Методические указания для студентов заочного отделения

Методические указания для студентов заочного отделения неэкономических специальностей состоят из двух частей: I – Микроэкономика; II – Макроэкономика.

Главная задача I части методических указаний - помочь студентам-заочникам в изучении таких сложных вопросов экономики, как пред­мет и метод микроэкономической теории, спрос и предложе­ние, потребительское поведение, издержки производства, со­вершенная и несовершенная конкуренция, факторное распре­деление дохода. Во второй части методических указаний - «Макроэкономика» - последовательно рассматриваются такие вопросы, как структура и результаты национальной экономики, макроэкономическое равновесие и его механизм, сбалансированность и экономический рост, макроэкономиче­ская нестабильность и ее формы, стабилизационная политика государства и ее цели, социальная политика государства. Количество и последова­тельность расположения тем заданы Государственным образова­тельным стандартом по курсу «Экономика» и отражают устоявшуюся структуру изложения разделов «Микроэкономика» и «Макроэкономика». Каждый из тематических блоков «Методических указаний» построен та­ким образом, чтобы активизировать познавательную деятель­ность студента. Далее следует своеобразный опорный конспект темы. Список литературы подобран с учетом трудоем­кости курса и исходя из реальных возможностей и бюджета вре­мени обучения.

РАЗДЕЛ i. МИКРОЭКОНОМИКА

ТЕМА 1. Введение в микроэкономику

Основные проблемы темы

1. Основные этапы создания современной микроэкономики (микроанализ, теория пре­дельной полезности, теория предельной производительности, неоклассический экономический анализ). Предмет и особенности микроэкономики как одного из основных разделов экономической теории.

2. Экономический выбо­р.

3. Метод экономической теории Нормативная и позитивная экономическая теория. Экономические модели, функции и графики.

Методические указания

Основная проблема данной темы - раскрытие сущности микро­экономики как составной части экономической теории, как науки, изучающей поведение отдельных экономических еди­ниц, их взаимодействие на рынках, в результате которого фор­мируются цены на производимые товары и услуги, а также факторы производства.

Для понимания особенностей современной микроэкономи­ки уже в первом вопросе следует выделить основные этапы ее создания, а для этого целесообразно познакомиться со школами эконо­мической науки, которые определили направление развития современной микроэкономики.

Основы современной микроэкономики закладывались авст­рийской школой. К.Менгер, Ф.Визер, Бем-Баверк - раз­работали кардиналистскую теорию предельной полезности. Практический анализ и измерение спроса связаны с ординалистской, или порядковой теорией предельной полезности (В.Парето, Д. Хикс). Необходимость в определении предельной полезности не только предметов потребления, но и факторов производства привела к модификации теории предельной полезности в тео­рию предельной производительности (Д. Кларк). На теории предельной полезности и теории предельной про­изводительности базируется система неоклассических взглядов. Неоклассическая теория представ­ляет собой общую теорию сопоставления результатов и затрат, соединяет полезность с общественными издержками. (А.Маршалл «Принципы экономикс» 1890 г.). В кратком обзоре основ современной микроэкономики нельзя не выделить теорию всеобщего равновесия основателя лозаннской школы Л. Вальраса.

Определив микроэкономику как науку о поведении малых экономических единиц - домашние хозяйства, организации бизнеса, индивидуальные производители и потребители - необходимо более детально остановиться на функциях этих во втором вопросе экономических субъектов микроэкономики.

Основная цель экономических субъектов микроэкономики - совершать экономический выбор. Отдельно взятые эконо­мические единицы осуществляют три фундаментальных экономических выбора:

- что следует производить и в каком количестве;

- как следует производить;

- для кого должны быть предназначены результаты произ­водства.

Выбор совершается в условиях, когда потребности и желания экономических единиц практичес­ки безграничны, а используемые для удовлетворения этих по­требностей и желаний ресурсы ограничены. Предел в полном использовании ресурсов при существующем уровне развития технологии, когда увеличение производства одного блага требу­ет сокращения производства другого, показывает граница про­изводственных возможностей. Она может быть вы­ражена как в табличной, так и в графической форме.

При изучении третьего вопроса обратите внимание на то, что в зависимости от подхода к объяснению поведения отдель­ных субъектов микроэкономическая теория разграничивается на позитивную и нормативную. Позитивная микроэкономика изучает факты и зависимости меж­ду этими фактами. Нормативная микроэкономика предлагает рецепты действий, определяет, какие конкретные условия или аспекты экономики желательны или нежелательны. Выделение позитивной и нормативной микроэкономической теории слу­жит отправным пунктом вметодологии микроэкономики. Пос­ледняя представляет собой совокупность способов, приемов познания экономических отношений и процессов на уровне отдельных экономических единиц. Если основными способами познания позитивной микроэкономики являются приоритет потребностей экономических субъектов, предельный анализ и равновесный подход, то нормативная микроэкономика исполь­зует прежде всего словесное моделирование, математическое моделирование и графическое моделирование.

Экономическая модель обычно стремится объяснить, как на ключевые экономические пере­менные влияют экономические условия. Сами же экономичес­кие переменные подразделяются на экзогенные (внешние) переменные и эндогенные (внутренние) переменные.Более глубокое понимание экономического моделирования предпола­гает функций (отражает в математической форме зависимость одного набора переменных от другого) и — графиков.

ТЕМА 2. Основы теории спроса и предложения

Основные проблемы темы

1. Спрос. Индивидуальный и совокупный рыночный спрос. График спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.

2. Индивидуальное и рыночное предложение. Цена предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Неценовые факторы предложения.

3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Дефицит и излишек при нарушении цены равновесия. Роль государства в ценообразовании.

4. Понятие эластичности и ее виды. Прямая и перекрестная эластичность. Практическое значение этого показателя.

Методические указания

Тема «Основы теории спроса и предложения» занимает центральное место в изучении микроэкономики.

При изучении первого вопроса важно понять суть тер­минов «спрос» и «закон спроса». Спрос - это желание и спо­собность покупателей приобретать блага. Спрос связан с це­ной. Он показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным ценам. Связь между ценой товара и объемом покупательского спроса на этот товар отражает закон спроса. Обратите внимание, что существует обрат­ная зависимость между ценой товара и величиной спроса на этот товар, которая может быть выражена как в табличной, так и в графической форме. Внимательное рассмотрение факторов, влияющих на спрос, показывает, что их можно условно разделить на две группы: цено­вые факторы и неценовые. Реакция покупателей на изменение це­ны товара предполагает изменение величины спроса, которое показывается перемещением от одной точки кривой спроса к другой точке этой кривой. Реакция же покупателей на изменение неценовых факторов приводит к изменению спроса и показывается сдвигом всей кривой спроса.

Во втором вопросе перейдем от спроса к изучению предложения. Предложение представляет собой желание и способность продавцов постав­лять товар на рынок для продажи. Предложение также связано с ценой и показывает количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за опре­деленный период времени. Связь между ценой товара и объе­мом его предложения выражена законом предложения, согласно которому существует прямая зависимость между ценой товара и величиной предложения. Зависимость между це­ной и предложением, как и в случае со спросом, может быть выражена и в табличной, и в графической форме.

Предложение, так же как и спрос, может испытывать на се­бе влияние ценовых и неценовых факторов.

Следующий шаг - третий вопрос – в изучении темы связан с рассмотрением взаимодействия спроса и предложения и формированием ры­ночной цены. Равновесная цена — цена такого уровня, когда объем предложения соответ­ствует объему спроса. Отклонения от равновесия – дефицит или избыток. Обратите внимание на то, что если рыночная цена не равна равновес­ной, то действия покупателей и продавцов двигают ее в на­правлении равновесной цены.

Установление равновесия возможно либо за счет изменения цен блага (по Л. Вальрасу), либо за счет изменения их предложения (производства) (по А. Маршалу).

Четвертый вопрос нацелен на изучение эластич­ности спроса и предложения, поскольку эластичность выража­ет интенсивность реакции, степень изменения одной перемен­ной в ответ на изменение другой. Обратите внимание, что сте­пень изменения количества спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменение в цене определяет эластичность спроса по цене, а степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене представляет эластич­ность предложения по цене. Числовыми показателями эластич­ности спроса и предложения по цене являются соответственно коэффициент эластичности спроса по цене и коэффициент эластичности предложения по цене.

Обычно при оценке эластичности предложения рассматрива­ются три временных периода: текущий, краткосрочный и долгосрочный. В текущий период производитель не имеет возможности отреагировать изменением производства на изме­нение уровня цен, и предложение в этом случае является не­эластичным. Краткосрочный период уже позволяет, хотя и не в полной мере, отреагировать изменением производ­ства на изменение уровня цен, в результате эластичность пред­ложения повышается. Долгосрочный же период пред­полагает адаптацию производителей к изменению цен, поэтому эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

Обратите внимание, что помимо ценовой эластичности спроса и предложения имеют место и другие типы эластичнос­ти: перекрестная эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу. Основными формами использования эластичности в микроэкономическом анализе являются: анализ поведения потребителя; определение стратегии фирм и деловых предприятий; выработка мероприятий государственного регулирова­ния экономики.

ТЕМА 3. Теория потребительского поведения

Основные проблемы темы

1. Теории потребления. Потребительский выбор: цель и ограничения. Убывающая предельная полезность. Бюджетные возможности и ограничения потребителя. Потребительс­кое равновесие.

2. Эффект замены и эффект дохода.

3. Бюджетная линия. Кривая покупательского безразличия. Карта безразличия и равновесие потребителя. Закон Энгеля.

Методические указания

Дальнейший анализ важнейшего элемента рыночного механизма, каким является спрос, предполагает: более глубокое объяснение закона спроса; обобщение спроса индивидуальных потребителей; построение экономической модели потребитель­ского поведения – кардиналистской или ординалистской.

При изучении первого вопроса необходимо иметь в виду, что цель потребителя - получить товары и услуги для удовлетворения своих запро­сов и удовольствия. Главным фактором потребительского вы­бора является полезность того или иного товара. Полезность - это то удовольствие, удовлетворение или исполнение запросов, которое получают люди от потребления товаров или пользова­ния услугами. Напомним, что обычно различают совокупную и предельную полезность. Целесообразно более подробно остановиться на ограничениях потребительского выбора. Доступное потребителю пространство выбора ограничивают доход и господствующие на рынке цены. Бюджетное ограниче­ние обусловливает выбор тех комбинаций благ, которые потребитель может позволить себе купить на свой доход. Графическим изображением этой взаимосвязи является бюджетная линия.

Обратите внимание, что потребительское равновесие- положение, при котором потребитель максимизирует полез­ность, получаемую им от покупки разных товаров при имеющемся бюджете, и которое означает, что любое увеличение полезности от потребления одного блага будет требовать сокращение полезности от потребления другого блага.

Второй вопрос. Изменение цены вызывает реакцию потребителя в форме эффекта замещения и эффекта дохода. Первый проявляется в реакции потребителя на повышение цены нормального блага, входящего в потребительскую корзину, что приводит к сокра­щению покупки подорожавшего блага и к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие. Что же касается второго, то он определяет увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены за счет уве­личения реального дохода, вызванного снижением цены, и наоборот, сокращение потребления нормального блага в ре­зультате роста его цены за счет сокращения реального дохода, вызванного ростом цены. Таков механизм воздей­ствия цены на потребление нормального блага. Для низших товаров ситуация зависит от степени влияния эффектов дохода и замещения (замены) на потребительский выбор.

Третий вопрос. Выяснив основные особенности потребительского выбора на основе предельной полезности и исходя из действий эффек­тов дохода и замещения, следует рассмотреть его осуществле­ние и при помощи набора безразличия (набора вариантов по­требительского выбора), каждый из которых обладает одинако­вой полезностью. Если кривая безразли­чия показывает, что покупатель хотел бы купить, а бюд­жетная линия — что потребитель может купить, то в своем единстве они могут ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете. Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации, когда потребитель мак­симизирует полезность, получаемую им от покупки двух раз­ных благ при имеющемся бюджете. Это фиксируется в каса­тельной точке бюджетной линии - точке потребительского равновесия.

ТЕМА 4. Издержки производства

Основные проблемы темы

1. Природа издержек и их основные виды. Экономическая и бухгалтерская прибыль.

2. Особенности производства и издержек на краткос­рочном и в долгосрочном временном интервале. Положительный и отрицательный эффекты масштаба производства.

Методические указания

Как и при анализе выбора потребителя, особое внимание необходимо уделить целям производителей, а также препятствиям и ограничениям, стоящим на путях к достижению этих целей. Предположим, что главной целью частной фирмы является максимизация прибыли, а главными препятствиями, возникающими при достижении этой цели, — издержки произ­водства и спрос на произведенную продукцию.

При изучении первого вопроса обратите внимание на то, что издержки, которые несет фирма для выпуска заданного объема продукции, — одно из основных ограничений, опреде­ляющих тот или иной выбор производственной деятельности. Причем все из­держки производства товаров и услуг измеряются стоимостью наилучшей упущенной возможности использования затраченных на их создание факторов производства, т.е. все из­держки являются альтернативными. Возможны различные варианты классификации издержек производства. Явные (денежные) издержки представляют собой альтер­нативные издержки, которые принимают форму денежных плате­жей собственникам ресурсов производства и полуфабрикатов. Неявные (вмененные) издержки определяют альтер­нативные издержки использования ресурсов, которые принадле­жат фирме, и принимают форму потерянного дохода от использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы.

Различие между явными и неявными издержками позволяет определить, что, собственно, понимается под прибылью в экономической науке. Если из дохода фирмы вычесть явные из­держки, то результатом будет бухгалтерская прибыль. Чистая экономическая прибыль равна разнице между бухгалтерской при­былью и величиной неявных (вмененных) издержек. Нормаль­ная же прибыль равна вмененным издержкам, вложенным в дело, а не направленным в производство.

Классификацию издержек можно выполнять также на основе учета мобильности факторов производства. При этом выделяются переменные и постоянные издержки. В сумме постоянные и переменные издержки составляют общие издержки производства. Затраты же на единицу выпускаемой продукции имеют, соответственно, форму средних переменных издержек, средних постоянных издер­жек и средних общих издержек. Особенности постоянных и переменных затрат и издержек основываются на выделении двух временных горизонтов, на протяжении которых принимаются те или иные производ­ственные решения: краткосрочного временного интервала и долгосрочного интервала.

Второй вопрос. Основная закономерность, дей­ствующая для фирмы на краткосрочном интервале, — это сниже­ние, начиная с определенного момента прироста продукции за счет увеличения на единицу количества переменного фактора или предельного продукта в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса. Иначе говоря, имеет место закон убывающей доходности. На краткосрочном временном интервале предельные из­держки действуют полностью по закону убывающей доходнос­ти. На долгосрочном временном интервале фирма может ме­нять все используемые ресурсы производства, и все издержки будут выступать в качестве переменных. Фирма может регули­ровать объемы постоянных затрат, изменяя тем самым размеры производственного предприятия. С изменением масштабов производства изменяются долговременные средние издержки. Первоначально какое-то время расширение произ­водственных мощностей будет сопровождаться сокращением долговременных средних издержек. Однако в итоге увеличение объемов производства приведет к росту долговременных сред­них издержек. Если в каком-либо диапазоне выпуска долго­временные средние издержки падают с ростом выпуска, то фирма получает экономию, обусловленную ростом масштабов производства. Если же эти издержки растут, то имеет место ущерб от роста масштабов производства. Наличие положительной или отрицательной экономии от изменений масштабов производства отражает форма кривой долгосрочных средних из­держек.

ТЕМА 5. Предприятие в условиях совершенной конкуренции

Основные проблемы темы

1. Характерные черты совершенной конкуренции.

2. Производство и ценообразование конкурентной фирмы на краткосрочном временном интервале (самоокупаемость, убытки, прекращение производства).

3. Кривая краткосрочного предложения и кривые издержек конкурентной фирмы.

4. Условия оптимального выпуска фирмы в условиях совершенной конкуренции на долго­срочном временном интервале. Особенности долгосрочной кривой предложения фирмы, отрасли и рынка в условиях совершенной конкуренции.

5. Эффективность функционирования рынков в условиях совершенной конкуренции.

Методические указания

Любая предпринимательская фирма, как было уже отмечено ранее, в своей деятельности стремится минимизировать из­держки и максимизировать прибыль. Минимизация издержек создает условие для появления и роста прибыли. Однако сам этот процесс зависит от типа фирмы: является ли она совершенно конкурентной или несовершенно конкурент­ной.

Выявление особенностей совершенно конкурентной фир­мы - первый вопросв изучении темы. Совершенно конкурентная фирма - это фирма, принимающая цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Характерные черты этого рынка: большое количе­ство мелких фирм, однородность их продукции, вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений, вход и выход из отрасли абсолютно свобо­ден, и, наконец, нет ограничений на доступ к информации о состоянии рынка, о ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товаров, технике производства.

Во втором вопросе рассматривается основная проблема совершенно конкурентной фирмы - по­иск объема выпуска, который максимизирует прибыль в условиях, когда спрос на ее продукцию является абсолютно эластичным.

Обратите внимание, что прибыль определяет разницу между валовым доходом и совокупными издержками за период про­даж. Сам же валовой доход определяется путем умножения цены проданного товара на количество продукции, которое фирма может продать. Доход от единицы продукции представляет собой средний доход. Дополнительный же доход от продажи еще одной единицы продукции выражает предельный доход.

Для фирм, действующих в любой рыночной структуре, важ­ное значение имеет фактор времени. На краткосрочном временном интервале совершенно кон­курентная фирма, принимая решение об увеличении количе­ства продаж, не имеет достаточно времени для того, чтобы увеличить объем производства. В результате фирма пытается приспособить свой объем производства для максимизации при­были или минимизации убытков. И для этого существует два пути. Первый состоит в том, что фирма сравнивает получае­мый ею валовой доход и валовые издержки.

Второй же путь предполагает сравнение предельного дохода и предельных из­держек. Главным условием для фирмы, максимизирующей прибыль, является равенство предельного дохода и предельных издержек. Поскольку для совершенно конкурентной фирмы цена равна предельному доходу, то предельное условие максимизации прибыли фирмы может иметь форму равенства цены и предельных издержек.

Определяя выпуск, максимизирующий прибыль, необходимо учитывать и то, что когда цена больше, чем средние издержки производства, которые максимизируют прибыль, то совершенно конкурентная фирма получает экономическую прибыль. Если же рыночная цена на продукцию равна минимальным средним издержкам, то она позволяет совершенно конкурентной фирме лишь покрывать свои издержки, в результате фирма получает экономическую прибыль, равную нулю, т.е. нормальную прибыль. Совершенно конкурентная фирма в этом случае находится на уровне самоокупаемости. Когда же рыночная цена падает ниже минимально возможных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, то совершенно конкурентная фирма несет убытки. Наконец, когда цена падает до уровня минимально возможных средних переменных издержек, фирма находится в точке прекращения операций.

При изучении третьего вопроса обратите внимание на то, что краткосрочная кривая предложения совершенно конкурентной фирмы совпадает с кривой ее предельных издержек, но только в той ее части, которая расположена выше минимально возможных средних переменных издержек.

Четвертый вопрос. Совершенно конкурентная фирма производит продукцию на долгосрочном временном интервале только в том случае, когда цена не опускается ниже долгосрочных средних издержек. Соответственно, при цене, изначально меньшей долгосрочных средних издержек, имеют место убытки и отток фирм из отрасли. Когда же достигается равенство цены товара и минимально возможных в долгосрочном временном периоде средних издержек производства, то стимул для новых фирм вступать в отрасль, а для функционирующих фирм - увеличивать объем производства от­сутствует, и достигается долгосрочное конкурентное равновесие.

Обратите внимание, что зависимость между долгосрочными кривыми издержек фирмы и ее долгосрочной кривой предложе­ния для краткосрочного и долгосрочного временных интервалов остается по сути неизменной. Однако последняя кривая может уже иметь не только восходящую форму, но и быть горизонтальной, дугообразной или с отрицательным наклоном.

Изучая пятый вопрос обратите внимание на то, что модель рынка совершенной конкуренции служит эталоном эффективнос­ти распределения и использования ресурсов. Совершенная конку­ренция предполагает такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, а чью-либо долю в получении результата уже невозможно увеличивать, не сократив другую. Общество на­ходится на границе полезности - возможности. Ресурсы эффек­тивно распределяются как в сфере производства, так и в сфере потребления. Участвующие в производстве фирмы выпускают набор продукции, наиболее предпочтительный, полезный для потребителя, а производство осуществляется таким образом, что издержки для общества становятся минимальными.

Определяя основные достоинства совершенно конкурент­ной рыночной модели, следует обратить внимание и на её сла­бые стороны: отсутствуют мотивы оптимального распределения доходов; не допускаются не только побочные издер­жки, но и выгоды; могут возникать помехи применению лучшей про­изводственной техники и замедляться темп технического прогресса. Совершенно конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.

ТЕМА 6. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции

Основные проблемы темы

1. Основные условия возникновения монополии и ее виды. Условия максимизации прибыли или минимизации убытков фирмы-монополиста на краткосрочном и долгосрочном временном интервале. Ценовая дискриминация. Влияние монополии на функционирование рынка.

2. Особенности монополистической конкуренции. Предпосылки оптимального выпуска про­дукции для фирмы на краткосрочном и долго­срочном временном интервалах в условиях монополистической конкуренции. Экономические последствия монополистической конкуренции.

3. Особенности олигополии и ее основные формы. Поведение фирм на рынке в условиях олигополии. Основные теории олигополии.

Методические указания

Если на рынке суще­ствуют продавцы или покупатели, которые способны воздейство­вать на рыночную цену, то такая конкуренция уже имеет форму несовершенной конкуренции. В зависимости от степени контроля за ценами в условиях несовершенной конкуренции можно выде­лить такие ее формы, как монополия, олигополия и монополистичес­кая конкуренция.

Приступая к первому вопросу, обратите внимание на то, что монополия характеризуется наличием единственного продавца товара, который не имеет близких заме­нителей. В этом случае фирма-производитель полнос­тью контролирует производство и рынок. Фирма с монопольной властью по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар. Основой для диктата цен является непреодолимость барьеров для входа в отрасль: исключитель­ные права, полученные от правительства, патенты и авторские права, собственность на весь предложенный объем какого-либо производственного ресурса и, наконец, низкие издержки крупного производства, обусловленные монополизацией рынка. Необходи­мо различать три вида монополий: закрытые монопо­лии, которые имеют юридическую защиту от конкурентов; есте­ственные монополии, которые защищены эффектом экономии в масштабах производства; открытые монополии, которые не имеют какой-либо специальной защиты от конкурентов.

Фирма - монополист является единственным производите­лем данной продукции и спрос на ее продукцию будет совпадать с рыночным спросом. Кривая спроса на выпуск продукции фир­мой убывающая: объем продаж можно увеличивать только за счет снижения цены. В ре­зультате предельный доход будет меньше, чем цена для каждого уровня выпуска, кроме первого, и кривая предельного дохода ле­жит ниже кривой спроса. Если спрос представлен в виде прямой наклонной линии, предельный доход будет составлять половину угла наклона линии спроса.

Раскрывая особенности поведения фирмы-монополиста, следует учитывать ее зависимость не только от потребительско­го спроса и предельного дохода, но и от издержек производ­ства. Фирма-монополист будет увеличивать производство до такого объема, когда предельный доход будет равен предель­ным издержкам. Если рыночные условия неблагоприятны, то фирма-монополист, так же как и фирма в условиях совершенной кон­куренции, может оказаться не в состоянии получить прибыль в пределах краткосрочного временного интервала. Адекватно можно описать поведение фирмы-монополиста и на долгосрочном временном интервале.

Обобщая поведение модели фирмы-монополиста на крат­косрочном и долгосрочном временном интервалах следует обратить внимание и на ценовую дискриминацию фирм, обла­дающих монопольной властью. Последняя предполагает поли­тику установления разных цен на один и тот же продукт для разных категорий покупателей. На ценовую дискриминацию влияют два основных фактора: отсутствие у покупателя воз­можности перепродажи продукта и наличие у продавца воз­можности разделять покупателей на группы исходя из эластич­ности спроса на покупаемый продукт. Фирмы-монополисты занимаются ценовой дискриминацией, когда они с ее помо­щью могут увеличивать свои прибыли.

Анализируя основные особенности функционирования фирм, обладающих монопольной властью, нельзя не учитывать их отрицательного влияния на эффективность распределения и использования ресурсов. Следует выделить по крайней мере три формы по­добного влияния: ограничение объема производства и установление более высокой цены, соответственно, ресурсы общества используются не в полном объеме и необходимая обществу продукция не произ­водится; отсутствие стиму­лов к снижению производственных издержек; слабая за­интересованность фирмы-монополиста в научно-исследовательских раз­работках и использовании новых достижений НТР; огромные расходы, связанные с сохранением и укреплением монопольной власти.

Второй вопрос. В случае мо­нополистической конкуренции на рынке действует большое количество продавцов, производящих разнообразную продукцию, и возможно появление новых продавцов. Вступление конкурентов в отрасль достаточно свободное.

Кривая спроса в условиях монополистической конку­ренции намного более элас­тична, чем кривая спроса производителя-монополиста, поскольку продавец в условиях монополистической конкуренции сталкива­ется с относительно большим числом конкурентов, производящих взаимозаменяемые товары. Что же касается кривой предельного дохода в этих условиях, то и она лежит ниже кривой спроса производителя, и ее наклон также будет составлять половину угла наклона последней.

На краткосрочном временном интервале в условиях моно­польной конкуренции фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, также исходя из уже известного принципа равенства предельного дохода и предельных издержек. Сход­ная ситуация имеет место и на долгосрочном временном ин­тервале. Максимизация прибыли в этом периоде в условиях монополистической конкуренции предполагает объем выпуска, при котором предельный доход равен долгосрочным предель­ным издержкам.

Издержками монополистической конкуренции являются избы­точные производственные мощности и недопроизводство необ­ходимой обществу продукции. Но чем острее проблема избытка производственной мощности, тем шире диапазон потребитель­ского выбора. Монополистическая конкуренция связана с при­способлением продукта к потребительскому спросу, а потреби­тельского спроса - к продукту. Такое приспособление являет­ся компенсирующим моментом монополистической конкурен­ции, но максимальная производственная эффективность все-таки не достигается.

Третий вопрос завершает рассмотрение рынка несовершенной конкурен­ции. Олигополия - рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм, причем по крайней мере некоторые из них имеют большие размеры отно­сительно размеров рынка. Товар, реализуемый в условиях олигополии, может быть и дифференцированным, и стандарти­зованным. На олигополистичсском рынке фирмы, обладающие большими долями в общем выпускаемом количе­стве товара, обладают способностью влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке. Степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм определяют ко­эффициент концентрации и индекс Герфиндаля. Коэффициент концентрации показывает процент продаж приходящихся на данном отраслевом рынке на долю четырех (или восьми) крупнейших фирм. Индекс Герфиндаля рассчитывается путем возведения в квадрат процентных долей рынка каждой из фирм и суммирования полученных результатов.

Обратите внимание, что олигополистическое поведение на рынке подразделяется на олигополию, основанную на согла­шении (картель), и олигополию доминирующей фирмы (ценовое лидерство).

Соперничающие фирмы могут не только договариваться о со­трудничестве в погоне за прибылью, но и вести сознательное со­перничество или войны цен.

Пока не выработано общей теории олигополии, но существу­ют разные модели, описывающие поведение олигополистов. Модель А.Курно (1838 г.) основывается на предпосылке, что на рынке присутствуют только две фирмы, и каждая фирма при­нимает цену и объем производства конкурента постоянными, а затем принимает свое решение.

Теория «изгибающейся кривой спроса» отражает реакцию олигополистов на изменение цен конкурентов. Считается, что каждая фирма исхо­дит из того, что если она снизит свои цены, конкуренты поддер­жат это понижение, но если она повысит их, ни одна фирма не последует ее примеру. Равновесие «изгибающейся» кривой спроса для олигополистов очень стабильно. В отличие от чистого монополиста олигополист при наличии «изгибающейся» кривой спроса не будет изменять цены или объем выпуска вследствие небольших цен средних из­менений в издержках. Кривая предельных издержек все равно пересечет кривую предельного дохода на изгибе.

Д. фон Нейман и О. Моргенштерн («Теория игр и экономическое поведение» 1944 г) разработали теорию, объясняющую поведение про­давцов или игроков в условиях, когда решения одного из них влияют на решения всех остальных. Особенностью этой теории является анализ поведения лиц или организаций с противопо­ложными интересами.

ТЕМА 7. Рынок производственных ресурсов и распределение доходов

Основные проблемы темы

1. Основные виды и особенности рынка производ­ственных ресурсов. Особенности спроса и кривой спроса на производственные ресурсы в условиях совершенной конкуренции. Факторы, влияющие на изменение объема и динами­ки спроса на производственные ресурсы.

2. Особенности спроса на производственные ресурсы в условиях несовершенной конкуренции.

3. Рынок труда. Особенности основных видов и форм зара­ботной платы.

4. Рынок природных ресурсов.

5. Рынок капитала. Ссудный про­цент.

6. Предпринимательские способности и предпринимательский доход.

Методические указания

Начиная изучение рынков факторов производства в первом вопросе, опреде­лите прежде всего их основные особенности. Обра­тите внимание на то, что рынки ресурсов производства — это рынки, на которых в результате взаимодействия спроса и пред­ложения формируются цены на труд, капитал и природные ресурсы в форме заработной платы, процентного дохода и рен­ты. Спрос на ресурсы производства вторичен и определяется спросом на продукцию, производимую с помощью этих факто­ров производства, а также их эффективностью. Чем выше спрос на продукцию, тем выше спрос на ресурсы производства. Особенностью ресурсов производства в условиях совершенной конкуренции является то, что ни покупатель, ни продавец не могут влиять на цены ресурсов производства. На рынках ресурсов производ­ства в условиях несовершенной конкуренции либо покупатель, либо продавец могут оказывать влияние на цены ресурсов производства. Основные формы рынков ресурсов производства: рынок труда, рынок капитала и природных ресурсов.

Основным правилом спроса на производственные ресурсы со стороны отдельной фирмы является учет предельной доходности и предельных из­держек ресурса. Предельной доходностью ресурса называется изме­нение дохода, получаемого в результате продажи дополнительной продукции, произведенной в результате потребления одной еди­ницы какого-либо ресурса. Предельные издержки ресурса — это издержки приобретения каждой дополнительной единицы данно­го ресурса. Из основного правила спроса на производственные ресурсы вытекает основное правило использования ресурсов. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна скорректировать использование количества каждого производственного ресурса таким образом, чтобы величина предельной доходности ресурса равнялась издержкам использования его дополнительной еди­ницы, т.е. его предельным издержкам.

Обратите внимание на то, что кривая спроса на производственные ресурсы со стороны фир­мы в условиях совершенной конкуренции совпадает с кривой предельной доходности. Причиной этого является то, что цена на продукт и предельный доход в условиях совершенной кон­куренции равны. На величину ценовой эластичности спроса на ресурсы вли­яют несколько факторов: ценовая эластичность спроса на продукт, доля ресурсов в общих производительных затратах, взаимозаменяемость ресурсов и, наконец, эластичность пред­ложения других ресурсов. Обратите внимание, что изменения в цене ресурса производства при прочих равных условиях приводят к движению вдоль кривой спроса на производственные ресурсы. Неценовые факторы спроса на ресурс: спрос на продукцию фирмы, цены и объемы предлагаемых ресурсов-заменителей и комплементар­ных ресурсов, а также изменения в технологии производства.

Изучая второй вопрос следует иметь ввиду, что фирма-монополист на рынке готовой продукции всегда стремится производить продукции меньше, чем фирмы-конкуренты, и ей всегда требуется меньшее количество ресурсов. Монополист мо­жет контролировать и цену ресурса. Так, покупатель-монополист (монопсонист) влияет на цену ресурсов благодаря тому, что единичный покупа­тель или несколько покупателей могут скупать значительную долю всего имеющеюся на рынке количества определенного ресурса. Кривая предложения ресурса монопсониста имеет восходящий характер и не совпадает с кри­вой предельных издержек ресурса. Последняя находится выше линии предложения и делит угол, образуемый линией наклон­ного спроса и осями, пополам. Основным правилом использования производственных ре­сурсов для монопсониста является равенство предельных из­держек производственных ресурсов его предельной доходности. Именно в этом положении покупатель ресурса получает мак­симально возможную прибыль и минимально возможные из­держки.

Третий вопрос. На рынке труда в результате взаимодействия спро­са и предложения формируются цены на труд в форме заработной платы. Основными видами заработной платы является номинальная и реальная заработная плата. Если номи­нальную заработную плату представляет сумма денег, полученная за труд, то реальную заработную плату определяет уже количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную за­работную плату. На конкретных рынках труда фирмы используют как повременную, так и сдельную заработную плату. В первом случае оплачивается отработанное время, во втором - количество произведенных товаров или услуг. Относительно дифференциации заработной платы следует заметить, что ее определяют прежде всего неоднородность квалификации рабочих, выравнивающие различия в оплате труда, географические и социальные особенно­сти рынков труда.

Четвертый вопрос. Результатом взаимодействия спроса и предложения на рын­ках природных ресурсов цены на природные ресурсы в форме ренты. Рента опре­деляет доход от использования природных ресурсов. Суще­ствуют две основные формы ренты: чистая экономическая рен­та и дифференциальная рента. Обратите внимание: за пользование ресурсом в течение определенного периода времени выплачивается денежная сумма в форме арендной пла­ты. Арендная плата за используемую землю предопределяет рыночную цену земли: чем выше эта арендная плата, тем выше цена земли. Рыночная цена земли складывается из суммы всех будущих арендных платежей, которые, как ожидается, спосо­бен принести конкретный участок.

Пятый вопрос. Спрос и предложение на рынке капитала формируют цены на капитал в форме процентных ставок. Особенностью капита­ла как ресурса длительного пользования является его создание с целью производства большего количества товаров и услуг. Принято выделять физический капитал и человеческий капи­тал. Физический капитал включает в себя запас произведенных товаров, участвующих в производстве товаров и услуг. Челове­ческий капитал представляет собой капитал в виде умственных способностей, полученный через формальное обучение или образование, либо через практический опыт. Инвестиция — увеличение объема функционирующего в эко­номической системе капитала.

За использование ссудного капитала в течение определенного периода времени выплачивается определенная денежная сумма - процент Основными видами ставки ссудного процента выступают номинальная и реальная процентная станка. Факторами динамики став­ки ссудного процента являются ее зави­симость от степени риска на ссуду, от срочности ссуды, размера ссуды, налогообложения и ограничения условий конкурен­ции на рынке, так как любые изменения в ставке ссудного процента влияют на уровень инвестиционной активности

В шестом вопросе не­обходимо, прежде всего, выделить основные формы предприни­мательской деятельности и показать ее результат. Последний показывает доход фирмы или сумму, полученную от продажи товаров и услуг в течение определенного периода. Чистый доход или прибыль выражают превышение дохода над издержками. Получение прибыли представляется отдачей от такого вида человеческого ресурса, как предпринимательские способности. Предприниматель берет на себя инициативу соединить ресурсы земли, труда и капитала в единый процесс для прибыльного производства товаров и услуг. Предприниматель реализует свой деловой ин­терес, или получение прибыли, через новаторство, новые технологии, новые формы организации бизнеса, новые товары. Но этот деловой интерес всегда связан с неопределенностью и риском, причем предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и соответствующими средствами.

РАЗДЕЛ II. МАКРОЭКОНОМИКА

Тема 8. Национальная экономика: цели и результаты

Основные проблемы темы

1. Предмет макроэкономики. Понятие национальной экономики. Основные цели макроэконо­мической политики.

2. Результаты функционирования нацио­нальной экономики: валовой национальный продукт (методы его измерения, номинальный и реальный ВВП, дефлятор ВВП), чистый национальный продукт; нацио­нальный доход, личный доход и распо­лагаемый доход.

3. Национальное богатство и его структура.

4. Государство в рыночной экономике. Основные формы государственного регулирования.

Методические указания

В первом вопросе следует обратить внимание на то, что макро­экономическая теория представляет комплекс знаний, взглядов и идей, объясняющих поведение экономики как единого це­лого, а также основных ее совокупных величин. Она предполагает использование агрегированных параметров, совокупных величин или показателей.

Основы современной методологии макроэкономики были заложены в XIX и начале XX вв., а уг­лублены и развиты в 1936 г. в знаменитой работе "Общая тео­рия занятости, процента и денег" британским экономистом Дж. М.Кейнсом.

Своеобразие предмета и метода макроэкономического анализа обусловливает использование в макроэкономике такого агрегиро­ванного параметра, как национальная экономика. Ос­новным назначением этого параметра является определение сово­купности всех экономических процессов, которые совершаются в обществе на основе действующих в нем имущественных отноше­ний и организационных форм. При этом, как правило, принято выделять два основных типа национальной экономики: децентра­лизованную и централизованную. Обратите внимание также на то, что национальная экономика России представляет собой эклек­тическую экономическую систему, состоящую из элементов централизованной и децентрализованной экономики. Главная задача национальной экономики России - пе­реход к современной децентрализованной экономике.

В дополнение к изложенному следует заметить, что своеоб­разие той или иной национальной экономики определяет и система основных макроэкономических целей: устойчивый рост экономики, стабильный уровень цен, высокий уровень занято­сти и баланс внешнеэкономической деятельности.

Рассмотрение второго вопроса следует начать с главного интегрального результата функционирования национальной экономики валового внутреннего продукта. Он находится как сумма произведенных и приобретенных нацией за определенный период времени това­ров и услуг и может исчисляться как по расходам (сумма всех расходов населе­ния, инвесторов, правительства и потребителей экспорта на покупку товаров и услуг, произведенных внутри страны), так и по доходам (сумма всех доходов, полученных нацией за определен­ный период, обычно за год, с добавлением косвенных налогов на предпринимателей и амортизационных отчислений).

Показатель ВВП, который отража­ет текущие цены, называется денежным, или номинальным. Реальный ВВП скорректирован с учетом уровня цен. Различие между номинальным и реальным ВВП выражает дефлятор ВВП - отно­шение номинального ВВП к ре­альному ВВП.

Другие показатели. Валовой внутренний продукт = ВНП – чистый экспорт. Чистый национальный продукт = ВНП - расходы на амортизационные отчисления. Национальный доход представляет собой сумму разнообразных доходов, получаемых населением в течение определенного периода (обычно года).

При изучении данного вопроса необходимо обратить внимание на разницу между личным и располагаемым личным доходом.

В третьем вопросе необходимо показать особенности многолетних результатов, т.е. национального богатства. Национальное богат­ство — основной показатель экономического потенциала на­циональной экономики. Он определяется как сово­купность накопленных в результате труда благ и природных ресурсов общества на определенный момент времени. Нацио­нальное богатство представляет как материальные (основные и оборотные производствен­ные фонды, материальные резервы и запасы, непроизводствен­ные фонды и вовлеченные в хозяйственный оборот или разве­данные и в ближайшее время вовлекаемые в хозяйственный оборот природные ресурсы), так и нема­териальные (образовательный по­тенциал, квалификационный потенциал, достижения науки и накопленные культурные ценности) многолетние результаты.

Четвертый вопрос. Государство вмешивается в функционирование всех эконо­мических систем, определяет правовую основу и социальную среду эффективного функционирования национальной экономики. Государственное регулирование эконо­мики представляет собой систему мер законодательного, ис­полнительного и контрольного характера, осуществляемых пра­вомочными государственными учреждениями и общественны­ми организациями в целях стабилизации существующей эконо­мической системы, ее приспособления к изменяющимся усло­виям. Средства или инструменты государствен­ного регулирования принято подразделять на правовые регуля­торы, административные и экономические.

Главными экономическими инст­рументами государственного регулирования являются методы прямого и косвенного государственного регулирования. Пря­мое государственное хозяйственное регулирование осуществля­ется путем целевого финансирования, государственных закупок и деятельности государственного сектора. Основой косвенного государственного регулирования являются средства денежно-кредитной и бюджетной политики, ускоренная амортизация и внешнеэкономические методы.

Наши рекомендации