Методические указания по выполнению. Самостоятельной работы
Самостоятельной работы
Самостоятельная работа № 1. Тема «Предмет и метод экономической теории»
Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой раскрыть содержание ключевых понятий и категорий темы в словаре терминов (методику заполнения словаря см. ниже).
Ключевые понятия: экономика как наука; предмет экономической науки; экономическое поведение; «микроэкономика», «макроэкономика»; функции экономической науки; экономическая стратегия и экономическая политика; методы экономической науки: позитивный и нормативный анализ, роль математики в экономике: функциональные зависимости; экономические модели и эксперименты; краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики, показатели эластичности; общенаучные методы в экономике: диалектическая логика, индукция, дедукция, аналогия, историзм.
На основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой в процессе изучения дисциплины студент систематически ведет работу над словарем терминов по каждой теме, выписывая ключевые понятия, их значение и информационный источник.
Словарь ведется в рукописном виде в тетради на развороте листа.
Словарь оформлять по следующей форме:
Раздел 1. Название раздела | |||
Тема 1. Название темы | |||
№ п/п | Дефиниция | Определение | Источник |
n | |||
Тема 2. Название темы | |||
n | |||
Раздел 2. Название раздела | |||
Тема 3. Название темы | |||
n |
Нумерация терминов в пределах темы сквозная. В случае, если термин имеет несколько определений, все варианты указываются под одним номером. В графе «Источник» необходимо указать библиографическое описание издания. В случае если автор определения и автор издания не совпадают необходимо дополнительно указать автора самого определения.
Самостоятельная работа № 2. Тема «Производственные возможности общества и экономический выбор»
Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой:
1. Выписать ключевые понятия темы в словарь терминов.
Ключевые понятия: меркантилизм, физиократы, классическая экономическая теория, экономический либерализм, марксизм, трудовая теория стоимости, маржинализм, теория предельной полезности, кейнсианство, монетаризм.
2. Подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.
Вопросы для дискуссии:
1) Экономические закономерности как предпосылка для развития экономической науки.
2) Экономические категории и модели как отражение исторических детерминант развития общества.
3) Меркантилизм – определяющее направление экономической политики XV – XVII веков в Европе. Значение учения физиократов. Таблицы Ф. Кене.
4) Классическая политэкономия. Основные положения экономического учения А. Смита и Д. Рикардо. Марксистский этап.
5) Теория предельной полезности и предельной производительности. Австрийская школа. Кембриджская школа.
6) Ведущие направления экономической мысли в XX в. Кейнсианство, монетаризм и др.
7) Российская экономическая школа и ее специфика.
Самостоятельная работа № 3. Тема «Потребности и ресурсы»
Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой раскрыть содержание ключевых понятий и категорий темы в словаре терминов.
Ключевые понятия: человеческие потребности, закон возвышения потребностей; экономические блага и их классификации, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ; понятие ресурсов; свободные и экономические ресурсы; закон ограниченности ресурсов; факторы производства и их характеристика.
Самостоятельная работа № 4. Тема «Производственные возможности общества и экономический выбор»
Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой:
1. Выписать ключевые понятия темы в словарь терминов.
Ключевые понятия: потребности, их классификация; блага, их виды; ресурсы, факторы производства и их содержание; главное противоречие экономики; альтернативная стоимость, закон возрастания альтернативной стоимости, кривая производственных возможностей экономической системы.
2. Подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.
Вопросы для дискуссии:
1) Редкость – принципиальная проблема экономической деятельности.
2) Естественные и социальные условия жизни человека. Модель человека экономического как основа решения главного противоречия экономики.
3) Границы производственных возможностей экономической системы.
4) Основы общественного производства: факторы производства, их взаимоотношение и комбинации.
Самостоятельная работа № 5. Тема «Общественное производство и экономические отношения»
Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой раскрыть содержание ключевых понятий и категорий темы в словаре терминов.
Ключевые понятия: производство как вид целенаправленной деятельности; сущность общественного производства; виды общественного производства (натуральное хозяйство и товарное производство); возникновение и сущность товарного хозяйства; разделение труда и кооперация; взаимозависимость производителей; теория сравнительного преимущества.
Самостоятельная работа № 6. Тема «Товарное производство; товар и деньги»
Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой раскрыть содержание ключевых понятий и категорий темы в словаре терминов.
Ключевые понятия: Товар и его свойства: потребительная и меновая стоимость; категория меновой стоимости в классической экономической теории; потребительские предпочтения и предельная полезность; категория меновой стоимости в маржинализме (австрийская школа); современное понимание меновой стоимости (экономикс); развитие форм стоимости и происхождение денег; деньги и их функции; природа современных денег.
Самостоятельная работа № 7. Тема «Экономические агенты, собственность и хозяйствование»
Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к семинарскому занятию:
1. Выписать ключевые понятия темы в словарь терминов.
Ключевые понятия:
- собственность как экономическая категория: подходы к пониманию в различных науках; структура прав, передача прав, согласование обязанностей; развитие форм собственности: причины и закономерности; виды и формы собственности;
- хозяйствование как способ организации отношений экономических агентов; внеэкономическое принуждение к труду; сущность рынка как способа хозяйствования; рациональность использования экономических ресурсов;
- экономические агенты (рыночные и нерыночные); экономические мотивы поведения экономических агентов в условиях частной собственности и рынка; «невидимая рука» Адама Смита; социально-экономические институты.
2. Подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.
Вопросы для дискуссии:
1) Субъектная структура современного рыночного хозяйства.
2) Сущность экономических институтов и их роль в системе рыночного хозяйствования. Собственность как экономический институт.
3) Собственность как экономическая и юридическая категория. Законы собственности и присвоения.
4) Виды и формы собственности в современной экономике. Реформирование отношений собственности в России.
Самостоятельная работа № 8. Тема «Экономическиесистемы»
Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к семинарскому занятию:
1. Выписать ключевые понятия темы в словарь терминов.
Ключевые понятия:
- понятие экономической системы и ее элементы; характер взаимодействия элементов; факторы экономического развития;
- рынок как экономическая система: основные характеристики; внешние эффекты (эксерналии) и общественные блага; теория общественного выбора; провалы в регулировании экономики рынка, координации и государства: асимметрия информации, оппортунистическое поведение; теневая экономика;
- функции государства в рыночной экономике: правовое регулирование рыночного механизма, производство общественных товаров, минимизация трансакционных издержек, компенсация внешних издержек (экстерналий), перераспределение доходов, сглаживание неравномерности экономического развития (экономических циклов).
2. Подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.
Вопросы для дискуссии:
1) Закономерности развития и особенности экономических систем. Исторические типы технико-экономических систем, их характеристика.
2) Роль государства в рыночной экономике. Теоретические концепции необходимости и возможности государственного регулирования рыночной экономики.
3) Смешанная экономика. Способы государственного регулирования экономики в условиях смешанной экономической системы (на примере отдельных стран).
Самостоятельная работа № 9. Тема «Основные элементы рынка: цена, спрос и предложение»
Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к семинарскому занятию:
1. Выписать ключевые понятия темы в словарь терминов.
Ключевые понятия:
- спрос и предложение; закон спроса, закон предложения; факторы спроса; спрос, полезность; потребительские предпочтения, предельная полезность; бюджетное ограничение; кривая безразличия;
- индивидуальный спрос, рыночный спрос; эффект дохода, эффект замещения; эластичность спроса; предложение и его факторы; издержки производства; закон убывающей предельной производительности; эффект масштаба; эластичность предложения;
- равновесная цена; мгновенное, краткосрочное и длительное рыночное равновесие; понятие динамического рыночного равновесия.
2. Подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.
Вопросы для дискуссии:
1) Цена, спрос и предложение: тенденции формирования в зависимости от уровня развития научно-технического прогресса.
2) Потребительские предпочтения и предельная полезность в условиях общества ускоренного потребления.
3) Закон убывающей предельной производительности и эффект масштаба производства – аксиома?
Самостоятельная работа № 10. Тема «Конкуренция как основа рыночной экономики»
Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к семинарскому занятию:
1. Выписать ключевые понятия темы в словарь терминов.
Ключевые понятия: Ключевые понятия: сущность и функции конкуренции в рыночной экономике; конкуренция и ее виды; эффективность конкурентных рынков; Парето-эффективность; типы и виды конкуренции; характеристики рынка совершенной конкуренции; рыночная власть; основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции; барьеры входа и выхода (в отрасли); монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта; олигополия, монополия: чистая монополия, естественная монополия; максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции; ценовая дискриминация; потери от несовершенной конкуренции; антимонопольное регулирование.
2. Подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.
Вопросы для дискуссии:
1) Позитивные и негативные стороны конкуренции.
2) Возможен ли рынок совершенной конкуренции в XXI веке?
3) Ценовая конкуренция и издержки производства.
4) Формы нарушения совершенноконкурентных условий рынка и ущерб от них на различных уровнях хозяйственной деятельности.
5) Антимонопольное законодательство в России и за рубежом. Эффективность антимонопольных мер.
6) Может ли высокая конкурентоспособность страны быть обеспечена без растущих жизненных стандартов населения?
Самостоятельная работа № 11. Тема «Теория производства фирмы»
Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой раскрыть содержание ключевых понятий и категорий темы в словаре терминов.
Ключевые понятия:
- фирма; функционирование фирмы; выручка, прибыль; производственная функция; издержки и прибыль фирм: издержки производства, виды издержек (постоянные, переменные; предельные, общие, средние);
- излишки потребителя, излишки производителя; теории поведения потребителя и производителя (предпринимателя); доходы: формирование, распределение и неравенство;
- поведение производителя в условиях совершенной конкуренции; предложение совершенно конкурентной фирмы (отрасли); принцип максимизации прибыли; деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах; равновесие фирмы в условиях несовершенной конкуренции; оптимизация объемов производства в условиях монополии;
- виды предприятий; виды ценных бумаг; оценка результатов хозяйственной деятельности; понятие банкротства; основы бухгалтерского учета; основы маркетинга.
Самостоятельная работа № 12. Тема «Производство и распределение»
Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к семинарскому занятию:
1. Выписать ключевые понятия темы в словарь терминов.
Ключевые понятия:
- общественное производство; факторы общественного производства; рынки факторов производства, их специфика; доходы: сущность, образование, распределение; первичные доходы;
- земля как фактор производства; рынок земли; земельная рента; цена земли;
- труд как фактор производства; рынок труда; спрос и предложение на рынке труда; заработная плата, ее сущность; факторы, влияющие на ее величину; рабочая сила; номинальная и реальная заработная плата; заработная плата и занятость;
- капитал как фактор производства; физический (основный и оборотный), инвестиционный и человеческий капитал; физический и моральный износ основного капитала; амортизация; рынок капитала; концентрация капитала; процент как доход от капитала; процентная ставка и инвестиции;
- предпринимательство как фактор производства; предпринимательская и бухгалтерская прибыль; нормальная экономическая прибыль.
2. Подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.
Вопросы для дискуссии:
1) Общественное производство и его факторы. Спрос и предложение на рынке факторов производства.
2) Роль распределения в экономике. Неравенство в распределении доходов.
3) Специфика рынка земли как фактора производства в России.
4) Специфика рынка труда как фактора производства в России.
5) Специфика рынка капитала как фактора производства в России.
6) Доходы от предпринимательства как специфического фактора производства в России.
Самостоятельная работа № 13. Тема «Национальнаяэкономика: результаты развития и их измерение»
Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой раскрыть содержание ключевых понятий и категорий темы в словаре терминов.
Ключевые понятия: национальная экономика как целое, резидентные и нерезидентные институциональные единицы, кругооборот доходов и продуктов, характеристика системы национальных счетов, основные макроэкономические показатели, валовой национальный продукт (ВНП) и методы его расчета, номинальный и реальный ВНП. ВНП–дефлятор, валовой внутренний продукт (ВВП) (производство, распределение и потребление) и способы его расчета, чистый национальный продукт и национальный доход, располагаемый личный доход, индексы цен, конечное потребление, модели потребления, сбережения, инвестирования (валовые и чистые), национальное богатство, отраслевая и секторальная структура национальной экономики, межотраслевой баланс.
Самостоятельная работа № 14. Тема «Макроэкономическая нестабильность и макроэкономическое равновесие, механизмы его обеспечения»
Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к семинарскому занятию:
1. Выписать ключевые понятия темы в словарь терминов.
Ключевые понятия:
- экономический рост: сущность, цели, ресурсы, типы, противоречия, тренд; экономические циклы: сущность, закономерности; общие черты экономического цикла; фазы цикла, их характеристика; теория технологических укладов и «длинных волн» Н. Д. Кондратьева; продолжительность экономических циклов; эффект акселератора;
- классическая теория макроэкономического равновесия: равновесие на товарном рынке. равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD – AS); парадокс бережливости; «золотое правило накопления»; адаптивные и рациональные ожидания, гистерезис (негибкость экономических систем); инвестиции, их роль в обеспечении макроэкономического равновесия; эффект мультипликатор автономных расходов и инвестиций; макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS – LM); сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства.
2. Подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.
Вопросы для дискуссии:
1) Структурные кризисы. Теории экономического роста и экономического цикла.
2) Понятие макроэкономического равновесия. Общее равновесие и благосостояние.
3) Кейнсианский анализ потребления и сбережения в масштабах национальной экономики.
4) Стабилизационная политика государства: общие принципы.
Самостоятельная работа № 15. Тема «Финансоваясистема и финансовая политика государства»
Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой раскрыть содержание ключевых понятий и категорий темы в словаре терминов.
Ключевые понятия: понятие финансовой системы, финансовые отношения, роль государственных финансов в перераспределения национального дохода, государственный бюджет, бюджетная система, структура доходов и расходов государства, дефицит и профицит государственного бюджета, налоги и их роль в экономике, принципы и формы налогообложения. виды налогов: пропорциональный, прогрессивный, регрессивный; прямые и косвенные налоги, чистые налоги, понятие о принципах справедливого налогообложения, кривая Лэффера, характеристики налоговой системы Российской Федерации, государственный долг и его структура, бюджетно-налоговая политика.
Самостоятельная работа № 16. Тема «Денежно-кредитная система и политика государства»
Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой раскрыть содержание ключевых понятий и категорий темы в словаре терминов.
Ключевые понятия: понятие и типы денежных систем, основные типы систем денежного обращения, системы обращения металлических денег, системы обращения кредитных и бумажных денег, банковские деньги, количество денег в обращении, закон денежного обращения; формула денежного равновесия Фишера, банки и их роль в экономике, двухуровневая банковская система, функции центрального банка России, функции коммерческих банков, сущность и формы кредита, структура современной кредитной системы, спрос на деньги и их предложение, сеньоранж, равновесие на денежном рынке, количественная теория денег, классическая дихотомия, воздействие денег на объем производства, денежный мультипликатор, денежно-кредитная политика государства: основные направления и инструменты.
Самостоятельная работа № 17. Тема «Инфляция и антиинфляционная политика государства»
Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к семинарскому занятию:
1. Выписать ключевые понятия темы в словарь терминов.
Ключевые понятия: понятие инфляции; виды инфляции; причины инфляции; инфляция спроса и инфляция предложения; кривая Филипса; экономические и социальные исследования инфляции; возможность управления инфляцией.
2. Подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.
Вопросы для дискуссии:
1) Особенности инфляционных процессов в различных экономических системах.
2) Альтернативные источники инфляции.
3) Теория и практика антиинфляционных мероприятий в России.
Самостоятельная работа № 18. Тема «Занятость: рынок труда и безработица. Социальная политика государства»
Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к семинарскому занятию:
1. Выписать ключевые понятия темы в словарь терминов.
Ключевые понятия:
- рынок труда. занятость; безработица, виды безработицы, фрикционная, структурная и циклическая формы безработицы; «естественный» уровень безработицы.
- рыночный механизм формирования доходов; распределение доходов, неравенство доходов; бедность, богатство, уровень жизни; государственная политика регулирования доходов; социальное неравенство и справедливость; система социальных гарантий.
2. подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.
Вопросы для дискуссии:
1) Рынок труда в системе воспроизводства и его специфика.
2) Особенности безработицы в России. Региональные особенности безработицы.
3) Государственное регулирование рынка труда. Правовое регулирование рынка труда. Закон о занятости населения в Российской Федерации.
4) Основные направления социальной политики государства в России в современных условиях.
Самостоятельная работа № 19. Тема «Объективные основы всемирного хозяйства. Экономические отношения в системе мирового хозяйства»
Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой раскрыть содержание ключевых понятий и категорий темы в словаре терминов.
Ключевые понятия: Общемировые аспекты экономического развития. Проблемы интернационализации национальных хозяйств, влияние научно-технической революции на интернационализацию хозяйственной жизни. Эффективность международного разделения труда, международной специализации. Теория сравнительных преимуществ в масштабах мирового хозяйства. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс и валютный курс. Закрытая и открытая экономика. Фиксированный и плавающий курсы валют. Паритет покупательной способности. Мировая торговля. Тенденции развития мировой торговли. Либерализация мировой торговли и протекционизм. Проблемы включения экономики России в мировой рынок. Международная миграция капитала. Иностранный капитал в России. Роль иностранных инвестиций для экономики России. Международный рынок ссудных капиталов. Международная миграция трудовых ресурсов. Международные научно-технические связи. Международная валютная система. Валютный курс и факторы, его определяющие.
Самостоятельная работа № 20. Тема «Проблемы переходного периода в экономике в России»
Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к семинарскому занятию:
1. Выписать ключевые понятия темы в словарь терминов.
Ключевые понятия:
- интернационализация хозяйственной жизни, международное разде-ление труда, мировое хозяйство; открытые экономики, закрытые эконо-мики, международная торговля, структура международной торговли, экспорт, импорт, торговая политика, протекционизм, свободная торгов-ля (фритредерство);
- абсолютные преимущества, относительные (сравнительные) пре-имущества, платежный баланс, чистые заграничные активы, баланс дви-жения капиталов, положительное сальдо платежного баланса, таможен-ные тарифы, таможенные квоты, таможенные правила, таможенная по-литика, таможня; демпинг, нетарифные барьеры;
- валютный рынок, обменный курс валюты, гибкий обменный курс, фиксированный обменный курс, паритетная стоимость золота, золотой стандарт, долларовый стандарт, международные резервы, девальвация, ревальвация, конвертируемость валюты, паритет покупательской спо-собности, миграция рабочей силы;
- МВФ, ГАТТ, ЕС, ЕБРР, ОЭСР, ЕАСТ.
2. Подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.
Вопросы для дискуссии:
1) Итоги и противоречия переходного периода к рыночной экономике в России.
2) Структурная перестройка экономики.
3) Влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики. Формирование открытой экономики.