Сущность и значение предложения потребительских товаров.

Важной экономической категорией и составным элементом рынка является товарное предложение.

Товарное предложение как рыночная категория различными авторами рассматривается по-разному. Такие экономисты как Эдвин Дж. Долан и Дейвид Е. Линдсей пишут следующее: предложение представляет собой желание и возможность продавцов предоставлять товары для продажи на рынок».1

Американские экономисты Кэмпбелл Р. Макконнели и Стенли Л. Брю считают, что: «предложение можно определить как шкалу, показывающую разное количество продуктов, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.».2

К. Маркс считал, что товарное предложение – продукт, который находится на рынке или может быть на него доставлен.3

Ряд авторов придерживается мнения, что предложение и товарный запас равнозначны.4

В учебниках по экономической теории предложение рассматривается, как некое количество абстрактного продукта, которое производители станут предлагать на рынке по разным возможным ценам.

Потребители этого абстрактного продукта стараются обернуть процесс в свою пользу, – чем ниже цена на продукт, тем большее количество этого продукта будет куплено. Предложенные производителями (продавцами) для реализации на рынке товары и представленная на нем потребность покупателей в этих товарах образуют два основных элемента рынка – предложение и спрос. Взаимосвязь между производителем и потребителем, ее социально-экономическая природа находят рыночное выражение в отношениях предложения и спроса.

На реальном потребительском рынке под предложением понимаются конкретные товары. «Товар – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления»1. Без спроса на товар никогда бы и не было товарного предложения. Источником проявления современного многообразия мира товаров на потребительском рынке служат человеческие потребности.

Из обобщенной характеристики данной категории следует, что товарное предложение это совокупность всех предназначенных для реализации ресурсов потребительских товаров, которыми в каждый данный момент располагают все выступающие на рынке продавцы.

Из всех представленных трактовок вытекает, что товарное предложение – рыночная категория, представляющая с одной стороны интересы производителей, а с другой стороны предназначенная для реализации интересов потребителей.

Сущность товарного предложения раскрывается через его характеристики, а именно: натурально-вещественную, стоимостную и временную.

В плане натурально-вещественного состава товарное предложение представляет собой совокупность товарных единиц, обладающих ценностью для потребителя и предназначенных для удовлетворения их потребностей. Натурально-вещественная форма предложения выражает способность товаров удовлетворять определенную потребность людей и характеризуется их потребительной стоимостью (полезностью).

В соответствии с принятой в рыночных государствах классификации, товары, производимые для удовлетворения человеческих нужд, маркетологи делят на три группы: продукты питания, алкогольные напитки, непродовольственные товары. В общем итоге валовой продукции по товарам народного потребления удельный вес трех групп соответственно: 32, 12, 56 (процентов).

К первой группе относят продукты сельскохозяйственного производства (мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, картофель, овощи, фрукты и цитрусовые); рыбу и рыбопродукты; животное масло; сало, маргарин и другие жиры; сахар; кондитерские изделия; чай; мука; хлеб и хлебобулочные изделия; безалкогольные напитки, минеральные воды, фруктовые и овощные соки.

В составе группы «Алкогольные напитки» имеются товарные группы: водка и ликероводочные изделия; вино; коньяк; шампанское; пиво.

Группа «Непродовольственные товары» самая многочисленная по составу. Она включает большое количество товарных групп культурно-бытового и хозяйственного назначения, продукции легкой промышленности.

Отдельную группу по этой классификации образуют импортные товары, включающие и продовольственные, и непродовольственные товары и алкогольную продукцию.

Весь состав товарного предложения по натурально-вещественной характеристике подразделяется также на товары длительного пользования, товары повседневного спроса. К первым относят бытовую технику, автомобили, жилье, аудио-видеотехника, мебель и дорогостоящая одежда и обувь из натуральных материалов с высоким уровнем качества. Товары повседневного спроса - это: продукты питания, косметика, недорогие виды одежды и обуви, кухонные и столовые принадлежности, гигиенические товары. Эти товары приобретаются постоянно и являются наиболее привлекательными для производителей. Они занимают наибольший удельный вес.

Можно представить еще несколько вариантов, характеризующих натурально-вещественный состав товарного предложения, но все варианты так или иначе связаны с потребностями людей, их потребительскими ожиданиями, покупательским спросом.

Для всех групп потребительских товаров характерны некоторые особенности, связанные с предложением товаров на потребительском рынке.

Во-первых, в силу большой индивидуализированности, избирательности, изменчивости потребительского спроса производство и предложение потребительских товаров должны обладать повышенной способностью к адаптации к постоянно изменяющимся требованиям рынка.

Во-вторых, большинство товаров данного рынка имеет непродолжительный жизненный цикл. Это вызывает необходимость постоянного обновления и расширения номенклатуры и ассортимента товаров для личного потребления.

Таким образом, по потребительскому спросу, предложение товаров можно рассматривать как количество и качество товаров, которое, которое производители желают и могут произвести и предложить на рынке на продажу в зависимости от сложившихся конкретных условий на потребительском рынке.

Товарное предложение на потребительском рынке по составу делится на товары, находящиеся в непосредственной реализации и на товары, составляющие товарный запас.

С точки зрения времени образования товарное предложение представляет сумму товаров, которые производителями уже представлены на рынке для продажи и товары, которые еще будут представлены в соответствии с заключенными на определенный период соглашениями с потребителями (посредниками). В формировании товарного предложения на рынке потребительских товаров участвуют самые разные товаропроизводители, поставляющие для реализации свою товарную продукцию.

Часть предложения, которая поставляется на рынок в определенный период поставщиками, в теории и практике называется поступлением товаров или поставкой их на рынок (П). Его величина измеряется в натуральных и стоимостных показателях и представляет собой либо

· количество поставленных на данный рынок за изучаемый период товаров i,

· стоимость поставленных на рынок товаров i при средних за период ценах.

Часть товаров, поставленных на рынок, образует товарный запас, который либо не реализуется за определенный период по рыночным причинам, либо планомерно накапливаются на складах, базах, в магазинах по технологическим надобностям.

Товарные запасы (З) измеряются в натуральном и стоимостном выражении, а также в условных единицах, которые показывают, на сколько дней торговли хватит имеющегося запаса.

Товарные запасы на потребительском рынке выполняют следующие функции:

· Обеспечивают непрерывность расширенного воспроизводства и обращения, в процессе которых происходит их систематическое образование и расходование,

· Удовлетворяют платежеспособный спрос населения, являясь формой товарного предложения,

· Характеризуют состояние, складывающееся между объемом и структурой спроса и товарного предложения.

Необходимость образования товарных запасов предметов потребления вызвана следующими основными причинами:

· Непрерывностью процесса обращения и необходимостью постоянного возобновления товарного запаса,

· Сезонностью производства и потребления большинства потребительских товаров,

· Неравномерностью размещения производства и районов потребления конкретных товаров,

· Непредвиденные колебания спроса и ритма производства,

· Необходимость преобразования производственного ассортимента в торговый, обеспечивающий качественный состав товарного предложения в соответствии с покупательским спросом,

· Необходимостью образования страховых запасов, резервов и запасов целевого назначения и др.

Товарные запасы, представленные на рынке классифицированы по различным признакам на разные виды. Однако по той роли, которую они выполняют на потребительском рынке, можно выделить виды запасов, представленные на рисунке.

  Сущность и значение предложения потребительских товаров. - student2.ru   Общественный запас    
  Сущность и значение предложения потребительских товаров. - student2.ru Сущность и значение предложения потребительских товаров. - student2.ru Сущность и значение предложения потребительских товаров. - student2.ru        
  Производственный запас   Товарный запас   Фонд потребления  
  Сущность и значение предложения потребительских товаров. - student2.ru Сущность и значение предложения потребительских товаров. - student2.ru        
  Запас товаров в промышленности   Запас товаров торговли  
  Сущность и значение предложения потребительских товаров. - student2.ru Сущность и значение предложения потребительских товаров. - student2.ru Сущность и значение предложения потребительских товаров. - student2.ru Сущность и значение предложения потребительских товаров. - student2.ru Сущность и значение предложения потребительских товаров. - student2.ru  
Запасы в оптовой торговле   Запасы в оптовой торговле   Запасы в общественном питании  
  Рис. Классификация товарных запасов по их роли на потребительском рынке.  
                                   

Важное значение в удовлетворении спроса населения, обеспечении соответствия предложения товаров этому спросу, а значит, и в увеличении розничного товарооборота имеют сезонные товарные запасы. Их образование обусловлено в основном двумя причинами:

- сезонностью спроса (потребления) при более или менее равномерном характере производства в течение года (зимняя, летняя одежда, спортивные товары – лыжи, коньки, велосипеды, елочные игрушки и т. п.),

- сезонностью производства при более или менее равномерном потреблении в течение года (овощи, фрукты и др.).

Роль их возрастает по мере ликвидации дефицита товаров. На их образование требуются определенные товарные ресурсы. В тоже время при реализации в сезон они в свою очередь выступают ресурсами, обеспечивающими выполнение розничного товарооборота, удовлетворение спроса и оборот торговли.

В условиях рыночной экономики необходимо прийти к созданию СТЗ только в опте, что обеспечит снижение их совокупного объема и приведет к соответствию объема товарного предложения объему покупательского спроса.

Товар, представленный в непосредственной реализации, прежде всего, характеризуется товарным ассортиментом. В магазинах относительно узкий производственный ассортимент преобразуется в широкий торговый, который включает в свой состав товары различных специализированных производственных предприятий.

Различают широту ассортимента, определяемую количеством товарных групп, предлагаемых торговыми предприятиями, и глубину ассортимента, под которой понимается количество наименований товаров в рамках каждой товарной группы.

Чем больше товаров разных наименований в данной товарной группе, тем ассортимент глубже, а чем больше различных товарных групп у торговых предприятий, тем ассортимент шире. Ассортимент может быть сбалансированным, т. е. логично и последовательно, в рациональных пропорциях сочетающий различные товарные группы в соответствии с целенаправленностью общего рыночного предложения. Сбалансированный ассортимент подбирается в зависимости от возможностей рынка в данных границах пространства и времени.

К товарному запасу относится масса товаров, накапливаемых на предприятиях и в организациях разных организационно-правовых форм собственности до момента продажи.

В условиях рыночной экономики предложение товаров принимает стоимостную форму и зависти от цен. С повышением цен соответственно возрастает и товарное предложение. Связь между ценой и товарным предложением прямая, поэтому в стоимостном выражении товарное предложение это – продукт, который действительно может быть продан на рынке при данном уровне цен.

Стоимостная форма предложения отражается в способности товаров к обмену. Товары создают и предлагают потребителям производители. Совокупность товаров, выносимая ими на рынок, образуют предложенные, а назначаемая производителями цена – есть цена предложения.

Предложение – (как и спрос) – особая самостоятельная сфера рыночной экономики со своей экономической логикой поведения ее участников. Понять эту логику помогают анализ связи рыночной цены и величины предложения.

Аналогично закону спроса в рыночной экономике действует и закон предложения.

Закон предложения – величина предложения (S) находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен (р).  

Следует отметить, что А. Маршалл, исследуя взаимосвязь между ценой и предложением строил так называемые обратные функции, принимая в качестве независимой переменной предложение, а зависимой переменной – цену товара.

р= φ-1(S)

При этом данная математическая интерпретация связей страдает рядом существенных недостатков.

Так, рассматривая связь предложения и цены, сознательно игнорируется его зависимость от спроса, от предложения взаимозаменяющих и взаимодополняющих товаров от качества изделий и т. п.

Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цены.

Повышение цены – стимулирует рост величины S.

Снижение цены – уменьшает величину S.

Мерой изменения предложения в связи с изменением цены является эластичность товарного предложения.

ε = (∆S / S)/( ∆ р/р) = (∆S/ ∆р)*(р/ S)

где ε - эластичность предложения

S - предложение товара

р - цена товара

По характеру эластичности в экономической теории выделяются два варианта товарного предложения:

1. Предложение товаров со слабой эластичностью или вообще неэластичных. Изменение цен либо не оказывает влияния на размер предложения таких товаров, либо вызывает малозаметные его сдвиги. К этой группе относят скоропортящиеся товары, хранение которых в течение более или менее продолжительного срока не представляется возможным (овощи, фрукты, свежая рыба и т. п.). Эти товары не могут быть изъяты с рынка, они должны быть проданы. Поэтому сдвиги в ценах не приводят к изменению объема предложения.

2. Предложение товаров с сильной или бесконечной эластичностью предложения (1 < ε < ∞). Значительный рост или снижение предложения таких товаров вызывается даже незначительным изменением цен. К этой группе относят предложение товаров, не подвергающихся качественным изменениям с течением времени (например, товары длительного пользования).

Кроме цен на изменение предложения могут повлиять следующие факторы:

1.Изменение в себестоимости производства. Большое значение для понижения или увеличения себестоимости имеют цены на ресурсы и новые технологии. Рост цен на ресурсы вызовет рост себестоимости, что скажется на уменьшении предложения. А совершенствование технологии в производстве какого-либо товара скажется на снижении себестоимости, что может увеличить предложение этого товара на рынке.

2.Изменение цен на взаимозаменяемые товары может вызвать перелив капиталов в более выгодные сферы, что меняет объем и состав предложения.

3.Количество производителей данного товара, уровень конкуренции, монополизма. При данном объеме производства каждого товаропроизводителя чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. С течением времени число действующих субъектов изменяется. На конкурентном рынке новые фирмы будут вступать на него с предложением какого-либо товара, пока существует вероятность получения дополнительной прибыли, т. е. предложение товара будет расти, и наоборот.

Когда на рынке конкуренцию заменяет монополия, то продавцы могут воздействовать на рынок или манипулировать на нем ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Своей способностью регулировать общий объем предложения монополисты могут искусственно ограничивать объем продукции и тем самым получать за нее более высокие цены.

4.Развитие и размещение оптовой торговли. Опт играет роль посредника между производителями продукции и покупателями, т. е. розничной торговлей. Совершенствование оптовой торговли способно увеличивать предложение товаров на потребительском рынке.

5. Научно-технический прогресс в сфере потребления. Потребности населения в товарах складываются исторически: в них отражаются достигнутые обществом уровень экономического и культурного развития, национальные и другие особенности. Они определяются экономическим уровнем и культурой общества. Потребности опережают производства, стимулируя его развитие и ставя перед ним новые задачи. В свою очередь, развитие производства расширяет ассортимент и увеличивает массу товаров, вызывая к жизни все новые и новые потребности.

6. На изменение товарного предложения влияет также изменения в доходах населения. С ростом денежных доходов увеличивается доля расходов семей на покупку непродовольственных товаров и уменьшается на некоторые товары. Понижение доходов приводит к снижению товарного предложения, особенно товаров длительного пользования.

Понимание сущности товарного предложения, факторов и тенденций, определяющих его развитие, необходимо для реальной практической деятельности на рынке потребительских товаров. Достижение сбалансированности рынка требует продуманных целенаправленных действий субъектов рынка на его элементы. Как отмечалось ранее, наиболее значимым для каждого рынка является вмешательство государства в сферу регулирования рынка.

Начиная с 1991 г., в России товарообеспечение по законам рыночной экономики стало преобладающим. Демонополизация сферы товарного обращения, либерализация цен, приватизация торговых предприятий и усиление на этой основе конкуренции стали существенными факторами стабилизации потребительского рынка России, насыщения его товарами народного потребления, ликвидации таких явлений как дефицит, ажиотажный спрос, очереди.

До 1991 г. товарное предложение на российском потребительском рынке было обусловлено централизованным механизмом распределения товаров. Отличие его от рыночного и смешанного ведения хозяйствования в том, что государство в лице своих централизованных органов (Госплан, Госснаб, Минторг и др.) через распределительные органы нижних ступеней отраслевого и территориального направлений устанавливало и доводило до оптовых потребителей размеры «продаваемых» количеств продукта.

В рыночной экономике, тем ни менее, самостоятельные действия субъектов производства и рынка регулируются органами государственного управления.

Одним из важнейших способов прямого воздействия государства на предложение является непосредственное финансирование государством приоритетных направлений развития производства, которое позволит изначально учесть требования народнохозяйственного оптимума, исключив фактор временных конъюнктурных колебаний спроса и предложения.

Основными сферами государственного капиталовложения являются:

· Производства, ориентированные на выпуск конкурентоспособной продукции;

· Задействование механизма заинтересованности связано с необходимостью снижения издержек производства этой продукции по сравнению с уровнем цен, устанавливаемых монопольными структурами;

· Производства, на продукцию которых, согласно прогнозным оценкам, в течение длительного времени будет сохраняться повышенный спрос;

· Предприятия, осваивающие выпуск новых видов продукции или продукции более высокого качества.

Однако, необходимо иметь в виду, что подобный путь воздействия государства на предложение имеет ряд существенных ограничений как внешнего, так и внутреннего порядка.

К внешним ограничениям относятся, прежде всего, трудности обеспечения целевого использования бюджетных средств. Как показывает практика, здесь открываются чрезвычайно серьезные возможности для злоупотреблений, основанных на незаконной перекачке средств из одного сектора в другой. Контроль за этими процессами достаточно сложен и связан с необходимостью создания разветвленного государственного аппарата, осуществляющего функцию надзора за целевым использованием бюджетных средств.

Внутренние ограничения связаны с самим понятием народнохозяйственного оптимума в определенный период, что требует разработки концепции развития национальной экономики рынка.

Важнейшим средством государственного воздействия на товарное предложение является налоговая политика, осуществляемая в отношении товаропроизводителей.

Налоговая политика влияет на производство и непосредственно (налоги на прибыль и на добавленную стоимость, амортизационная политика, воздействие на темпы накопления), и косвенно (налоги, являясь основным источником доходов государственного бюджета, используются для капиталовложений, проведения структурной и инвестиционной политики).

Задача государства – собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России происходит именно такая ситуация. Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств, что вынуждает государство опять повышать налоги. Получается замкнутый круг. Объективно назрела в данной ситуации налоговая реформа, и снижение налогов уменьшит стимулы к неуплате, сделает честное предпринимательство более прибыльным, приведет к большим доходам государства и снизит уровень криминализации бизнеса.

Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы в сфере рынка.

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для создания общественного капитала (инфраструктуры). На основе субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета по строго определенным программам. Доля субвенций в ВНП развитых стран составляет 5-10 процентов.

Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть по рыночным ценам. В число таких отраслей входят и производящие потребительские товары.

Весьма разнообразно регулирование производства через кредитный рынок. В основном, оно сводится к двум типам политики: стимулирование кредита (кредитная экспансия) или сдерживание, ограничение кредита (кредитная рестрикция). С помощью учетной ставки государство влияет на объем и капиталовложений. Повышение учетной ставки делает капитал дороже, замедляет инвестиции и, наоборот, понижение учетной ставки заинтересовывает предпринимателей в том, чтобы обращаться в банк за кредитами и использовать их для капиталовложений. Показательным примером такого воздействия является один из последних шагов этой области – понижение учетной ставки Бундестбанком (Германия) и последовавшие за этим понижения учетных ставок центральными банками Франции и некоторых других стран ЕС в сентябре 1992 г.

Государственное кредитование предпринимателей на коммерческих началах из-за низко процента делает для предпринимателей выгодной пропорцию, в которой прибыль распадается на процент и предпринимательский доход. В США, ФРГ и ряде других стран широко применяются субсидии в сельском хозяйстве. Бесспорно, кредитная поддержка сельскохозяйственных производителей всех форм собственности должна активно проводиться в России.

На современном этапе экономики одним из главных факторов создания полноценной рыночной среды является формирование и развитие предпринимательства. Любой предприниматель стремится к максимизации своей прибыли, так как его материальное богатство зависит от доходов, которые приносит него дело или фирма. Но, получая прибыль для себя, предприниматель производит необходимые для общества товары или услуги, создает новые рынки, представляет новые или поддерживает уже имеющиеся рабочие места, сам является покупателем товаров, созданных другими, платит соответствующие налоги. Таким образом, чем больше в стране предпринимателей, стремящихся извлечь выгоду и успешно извлекающих ее путем внедрения инноваций, сопряженных с коммерческим риском, тем богаче общество, тем насыщеннее рынок, разнообразнее товарное предложение.

Решение проблемы товарного предложения, безусловно, связано с государственным регулированием качества продукции, поступающей на потребительский рынок. Большое значение в этом играет законодательство о качестве.

Законодательство представляет собой совокупность нормативных актов и отдельных норм, призванных обеспечивать надлежащее качество выпускаемой продукции, выполняемых работ, предоставляемых услуг, сооружаемых объектов строительства и защиту прав потребителя. Эти нормативные акты и нормы относятся к различным отраслям права: административному, гражданскому, трудовому, уголовному. С их помощью закрепляются компетенция органов управления, предприятий в области качества; показатели качества, обязательные в сфере товарооборота; виды нормативно-технической документации и требований к ней; права сторон по определению условий р качестве в договоре; формы правовой защиты прав потребителей, в том числе и ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ, услуг. В законодательстве о качестве можно выделить следующие составляющие его части, показанные на рис.

Рис. Элементы правового регулирования качественного состава товарного предложения.

       
   
Законодательство о качестве
 
  Сущность и значение предложения потребительских товаров. - student2.ru


Законодательство о стандартизации, о сертификации, о метрологии   Законодательство, регулирующее качество работ и услуг в договорах на их производство и поставку   Законодательство о приемке продукции по качеству, об ответственности предприятий их работников за ненадлежащее качество продукции, работ и услуг в сфере потребительского рынка.

Изготовители потребительских товаров любых организационно-правовых форм и видов собственности обязаны реализовать продукцию только при наличии сертификата качества.

Система защиты прав потребителей, осуществляемая под эгидой государства и проявляется не только в регулировании цен и спроса на потребительском рынке, но и в государственном воздействии на предложении товаров. Правовой основой данного аспекта государственного регулирования является закон «О защите прав потребителей» (приведенный здесь с изменениями от 26. 06. 93 г.). Его существование определено целью координирования отношений, возникающих между потребителями и предпринимателями, установлением прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получения информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах).

Объектом отношений в этом законе выступает качество товара, работы или услуги, и то, каким образом продавец (изготовитель, исполнитель) обязан продать потребителю товар (передать результаты выполненной работы, оказать услугу), соответствующий по качеству обязательным требованиям стандартов, условиям договоров, обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товарах (работах, услугах), предоставленной продавцом (изготовителем, исполнителем).

Если брать во внимание качество товара, то его обеспечение прослеживается от первой до последней стадии его движения к потребителю. Так, в ГОСТах устанавливаются обязательные требования, которые должны обеспечить безопасность жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращающие причинение вреда имуществу потребителя. По отдельным группам товаров (видам работ, услуг) указанные требования устанавливаются прочими законодательными актами РФ.

Наши рекомендации