Порядок выполнения задания. 2. Общие методические указания к выполнению ЛР 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель работы…………………………………………………………….………..4
2. Общие методические указания к выполнению ЛР……………………………4
3. Задание к выполнению ЛР……………………………………………………...5
4. Пример выполнения задания…………………………………………………...8
Информационно-методическое обеспечение…………………………………...13
Приложение……………………………………………………………………….14
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Цель работы – углубление теоретический знаний и приобретение практических навыков проведения расчета баланса рабочего времени одного работника.
Задачи работы:
- изучение целей расчета баланса рабочего времени одного работника предприятия;
- приобретение навыков самостоятельного проведения расчетов, связанных с использованием рабочего времени на предприятии;
- формирование у студентов практических навыков и умений по управлению трудом и регулированию отношений в социально-трудовой сфере.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛР
Для выполнения ЛР каждый студент выбирает один з десяти предложенных вариантов в соответствии с последней цифрой индивидуального плана (зачетной книжки) по такому принципу:
Последняя цифра индивидуального плана (зачетной книжки) | Номер варианта ЛР |
Задание ЛР носит комплексный практический характер относительно расчета баланса рабочего времени.
В данной методической разработке представлен ПРИМЕР решения ЛР.
Требования по оформлению ЛР:
ЛР выполняется на стандартных листах формата А4 (210 х 297 мм.), аккуратно, без сокращения слов, со сквозной нумерацией страниц, рукописным или печатным способом. Методику переписывать не обязательно, но необходимо отразить порядок расчетов, заполнить таблицы и дать ответы на все вопросы.
Все приведенные в тексте формулы и таблицы должны быть пронумерованы и иметь названия.
ЗАДАНИЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛР
Исходные данные:
Варианты | ||||||||||
Среднеучетная численность работников прошлого периода |
Таблица 3.1 - Изменения потерь рабочего времени
№ | Показатели | Единицы измерения | Работники | |
факт | план | |||
Среднеучетная численность | чел. | По варианту | ? | |
Изменение численности | % | - | +12 | |
Очередные и дополнительные отпуска | ||||
в т. ч. 30 дней | % | |||
28 дней | % | |||
24 дня | % | |||
Отпуска по болезни | чел.-дней | ? | ||
Изменение | % | - | -20 | |
Отпуска в связи с беременностью и родами | чел.-дней | ? | ||
Изменение | % | - | +10 | |
Отпуска на обучение | чел.-дней | ? | ||
Изменение | % | - | +15 | |
Отпуска по государственным обязанностям | чел.-дней | |||
Административные отпуска | чел.-дней | |||
Круглосуточные простои | чел.-дней | - | ||
Прогулы | чел.-дней | - | ||
Часы на кормление детей | чел.-дней | ? | ||
Изменение | % | - | +10 | |
Льготные часы подростков | чел.-дней | - | - | |
Изменение | % | - | - | |
Внутрисменные простои | чел.-дней | - |
Задание: рассчитать баланс рабочего времени одного работника.
Порядок выполнения задания
Баланс рабочего времени одного работника используется для расчета общей численности работников. Увеличение фактической величины эффективного фонда рабочего времени одного работника путем уменьшения и ликвидации потерь рабочего времени в плановом периоде (целодневные и внутрисменные простои, прогулы) приводит к сокращению затрат труда на единицу продукции, повышению эффективности труда и условному высвобождению работников.
Для разработки баланса рабочего времени одного работника необходимо провести анализ рабочего времени работников за отчетный год и на плановый период. Исходными данными для анализа являются: среднеучетная численность работников; процентное распределение очередных отпусков; из-за болезни; количество человеко-дней отпусков в связи с беременностью и родами; учебных в отчетном периоде и процентное изменение в плановом периоде относительно отчетного; для выполнения государственных обязанностей; административные отпуска; круглосуточные простои; прогулы, которые имеют место только в отчетном периоде; человеко-часы на кормление детей и для льготных подростков с процентным изменением в плановом году; внутрисменные простои (таблица 3.1).
Расчет показателей в плановом периоде выполняется путем умножения фактических показателей на соответствующие коэффициенты с учетом увеличения или уменьшения. Например, предусматривается увеличение показателя X на 10%. Тогда величина этого показателя в плановом периоде составит:
Если предусматривается уменьшение фактической величины X в плановом периоде (например, на 5%), тогда расчеты проводят следующим образом:
Длительность очередных и дополнительных отпусков определяют путем суммирования произведений длительности отпуска на долю работников с таким отпуском. То есть определяют среднее количество дней отпуска одного работника по средневзвешенной величине.
Продолжительность прочих отпусков (неявок) на одного работника определяют путем деления длительности данных отпусков (неявок) на среднеучетную численность работников соответственно отчетного или планового периода. Для планового периода предварительно рассчитывают длительность отпусков с учетом плановых изменений.
Внеплановые неявки на роботу рассчитывают только для отчетного периода. Результаты расчетов необходимо занести в таблицу 3.2.
После проведенных расчетов суммируют все круглосуточные потери рабочего времени и рассчитывают эффективный фонд рабочего времени в днях (Еtд) путем вычитания всех круглосуточных потерь из номинального фонда рабочего времени.
Номинальный фонд рабочего времени рассчитывают путем вычитания из календарного фонда времени невыходов в праздничные и выходные дни (стр. 3 табл. 3.2).
После этого делаем расчет внутрисменных потерь рабочего времени: на кормление детей, льготное время подростков и внутрисменные простои. Исходное число делим на среднюю численность работников – получаем средние потери на 1 работника в год. Для определения потерь за день необходимо полученное число разделить на номинальный фонд рабочего времени. Аналогично для планового года, но с учетом изменений. Внутрисменные потери не планируются.
Проводим расчет и заносим в таблицу 3.2.
Фактическую длительность рабочего дня рассчитаем путем вычитания из 8 часов внутрисменных потерь рабочего времени (табл. 3.2).
Эффективный фонд рабочего времени в часах (Еtч) рассчитаем путем умножения фактического фонда рабочего времени в днях (Еtд) на фактическую длительность рабочего дня (табл. 3.2).
Таблица 3.2 - Баланс рабочего времени одного работника
№ п/п | Показатели | Ед. измерения | работники | |
факт | план | |||
Календарный фонд рабочего времени | дней | |||
Невыходы: праздники и выходные дни | -/- | |||
Номинальный фонд рабочего времени | -/- | |||
Круглосуточные потери - всего | -/- | |||
в том числе: | ||||
4.1 | - очередные и дополнительные отпуска | -/- | ||
4.2 | - отпуска из-за болезни | -/- | ||
4.3 | - отпуска в связи с беременностью и родами | -/- | ||
4.4 | - учебные отпуска | -/- | ||
4.5 | - отпуска для выполнения государственных обязанностей | -/- | ||
4.6 | - административные отпуска | -/- | ||
4.7 | - круглосуточные простои | -/- | ||
4.8 | - прогулы | -/- | ||
Эффективный фонд рабочего времени в днях, Etд | -/- | |||
Внутрисменные потери всего | часов | |||
в том числе: | ||||
6.1 | - время на кормление детей | -/- | ||
6.2 | - льготное время подростков | -/- | ||
6.3 | - внутрисменные простои | -/- | ||
Фактическая длительность рабочего дня | -/- | |||
Эффективный фонд рабочего времени в часах, Еtч | -/- |
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Исходные данные:
Среднеучетная численность работников прошлого периода – 160 человек
Таблица 3.1 - Изменения потерь рабочего времени
№ | Показатели | Единицы измерения | Работники | |
факт | план | |||
Среднеучетная численность | человек | ? | ||
Изменение численности | % | - | +12 | |
Очередные и дополнительные отпуска | ||||
в т. ч. 30 дней | % | |||
28 дней | % | |||
24 дня | % | |||
Отпуска по болезни | чел.-дней | ? | ||
Изменение | % | - | -20 | |
Отпуска в связи с беременностью и родами | чел.-дней | ? | ||
Изменение | % | - | +11 | |
Отпуска на обучение | чел.-дней | ? | ||
Изменение | % | - | +12 | |
Отпуска по государственным обязанностям | чел.-дней | |||
Административные отпуска | чел.-дней | |||
Круглосуточные простои | чел.-дней | - | ||
Прогулы | чел.-дней | - | ||
Часы на кормление детей | чел.-дней | ? | ||
Изменение | % | - | +15 | |
Льготные часы подростков | чел.-дней | - | - | |
Изменение | % | - | - | |
Внутрисменные простои | чел.-дней | - |
Рассчитать баланс рабочего времени одного работника
Решение
Расчет показателей в плановом периоде выполняется путем умножения фактических показателей на соответствующие коэффициенты с учетом увеличения или уменьшения. Например, предусматривается увеличение показателя X на 10%. Тогда величина этого показателя в плановом периоде составит:
Если предусматривается уменьшение фактической величины X в плановом периоде (например, на 5%), тогда расчеты проводят следующим образом:
Порядок расчетов отражено в таблице 4.1.
Таблица 4.1 - Порядок анализа баланса рабочего времени
№ | Показатели | Единицы измерения | Работники | |
факт | план | |||
Среднеучетная численность | человек | |||
Изменение численности | % | - | +12 | |
Очередные и дополнительные отпуска | ||||
в т. ч. 30 дней | % | |||
28 дней | % | |||
24 дня | % | 10 | ||
Отпуска по болезни | чел.-дней | |||
Изменение | % | - | -20 | |
Отпуска в связи с беременностью и родами | чел.-дней | 643,8 | ||
Изменение | % | - | +11 | |
Отпуска на обучение | чел.-дней | 123,2 | ||
Изменение | % | - | +12 | |
Отпуска по государственным обязанностям | чел.-дней | |||
Административные отпуска | чел.-дней | |||
Круглосуточные простои | чел.-дней | - | ||
Прогулы | чел.-дней | - | ||
Часы на кормление детей | чел.-дней | 1955 | ||
Изменение | % | - | +15 | |
Льготные часы подростков | чел.-дней | - | - | |
Изменение | % | - | - | |
Внутрисменные простои | чел.-дней | - |
Длительность очередных и дополнительных отпусков определяют путем суммирования произведений длительности отпуска на долю работников с таким отпуском. То есть определяют среднее количество дней отпуска одного работника по средневзвешенной величине:
по факту:
по плану:
Заносим результаты расчетов в таблицу 4.2, стр. 4.1.
Продолжительность прочих отпусков (неявок) на одного работника определяют путем деления длительности данных отпусков (неявок) на среднеучетную численность работников соответственно отчетного или планового периода.
Итак, отпуска из-за болезни в расчете на одного работника составляют:
по факту: человеко-дней
по плану: человеко-дней
Заносим результаты расчетов в таблицу 4.2, стр. 4.2.
Отпуска в связи с беременностью и родами в расчете на одного работника составляют:
по факту: человеко-дней
по плану: человеко-дней
Заносим результаты расчетов в таблицу 4.2, стр. 4.3.
Отпуска на обучение в расчете на одного работника составляют:
по факту: человеко-дней
по плану: человеко-дней
Заносим результаты расчетов в таблицу 4.2, стр. 4.4.
Отпуска государственным обязанностям в расчете на одного работника составляют:
по факту: человеко-дней
по плану: человеко-дней
Заносим результаты расчетов в таблицу 4.2, стр. 4.5.
Административные отпуска в расчете на одного работника составляют:
по факту: человеко-дней
по плану: человеко-дней
Заносим результаты расчетов в таблицу 4.2, стр. 4.6.
Круглосуточные простои в расчете на одного работника составляют:
по факту: человеко-дней
на плановый период круглосуточные простои не рассчитываются.
Прогулы в расчете на одного работника составляют:
по факту: человеко-дней
на плановый период прогулы не рассчитываются.
Круглосуточные потери - всего (стр. 4) учитывают все виды потерь рабочего времени и рассчитываются, как сума строк 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7 и 4.8.
Эффективный фонд рабочего времени в днях, Etд (стр. 5) рассчитываем путем вычитания из номинального фонда рабочего времени (стр. 3) всех круглосуточных потерь (стр. 4) в таблице 4.2.
Итак, фактический эффективный фонд рабочего времени составляет: , плановый эффективный фонд рабочего времени составляет:
После этого делаем расчет внутрисменных потерь рабочего времени: на кормление детей, льготное время подростков и внутрисменные простои. Исходное число делим на среднюю численность работников – получаем средние потери на 1 работника в год. Для определения потерь за день необходимо полученное число разделить на номинальный фонд рабочего времени. Аналогично для планового года, но с учетом изменений. Внутрисменные потери не планируются.
Время на кормление детей:
по факту: человеко-часов в расчете на одного работника в год;
среднесуточные потери рабочего времени: человеко-часов;
по факту: человеко-часов в расчете на одного работника в год;
среднесуточные потери рабочего времени: человеко-часов.
Заносим результаты расчетов в таблицу, стр. 6.1.
Льготные часы подростков в данном примере не рассчитываются.
Внутрисменные простои:
по факту: человеко-часов в расчете на одного работника в год;
среднесуточные потери рабочего времени: человеко-часов.
Заносим результаты расчетов в таблицу, стр. 6.3.
Внутрисменные потери – всего (стр. 6 таблицы 4.2) учитывают все виды внутрисменных птерь и рассчитываются, как сумма строк 6.1, 6.2 и 6.3.
Фактическую длительность рабочего дня рассчитаем путем вычитания из 8 часов внутрисменных потерь рабочего времени (стр. 7).
Эффективный фонд рабочего времени в часах (Еtч) рассчитаем путем умножения фактического фонда рабочего времени в днях (Еtд (стр. 5)) на фактическую длительность рабочего дня (стр. 8):
по факту: часов в расчете на одного работника в год;
по плану: часов в расчете на одного работника в год.
Таблица 4.2 - Баланс рабочего времени одного работника
№ п/п | Показатели | Ед. измерения | работники | |
факт | ||||
Календарный фонд рабочего времени | дней | |||
Невыходы: праздники и выходные дни | -/- | |||
Номинальный фонд рабочего времени | -/- | |||
Круглосуточные потери - всего | -/- | 40,83 | 36,69 | |
в том числе: | ||||
4.1 | - очередные и дополнительные отпуска | -/- | 27,72 | 27,86 |
4.2 | - отпуска из-за болезни | -/- | 2,94 | 2,1 |
4.3 | - отпуска в связи с беременностью и родами | -/- | 3,63 | 3,6 |
4.4 | - учебные отпуска | -/- | 0,69 | 0,69 |
4.5 | - отпуска для выполнения государственных обязанностей | -/- | 0,53 | 0,48 |
4.6 | - административные отпуска | -/- | 4,69 | 1,96 |
4.7 | - круглосуточные простои | -/- | 0,44 | |
4.8 | - прогулы | -/- | 0,19 | |
Эффективный фонд рабочего времени в днях, Etд | -/- | 215,17 | 219,31 | |
Внутрисменные потери всего | часов | 0,127 | 0,043 | |
в том числе: | ||||
6.1 | - время на кормление детей | -/- | 0,042 | 0,043 |
6.2 | - льготное время подростков | -/- | ||
6.3 | - внутрисменные простои | -/- | 0,085 | |
Фактическая длительность рабочего дня | -/- | 7,873 | 7,957 | |
Эффективный фонд рабочего времени в часах, Еtч | -/- | 1694,03 | 1745,05 |