Методические указания для студентов заочного отделения
Методические указания для студентов заочного отделения неэкономических специальностей состоят из двух частей: I – Микроэкономика; II – Макроэкономика.
Главная задача I части методических указаний - помочь студентам-заочникам в изучении таких сложных вопросов экономики, как предмет и метод микроэкономической теории, спрос и предложение, потребительское поведение, издержки производства, совершенная и несовершенная конкуренция, факторное распределение дохода. Во второй части методических указаний - «Макроэкономика» - последовательно рассматриваются такие вопросы, как структура и результаты национальной экономики, макроэкономическое равновесие и его механизм, сбалансированность и экономический рост, макроэкономическая нестабильность и ее формы, стабилизационная политика государства и ее цели, социальная политика государства. Количество и последовательность расположения тем заданы Государственным образовательным стандартом по курсу «Экономика» и отражают устоявшуюся структуру изложения разделов «Микроэкономика» и «Макроэкономика». Каждый из тематических блоков «Методических указаний» построен таким образом, чтобы активизировать познавательную деятельность студента. Далее следует своеобразный опорный конспект темы. Список литературы подобран с учетом трудоемкости курса и исходя из реальных возможностей и бюджета времени обучения.
РАЗДЕЛ i. МИКРОЭКОНОМИКА
ТЕМА 1. Введение в микроэкономику
Основные проблемы темы
1. Основные этапы создания современной микроэкономики (микроанализ, теория предельной полезности, теория предельной производительности, неоклассический экономический анализ). Предмет и особенности микроэкономики как одного из основных разделов экономической теории.
2. Экономический выбор.
3. Метод экономической теории Нормативная и позитивная экономическая теория. Экономические модели, функции и графики.
Методические указания
Основная проблема данной темы - раскрытие сущности микроэкономики как составной части экономической теории, как науки, изучающей поведение отдельных экономических единиц, их взаимодействие на рынках, в результате которого формируются цены на производимые товары и услуги, а также факторы производства.
Для понимания особенностей современной микроэкономики уже в первом вопросе следует выделить основные этапы ее создания, а для этого целесообразно познакомиться со школами экономической науки, которые определили направление развития современной микроэкономики.
Основы современной микроэкономики закладывались австрийской школой. К.Менгер, Ф.Визер, Бем-Баверк - разработали кардиналистскую теорию предельной полезности. Практический анализ и измерение спроса связаны с ординалистской, или порядковой теорией предельной полезности (В.Парето, Д. Хикс). Необходимость в определении предельной полезности не только предметов потребления, но и факторов производства привела к модификации теории предельной полезности в теорию предельной производительности (Д. Кларк). На теории предельной полезности и теории предельной производительности базируется система неоклассических взглядов. Неоклассическая теория представляет собой общую теорию сопоставления результатов и затрат, соединяет полезность с общественными издержками. (А.Маршалл «Принципы экономикс» 1890 г.). В кратком обзоре основ современной микроэкономики нельзя не выделить теорию всеобщего равновесия основателя лозаннской школы Л. Вальраса.
Определив микроэкономику как науку о поведении малых экономических единиц - домашние хозяйства, организации бизнеса, индивидуальные производители и потребители - необходимо более детально остановиться на функциях этих во втором вопросе экономических субъектов микроэкономики.
Основная цель экономических субъектов микроэкономики - совершать экономический выбор. Отдельно взятые экономические единицы осуществляют три фундаментальных экономических выбора:
- что следует производить и в каком количестве;
- как следует производить;
- для кого должны быть предназначены результаты производства.
Выбор совершается в условиях, когда потребности и желания экономических единиц практически безграничны, а используемые для удовлетворения этих потребностей и желаний ресурсы ограничены. Предел в полном использовании ресурсов при существующем уровне развития технологии, когда увеличение производства одного блага требует сокращения производства другого, показывает граница производственных возможностей. Она может быть выражена как в табличной, так и в графической форме.
При изучении третьего вопроса обратите внимание на то, что в зависимости от подхода к объяснению поведения отдельных субъектов микроэкономическая теория разграничивается на позитивную и нормативную. Позитивная микроэкономика изучает факты и зависимости между этими фактами. Нормативная микроэкономика предлагает рецепты действий, определяет, какие конкретные условия или аспекты экономики желательны или нежелательны. Выделение позитивной и нормативной микроэкономической теории служит отправным пунктом вметодологии микроэкономики. Последняя представляет собой совокупность способов, приемов познания экономических отношений и процессов на уровне отдельных экономических единиц. Если основными способами познания позитивной микроэкономики являются приоритет потребностей экономических субъектов, предельный анализ и равновесный подход, то нормативная микроэкономика использует прежде всего словесное моделирование, математическое моделирование и графическое моделирование.
Экономическая модель обычно стремится объяснить, как на ключевые экономические переменные влияют экономические условия. Сами же экономические переменные подразделяются на экзогенные (внешние) переменные и эндогенные (внутренние) переменные.Более глубокое понимание экономического моделирования предполагает функций (отражает в математической форме зависимость одного набора переменных от другого) и — графиков.
ТЕМА 2. Основы теории спроса и предложения
Основные проблемы темы
1. Спрос. Индивидуальный и совокупный рыночный спрос. График спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.
2. Индивидуальное и рыночное предложение. Цена предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Неценовые факторы предложения.
3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Дефицит и излишек при нарушении цены равновесия. Роль государства в ценообразовании.
4. Понятие эластичности и ее виды. Прямая и перекрестная эластичность. Практическое значение этого показателя.
Методические указания
Тема «Основы теории спроса и предложения» занимает центральное место в изучении микроэкономики.
При изучении первого вопроса важно понять суть терминов «спрос» и «закон спроса». Спрос - это желание и способность покупателей приобретать блага. Спрос связан с ценой. Он показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным ценам. Связь между ценой товара и объемом покупательского спроса на этот товар отражает закон спроса. Обратите внимание, что существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на этот товар, которая может быть выражена как в табличной, так и в графической форме. Внимательное рассмотрение факторов, влияющих на спрос, показывает, что их можно условно разделить на две группы: ценовые факторы и неценовые. Реакция покупателей на изменение цены товара предполагает изменение величины спроса, которое показывается перемещением от одной точки кривой спроса к другой точке этой кривой. Реакция же покупателей на изменение неценовых факторов приводит к изменению спроса и показывается сдвигом всей кривой спроса.
Во втором вопросе перейдем от спроса к изучению предложения. Предложение представляет собой желание и способность продавцов поставлять товар на рынок для продажи. Предложение также связано с ценой и показывает количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени. Связь между ценой товара и объемом его предложения выражена законом предложения, согласно которому существует прямая зависимость между ценой товара и величиной предложения. Зависимость между ценой и предложением, как и в случае со спросом, может быть выражена и в табличной, и в графической форме.
Предложение, так же как и спрос, может испытывать на себе влияние ценовых и неценовых факторов.
Следующий шаг - третий вопрос – в изучении темы связан с рассмотрением взаимодействия спроса и предложения и формированием рыночной цены. Равновесная цена — цена такого уровня, когда объем предложения соответствует объему спроса. Отклонения от равновесия – дефицит или избыток. Обратите внимание на то, что если рыночная цена не равна равновесной, то действия покупателей и продавцов двигают ее в направлении равновесной цены.
Установление равновесия возможно либо за счет изменения цен блага (по Л. Вальрасу), либо за счет изменения их предложения (производства) (по А. Маршалу).
Четвертый вопрос нацелен на изучение эластичности спроса и предложения, поскольку эластичность выражает интенсивность реакции, степень изменения одной переменной в ответ на изменение другой. Обратите внимание, что степень изменения количества спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменение в цене определяет эластичность спроса по цене, а степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене представляет эластичность предложения по цене. Числовыми показателями эластичности спроса и предложения по цене являются соответственно коэффициент эластичности спроса по цене и коэффициент эластичности предложения по цене.
Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: текущий, краткосрочный и долгосрочный. В текущий период производитель не имеет возможности отреагировать изменением производства на изменение уровня цен, и предложение в этом случае является неэластичным. Краткосрочный период уже позволяет, хотя и не в полной мере, отреагировать изменением производства на изменение уровня цен, в результате эластичность предложения повышается. Долгосрочный же период предполагает адаптацию производителей к изменению цен, поэтому эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.
Обратите внимание, что помимо ценовой эластичности спроса и предложения имеют место и другие типы эластичности: перекрестная эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу. Основными формами использования эластичности в микроэкономическом анализе являются: анализ поведения потребителя; определение стратегии фирм и деловых предприятий; выработка мероприятий государственного регулирования экономики.
ТЕМА 3. Теория потребительского поведения
Основные проблемы темы
1. Теории потребления. Потребительский выбор: цель и ограничения. Убывающая предельная полезность. Бюджетные возможности и ограничения потребителя. Потребительское равновесие.
2. Эффект замены и эффект дохода.
3. Бюджетная линия. Кривая покупательского безразличия. Карта безразличия и равновесие потребителя. Закон Энгеля.
Методические указания
Дальнейший анализ важнейшего элемента рыночного механизма, каким является спрос, предполагает: более глубокое объяснение закона спроса; обобщение спроса индивидуальных потребителей; построение экономической модели потребительского поведения – кардиналистской или ординалистской.
При изучении первого вопроса необходимо иметь в виду, что цель потребителя - получить товары и услуги для удовлетворения своих запросов и удовольствия. Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара. Полезность - это то удовольствие, удовлетворение или исполнение запросов, которое получают люди от потребления товаров или пользования услугами. Напомним, что обычно различают совокупную и предельную полезность. Целесообразно более подробно остановиться на ограничениях потребительского выбора. Доступное потребителю пространство выбора ограничивают доход и господствующие на рынке цены. Бюджетное ограничение обусловливает выбор тех комбинаций благ, которые потребитель может позволить себе купить на свой доход. Графическим изображением этой взаимосвязи является бюджетная линия.
Обратите внимание, что потребительское равновесие- положение, при котором потребитель максимизирует полезность, получаемую им от покупки разных товаров при имеющемся бюджете, и которое означает, что любое увеличение полезности от потребления одного блага будет требовать сокращение полезности от потребления другого блага.
Второй вопрос. Изменение цены вызывает реакцию потребителя в форме эффекта замещения и эффекта дохода. Первый проявляется в реакции потребителя на повышение цены нормального блага, входящего в потребительскую корзину, что приводит к сокращению покупки подорожавшего блага и к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие. Что же касается второго, то он определяет увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены за счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены, и наоборот, сокращение потребления нормального блага в результате роста его цены за счет сокращения реального дохода, вызванного ростом цены. Таков механизм воздействия цены на потребление нормального блага. Для низших товаров ситуация зависит от степени влияния эффектов дохода и замещения (замены) на потребительский выбор.
Третий вопрос. Выяснив основные особенности потребительского выбора на основе предельной полезности и исходя из действий эффектов дохода и замещения, следует рассмотреть его осуществление и при помощи набора безразличия (набора вариантов потребительского выбора), каждый из которых обладает одинаковой полезностью. Если кривая безразличия показывает, что покупатель хотел бы купить, а бюджетная линия — что потребитель может купить, то в своем единстве они могут ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете. Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации, когда потребитель максимизирует полезность, получаемую им от покупки двух разных благ при имеющемся бюджете. Это фиксируется в касательной точке бюджетной линии - точке потребительского равновесия.
ТЕМА 4. Издержки производства
Основные проблемы темы
1. Природа издержек и их основные виды. Экономическая и бухгалтерская прибыль.
2. Особенности производства и издержек на краткосрочном и в долгосрочном временном интервале. Положительный и отрицательный эффекты масштаба производства.
Методические указания
Как и при анализе выбора потребителя, особое внимание необходимо уделить целям производителей, а также препятствиям и ограничениям, стоящим на путях к достижению этих целей. Предположим, что главной целью частной фирмы является максимизация прибыли, а главными препятствиями, возникающими при достижении этой цели, — издержки производства и спрос на произведенную продукцию.
При изучении первого вопроса обратите внимание на то, что издержки, которые несет фирма для выпуска заданного объема продукции, — одно из основных ограничений, определяющих тот или иной выбор производственной деятельности. Причем все издержки производства товаров и услуг измеряются стоимостью наилучшей упущенной возможности использования затраченных на их создание факторов производства, т.е. все издержки являются альтернативными. Возможны различные варианты классификации издержек производства. Явные (денежные) издержки представляют собой альтернативные издержки, которые принимают форму денежных платежей собственникам ресурсов производства и полуфабрикатов. Неявные (вмененные) издержки определяют альтернативные издержки использования ресурсов, которые принадлежат фирме, и принимают форму потерянного дохода от использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы.
Различие между явными и неявными издержками позволяет определить, что, собственно, понимается под прибылью в экономической науке. Если из дохода фирмы вычесть явные издержки, то результатом будет бухгалтерская прибыль. Чистая экономическая прибыль равна разнице между бухгалтерской прибылью и величиной неявных (вмененных) издержек. Нормальная же прибыль равна вмененным издержкам, вложенным в дело, а не направленным в производство.
Классификацию издержек можно выполнять также на основе учета мобильности факторов производства. При этом выделяются переменные и постоянные издержки. В сумме постоянные и переменные издержки составляют общие издержки производства. Затраты же на единицу выпускаемой продукции имеют, соответственно, форму средних переменных издержек, средних постоянных издержек и средних общих издержек. Особенности постоянных и переменных затрат и издержек основываются на выделении двух временных горизонтов, на протяжении которых принимаются те или иные производственные решения: краткосрочного временного интервала и долгосрочного интервала.
Второй вопрос. Основная закономерность, действующая для фирмы на краткосрочном интервале, — это снижение, начиная с определенного момента прироста продукции за счет увеличения на единицу количества переменного фактора или предельного продукта в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса. Иначе говоря, имеет место закон убывающей доходности. На краткосрочном временном интервале предельные издержки действуют полностью по закону убывающей доходности. На долгосрочном временном интервале фирма может менять все используемые ресурсы производства, и все издержки будут выступать в качестве переменных. Фирма может регулировать объемы постоянных затрат, изменяя тем самым размеры производственного предприятия. С изменением масштабов производства изменяются долговременные средние издержки. Первоначально какое-то время расширение производственных мощностей будет сопровождаться сокращением долговременных средних издержек. Однако в итоге увеличение объемов производства приведет к росту долговременных средних издержек. Если в каком-либо диапазоне выпуска долговременные средние издержки падают с ростом выпуска, то фирма получает экономию, обусловленную ростом масштабов производства. Если же эти издержки растут, то имеет место ущерб от роста масштабов производства. Наличие положительной или отрицательной экономии от изменений масштабов производства отражает форма кривой долгосрочных средних издержек.
ТЕМА 5. Предприятие в условиях совершенной конкуренции
Основные проблемы темы
1. Характерные черты совершенной конкуренции.
2. Производство и ценообразование конкурентной фирмы на краткосрочном временном интервале (самоокупаемость, убытки, прекращение производства).
3. Кривая краткосрочного предложения и кривые издержек конкурентной фирмы.
4. Условия оптимального выпуска фирмы в условиях совершенной конкуренции на долгосрочном временном интервале. Особенности долгосрочной кривой предложения фирмы, отрасли и рынка в условиях совершенной конкуренции.
5. Эффективность функционирования рынков в условиях совершенной конкуренции.
Методические указания
Любая предпринимательская фирма, как было уже отмечено ранее, в своей деятельности стремится минимизировать издержки и максимизировать прибыль. Минимизация издержек создает условие для появления и роста прибыли. Однако сам этот процесс зависит от типа фирмы: является ли она совершенно конкурентной или несовершенно конкурентной.
Выявление особенностей совершенно конкурентной фирмы - первый вопросв изучении темы. Совершенно конкурентная фирма - это фирма, принимающая цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Характерные черты этого рынка: большое количество мелких фирм, однородность их продукции, вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений, вход и выход из отрасли абсолютно свободен, и, наконец, нет ограничений на доступ к информации о состоянии рынка, о ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товаров, технике производства.
Во втором вопросе рассматривается основная проблема совершенно конкурентной фирмы - поиск объема выпуска, который максимизирует прибыль в условиях, когда спрос на ее продукцию является абсолютно эластичным.
Обратите внимание, что прибыль определяет разницу между валовым доходом и совокупными издержками за период продаж. Сам же валовой доход определяется путем умножения цены проданного товара на количество продукции, которое фирма может продать. Доход от единицы продукции представляет собой средний доход. Дополнительный же доход от продажи еще одной единицы продукции выражает предельный доход.
Для фирм, действующих в любой рыночной структуре, важное значение имеет фактор времени. На краткосрочном временном интервале совершенно конкурентная фирма, принимая решение об увеличении количества продаж, не имеет достаточно времени для того, чтобы увеличить объем производства. В результате фирма пытается приспособить свой объем производства для максимизации прибыли или минимизации убытков. И для этого существует два пути. Первый состоит в том, что фирма сравнивает получаемый ею валовой доход и валовые издержки.
Второй же путь предполагает сравнение предельного дохода и предельных издержек. Главным условием для фирмы, максимизирующей прибыль, является равенство предельного дохода и предельных издержек. Поскольку для совершенно конкурентной фирмы цена равна предельному доходу, то предельное условие максимизации прибыли фирмы может иметь форму равенства цены и предельных издержек.
Определяя выпуск, максимизирующий прибыль, необходимо учитывать и то, что когда цена больше, чем средние издержки производства, которые максимизируют прибыль, то совершенно конкурентная фирма получает экономическую прибыль. Если же рыночная цена на продукцию равна минимальным средним издержкам, то она позволяет совершенно конкурентной фирме лишь покрывать свои издержки, в результате фирма получает экономическую прибыль, равную нулю, т.е. нормальную прибыль. Совершенно конкурентная фирма в этом случае находится на уровне самоокупаемости. Когда же рыночная цена падает ниже минимально возможных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, то совершенно конкурентная фирма несет убытки. Наконец, когда цена падает до уровня минимально возможных средних переменных издержек, фирма находится в точке прекращения операций.
При изучении третьего вопроса обратите внимание на то, что краткосрочная кривая предложения совершенно конкурентной фирмы совпадает с кривой ее предельных издержек, но только в той ее части, которая расположена выше минимально возможных средних переменных издержек.
Четвертый вопрос. Совершенно конкурентная фирма производит продукцию на долгосрочном временном интервале только в том случае, когда цена не опускается ниже долгосрочных средних издержек. Соответственно, при цене, изначально меньшей долгосрочных средних издержек, имеют место убытки и отток фирм из отрасли. Когда же достигается равенство цены товара и минимально возможных в долгосрочном временном периоде средних издержек производства, то стимул для новых фирм вступать в отрасль, а для функционирующих фирм - увеличивать объем производства отсутствует, и достигается долгосрочное конкурентное равновесие.
Обратите внимание, что зависимость между долгосрочными кривыми издержек фирмы и ее долгосрочной кривой предложения для краткосрочного и долгосрочного временных интервалов остается по сути неизменной. Однако последняя кривая может уже иметь не только восходящую форму, но и быть горизонтальной, дугообразной или с отрицательным наклоном.
Изучая пятый вопрос обратите внимание на то, что модель рынка совершенной конкуренции служит эталоном эффективности распределения и использования ресурсов. Совершенная конкуренция предполагает такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, а чью-либо долю в получении результата уже невозможно увеличивать, не сократив другую. Общество находится на границе полезности - возможности. Ресурсы эффективно распределяются как в сфере производства, так и в сфере потребления. Участвующие в производстве фирмы выпускают набор продукции, наиболее предпочтительный, полезный для потребителя, а производство осуществляется таким образом, что издержки для общества становятся минимальными.
Определяя основные достоинства совершенно конкурентной рыночной модели, следует обратить внимание и на её слабые стороны: отсутствуют мотивы оптимального распределения доходов; не допускаются не только побочные издержки, но и выгоды; могут возникать помехи применению лучшей производственной техники и замедляться темп технического прогресса. Совершенно конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.
ТЕМА 6. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции
Основные проблемы темы
1. Основные условия возникновения монополии и ее виды. Условия максимизации прибыли или минимизации убытков фирмы-монополиста на краткосрочном и долгосрочном временном интервале. Ценовая дискриминация. Влияние монополии на функционирование рынка.
2. Особенности монополистической конкуренции. Предпосылки оптимального выпуска продукции для фирмы на краткосрочном и долгосрочном временном интервалах в условиях монополистической конкуренции. Экономические последствия монополистической конкуренции.
3. Особенности олигополии и ее основные формы. Поведение фирм на рынке в условиях олигополии. Основные теории олигополии.
Методические указания
Если на рынке существуют продавцы или покупатели, которые способны воздействовать на рыночную цену, то такая конкуренция уже имеет форму несовершенной конкуренции. В зависимости от степени контроля за ценами в условиях несовершенной конкуренции можно выделить такие ее формы, как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.
Приступая к первому вопросу, обратите внимание на то, что монополия характеризуется наличием единственного продавца товара, который не имеет близких заменителей. В этом случае фирма-производитель полностью контролирует производство и рынок. Фирма с монопольной властью по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар. Основой для диктата цен является непреодолимость барьеров для входа в отрасль: исключительные права, полученные от правительства, патенты и авторские права, собственность на весь предложенный объем какого-либо производственного ресурса и, наконец, низкие издержки крупного производства, обусловленные монополизацией рынка. Необходимо различать три вида монополий: закрытые монополии, которые имеют юридическую защиту от конкурентов; естественные монополии, которые защищены эффектом экономии в масштабах производства; открытые монополии, которые не имеют какой-либо специальной защиты от конкурентов.
Фирма - монополист является единственным производителем данной продукции и спрос на ее продукцию будет совпадать с рыночным спросом. Кривая спроса на выпуск продукции фирмой убывающая: объем продаж можно увеличивать только за счет снижения цены. В результате предельный доход будет меньше, чем цена для каждого уровня выпуска, кроме первого, и кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса. Если спрос представлен в виде прямой наклонной линии, предельный доход будет составлять половину угла наклона линии спроса.
Раскрывая особенности поведения фирмы-монополиста, следует учитывать ее зависимость не только от потребительского спроса и предельного дохода, но и от издержек производства. Фирма-монополист будет увеличивать производство до такого объема, когда предельный доход будет равен предельным издержкам. Если рыночные условия неблагоприятны, то фирма-монополист, так же как и фирма в условиях совершенной конкуренции, может оказаться не в состоянии получить прибыль в пределах краткосрочного временного интервала. Адекватно можно описать поведение фирмы-монополиста и на долгосрочном временном интервале.
Обобщая поведение модели фирмы-монополиста на краткосрочном и долгосрочном временном интервалах следует обратить внимание и на ценовую дискриминацию фирм, обладающих монопольной властью. Последняя предполагает политику установления разных цен на один и тот же продукт для разных категорий покупателей. На ценовую дискриминацию влияют два основных фактора: отсутствие у покупателя возможности перепродажи продукта и наличие у продавца возможности разделять покупателей на группы исходя из эластичности спроса на покупаемый продукт. Фирмы-монополисты занимаются ценовой дискриминацией, когда они с ее помощью могут увеличивать свои прибыли.
Анализируя основные особенности функционирования фирм, обладающих монопольной властью, нельзя не учитывать их отрицательного влияния на эффективность распределения и использования ресурсов. Следует выделить по крайней мере три формы подобного влияния: ограничение объема производства и установление более высокой цены, соответственно, ресурсы общества используются не в полном объеме и необходимая обществу продукция не производится; отсутствие стимулов к снижению производственных издержек; слабая заинтересованность фирмы-монополиста в научно-исследовательских разработках и использовании новых достижений НТР; огромные расходы, связанные с сохранением и укреплением монопольной власти.
Второй вопрос. В случае монополистической конкуренции на рынке действует большое количество продавцов, производящих разнообразную продукцию, и возможно появление новых продавцов. Вступление конкурентов в отрасль достаточно свободное.
Кривая спроса в условиях монополистической конкуренции намного более эластична, чем кривая спроса производителя-монополиста, поскольку продавец в условиях монополистической конкуренции сталкивается с относительно большим числом конкурентов, производящих взаимозаменяемые товары. Что же касается кривой предельного дохода в этих условиях, то и она лежит ниже кривой спроса производителя, и ее наклон также будет составлять половину угла наклона последней.
На краткосрочном временном интервале в условиях монопольной конкуренции фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, также исходя из уже известного принципа равенства предельного дохода и предельных издержек. Сходная ситуация имеет место и на долгосрочном временном интервале. Максимизация прибыли в этом периоде в условиях монополистической конкуренции предполагает объем выпуска, при котором предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам.
Издержками монополистической конкуренции являются избыточные производственные мощности и недопроизводство необходимой обществу продукции. Но чем острее проблема избытка производственной мощности, тем шире диапазон потребительского выбора. Монополистическая конкуренция связана с приспособлением продукта к потребительскому спросу, а потребительского спроса - к продукту. Такое приспособление является компенсирующим моментом монополистической конкуренции, но максимальная производственная эффективность все-таки не достигается.
Третий вопрос завершает рассмотрение рынка несовершенной конкуренции. Олигополия - рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм, причем по крайней мере некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка. Товар, реализуемый в условиях олигополии, может быть и дифференцированным, и стандартизованным. На олигополистичсском рынке фирмы, обладающие большими долями в общем выпускаемом количестве товара, обладают способностью влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке. Степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм определяют коэффициент концентрации и индекс Герфиндаля. Коэффициент концентрации показывает процент продаж приходящихся на данном отраслевом рынке на долю четырех (или восьми) крупнейших фирм. Индекс Герфиндаля рассчитывается путем возведения в квадрат процентных долей рынка каждой из фирм и суммирования полученных результатов.
Обратите внимание, что олигополистическое поведение на рынке подразделяется на олигополию, основанную на соглашении (картель), и олигополию доминирующей фирмы (ценовое лидерство).
Соперничающие фирмы могут не только договариваться о сотрудничестве в погоне за прибылью, но и вести сознательное соперничество или войны цен.
Пока не выработано общей теории олигополии, но существуют разные модели, описывающие поведение олигополистов. Модель А.Курно (1838 г.) основывается на предпосылке, что на рынке присутствуют только две фирмы, и каждая фирма принимает цену и объем производства конкурента постоянными, а затем принимает свое решение.
Теория «изгибающейся кривой спроса» отражает реакцию олигополистов на изменение цен конкурентов. Считается, что каждая фирма исходит из того, что если она снизит свои цены, конкуренты поддержат это понижение, но если она повысит их, ни одна фирма не последует ее примеру. Равновесие «изгибающейся» кривой спроса для олигополистов очень стабильно. В отличие от чистого монополиста олигополист при наличии «изгибающейся» кривой спроса не будет изменять цены или объем выпуска вследствие небольших цен средних изменений в издержках. Кривая предельных издержек все равно пересечет кривую предельного дохода на изгибе.
Д. фон Нейман и О. Моргенштерн («Теория игр и экономическое поведение» 1944 г) разработали теорию, объясняющую поведение продавцов или игроков в условиях, когда решения одного из них влияют на решения всех остальных. Особенностью этой теории является анализ поведения лиц или организаций с противоположными интересами.
ТЕМА 7. Рынок производственных ресурсов и распределение доходов
Основные проблемы темы
1. Основные виды и особенности рынка производственных ресурсов. Особенности спроса и кривой спроса на производственные ресурсы в условиях совершенной конкуренции. Факторы, влияющие на изменение объема и динамики спроса на производственные ресурсы.
2. Особенности спроса на производственные ресурсы в условиях несовершенной конкуренции.
3. Рынок труда. Особенности основных видов и форм заработной платы.
4. Рынок природных ресурсов.
5. Рынок капитала. Ссудный процент.
6. Предпринимательские способности и предпринимательский доход.
Методические указания
Начиная изучение рынков факторов производства в первом вопросе, определите прежде всего их основные особенности. Обратите внимание на то, что рынки ресурсов производства — это рынки, на которых в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд, капитал и природные ресурсы в форме заработной платы, процентного дохода и ренты. Спрос на ресурсы производства вторичен и определяется спросом на продукцию, производимую с помощью этих факторов производства, а также их эффективностью. Чем выше спрос на продукцию, тем выше спрос на ресурсы производства. Особенностью ресурсов производства в условиях совершенной конкуренции является то, что ни покупатель, ни продавец не могут влиять на цены ресурсов производства. На рынках ресурсов производства в условиях несовершенной конкуренции либо покупатель, либо продавец могут оказывать влияние на цены ресурсов производства. Основные формы рынков ресурсов производства: рынок труда, рынок капитала и природных ресурсов.
Основным правилом спроса на производственные ресурсы со стороны отдельной фирмы является учет предельной доходности и предельных издержек ресурса. Предельной доходностью ресурса называется изменение дохода, получаемого в результате продажи дополнительной продукции, произведенной в результате потребления одной единицы какого-либо ресурса. Предельные издержки ресурса — это издержки приобретения каждой дополнительной единицы данного ресурса. Из основного правила спроса на производственные ресурсы вытекает основное правило использования ресурсов. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна скорректировать использование количества каждого производственного ресурса таким образом, чтобы величина предельной доходности ресурса равнялась издержкам использования его дополнительной единицы, т.е. его предельным издержкам.
Обратите внимание на то, что кривая спроса на производственные ресурсы со стороны фирмы в условиях совершенной конкуренции совпадает с кривой предельной доходности. Причиной этого является то, что цена на продукт и предельный доход в условиях совершенной конкуренции равны. На величину ценовой эластичности спроса на ресурсы влияют несколько факторов: ценовая эластичность спроса на продукт, доля ресурсов в общих производительных затратах, взаимозаменяемость ресурсов и, наконец, эластичность предложения других ресурсов. Обратите внимание, что изменения в цене ресурса производства при прочих равных условиях приводят к движению вдоль кривой спроса на производственные ресурсы. Неценовые факторы спроса на ресурс: спрос на продукцию фирмы, цены и объемы предлагаемых ресурсов-заменителей и комплементарных ресурсов, а также изменения в технологии производства.
Изучая второй вопрос следует иметь ввиду, что фирма-монополист на рынке готовой продукции всегда стремится производить продукции меньше, чем фирмы-конкуренты, и ей всегда требуется меньшее количество ресурсов. Монополист может контролировать и цену ресурса. Так, покупатель-монополист (монопсонист) влияет на цену ресурсов благодаря тому, что единичный покупатель или несколько покупателей могут скупать значительную долю всего имеющеюся на рынке количества определенного ресурса. Кривая предложения ресурса монопсониста имеет восходящий характер и не совпадает с кривой предельных издержек ресурса. Последняя находится выше линии предложения и делит угол, образуемый линией наклонного спроса и осями, пополам. Основным правилом использования производственных ресурсов для монопсониста является равенство предельных издержек производственных ресурсов его предельной доходности. Именно в этом положении покупатель ресурса получает максимально возможную прибыль и минимально возможные издержки.
Третий вопрос. На рынке труда в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд в форме заработной платы. Основными видами заработной платы является номинальная и реальная заработная плата. Если номинальную заработную плату представляет сумма денег, полученная за труд, то реальную заработную плату определяет уже количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату. На конкретных рынках труда фирмы используют как повременную, так и сдельную заработную плату. В первом случае оплачивается отработанное время, во втором - количество произведенных товаров или услуг. Относительно дифференциации заработной платы следует заметить, что ее определяют прежде всего неоднородность квалификации рабочих, выравнивающие различия в оплате труда, географические и социальные особенности рынков труда.
Четвертый вопрос. Результатом взаимодействия спроса и предложения на рынках природных ресурсов цены на природные ресурсы в форме ренты. Рента определяет доход от использования природных ресурсов. Существуют две основные формы ренты: чистая экономическая рента и дифференциальная рента. Обратите внимание: за пользование ресурсом в течение определенного периода времени выплачивается денежная сумма в форме арендной платы. Арендная плата за используемую землю предопределяет рыночную цену земли: чем выше эта арендная плата, тем выше цена земли. Рыночная цена земли складывается из суммы всех будущих арендных платежей, которые, как ожидается, способен принести конкретный участок.
Пятый вопрос. Спрос и предложение на рынке капитала формируют цены на капитал в форме процентных ставок. Особенностью капитала как ресурса длительного пользования является его создание с целью производства большего количества товаров и услуг. Принято выделять физический капитал и человеческий капитал. Физический капитал включает в себя запас произведенных товаров, участвующих в производстве товаров и услуг. Человеческий капитал представляет собой капитал в виде умственных способностей, полученный через формальное обучение или образование, либо через практический опыт. Инвестиция — увеличение объема функционирующего в экономической системе капитала.
За использование ссудного капитала в течение определенного периода времени выплачивается определенная денежная сумма - процент Основными видами ставки ссудного процента выступают номинальная и реальная процентная станка. Факторами динамики ставки ссудного процента являются ее зависимость от степени риска на ссуду, от срочности ссуды, размера ссуды, налогообложения и ограничения условий конкуренции на рынке, так как любые изменения в ставке ссудного процента влияют на уровень инвестиционной активности
В шестом вопросе необходимо, прежде всего, выделить основные формы предпринимательской деятельности и показать ее результат. Последний показывает доход фирмы или сумму, полученную от продажи товаров и услуг в течение определенного периода. Чистый доход или прибыль выражают превышение дохода над издержками. Получение прибыли представляется отдачей от такого вида человеческого ресурса, как предпринимательские способности. Предприниматель берет на себя инициативу соединить ресурсы земли, труда и капитала в единый процесс для прибыльного производства товаров и услуг. Предприниматель реализует свой деловой интерес, или получение прибыли, через новаторство, новые технологии, новые формы организации бизнеса, новые товары. Но этот деловой интерес всегда связан с неопределенностью и риском, причем предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и соответствующими средствами.
РАЗДЕЛ II. МАКРОЭКОНОМИКА
Тема 8. Национальная экономика: цели и результаты
Основные проблемы темы
1. Предмет макроэкономики. Понятие национальной экономики. Основные цели макроэкономической политики.
2. Результаты функционирования национальной экономики: валовой национальный продукт (методы его измерения, номинальный и реальный ВВП, дефлятор ВВП), чистый национальный продукт; национальный доход, личный доход и располагаемый доход.
3. Национальное богатство и его структура.
4. Государство в рыночной экономике. Основные формы государственного регулирования.
Методические указания
В первом вопросе следует обратить внимание на то, что макроэкономическая теория представляет комплекс знаний, взглядов и идей, объясняющих поведение экономики как единого целого, а также основных ее совокупных величин. Она предполагает использование агрегированных параметров, совокупных величин или показателей.
Основы современной методологии макроэкономики были заложены в XIX и начале XX вв., а углублены и развиты в 1936 г. в знаменитой работе "Общая теория занятости, процента и денег" британским экономистом Дж. М.Кейнсом.
Своеобразие предмета и метода макроэкономического анализа обусловливает использование в макроэкономике такого агрегированного параметра, как национальная экономика. Основным назначением этого параметра является определение совокупности всех экономических процессов, которые совершаются в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм. При этом, как правило, принято выделять два основных типа национальной экономики: децентрализованную и централизованную. Обратите внимание также на то, что национальная экономика России представляет собой эклектическую экономическую систему, состоящую из элементов централизованной и децентрализованной экономики. Главная задача национальной экономики России - переход к современной децентрализованной экономике.
В дополнение к изложенному следует заметить, что своеобразие той или иной национальной экономики определяет и система основных макроэкономических целей: устойчивый рост экономики, стабильный уровень цен, высокий уровень занятости и баланс внешнеэкономической деятельности.
Рассмотрение второго вопроса следует начать с главного интегрального результата функционирования национальной экономики валового внутреннего продукта. Он находится как сумма произведенных и приобретенных нацией за определенный период времени товаров и услуг и может исчисляться как по расходам (сумма всех расходов населения, инвесторов, правительства и потребителей экспорта на покупку товаров и услуг, произведенных внутри страны), так и по доходам (сумма всех доходов, полученных нацией за определенный период, обычно за год, с добавлением косвенных налогов на предпринимателей и амортизационных отчислений).
Показатель ВВП, который отражает текущие цены, называется денежным, или номинальным. Реальный ВВП скорректирован с учетом уровня цен. Различие между номинальным и реальным ВВП выражает дефлятор ВВП - отношение номинального ВВП к реальному ВВП.
Другие показатели. Валовой внутренний продукт = ВНП – чистый экспорт. Чистый национальный продукт = ВНП - расходы на амортизационные отчисления. Национальный доход представляет собой сумму разнообразных доходов, получаемых населением в течение определенного периода (обычно года).
При изучении данного вопроса необходимо обратить внимание на разницу между личным и располагаемым личным доходом.
В третьем вопросе необходимо показать особенности многолетних результатов, т.е. национального богатства. Национальное богатство — основной показатель экономического потенциала национальной экономики. Он определяется как совокупность накопленных в результате труда благ и природных ресурсов общества на определенный момент времени. Национальное богатство представляет как материальные (основные и оборотные производственные фонды, материальные резервы и запасы, непроизводственные фонды и вовлеченные в хозяйственный оборот или разведанные и в ближайшее время вовлекаемые в хозяйственный оборот природные ресурсы), так и нематериальные (образовательный потенциал, квалификационный потенциал, достижения науки и накопленные культурные ценности) многолетние результаты.
Четвертый вопрос. Государство вмешивается в функционирование всех экономических систем, определяет правовую основу и социальную среду эффективного функционирования национальной экономики. Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей экономической системы, ее приспособления к изменяющимся условиям. Средства или инструменты государственного регулирования принято подразделять на правовые регуляторы, административные и экономические.
Главными экономическими инструментами государственного регулирования являются методы прямого и косвенного государственного регулирования. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется путем целевого финансирования, государственных закупок и деятельности государственного сектора. Основой косвенного государственного регулирования являются средства денежно-кредитной и бюджетной политики, ускоренная амортизация и внешнеэкономические методы.