Роль государства в развитии предпринимательской деятельности страны

Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым (директивным) и косвенным (экономическим). В правовых актах содержится масса директивных правил в отношении различных аспектов предпринимательской деятельности. Прямое государственное регулирование можно рассматривать по следующим направлениям:

· установление требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности;

· установление запретов на те или иные проявления при ее осуществлении;

· применение государством санкций и мер ответственности;

· создание хозяйствующих субъектов, их реорганизация и ликвидация (например, унитарных предприятий);

· заключение договоров в целях обеспечения целевых программ и иных государственных нужд и др.

Государство регулирует предпринимательскую деятельность, закрепив в законодательных актах право государственных органов на контроль (надзор) за ее осуществлением. Государственный контроль – это проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Правила осуществления государственного контроля предусмотрены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». В соответствии с этим документом предпринимателям необходимо вести журнал учета производимых проверок, в котором в том числе фиксируются основания про проведения проверки и ее исполнитель.

Перед началом проведения проверки юридическое лицо или предприниматель имеют право:

· потребовать у проверяющих предъявить служебные удостоверения (ч. 5 ст. 12 Закона);

· получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки (ч. 3 ст. 14 Закона). Данную копию распоряжения (приказа) должностные лица, проводящие проверку, вручают руководителю (представителю) проверяемой организации под роспись. В указанном приказе (распоряжении) в обязательном порядке должны быть указаны следующие сведения: наименование органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля; фамилия, должность лица или должностных лиц, уполномоченных на проведении проверки; цели, задачи, предмет и основания проведения проверки; виды и объем мероприятий по контролю; состав экспертов, привлекаемых к проверке, сроки проведения проверки, дата начала и окончания проверки. Форма распоряжения или приказа о проведении проверки должна соответствовать типовой форме, разработанной и утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 24.05.2010 № 199.

Права предпринимателей при проведении проверки:

• непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам;

• получать от органа государственного контроля информацию, которая относится к предмету;

• знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля;

• обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля, повлекшие за собой нарушение прав юр. лица, ИП при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Технология проведения проверки зависит от ее вида: камеральная (документальная), выездная, встречная. В первом случае проверка проводится заочно на основании перечня запрашиваемых документов проверяющими органами. Документарная проверка осуществляется по месту нахождения органа государственного контроля. Требуемые документы предоставляются предпринимателем в течение 10 рабочих дней с момента получения письменного запроса. Во втором при наличии разрешающего протокола на месте ведения деятельности аналогично по запросу определенных документов. Встречная проверка может быть организованно только в случае проведения одной из проверок у партнера (контрагента).

Надзор за исполнением законов о защите прав предпринимателей является одним из приоритетных направлений работы органов прокуратуры Российской Федерации, направлен на повышение правовой защищенности этой категории граждан, обеспечение свободы экономической деятельности, благоприятного инвестиционного климата, снижение административного давления на бизнес со стороны органов власти, соблюдение законности при проведении проверок хозяйствующих субъектов.

Также необходимо обратить внимание на основания проведения проверки. Проверка может быть плановой или внеплановой.

Руководитель организации (иное должностное лицо или уполномоченное лицо) вправе потребовать ознакомиться с обращением гражданина, иным документом, послужившим основанием для проведения проверки. Вместе с тем, следует иметь в виду, что обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 статьи 10 Закона, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. До начала проведения проверки, если она проводится внепланово, по основаниям, указанным в п.п. «а», «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона, руководитель, иное уполномоченное лицо вправе потребовать предъявить копию документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры.

Факт передачи документов для проверки целесообразно оформлять письменно, например, в виде акта приема-передачи или описи, в которой необходимо указать вид документа, его реквизиты, количество листов. Опись подписывается руководителем организации (уполномоченным представителем) с указанием должности, расшифровки подписи, даты и времени передачи. Представителем может быть работник данной организации, которому выдана соответствующая доверенность. Проверяемое лицо вправе требовать от должностного лица, проводящего проверку, подпись на акте (описи) в подтверждение получения документов. Опись может составляться в двух экземплярах, из которых один остается у организации, а другой передается вместе с документами проверяющим лицам. Экземпляр организации следует хранить, поскольку это является доказательством надлежащего исполнения ею обязанности по предоставлению документов. Должностные лица, проводящие проверку, не вправе требовать оплату за проведение мероприятий по контролю. Запрет на осуществление таких действий должностных лиц предусмотрен п. 8 ст. 3, п. 3 ст. 7 и п. 7 ст. 15 Закона.

Если по окончании проведения проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не согласны с фактами, выводами, изложенными в акте проверки (предписании об устранении выявленных нарушений), в соответствии с ч. 12 ст. 16 Закона они могут представить в

Таблица 2

Сравнение характеристик возможных государственных проверок

Характеристика Тип проверки: плановая Тип проверки: внеплановая
Число проверок один раз в 3 года Ограничений не существует
Срок уведомления за 3 рабочих дня до ее начала посредством размещения плана на офиц. сайте органа гос. контроля за 24 часа
Максимальный срок 20 рабочих дней 20 рабочих дней
Основание истечение 3 летс момента: · регистрации юр лица или ИП; · проведения предыдущей плановой проверки; · с начала осуществления определенного вида деятельности в соответствии с представленным в федеральный орган исполнительной власти уведомлением. · истечение срока ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения; · поступление заявления от граждан с указанием обстоятельств нарушения; · причинение вреда или возникновения угрозы его причинения.

письменной форме возражения и документы, подтверждающие их обоснованность, в соответствующий орган государственного или муниципального контроля в течение 15 дней с даты получения акта проверки. Кроме этого, в случае, если руководитель организации (иное уполномоченное лицо) или индивидуальный предприниматель считают, что проверка проведена должностными лицами контролирующего органа с нарушениями закона, он вправе обратиться в прокуратуру с жалобой на действия контролирующих органов или в суд с соответствующим заявлением.

Наиболее распространенными для малого бизнеса в России являются проверки таких государственных органов как ИФНС (Инспекция федеральной налоговой службы), Роспотребнадзор, Роспожанадзор.

Инспекцией федеральной налоговой службы проверяется ведения бухгалтерского учета и сопроводительная документация по всем хозяйственным операциям предприятия, соответствие кассовой дисциплины требованиям законодательства, верность расчета налогов и своевременность их уплаты, а так же сроки подачи деклараций.

Объектом внимания пожарного инспектора является соблюдение проверяемым Правил противопожарного режима в РФ(25.04.2012 № 390). Организация или предприниматель обязаны:

· иметь инструкцию о мерах пожарной безопасности, которая должна включать порядок содержания территории, зданий и помещений, в т.ч. эвакуационных путей; мероприятия по обеспечению пожарной безопасности; места курения; обязанности и действия работников при пожаре;

· иметь порядок аварийной остановки технологического оборудования;

· иметь правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;

Проверки представителями Роспотребнадзора производятся для выявления нарушения санитарно-эпидемиологических норм, а также нарушения в сфере защиты прав потребителей с целью предупредить возможные отравления или возникновение опасной болезни в связи с реализацией недоброкачественного товара или нарушением санитарно-эпидемиологических норм. Поэтому особенно часто данной проверке подвергаются те предприниматели, сфера деятельности которых связана с пищевыми продуктами (кафе, рестораны, продуктовые магазины и т.д.) или предполагает массовое обслуживание клиентов. В ходе плановой проверки Роспотребнадзором в первую очередь проверяется наличие и правильность ведения документов: мед. книжки сотрудников; договор с обслуживающими организациями, отвечающими за дезинфекцию помещений, а также занимающимися вывозом отходов; заключение санитарно-эпидемиологической службы; журнал учета проверок санитарной службой. Также проводится визуальный осмотр помещения с целью контроля соответствия нормам, а также контроль реализуемого товара.

Кроме этого обязательными объектами проверки предпринимателей Роспотребнадзором будет: вывеска на торговом помещении; ценники на товарах; уголок потребителя; информация о производителе и поставщике; прейскурант цен на товар или услуги.

Ответственность предпринимателей и руководителей предприятий по отдельным нарушениям законодательства представлена в приложении Б.

В рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением различных экономических рычагов и стимулов. Косвенное государственное регулирование может, как стимулировать те или иные виды предпринимательства (через предоставление льгот при налогообложении, кредитовании и т.п.), так и быть направлено на дестимулирование деятельности.

Ресурсная необеспеченность заставляет государство поддерживать малый бизнес по следующим основным направлениям:

· финансовая поддержка (формирование государственных программ обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых и амортизационных льгот и т.д.);

· материально-техническая поддержка (различные формы предоставления технологии и оборудования в аренду малого бизнеса, создание технопарков и т.д.);

· консультативная и информационная поддержка (обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг, особенно по проблемам создания, управления, налогообложения и т.д.);

· создание рыночной инфраструктуры (локальных ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и т.д.).

Основной задачей является финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и создание эффективно действующего финансового механизма для реализации государственной поддержки малого предпринимательства, участие в финансировании региональных (межрегиональных) программ, а так же проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства.

С 2005 года Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) на региональном уровне.

В настоящий момент программа реализуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития России.

Ключевые объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства формируют бизнес-инкубаторы, центры развития предпринимательства, консультационно-информационные центры.

На разнообразные программы поддержки малых предприятий из федерального бюджета было выделено: 2008 г. – 3,5 млрд. руб., 2009 г. – 4,8 млрд. рублей, 2010 г. в экстренном порядке увеличили с 10 до 25 млрд. рублей. Государственная помощь распределяется по двум каналам. Более половины средств достается местным властям, которые сами решают, как помочь своим бизнесменам. Например, в Татарстане малый бизнес получает в аренду площади технопарка по ценам на треть ниже коммерческих. Успех превзошел ожидания: в технопарке поселились сотни малых предприятий, в основном – поставщики КамАЗа. Между ними развернулась бешеная конкуренция, и качество продукции завода от этого выиграло. С другой стороны, в Новосибирской области местные власти решили поддержать безработных, пообещав безвозвратные ссуды в 450 тыс. руб. на открытие малого бизнеса с нуля. Эффект получился неожиданным: вместо плановых 700 человек за бесплатной помощью обратились менее 300, из-за ошибки в формулировке требований по целевому использованию денежных средств.

Создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на уровне региона, как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, способствует стабильному развитию субъектов малого предпринимательства, росту их вклада в решение социально-экономических задач.

На региональном уровне в нашей области уполномоченным органом по вопросам, касающимся предоставления государственных услуг по содействию самозанятости безработных граждан и другим вопросам в области трудоустройства и занятости населения, является Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области. Объем возможных денежных средств на безвозмездной основе при открытии собственного бизнеса безработным составляет порядка 60 тыс.руб. (2013 г.)

Через региональное отделение Министерства экономического развития в Челябинской области финансовая поддержка предпринимателям оказывается в форме субсидий на возмещение понесенных затрат, в том числе по реализации предпринимательских проектов субъектами женского, семейного и молодежного предпринимательства (постановление Правительства Челябинской области от 15.02.2012 г. № 26-П), при условии:

· государственной регистрации и осуществления приоритетных видов деятельности на территории Челябинской области;

· отсутствия задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды;

· создания новых или сохранения действующих рабочих мест;

· прироста или сохранения объема налоговых отчислений в бюджеты всех уровней;

· установления размера среднемесячной заработной платы работников предприятия не ниже прожиточного минимума, определенного для трудоспособного населения Челябинской области.

На территории Челябинской области приоритетными видами деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

1) обрабатывающие производства (кроме производства подакцизных товаров);

2) производство изделий народных художественных промыслов и ремесленных изделий;

3) инновационная деятельность;

4) сельское хозяйство, рыболовство, рыбоводство;

5) здравоохранение, образование и предоставление социальных услуг;

6) услуги по организации внутреннего, въездного туризма.

Субъектом молодежного предпринимательства является субъект малого предпринимательства, в уставном капитале которого доля, принадлежащая лицам в возрасте от 18 до 30 лет, составляет не менее 51% и руководителем которого является лицо в возрасте от 18 до 30 лет.

Размер субсидий до 300 тыс. руб., предоставляемых одному предпринимателю в текущем финансовом году, не может превышать планируемых предпринимателем годовых налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.

В 2013 году малые и средние компании Челябинской области получили в форме грантов и субсидий на возмещение различных затрат 87 млн. рублей из средств областного и федерального бюджетов. По программе поддержки малого и среднего бизнеса прямую финансовую помощь получили почти 100 предпринимателей из 23 муниципалитетов на сумму 47,4 млн. рублей. Субсидиями воспользовались субъекты малого и среднего предпринимательства, действующие в обрабатывающем производстве (71,6%), сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании и предоставлении социальных услуг, а также в сфере внутреннего туризма и народных художественных промыслах. Большую часть господдержки получили микро- и малые предприятия – 43,2% и 48,4%, соответственно.

В рамках программы развития инновационной деятельности 56 субъектов малого бизнеса получили 39,6 млн. рублей. Фин. поддержка предоставлялась по двум формам: субсидии на реализацию инновационных проектов; гранты на начало предпринимательской деятельности и реализацию инновационных проектов малым компаниям при ВУЗах, резидентам инновационных бизнес-инкубаторов.

Кроме того, 542 субъекта малого и среднего предпринимательства воспользовались финансовой поддержкой по муниципальным программам. Общая сумма предоставленных бизнесу средств составила 102, 1 млн. рублей, из них 75 млн. рублей – из областного и федерального бюджетов, а 27,1 млн. рублей – из средств муниципальных образований.

По поручительствам Гарантийного фонда Челябинской области на создание и развитие своего дела представителям малого бизнеса коммерческими банками за год было выдано более 900 кредитов. Общий объем поручительств превысил 2 млрд. рублей, что позволило получить кредитов на сумму более 4,4 млрд. рублей, добавили в министерстве.

Наши рекомендации