Второй раздел доклада – смена моделей организации бизнесов и управлений в отраслях.
Введение
Планы реформ российского образования на всех уровнях не остановились с введением в действие с сентября 2013 г. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Действительно, в настоящее время рассматриваются такие форсайт проекты как «Образование 2030» и «Компетенции 2030». Указанные проекты разрабатываются в рамках деятельности, в первую очередь, следующих организаций: Московская Школа Управления Сколково [1], НИУ «Высшая школа экономики» и Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, созданное распоряжением Правительства России от 11 августа 2011 г. №1393-р.
Именно Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (далее по тексту – АСИ) выступило инициатором разработки и пропагандирует в настоящее время форсайт-проекты «Образование 2030» (Карта образование 2035) и «Форсайт компетенций 2030». В программе форсайт «Образование 2030» разработана карта последовательных изменений российского образования в контексте мировых тенденций. Однако в ней в силу использования для проектирования исключительно форсайт-подхода [2] практически отсутствуют развернутые системы содержательных аргументов для обоснования перестройки образования в России.
Так, создатели программы форсайт «Образование 2030» не уделили должного внимания разнообразию содержательных теорий и подходов образования и обучения, сосредоточившись исключительно на организационно-экономической стороне планов. 27 декабря 2013 г. прошла открытая лекция директора направления АСИ «Молодые профессионалы» Д. Пескова по результатам трехлетней разработки с участием около 1000 экспертов карты будущего образования до 2030 г. [3]. Этим семинаром АСИ начало цикл открытых лекций «13 лекций о будущем» в течение 2014 г., в которых ведущие российские эксперты по работе с будущим нарисуют свои карты предстоящих возможных изменений образовательной системы в России и в мире. Следует напомнить, что АСИ – это автономная некоммерческая организация, созданная Правительством России для реализации комплекса мер в экономической и социальной сферах, в том числе для продвижения приоритетных проектов, реализации мероприятий по улучшению предпринимательской среды в России, развитию профессиональных кадров и т. п. Одной из основных задач направления АСИ «Молодые профессионалы» является достижение целевого для страны показателя – создания 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2025 г. посредством создания в России национальной системы компетенций и квалификаций, поддержки профессиональных сообществ, тиражированию лучших практик современного образования и кадровой работы, повышению престижа рабочих профессий.
Настоящая статья есть первая часть анализа выступления директора направления АСИ «Молодые профессионалы» Д. Пескова. В тексте статьи тезисы Д. Пескова из видеозаписи доклада будут обозначатся как П: «текст», наши аналитические замечания к ним как Е: «текст». Порядок рассмотрения вопросов в лекции Д. Пескова несколько изменен в рамках логики настоящей статьи.
Первый раздел доклада – финансовое обоснование форсайта «Образование 2030»
П: «В настоящее время АСИ планирует вкладывать организационные и финансовые ресурсы во множество технологических и организационных стартапов в области реформирования существующей системы образования». Далее,
П: «Для стартапов в России различные венчурные фонды располагают 1 млрд. долларов, а общий объем венчурного инвестирования и суммарная капитализация фондов для рынков труда и образования в образовательные стартапы в мире приближается к 1 трлн. долларов. Промышленная внутриотраслевая и межотраслевая гиперконкуренция является главной движущей силой, требующей быстрой смены моделей образования. Традиционное образование удовлетворить такой запрос не может и новое пока тоже не может. Происходит быстрое развитие отраслей. Старые отрасли промышленности умирают, а новые образуются. Новые отрасли, как правило, минимум в 10 раз эффективнее старых. Если технические инновации обещают в 10 раз большую эффективность, то тогда и эффективность образования должна быть в 10 раз большая. И традиционный университет не может дать то, что нам нужно – 10 раз более эффективное производство образованных специалистов. Традиционное образование удовлетворить такой запрос не может и новое пока не может. Такой вот кризис».
Е: Вышеприведенное рассуждение Д. Пескова является ключевым и используется им с силой и регулярностью объяснительного мема8: современное производство (якобы) демонстрирует в некоторых своих отраслях в 10 раз большую эффективность – значит, образование должно демонстрировать в точности в 10 раз большую эффективность. Но точных данных о повышении эффективности отраслевого промышленного производства именно в 10 раз докладчик в сообщении не привел. Кроме того, докладчик не указал, каким количественно качественным показателям соответствует выражение «в 10 раз более эффективное образование».
П: «Создан новый технологический уклад в США, т.к. для этого существуют большие экономические, политические и социальные предпосылки. Снова за последние 30 лет в мире появился технологический лидер - им снова стали США. В Штатах преодолели барьер увеличения эффективности в различных отраслях в 10 и более раз. Например, в частном секторе космической отрасли США. Частная космонавтика в 10 раз более эффективна, чем государственная. Люди, которые научились делать мегапроекты IT, пошли и сделали космические аппараты в 10 раз дешевле или даже в 100 раз дешевле. Это новый технологический уклад».
Е: Здесь упускается, что:
1. Политическими предпосылками эффективности американской экономики являются агрессивный неоимпериализм, который использует ресурсы из всего мира.
2. Социальными предпосылками американской эффективности является интенсивный импорт мозгов со всего мира, дополненный интенсивным промышленным шпионажем, в том числе, через Интернет.
3. Заявления о достигнутой коммерческой и технической эффективности американской частной космонавтики сделаны неспециалистом в технической области. Ибо к настоящему времени нет орбитальных полетов космонавтов на частных аппаратах. Есть только три кратковременных испытательных суборбитальных полета в рамках программ космического туризма. Общее количество полетов частных аппаратов ничтожно мало для оценки, статистики, их эффективности и безопасности. И, самое главное, все так называемые частные проекты, на самом деле, являются гибридными государственно-частными, со значительным вкладом ресурсов агентства NASA. По некоторым другим мнениям, например, президента США Б.Обамы, США совсем не технологический лидер. Так 25.02.2014 г. он объявил об открытии в стране двух инновационных научно-производственных центров. Они будут созданы при участии Пентагона с целью развития высокотехнологичной индустрии и создания новых рабочих мест в этом секторе экономики. Ранее президент США уже открыл два наукоемких производственных центра. Один из них базируется в штате Огайо и занимается разработкой методов 3D-печати, а другой расположен в штате Северная Каролина. Он специализируется на создании энергоэффективной электроники. Однако даже четырех центров, по мнению главы Белого дома, недостаточно. «Единственная проблема, что у Германии их 60. Я не хочу, чтобы следующее открытие, которое создаст массу новых рабочих мест, было сделано в Германии, Китае или Японии. Я хочу, чтобы это произошло здесь – в США», – заявил Б. Обама.
Второй раздел доклада – смена моделей организации бизнесов и управлений в отраслях.
П: «Построить сегодня качественную образовательную организацию, построить качественный завод, – для этого есть понятные модели управления этими структурами. Они существуют в IT отрасли у лидеров рынка. То, как работают лидеры IT, означает, что так через пять лет будут работать консалтинговые компании, а через десять лет будут работать все крупные управленческие компании и далее через двадцать лет это дойдет до университетов. Такое положение дел в странах индустриального образа жизни. Поэтому, если вы сегодня хотите построить качественную корпоративную культуру, берете презентацию компании IT… и используете ее. Если нужна модель корпоративной лояльности – берете модель твиттера и используете ее. Если хотите модель организации помещения –берете модель фейсбука и используете ее. Это лидеры в этих отраслях. Делаете что-то новое – старое перечеркиваете, берете модели лидеров и получаете эффективность в несколько раз (большую)».
Е: Д. Песков постоянно путает уровни организации самого производства с уровнями его управления. В сфере IT указанные уровни типично сближены или даже сливаются. Но совершенно иначе дело обстоит, когда мы рассматриваем производственные процессы на заводах и фабриках, тем более в образовательных организациях. Прекрасно организованное управление производственным процессом, например, на металлургическом заводе, может привести к буквальному краху и остановке производства, если управленческие процессы начнут действовать в отрыве от технологии производства, а в образовательных организациях – в отрыве от технологии обучения (т.е. педагогики!). Как отмечал один из известных теоретиков в области системной инженерии Авенчук: «…все хотят стать белыми воротничками даже без намека на технарство и инженерство. Молодые люди массово выбирают "работу с людьми, финансами и документами", куда ни плюнь – всюду управленцы на управленцах и управленцами погоняют. Организаторами производства (которые понимают в сути производства), главными инженерами (у которых в голове весь производственный цикл предприятия) мало кто хочет быть, да и непонятно, где этому качественно учат. Культура инженерной (как проектной, технической, созидательной) деятельности стремительно падает (есть и такое мнение, что не падает – уже давно не было высот, откуда можно было бы падать). Зато много желающих стать управленцами: возглавить какой-нибудь коллектив талантливых инженеров и техников, которые знают, как сорганизоваться для достижения выработанной управленцем стратегии и как технологизировать офисную работу, чтобы к каждой бумажке не нужно было "приделывать ноги". Толпы опытных генералов, которые прекрасно разрабатывают стратегию, занимаются тактикой, но у которых уже нет солдат, знающих как выстрелить из пушки конкретной марки или как поднять в воздух истребитель, хоть какой-нибудь. Все хотят быть космонавтами, мало кто хочет создать школу ракетостроения. Все норовят создать школу управления, но мало кто хочет создать школу технологии организации производства»11.
Далее Д. Песков указывает на необходимость «реализации ценностей на основе новых технологий». Он подчеркивает, что такого процесса в настоящее время нет, но он появится после 2016 г.
П: «Это принципиальные вопросы в общей концепции реформы образования. Важно знать, как вы работаете с ценностями. Важно иметь диагностические системы выявления тех или иных актуальных ценностей и их учета вне системы формального тестирования. Как ценности конвертируются в деньги и наоборот. В какой мере это возможно, в каких контекстах и при каких условиях. Есть большое количество вопросов на данную тему и огромное количество моделей по этому поводу».
Е: Удивительная мысль о конвертации ценностей в деньги и наоборот. Данная мысль только подтверждает, что, как пишет Н. В. Наливайко, в настоящее время наблюдается не только аксиологический кризис, но кризис самого понимания того, что такое «человеческие ценности». А примеры конвертации ценностей в деньги мы все видели за последние год – полтора и в событиях в Украине, и на Болотной площади в Москве у лидеров так называемого «протестного движения».