Критерии оценки и выполнения СРС

Методические рекомендации

Для самостоятельной работы студента

Дисциплина Фармакотерапия

Код FT - 3220

Специальность 051103 «Фармация»

Количество часов 135 (3 кредитов)

Курс 3

Семестр 6

Шымкент 2016

Методические рекомендации обсуждены и утверждены на заседании кафедры

№____ «__» _____2016г.

Зав. кафедрой, д.м.н., профессор Керимбаева З.А.

Кредит №1

1. Тема №1: Проведение различных форм апробации лекарственных препаратов в условиях стационара для оценки их переносимости, эффективности, взаимодействия. Принципы клинических испытаний новых лекарственных средств по правилам Качественной практики (GCP) . Место Фармакологического и Фармакопейного комитетов МЗ РК в осуществлении регистрации и контроля за применением и созданием новых медикаментов. Фармакопейная статья, временная фармакопейная статья, нормативно-техническая документация на препараты. Предклиника, специфическая фармакологическая активность, токсикология, канцерогенность, мутагенность, аллергичность. Проблемы комбинированный фармакотерапии. Информационная и консультативная деятельность фармацевта.

2. Цель:научить методологии выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств или их комбинаций с учетом знаний фармакодинамики и фармакокинетики, фармакогенетики, фармако-экономики, взаимодействия лекарственных средств, нежелательных лекарственных реакциях, принципах доказательной дисциплины.

3. Задания:

1. Проведение различных форм аппробации лекарственных препаратов в условиях стационара для оценки их переносимости, эффективности, взаимодействия. Принципы клинических испытаний новых лекарственных средств по правилам Качественной практики (GСР).

2. Место Фармакологического и фармакопейного комитетов МЗ РК в осуществлении регистрации и контроля за применением и созданием новых медикаментов.

3. Фармакопейная статья, временная фармакопейная статья, нормативно- техническая документация на препараты.

4. Предклиника, специфическая фармакологическая активность, токсикология, канцерогенность, мутагенность, аллергичность.

5. Проблемы комбинированной фармакотерапии.

6. Информационная и консультативная деятельность фармацевта.

4. Форма выполнения:

Консультация, работа с учебниками.

Критерии оценки и выполнения СРС

6.График сдачи :1 неделя

7. Литература:

Дополнительная:

8. Контроль:

Задание 1.

Укажите вид действия лекарственных средств.

Лекарственное средство Показание к применению Вид действия
Мест-ное Резорб-тивное Рефлек-торное
Мазь преднизолона Дерматит      
Каплисульфацилнатрия Конъюнктивит      
Раствор аммиака Обморок      
Настойка аммиака Обморок      
Настойка горькая Снижение аппетита      
Таблетки аспирина Головная боль      
Таблетки валидола Стенокардия      
Свечи с дигоксином Сердечная недостаточ-ность      

Задание 2. Выберите правильные ответы

1. К понятию «фармакодинамика» относятся.

1. Механизмы действия 2. Виды действия 3. Биотрансформация лекарственных веществ 4. Локализация действия 5. Фармакологические эффекты

2. При повторном применении лекарственных веществ могут наблюдаться:

1. Антагонизм 2. Привыкание 3. Кумуляция 4. Тахифилаксия

5. Лекарственная зависимость

3. При комбинированном применении лекарственных веществ могут наблюдаться:

1. Аддитивный эффект 2. Антагонизм 3. Привыкание

4. Потенцирование

Контрольные вопросы:

1. Результаты фармакокинетического (А) и фармакодинамического взаимодействия (Б):

а. усиление фармакологического эффекта;

б. ослабление фармакологического эффекта;

в. развитие побочных действий;

г. предупреждение побочных действий;

д. изменение механизма действия ЛС;

е. ингибированне или потенцирование механизма действия ЛС.

2. Фармакокинетическое (А) и фармакодинамическое(Б) взаимодействие могут привести к:

а. изменению физико-химических реакций;

б. увеличению содержания белка плазмы крови;

в. изменению чувствительности рецептора;

г. биотрансформации ЛС;

д. снижению функций печени и почек;

е. нарушению связи с форменными элементами крови;

ж. зменению степени и скорости проникновения

через гематоэнцефалический барьер (ГЭБ);

з. изменению связывания с белком; и. изменению выведения ЛС;

к. изменению чувствительности тканей.

3. Укажите комбинации препаратов, при которых вследствие конкуренции за связь с белком происходит увеличение концентрации в плазме крови свободной фрак­ции одного из них.

а. Строфантин и мисклерон.

б. Дигитоксин и мисклерон.

в. Неодикумарин и бутадиен.

г. Нифедепин и гидрохлортиазид.

4. Известно, что при комбинации хинидина и дигоксина часто наблюдается гликозидная интоксикация. С чем она связана?

А. Фармакодинамическое взаимодействие:

а. синергизм;

б. потенцирование действия дигоксина;

в. аддитивный эффект хинидина.

Б. Фармакокинетическое взаимодействие, влияние хинидина на:

а. всасывание;

б. распределение;

в. биотрансформацию;

г. связь с белком;

д. выведение почками.

5. С участием каких механизмов лекарственного взаимодействия (А-Б) комбинация перечисленных ЛС (а-ж) с тетрациклином может приводить к снижению кон­центрации антибиотика в плазме крови, несмотря на его высокую суточную дозу?

А. Нарушение всасывания.

1. Образование хелатных соединений.

2. Ускорение моторики кишечника. Б. Ускорение биотрансформации;

а. Сенаде.

б. Фестал.

в. Препараты железа.

г. Фенобарбитал.

д. Комплексные витаминные препараты с микроэлементами.

е. Кодеин.

ж. Ионообменные смолы.

Кредит №1

1. Тема №2:Принципы доказательной медицины. Виды доказательств (уровни доказательности). Систематизированные обзоры и мета-анализ. Формулярная система. Методы выбора лекарственных средств. Принципы построения формулярной системы. Фармацевтический опрос и консультирование больных. Вопросы фармацевтической экономики для улучшения фармацевтического обеспечения лечебного учреждения. Принципы построения информационной службы, работа с информационным материалом. Принципы проведения научно-практических конференций, семинаров и других форм обучения сотрудников медицинского учреждения вопросам клинической фармакологии и фармакотерапии.

2. Цель:научить методологии выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств или их комбинаций с учетом знаний фармакодинамики и фармакокинетики, фармакогенетики, фармакоэконо-мики, взаимодействия лекарственных средств, нежелательных лекарственных реакциях, принципах доказательной дисциплины.

3. Задания:

1.Принципы доказательной медицины. Виды доказательств (уровни доказательности). Систематизированные обзоры и мета-анализ.

2.Формулярная система. Методы выбора лекарственных средств. Принципы построения формулярной системы.

3.Фармацевтический опрос и консультирование больных.

4.Фармацевтической экономики для улучшения фармацевтического обеспечения лечебного учреждения.

5.Принципы построения информационной службы, работа с информационным материалом.

6.Принципы проведения научно-практических конференций, семинаров и других форм обучения сотрудников медицинского учреждения вопросам клинической фармакологии и фармакотерапии.

4. Форма выполнения:

Консультация, работа с учебниками.

Наши рекомендации