в том числе ТЭС - 7,830 млн кВт, гидроэлектростанций (ГЭС) - 7,6 тыс. кВт. Таким образом, отличительной особенностью белорусской электроэнергетики является то, что она представлена практически только тепловыми электростанциями. Характерна и другая особенность - около 58 % мощности тепловых станций приходится на ТЭЦ. Это обеспечивает Белорусской энергосистеме высокую эффективность производства электроэнергии, так как удельные затраты топлива на 1 кВт-ч полученной энергии при комбинированной выработке электро- и теплоэнергии значительно ниже.