Тема 11. Производственная структура предприятия
Понятие производственной структуры. Основные внутренние подразделения предприятия и их классификация. Формы специализации предприятия, его цехов и участков: предметная, технологическая, подетальная и функциональная.
Генеральный план предприятия и основные принципы его разработки.
Тема 12. Управление предприятием
Управление – сущность, функции, принципы. Методы и технические средства управления. Отраслевые особенности управленческих структур.
Организационные структуры и формы управления. Линейная, функциональная, линейно-функциональная и матричная структуры управления. Звенность системы управления.
Органы управления предприятием. Организационная структура управления предприятием и цехом. Коммуникационное обеспечение системы управления.
Технология управления. Управленческие решения и их классификация.
Тема 13. Методологические основы планирования
Сущность, значение и виды планирования. Цели и задачи планирования. Основные виды планирования: перспективное, текущее и оперативно-производственное. Основные этапы, стадии и исходные данные планирования. Принципы и методы планирования. Бюджетирование.
Система плановых показателей и нормативов: номенклатура, единицы измерения, порядок определения. Нормативная база планирования. Методы разработки плановых норм и нормативов.
Тема 14. Основные виды планирования
Перспективное планирование на предприятии: стратегическое и долгосрочное. Экономическая и функциональная стратегии, их типы, факторы выбора. Сводный перспективный план предприятия.
Технико-экономическое планирование на предприятии. Основные разделы текущего плана предприятия. Производственная программа и мощность. Теория оптимального объема выпуска продукции.
Оперативно-производственное планирование: содержание, объекты, горизонты. Межцеховое, внутрицеховое и объемно-календарное планирование. Системы оперативно-производственного планирования. Диспетчирование.
Бизнес-план предприятия: сущность, значение, основные функции. Содержание основных разделов.
Тема 15. Маркетинг в системе управления предприятием
Маркетинговая среда предприятия. Разработка маркетинговой и товарной стратегии. Сегментирование рынка, позиционирование товара. Разработка товаров: товары, товарные марки, упаковка. Жизненный цикл товара. Ценовая политика и ценообразование на продукцию, работы и услуги предприятия.
Методы продвижения товаров. Каналы распределения. Розничная и оптовая торговля. Маркетинг услуг. Организация маркетинговой деятельности на предприятии. Технология маркетинговой деятельностью. Процесс управления маркетингом.
Тема 16. Логистические системы предприятия
Понятия, задачи и функции логистики. Концепция логистических цепей. Закупочная, производственная и распределительная логистика. Закупки. Складирование. Управление запасами. Планирование производственных потребностей. Управление движением и распределением готовой продукции. Транспортирование. Информационное обеспечение. Оптимизация материальных, транспортных и информационных потоков.
Тема 17. Научно-техническое развитие предприятия. Инвестиции и управление проектами
Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия. Цели, задачи и принципы научно-технического развития. Социально-экономические и организационно-технические методы ее осуществления.
Понятие и сущность инвестиций. Роль инвестиций в создании и обновлении организации. Виды инвестиций. Инвестиционный цикл. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности. Понятие стадийности проектирования. Оценка эффективности реализации инвестиционных проектов. Показатели, методы определения.