Тема 10. Теории экономических циклов Экономический рост
Основные проблемы темы
1. Экономический цикл и его основные фазы.
2. Теории экономического цикла. Виды экономических циклов. Основные модели экономического цикла.
3. Сбалансированность национальной экономики и экономический рост.
Методические указания
Макроэкономическое равновесие - это экономический идеал. В реальной жизни происходят разнообразные нарушения требований макроэкономического равновесия. Причины этих нарушений призвана объяснить теория экономического цикла.
Первый вопрос. Экономические циклы олицетворяют периодические взлеты и падения деловой активности во времени, периодические колебания общей экономической активности. Экономический цикл включает четыре фазы: пик, сокращение, "дно" и подъем. Период расширения реального объема производства связан с фазой подъема.
При изучении второго вопроса следует заметить, что различные школы и направления по-разному отвечают на вопрос о причинах колебаний экономической активности общества во времени. Принято выделять неоклассический, кейнсианский и монетаристский подходы рассмотрения экономических циклов. По продолжительности экономические циклы подразделяются на короткие, средние и длинные циклы. Среди современных моделей цикла можно отметить модель Самуэльсона - Хикса, модель Тивеса, модель Калдора, и игровую модель.
В любой ситуации макроэкономическое равновесие связано с устойчивым экономическим ростом. Данной проблеме посвящен третий вопрос. Экономический рост подразумевает такое развитие национального хозяйства, при котором увеличивается реальный национальный объем производства. Мерой экономического роста служат рост объема ВВП, НД, темпы их роста в расчете на душу населения, а также темп роста промышленного производства в целом, по основным отраслям и на душу населения. Для изучения динамики экономического роста используются коэффициенты роста, темпа роста и темпа прироста.
Экономический рост связан с факторами спроса, предложения (количество и качество природных ресурсов, количество и качество трудовых ресурсов, наличие основного капитала и уровень технологии) и распределения. Общее представление о взаимодействии всех факторов экономического роста может дать кривая производственных возможностей.
Экономический рост может осуществляться экстенсивным и интенсивным путем.
В заключение вопроса следует подчеркнуть противоречивость результатов экономического роста. Это связано с тем, что экономический рост сопровождается как позитивными, так и негативными последствиями.
Тема 11. Финансы и финансовая политика государства
Основные проблемы темы
1. Финансовые отношения: структура, функции. Финансовая система и ее элементы. Государственный бюджет. Налоги и налоговая система. Государственный долг.
2. Основные особенности и мультипликаторы фискальной политики.
3. Дискреционная и недискреционная фискальная политика.
Методические указания
Достижение макроэкономического равновесия всегда связано с использованием макроэкономических инструментов, в частности, финансов и финансовой политики.
В первом вопросе рассматриваются основные понятия и элементы финансовой системы. Финансы представляют собой систему сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию денежных средств. Финансовые отношения складываются между субъектами рыночных отношений и определяют денежные отношения, не связанные с обслуживанием личного потребления. Выражением свойственных финансам свойств являются функции финансов - аккумулирующая, регулирующая, распределительная и контрольная. Способом же осуществления этих функций выступает финансовая политика. Финансовая политика характеризует всю совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и целевое использование. Совокупность же самих форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств представляет финансовую систему. Исходным звеном финансовой системы являются финансы предприятий, учреждений и организаций. Определяющее звено финансовой системы принято связывать с государственными финансами. Их главным звеном выступает государственный бюджет, который является основным финансовым планом образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Главные элементы государственного бюджета - доходы и расходы. Если расходы бюджета превышают доходы, то имеет место дефицит государственного бюджета. Этот дефицит может быть либо структурным, либо циклическим. Дефицитный бюджет порождает государственный долг - общую сумму непогашенных дефицитов государственного бюджета, накопленную за время существования страны. Государственный долг подразделяется на внешний и внутренний.
В зависимости от административно-территориального устройства той или иной страны бюджет может быть соответственно центральным и местным. К государственному бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды, которые имеют целевое назначение и не включаются в государственный бюджет.
Обратите внимание на то, что главной статьей бюджетных доходов являются налоги - обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Налоги выполняют фискальную, социальную и регулирующую функции. Совокупность форм и методов взимания налогов определяет налоговую систему. Основными элементами налоговой системы являются налогоплательщик, или субъект налога, объект налога, налоговая база, налоговая ставка, налоговая льгота, налоговые платежи и налоговое бремя. Причем налоги бывают двух видов - прямые и косвенные. По величине ставок налоги подразделяются на налоги с твердой ставкой, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. По форме поступления налоги подразделяются на центральные и местные.
Второй вопрос. Фискальная политика государства - система регулирования экономики посредством изменения государственных расходов и налогов.
Рост государственных расходов увеличивает доход и уровень потребления. Сокращение государственных расходов ведет к противоположному результату. Зависимость дохода и выпуска продукции от изменений государственных расходов отражает мультипликатор государственных расходов, который указывает: если происходит приращение общей суммы государственных расходов, то доход и выпуск продукции будут увеличиваться на сумму, которая превосходит увеличение государственных расходов.
Доход и выпуск продукции испытывают на себе влияние не только государственных расходов, но и налогов. Налоговый мультипликатор представляет собой числовой коэффициент, который показывает зависимость изменений дохода и выпуска продукции от изменения налогов. Он указывает на то, что когда происходит приращение общей суммы налогов, то доход и выпуск продукции будет увеличиваться также на сумму, которая превосходит увеличение налогов.
Если же налоги и государственные расходы увеличиваются одинаково, то это ведет к росту дохода и выпуска на величину, равную приросту объема государственных расходов и налогов. Зависимость дохода и выпуска продукции от увеличения правительственных расходов и налогов отражает мультипликатор сбалансированного бюджета.
В третьем вопросе следует отметить, что сознательное манипулирование правительственными закупками, ставками налогов и размерами трансфертных платежей определяет особенность дискреционной политики. В качестве инструментов ее осуществления выступают программы общественных работ, проекты общественной занятости, трансфертные программы и изменение налоговых ставок. Недискреционная фискальная политика связана с использованием таких рычагов, как пособия по безработице, по бедности, пропорциональный налог и субсидии фермерам, т.е. с т.н. встроенными стабилизаторами.