Организационная культура 269 5 страница
Современный тип иерархической структуры управления имеет много разновидностей. Приведем краткую характери- стику основных организационных структур.
Линейная структура управления(Рис. 3.7) является наи- более приемлемой лишь для простых форм организаций. От- личительная черта: прямое воздействие на все элементы орга- низации и сосредоточение в одних руках всех функций руко- водства. Схема хорошо работает в небольших организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя.
|
|
|
|
|
|
Линейно-функциональная структура управления (Рис. 3.9) основана на так называемом «шахтном» принципе построения и специализации управленческого процесса в за- висимости от обязанностей, возложенных на заместителей ру- ководителя - - функциональных руководителей. К их числу относятся: коммерческий директор, заместители директора по кадрам, по производству, руководители информационного от- дела, отдела маркетинга и т д.
|
Линейно-штабная структура управления (Рис. 3.10.) представляет собой комбинированную структуру, сочетаю- щую свойства линейных и линейно-функциональных струк- тур. Она предусматривает создание специальных подразделе- ний (штабов) в помощь линейным руководителям для реше- ния тех или иных задач. Эти штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам. Штабы не наделяются исполнительной властью. Руководитель сам при- нимает решение и доводит его до всех подразделений. Штаб- ная схема наиболее целесообразна, если необходимо осущест- влять линейное управление (единоначалие) по ключевым по- зициям организации.
|
|
ляет собой решетчатую организацию, построенную на прин- ципе двойного подчинения исполнителей: содной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руко- водителю проекта, сдругой — руководителю проекта (целе- вой программы), который наделен необходимыми полномо- чиями для осуществления процесса управления в соответст- вии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. Матричная схема применяется при сложном, наукоемком про- изводстве товаров, информации, услуг, знаний.
|
Программно-целевая структура управленияпредусмат- ривает создание специальных органов управления кратко- срочными и долгосрочными программами. Она ориентирована на обеспечение всей полноты линейных полномочий в рамках реализуемых программ.
Продуктовая структура управленияявляется одним из вариантов программно-целевой структуры. Она предусматри- вает возложение на руководителя, ответственного за програм- му выпуска конкретного продукта, всей ответственности за
качество и сроки выполнения работ. Этот руководитель наде- ляется всеми правами распоряжения в части производствен- ной, сбытовой и вспомогательной деятельности, связанной с изготовлением конкретного продукта или ассортимента про- дуктов.
|
любые процессы целенаправленных изменений в системе управления или в организации в целом, например, модерниза- ция производства, освоение новых технологий, строительство объектов и т.п. Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и органи- зацию работ, координацию действий исполнителей. Одной из форм проектного управления является формирование специ- ального подразделения — проектной команды, работающей на временной основе.
Функционально-объектная структура управленияпре- дусматривает выделение в функциональных подразделениях наиболее квалифицированных специалистов, которые в до- полнение к их функциональным обязанностям назначаются руководителями конкретных работ или объектов в данном подразделении. Внутри подразделения эти специалисты явля- ются старшими при выполнении порученной работы не только в рамках постоянно закрепленных за ними функций, но и по всем другим вопросам.
|
(от английского слова division — отделение), первые разра- ботки которой относятся к 20-м годам, а пик практического использования — к 60-70-м годам XX столетия.
Необходимость новых подходов к организации управления была вызвана резким увеличением размеров предприятий, ди- версификацией их деятельности и усложнением технологиче- ских процессов в условиях динамично меняющейся внешней
|
этом администрация оставляла за собой право жесткого кон- троля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и т.д. По- этому этот тип структуры нередко характеризуют как сочета- ние централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при сохранении координации и контроля),
Ключевыми фигурами в управлении организациями с ди- визиональной структурой становятся не руководители функ- циональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения. Структуризация организации по отделениям производится, как правило, по одному из трех критериев:
• по выпускаемой продукции или предоставляемым услу- гам (продуктовая специализация);
• по ориентации на потребителя (потребительская специа- лизация);
• по обслуживаемым территориям (региональная специали- зация).
В результате расширения границ оперативно-хозяйствен- ной самостоятельности отделения могут рассматриваться как
«центры прибыли», активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности работы.
В то же время дивизиональные структуры управления при- водят к росту иерархичности, т.е. вертикали управления, свя- занной с необходимостью формирования промежуточных уровней менеджмента для координации работы отделений, групп и т.п., в которых управление строится по линейно- функциональному принципу. Дублирование функций управ- ления на разных уровнях приводит к росту затрат на содержа- ние управленческого аппарата.
В условиях рыночной экономики и острой конкурентной борьбы наиболее интенсивно развиваются структуры управ- ления органического типа. Главным достоинством таких гиб- ких структур является их способность быстро приспосабли- ваться к меняющимся внешним условиям и изменению целе- вых установок.
К гибким структурам можно отнести проектные и матрич- ные структуры. Для них характерна самостоятельная работа отдельных подразделений, что дает возможность руководите- лям подразделений самим принимать решения и налаживать функциональные связи по горизонтали.
Несмотря на то, что иерархические структуры управления в настоящее время признаны во всем мире наиболее эффек- тивными, они обладают рядом существенных недостатков, а именно:
• порождают между людьми отношения подчинения, зави- симости экономического и социального характера;
• дают преимущественное право одним работникам при- нимать решения в отношении других, ставя последних в личную зависимость от первых;
• допускают, чтобы меньшинство принимало решение за большинство;
• не позволяют полностью регламентировать деятельность работника управленческого звена;
• решение ряда вопросов отдается на личное усмотрение руководителя, что может быть использовано им в коры- стных целях.
Наличие в любой иерархической системе указанных недос- татков ведет к тому, что со временем в работе деловой органи- зации накапливается влияние отрицательных тенденций. Час- то их называют патологиями системы управления по аналогии с медицинским термином, характеризующим наличие болез- ненных отклонений в человеческом организме. Если не при- нять своевременных мер по коррекции действия системы управления организацией, то начинают возникать проблемные
ситуации, которые, в конечном счете, могут привести к гибели всей организации.
Преобладание в деятельности лиц, принимающих решение, мотивов приобретения, их стремление к собственному обога- щению в сочетании с возможностью выбирать те решения, ко- торые приносят им личную выгоду, ведут к развитию взяточ- ничества и коррупции. Этот вид патологии поражает органи- зации независимо от их размера и вида деятельности. Он встречается в органах государственного управления и даже в организациях, занимающихся решением экономических про- блем на межгосударственном уровне.
Стремление менеджера деловой организации к излишнему проявлению своей власти в экономическом и социальном пла- не приводит к возникновению конфликтных ситуаций, кото- рые лишают людей возможности нормально работать, отвле- кают их на решение проблем, не связанных с основной целью деятельности организации. Все это в конце концов ведет к снижению производительности труда.
Основная сложность борьбы с указанными недостатками за- ключается в том, что они носят объективный характер и при- сущи любой иерархической системе управления. Тем не менее за многие годы удалось выделить основные направления пре- одоления развития патологий организационных систем.
Среди них можно выделить два главных направления стра- тегического характера. Первое связано с необходимостью со- вершенствования органов государственного контроля, в том числе деятельности судебной системы, и усилением их пози- тивного влияния на работу деловых организаций. В рамки этого направления входит разработка законодательных актов, регулирующих экономическую деятельность. Второе — с вве- дением в иерархическую систему управления деловых органи- заций методов управления, характерных для общественных организаций.
Очевидно, что эффективное воздействие органов государ- ственной власти на деловые организации возможно только в
том случае, если государственная система построена на прин- ципах, препятствующих развитию негативных тенденций в системе управления самого государственного аппарата. По- добные государственные системы принято характеризовать как демократические.
Исполнительная власть в демократических системах по- строена на основе строгой иерархии, но контроль за ее дея- тельностью возлагается на демократические институты управ- ления, которые используют коллективные принципы управле- ния. В том числе: выборность руководителей и формирование аппарата управления на выборной основе (всеобщие выборы, тайное голосование, равноправие при выдвижении кандидатов и т.д.), равный доступ всех членов организации к информации, коллегиальный метод принятия решений.
В качестве примера использования в структурах управле- ния деловых организаций приемов, характерных для общест- венных организаций, можно привести устав акционерного общества, где оговорены права общего собрания при решении некоторых ключевых вопросов управления организацией и предусмотрена выборность руководителя.
Характеризуя воздействие внешних организаций на дея- тельность системы управления организацией, следует также отметить, что в демократических государственных системах предусмотрена и законодательно закреплена возможность влияния общественных организаций, действующих на регио- нальном, профессиональном, групповом или даже государст- венном уровне на деловые организации. Это, в частности, региональные и профессионально ориентированные профсо- юзные организации, общества защиты прав потребителей, об- щества защиты окружающей среды и защиты животных.
При устранении недостатков иерархических структур осо- бое значение приобретает разработка методов выявления от- клонений от нормы в работе деловых организаций уже на на- чальном этапе их развития (диагностика заболевания по ана- логии с выявлением болезней человека) и реорганизация системы управления (лечение).
Способы борьбы с недостатками иерархических систем следует отнести к процедурам оперативной коррекции дея- тельности деловой организации. Этапы реализации этого ме- тода будут рассмотрены в разделе 7.2.
Контрольные вопросы к теме
1. Какие подразделения входят в управляемую и управ- ляющую части деловой организации?
2. Какое место занимает система управления в обеспечении жизнедеятельности организации?
3. Задачи системы управления.
4. Назовите известные Вам принципы, побуждающие пер- сонал к производительному труду.
5. В чем суть теории подбора руководителей?
6. Каков смысл теории ожидания как социально-психоло- гического метода управления?
7. На чем основана теория потребностей?
|
|
|
|
|
13. Что нужно сделать для предотвращения конфликтов?
14. Чем ограничивается число работников, подчиненных одному руководителю?
|
с-
16. Назовите основные принципы самоуправления.
17. Что такое иерархия?
18. Особенности жестких иерархических структур управ- ления.
|
20. Каковы особенности матричной структуры управления?
21. В чем преимущества органических структур управле- ния?
22. Приведите примеры гибких структур управления.
|
|
управления?
4.
|
|
|
4.1. Особенности социальных законов
|
Закон - - это общепринятое правило, которое признается обязательным для исполнения. Все живое и неживое на земле подчиняется законам природы. Жизнедеятельность людей регламентируется законами общественного развития и поста- новлениями государственной власти. Конституция — основ- ной закон государства, обладающий высшей юридической си- лой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем страны. Каждого человека в той или степени касается кодекс законов о труде. Существуют неписа- ные законы нравственности.
Применительно к социальным организациям под законом понимается устойчивая, объективная связь явлений или со- бытий, присущая достаточно большому количеству органи- заций и обладающая неизбежной повторяемостью в сходных условиях. Социальные законы определяют отношения между людьми и группами и проявляются в процессе их деятельно-
сти. В соответствии с социальными законами складываются отношения между организациями и людьми, работающими в этих организациях. Многие из социальных законов фиксиру- ются в форме законодательных актов либо нормативных до- кументов, определяющих поведение больших групп людей.
В отличие от законов материального мира действие одного и того же социального закона может обладать различной сте- пенью интенсивности в однотипных ситуациях, что вынужда- ет нас рассматривать социальный закон не как постоянную характеристику или устойчивую связь явлений, а как некото- рую тенденцию, имеющую определенную степень достовер- ности. Эта особенность действия социальных законов сущест- венно отличает их от большинства законов, известных в есте- ственных науках.
Проявление действия законов в отношении социальных ор- ганизаций всегда содержит элемент неопределенности, по- скольку развитие организаций тесно связано с деятельностью людей. Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта или решения, включая связанные с ними затраты. В ряде случаев эта неопределенность может быть оценена вероятностью на- ступления или не наступления того или иного события.
Для оценки степени отклонения поведения отдельного че- ловека или организации от правил, устанавливаемых социаль- ным законом, принято выделять три основных типа неопреде- ленностей: неизвестность, случайность и расплывчатость.
|
ции, обвальные изменения цен, забастовки, войны, действия ряда государственных организаций (в силу их закрытости, а иной раз и непредсказуемости поведения).
Случайностями в теории организации принято называть факторы, подчиняющиеся социальным законам и допускаю- щие оценку возможности их реализации с использованием ме- тодов математической статистики и теории вероятности.
Расплывчатость связана с относительной неопределенно- стью, возникающей из-за наличия в законах и описаниях ус- ловий их действия формулировок, допускающих неоднознач- ное толкование.
Изучение социальных законов дает возможность менедже- ру составить представление о возможных путях достижения поставленной цели, полагаясь не только на собственный опыт и интуицию, но и с учетом опыта, накопленного человечест- вом за многовековую историю развития организационных систем.
Неопределенность, связанная с возможностью возникнове- ния в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска. Риск — это возможная опасность, с одной стороны, а с другой, — дейст- вие наудачу в надежде на благоприятный исход дела. Разли- чают виды рисков связанные:
• с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации;
• с нестабильностью политической ситуации и возможно- стью социально-политических изменений в стране или регионе;
• с возможностью введения ограничений на торговлю и по- ставки, закрытием границ, увеличением таможенной по- шлины;
• с колебанием рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.п.;
• с недостатком или неточностью информации о технико- экономических показателях и параметрах новой техники и технологии;
• с производственно-технологическими причинами: (ава- риями и производственным браком и
• с неопределенностью целей, интересов и поведения парт- неров, а также недостатком сведений об их финансовом положении и деловой репутации (возможность неплате- жей, банкротств, срывов договорных обязательств);
• с непостоянством природно-климатических условий и возможностью стихийных бедствий.
|
|
ресурса членов коллектива.
Законы играют решающую роль в теории организации, по- скольку они образуют фундамент этой дисциплины, способст- вуют переходу от эмпирического к логическому методу по- знания, позволяют использовать в процессах управления кон- кретными организациями научно обоснованные методы предсказания дальнейшего развития событий.
Основными законами теории организации, имеющими внешнюю и внутреннюю направленность, являются:
• закон синергии;
• закон самосохранения;
• закон развития;
• закон композиции и пропорциональности;
• закон информированности и упорядоченности;
• закон единства анализа и синтеза.
Существует еще и ряд специфических законов, регламен- тирующих главным образом деятельность внутри организа- ции.
4.2. Закон синергии
|
|
низации. Синергия (от греческого synergia — сотрудничество, содействие) означает совместное и однородное функциониро- вание элементов системы.