Стремление максимизировать положительные эмоции
Они способны радоваться малому. На фоне бурных драматических эмоций, которые всегда сопутствуют этой квадре, даже небольшая заслуживающая положительного отклика деталь рассматривается как повод для радости и поднятия настроения.
Пример компании 2 квадры: Diasoft, Microsoft, ЕТС.
Третья квадра: рациональная выгода прежде всего
Трудовой энтузиазм в третьей квадре из области этической перешел в область логическую — тут в первую очередь преобладают интересы дела, рационализм, изобретательность, целесообразность и эффективность труда и как следствие этого — достойная оплата за качество и профессионализм. Третья квадра заботится, прежде всего, о своем благосостоянии, и не инвестирует в идеи или идеологию, если возврат средств не очевиден. Ведь если во второй квадре первична сама система и ее жизнеобеспечение, то в третьей первичны результаты, которые система должна приносить. Например, деньги, бизнес-результаты, или продукты, или услуги, и т.д.
В третьей квадре ведется активнейшая созидательная деятельность — одна за другой следуют реформы, оздоравливающие экономику, повышается уровень благосостояния общества, его социальная и правовая защита; реорганизуются системы здравоохранения и образования, ведется борьба за экологию.
Представители третьей квадры — реформаторы. Именно в этом направлении проявляется в первую очередь их гражданская активность. В молодости они еще могут "переболеть" всякими идеологическими увлечениями, но в зрелом возрасте начинают понимать, что это "не их путь" — предпочитают работать в интересах своей ближайшей "команды": своей семьи, своих друзей, своих компаньонов.
Для представителей этой квадры характерна одержимость в достижении целей. Это исключительно деятельные натуры, наделенные огромной пробивной силой, сочетающейся с критическим отношением к достигнутым результатам.
Представители третьей квадры - действительно очень доверчивые, простые в общении и демократичные по своей сути люди. Снобизм им совершенно не свойственен, хотя они и считают себя вправе делить людей на "своих" и "чужих", руководствуясь исключительно личными симпатиями и антипатиями. Именно это "деление" и является их этической защитой. Но и подозрительность здесь не в чести — доминирующая "этика отношений" этого не позволяет. А вот осмотрительность, соблюдение некоторой дистанции не возбраняются и считаются вполне допустимыми, поскольку ограждают человека от возможных неприятностей.
Отсутствие амбиций здесь сочетается с чувством собственного достоинства. Но вот уважение к старшинству и общепризнанным авторитетам уже не является непреложной истиной (как это принято во второй квадре). Воле родителей беспрекословно не подчиняются — ее здесь оспаривают. В случае необходимости могут внешне согласиться, но поступить по-своему. Традиции здесь не особо чтут — терпят, как некую условность.
Представителям третьей квадры свойственна независимость поступков и суждений. Любому из них совершенно безразлично, кто и что про них станет говорить. Достаточно того, что они сами о себе думают. Равнодушные к титулам и званиям, они оценивают окружающих только по их личным заслугам и качествам. Сами, если и имеют какое-то звание, не любят, когда об этом лишний раз упоминается — чувствуют себя неловко, а иногда и вовсе воспринимают это как иронию, поскольку обычно критически относятся к своим достижениям.
Неприхотливые в быту, легкие на подъем, они всегда в числе первопроходцев и первых поселенцев. Изнеженность и изощренность здесь не в большой чести. Комфорт всегда оптимален, и устройство быта обычно не занимает много времени. Из еды здесь не делают культа. О своем здоровье думают в последнюю очередь, а иногда и вовсе предпочитают не думать — "поболит и перестанет, само пройдет". С детьми не особенно нянчатся, поощряют раннюю самостоятельность.
Секс в третьей квадре считается неотъемлемой частью аспекта "этики отношений", поэтому шутить на эту тему и широко обсуждать ее здесь не принято. Отношение к этому предмету — пуританское и довольно консервативное, несмотря на обманчивую внешнюю раскованность. О своих чувствах здесь стараются много не говорить (боятся их обесценить — слабая" этика эмоций") — чувства проверяются отношениями.
Блестящая карьера здесь не является самоцелью, — собственное место в системе иерархий тоже мало кого интересует, хотя любому из представителей третьей квадры очень важно себя реализовать. Кроме того, чрезвычайно важен результат своей работы.
Низкая оплата труда здесь воспринимается как вопиющая несправедливость. Еще хуже: неоплаченный труд на так называемых "добровольных началах" рассматривается как беззастенчивая эксплуатация чужого времени и сил, считается прямым насилием над личностью, которое, по мнению людей третьей квадры, никаким идеологическим энтузиазмом не оправдывается. В третьей квадре считается, что всякий общественный труд должен быть обществом же и оплачен, поскольку общество не должно эксплуатировать человека. Права системы в третьей квадре — подчиненная ценность. Здесь предпочитают хорошо поработать и получить достойную оплату за свой труд, чем бегать по всяким инстанциям, завязывать "нужные знакомства" и выбивать себе пособия и пайки, — даже сама мысль об этом раздражает. Здесь принято считать, что само общество обязано позаботиться о социальной поддержке нетрудоспособного человека, а трудоспособному предоставить все возможности для того, чтобы максимально себя реализовать; и эти возможности должны быть равными для всех и не связанными какими-либо ограничениями.
Для любого из представителей третьей квадры самое нежелательное — это ограничение его деловой активности по объективным, не зависящим от него причинам — так называемый "синдром связанных рук". Ограниченность объективных возможностей здесь - самый наболевший вопрос: лично от себя можно потребовать любой самоотдачи, но повлиять на какие-то внешние обстоятельства, как правило, не представляется возможным. Если и существует, например, возможность изменить расстановку сил в обществе революционным путем, то представители третьей квадры ее для себя изначально исключают и в принципе не рассматривают как возможность. Никаких военных путчей и переворотов в третьей квадре не устраивают — здесь предпочитают объединяться в профсоюзы и добиваться проведения социальных и экономических реформ.
В отличие от первой квадры, где высоко ценимой заслугой считаются оригинальная идея, удачный замысел, свежая задумка, в третьей квадре ценится не столько сама идея, сколько ее реализация. Неважно, кто придумал – важно, кто взял ответственность и сделал, и еще важнее – кто получил доход. Идею ради идеи здесь реализовывать никто не станет.
Аспект "этики отношений" в интерпретации третьей квадры — это всегда "воинствующая мораль", "воинствующая добродетель". Такой суровый подход к делу в данном случае считается оправданным, поскольку в социальную задачу третьей квадры входит искоренение "пережитков деспотизма", внутреннего рабства, а также всевозможных аморальных явлений и предрассудков, мешающих этической коррекции общества.
Также здесь отказываются от всего невыгодного и нецелесообразного, изменяя экономическую ориентацию в сторону глобальной выгоды и эффективности. Это поиск новых и прогрессивных форм в промышленности и экономике, это умение рисковать и ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации.
Кроме всего прочего, третья квадра характеризуется периодом социальной и политической зрелости, — периодом, когда приостанавливаются войны и общество сосредотачивается на процессе мирного переустройства и созидания.
Характерные черты людей 3-й квадры, определяющие ценности:
1. Деловая логика создания ценности. Предпринимательство
Для них характерен приоритет отказа от бесполезного, мелкого, привычного. Этот аспект стоит выше, чем накопление и рациональное потребление. Люди третьей квадры могут успешно действовать в условиях экономического дефицита, когда нужно выкручиваться, опираясь на использование того, что на первый взгляд бесполезно, но зато имеется в избытке.