Становление новых аграрных отношений в россии

В 1861 г. Александром II были подписаны законодательные акты, которые дали крестьянам личную свободу и землю, но они должны были выкупать надельную землю. До выкупа земель крестьяне считались временно обязанными и продолжали выполнять феодальные повинности. В 1907 г. выкупные платежи были отменены.

Реформа обеспечила рост посевных площадей, углублялась специализация, внедрялись машины и новые агротехнические приемы. Однако урожайность хлеба росла медленно. К концу XIX в. из-за естественного прироста населения при сохранении надельного землепользования возросло крестьянское малоземелье.

В 1906 г. председателем Совета министров стал П.А. Столыпин, который стал активно проводить аграрную реформу, суть которой состояла в ликвидации крестьянской общины и создании слоя крестьян-собственников, ведущих товарное хозяйство. Стимулировалась концентрация земли в руках зажиточных крестьян. Этой же цели служила политика переселения крестьян на свободные земли в восточных районах страны. Покупка помещичьих земель и последующая перепродажа ее на льготных условиях крестьянам кредитовалась Крестьянским банком, получавшим субсидии из бюджета.

Переселенческая политика Столыпина способствовала быстрому экономическому и социальному развитию Сибири. Значительную поддержку получило сельское кооперативное движение. Кредитным товариществам крестьян средства предоставлял Государственный банк. Аграрная реформа повлияла на преобразования в сфере образования. В стране создавалась система сельскохозяйственного образования, состоящая из общеобразовательной начальной школы, сельскохозяйственных училищ, высших агрономических учебных заведений.

Реформа ускорила процесс развития рыночной экономики, быстро росли производство сельхозпродуктов. В 1911–1913 гг. страна получила зерновых на 28 % больше, чем США, Канада и Аргентина, вместе взятые.

43. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В

В 1860 г. в России был основан Государственный банк как главное эмиссионное и кредитное учреждение. С 1860 по 1896 г. Государственный банк выступал в роли кредитора государства. Ликвидация долга государства банку завершилась только в 1901 г. Во второй половине 60-х годов началось образование частных акционерных банков, и за короткий срок сложилась разветвленная банковская система, включавшая промышленные, торговые, ипотечные банки. Ведущая роль в банковской сфере принадлежала Петербургу, Москве и Варшаве. Девять крупнейших банков Петербурга концентрировали 93 % активов и пассивов города, два московских и один коммерческий банк Варшавы – 88 % провинциальных активов и пассивов. Они осуществляли весь спектр банковских операций: привлечение депозитов, прием текущих вкладов, переучет, учет и залог векселей, кредитование, фондовые операции.

После отмены крепостного права Министерством финансов России проводились долгосрочные программы экономического развития страны. Они предусматривали сочетание государственных и частных интересов под патронажем Министерства финансов и Государственного банка. Для преодоления денежного кризиса и восстановления ценности рубля было ограничено внешнее заимствование, лимитирован вывоз капиталов за границу, уменьшены правительственные расходы. Таможенная политика была нацелена на защиту развивавшейся отечественной промышленности и способствовала притоку иностранного капитала. Правила о концессиях, разработанные министерством, позволили привлечь иностранный капитал к реализации российских проектов.

В 1892 г. пост министра финансов занял С.Ю. Витте. Важнейшим пунктом экономической программы Витте стало проведение денежной реформы, целью которой была стабильность денежной системы, обуздание инфляции. Стабильность была достигнута путем сбалансирования бюджета и перехода к системе золотого денежного стандарта.

В 1903 г. министром финансов был назначен К.Н. Коковцев. Экономическая политика этого периода включала успешные меры поддержки промышленности, сельского хозяйства, ограничение государственного сектора экономики и поощрение частного предпринимательства, достижение бездефицитного бюджета, финансовой стабильности, привлечение иностранных капиталов.

Наши рекомендации