Критерии оценки и выполнения СРС
Методические рекомендации
Для самостоятельной работы студента
Дисциплина Фармакотерапия
Код FT - 3220
Специальность 051103 «Фармация»
Количество часов 135 (3 кредитов)
Курс 3
Семестр 6
Шымкент 2016
Методические рекомендации обсуждены и утверждены на заседании кафедры
№____ «__» _____2016г.
Зав. кафедрой, д.м.н., профессор Керимбаева З.А.
Кредит №1
1. Тема №1: Проведение различных форм апробации лекарственных препаратов в условиях стационара для оценки их переносимости, эффективности, взаимодействия. Принципы клинических испытаний новых лекарственных средств по правилам Качественной практики (GCP) . Место Фармакологического и Фармакопейного комитетов МЗ РК в осуществлении регистрации и контроля за применением и созданием новых медикаментов. Фармакопейная статья, временная фармакопейная статья, нормативно-техническая документация на препараты. Предклиника, специфическая фармакологическая активность, токсикология, канцерогенность, мутагенность, аллергичность. Проблемы комбинированный фармакотерапии. Информационная и консультативная деятельность фармацевта.
2. Цель:научить методологии выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств или их комбинаций с учетом знаний фармакодинамики и фармакокинетики, фармакогенетики, фармако-экономики, взаимодействия лекарственных средств, нежелательных лекарственных реакциях, принципах доказательной дисциплины.
3. Задания:
1. Проведение различных форм аппробации лекарственных препаратов в условиях стационара для оценки их переносимости, эффективности, взаимодействия. Принципы клинических испытаний новых лекарственных средств по правилам Качественной практики (GСР).
2. Место Фармакологического и фармакопейного комитетов МЗ РК в осуществлении регистрации и контроля за применением и созданием новых медикаментов.
3. Фармакопейная статья, временная фармакопейная статья, нормативно- техническая документация на препараты.
4. Предклиника, специфическая фармакологическая активность, токсикология, канцерогенность, мутагенность, аллергичность.
5. Проблемы комбинированной фармакотерапии.
6. Информационная и консультативная деятельность фармацевта.
4. Форма выполнения:
Консультация, работа с учебниками.
Критерии оценки и выполнения СРС
6.График сдачи :1 неделя
7. Литература:
Дополнительная:
8. Контроль:
Задание 1.
Укажите вид действия лекарственных средств.
Лекарственное средство | Показание к применению | Вид действия | ||
Мест-ное | Резорб-тивное | Рефлек-торное | ||
Мазь преднизолона | Дерматит | |||
Каплисульфацилнатрия | Конъюнктивит | |||
Раствор аммиака | Обморок | |||
Настойка аммиака | Обморок | |||
Настойка горькая | Снижение аппетита | |||
Таблетки аспирина | Головная боль | |||
Таблетки валидола | Стенокардия | |||
Свечи с дигоксином | Сердечная недостаточ-ность |
Задание 2. Выберите правильные ответы
1. К понятию «фармакодинамика» относятся.
1. Механизмы действия 2. Виды действия 3. Биотрансформация лекарственных веществ 4. Локализация действия 5. Фармакологические эффекты
2. При повторном применении лекарственных веществ могут наблюдаться:
1. Антагонизм 2. Привыкание 3. Кумуляция 4. Тахифилаксия
5. Лекарственная зависимость
3. При комбинированном применении лекарственных веществ могут наблюдаться:
1. Аддитивный эффект 2. Антагонизм 3. Привыкание
4. Потенцирование
Контрольные вопросы:
1. Результаты фармакокинетического (А) и фармакодинамического взаимодействия (Б):
а. усиление фармакологического эффекта;
б. ослабление фармакологического эффекта;
в. развитие побочных действий;
г. предупреждение побочных действий;
д. изменение механизма действия ЛС;
е. ингибированне или потенцирование механизма действия ЛС.
2. Фармакокинетическое (А) и фармакодинамическое(Б) взаимодействие могут привести к:
а. изменению физико-химических реакций;
б. увеличению содержания белка плазмы крови;
в. изменению чувствительности рецептора;
г. биотрансформации ЛС;
д. снижению функций печени и почек;
е. нарушению связи с форменными элементами крови;
ж. зменению степени и скорости проникновения
через гематоэнцефалический барьер (ГЭБ);
з. изменению связывания с белком; и. изменению выведения ЛС;
к. изменению чувствительности тканей.
3. Укажите комбинации препаратов, при которых вследствие конкуренции за связь с белком происходит увеличение концентрации в плазме крови свободной фракции одного из них.
а. Строфантин и мисклерон.
б. Дигитоксин и мисклерон.
в. Неодикумарин и бутадиен.
г. Нифедепин и гидрохлортиазид.
4. Известно, что при комбинации хинидина и дигоксина часто наблюдается гликозидная интоксикация. С чем она связана?
А. Фармакодинамическое взаимодействие:
а. синергизм;
б. потенцирование действия дигоксина;
в. аддитивный эффект хинидина.
Б. Фармакокинетическое взаимодействие, влияние хинидина на:
а. всасывание;
б. распределение;
в. биотрансформацию;
г. связь с белком;
д. выведение почками.
5. С участием каких механизмов лекарственного взаимодействия (А-Б) комбинация перечисленных ЛС (а-ж) с тетрациклином может приводить к снижению концентрации антибиотика в плазме крови, несмотря на его высокую суточную дозу?
А. Нарушение всасывания.
1. Образование хелатных соединений.
2. Ускорение моторики кишечника. Б. Ускорение биотрансформации;
а. Сенаде.
б. Фестал.
в. Препараты железа.
г. Фенобарбитал.
д. Комплексные витаминные препараты с микроэлементами.
е. Кодеин.
ж. Ионообменные смолы.
Кредит №1
1. Тема №2:Принципы доказательной медицины. Виды доказательств (уровни доказательности). Систематизированные обзоры и мета-анализ. Формулярная система. Методы выбора лекарственных средств. Принципы построения формулярной системы. Фармацевтический опрос и консультирование больных. Вопросы фармацевтической экономики для улучшения фармацевтического обеспечения лечебного учреждения. Принципы построения информационной службы, работа с информационным материалом. Принципы проведения научно-практических конференций, семинаров и других форм обучения сотрудников медицинского учреждения вопросам клинической фармакологии и фармакотерапии.
2. Цель:научить методологии выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств или их комбинаций с учетом знаний фармакодинамики и фармакокинетики, фармакогенетики, фармакоэконо-мики, взаимодействия лекарственных средств, нежелательных лекарственных реакциях, принципах доказательной дисциплины.
3. Задания:
1.Принципы доказательной медицины. Виды доказательств (уровни доказательности). Систематизированные обзоры и мета-анализ.
2.Формулярная система. Методы выбора лекарственных средств. Принципы построения формулярной системы.
3.Фармацевтический опрос и консультирование больных.
4.Фармацевтической экономики для улучшения фармацевтического обеспечения лечебного учреждения.
5.Принципы построения информационной службы, работа с информационным материалом.
6.Принципы проведения научно-практических конференций, семинаров и других форм обучения сотрудников медицинского учреждения вопросам клинической фармакологии и фармакотерапии.
4. Форма выполнения:
Консультация, работа с учебниками.