Международный маркетинг как философия бизнеса
В период социальных и экономических преобразований интерес к философии и значимость философского осмысления трансформационных процессов возрастают, так как изменяются глубинные мировоззренческие установки, принятые в конкретном обществе, начинается их ломка, меняются образ и стиль жизни, представления о месте человека в ней. По Г. Гегелю, «философия есть современная ей эпоха, выраженная в мыслях».
Для понимания сути экономики и всех сложностей экономических отношений необходимо уяснить, что в основе этих отношений, согласно Аристотелю, лежат человеческие потребности. ВОлне определенно можно сказать, что процесс, который в настоящее время называют маркетингом (англ. market — рынок; -ing -продолжительные действия), существовал как явление, присущее отношениям, связанным с обменом и способом удовлетворения потребностей, со времен общественного разделения труда как основы товарного производства.
Маркетинг — одна из систем управления и организации деятельности по разработке, производству и сбыту товаров (услуг) с целью получения прибыли через удовлетворение потребителя на основе учета комплексных процессов, происходящих на рынке.
Маркетинг — явление сложное, многоплановое, а главное, динамично охватывающее огромный спектр самых различных видов человеческой деятельности.
Одно из первых официальных определений концепции маркетинга дал Джон Маккиттерик, президент фирмы «Дженерал электрик»: «Концепция маркетинга — это интегрированная, ориентированная на потребителя и прибыль философия бизнеса». Таким образом, маркетинг — это рыночная философия, стратегия, тактика мышления и действия всех субъектов рыночных отношений. Маркетинг динамичен, изменчив в зависимости от сферы применения, времени действия, параметров окружающей рыночной среды и, конечно же, от интересов целевых потребительских групп. Он продуктивен лишь при условии комплексности и системности его использования. Рассмотрение маркетинга как «философии бизнеса» требует осмысления мировоззренческих, гносеологических и методологических основ философии в теории и практике маркетинга.
III. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
ПАСПОРТ
Фонда оценочных средств
по учебной дисциплине «Маркетинг»
1. Компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины (6 семестр):
Индекс | Формулировка компетенции |
ОК-3 | способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности |
ОПК-1 | способностью осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий |
ПК-10 | способностью определять цели и ставить задачи отделу продаж по ассортименту продаваемой продукции производства и услугам внутри и вне предприятия питания, анализировать информацию по результатам продаж и принимать решения в области контроля процесса продаж, владеть системой товародвижения и логистическими процессами на предприятиях питания |
ПК-15 | способностью осуществлять поиск, выбор и использование новой информации в области развития потребительского рынка, систематизировать и обобщать информацию |
ПК-31 | способностью планировать маркетинговые мероприятия, составлять календарно-тематические планы их проведения, рекламные сообщения о продукции производства, рекламные акции, владением принципами ценообразования у конкурентов, а также творчески мыслить и анализировать работу с клиентской базой |
ПК-32 | готовностью прогнозировать конъюнктуру рынка продовольственного сырья и анализировать реализованный спрос на продукцию производства, оценивать эффективность маркетинговых мероприятий по продвижению продукции на рынок, обеспечивать обратную связь с потребителями, участвовать в программах по разработке предложений по формированию ассортимента продукции питания и продвижению ее на рынке |
ПК-33 | способностью участвовать в маркетинговых исследованиях товарных рынков, пищевого сырья, продукции и разрабатывать предложения по выбору поставщиков для предприятий питания |
2. В результате изучения дисциплины «Маркетинг» обучающийся должен:
Индекс компетенции | Уровни освоения компетенции | Перечень компонентов |
ОК-3 | Начальный Описать характеристику сбора, обработки и передачи экономической информации, перечислить базовые положения фундаментальных разделов маркетинга в объеме, необходимом для понимания сущности и значения маркетинга в развитии современного рынка. Базовый Связывать принципы сбора, обработки и передачи информации, объяснить базовые положения фундаментальных разделов маркетинга в объеме, необходимом для понимания сущности и значения маркетинга в развитии современного рынка. Продвинутый Сравнивать принципы сбора, обработки и передачи информации, выявить общие характеристики, достоинства и недостатки. Аргументировать базовые положения фундаментальных разделов маркетинга. | Знать: характеристику сбора, обработки и передачи экономической информации Уметь: перечислять базовые положения фундаментальных разделов маркетинга Владеть: методами исследования рынка Знать: характеристику сбора, обработки и передачи экономической информации и приводить примеры применения в профессиональной деятельности. Уметь: Связывать принципы сбора, обработки и передачи маркетинговой информации Владеть: методами анализа рынка Знать: характеристику сбора, обработки и передачи маркетинговой информации и приводить примеры применения в профессиональной деятельности в конкретных ситуациях. Уметь: Сравнивать механизм сбора, обработки и передачи маркетинговой информации. Аргументировать базовые положения фундаментальных разделов маркетинга Владеть: методами анализа рынка и принятия решений, в соответствии с конъюнктурой рынка |
ОПК-1 | Начальный Решать ситуационные задачи профессиональной деятельности на основе исследования рынка. Базовый Объяснять решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе исследования рынка с применением кабинетных маркетинговых исследований. Подводить итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам. Продвинутый Решать, объяснять и анализировать ситуационные задачи профессиональной деятельности на основе исследования рынка с применением кабинетных маркетинговых исследований. Аргументировать выбор стратегии решения.. | Знать: способы решения ситуационных задач профессиональной деятельности на основе исследования рынка с применением кабинетных маркетинговых исследований. Уметь: решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе исследования рынка с применением кабинетных маркетинговых исследований. Владеть: методами решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе исследования рынка с применением кабинетных маркетинговых исследований. Знать: способы решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе исследования рынка с применением кабинетных маркетинговых исследований. Подводить и итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам. Уметь: объяснять решения ситуационных задач профессиональной деятельности на основе исследования рынка с применением кабинетных маркетинговых исследований. Подводить и итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам. Владеть: навыками решения ситуационных задач профессиональной деятельности на основе исследования рынка с применением кабинетных маркетинговых исследований. Подводить и итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам Знать: способы анализа ситуационных задач профессиональной деятельности на основе исследования рынка с применением кабинетных маркетинговых исследований. Знать способы как аргументировать выбор стратегии решения. Уметь: Решать и анализировать ситуационные задачи профессиональной деятельности на основе исследования рынка с применением кабинетных маркетинговых исследований. Аргументировать выбор стратегии решения. Владеть: Навыками решения и анализа ситуационных задач профессиональной деятельности на основе исследования рынка с применением кабинетных маркетинговых исследований. Навыками аргументировать выбор стратегии решения.. |
ПК-10 | Начальный Решать ситуационные задачи профессиональной деятельности на основе анализа информации по результатам продаж. Базовый Объяснять решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе анализа информации по результатам продаж. Подводить итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам. Продвинутый Решать, объяснять и анализировать ситуационные задачи профессиональной деятельности на основе анализа информации по результатам продаж. Аргументировать выбор стратегии решения.. | Знать: способы решения ситуационных задач профессиональной деятельности на основе анализа информации по результатам продаж. Уметь: решать стандартные задачи отдела продаж по ассортименту продаваемой продукции производства. Владеть: методами решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе анализа информации по результатам продаж. Знать: способы решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе анализа информации по результатам продаж. Подводить и итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам. Уметь: объяснять решения ситуационных задач профессиональной деятельности на основе анализа информации по результатам продаж. Подводить и итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам. Владеть: навыками решения ситуационных задач профессиональной деятельности на основе анализа информации по результатам продаж. Подводить и итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам Знать: способы анализа ситуационных задач профессиональной деятельности на основе анализа информации по результатам продаж. Знать способы как аргументировать выбор стратегии решения. Уметь: Решать и анализировать ситуационные задачи профессиональной деятельности на основе анализа информации по результатам продаж.. Аргументировать выбор стратегии решения. Владеть: Навыками решения и анализа ситуационных задач профессиональной деятельности на основе анализа информации по результатам продаж.. Навыками аргументировать выбор стратегии решения |
ПК-15 | Начальный Решать ситуационные задачи профессиональной деятельности по развитию потребительского рынка. Базовый Объяснять решения стандартных задач профессиональной деятельности по развитию потребительского рынка. Подводить итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам. Продвинутый Решать, объяснять и анализировать ситуационные задачи профессиональной деятельности по развитию потребительского рынка. Аргументировать выбор стратегии решения.. | Знать: способы решения ситуационных задач профессиональной деятельности по развитию потребительского рынка. Уметь: решать стандартные задачи по развитию потребительского рынка. Владеть: методами решения стандартных задач профессиональной деятельности по развитию потребительского рынка. Знать: способы решения стандартных задач профессиональной по развитию потребительского рынка. Подводить и итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам. Уметь: объяснять решения ситуационных задач профессиональной деятельности по развитию потребительского рынка. Подводить и итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам. Владеть: навыками решения ситуационных задач профессиональной деятельности по развитию потребительского рынка. Подводить и итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам Знать: способы анализа ситуационных задач профессиональной деятельности по развитию потребительского рынка. Знать способы как аргументировать выбор стратегии решения. Уметь: Решать и анализировать ситуационные задачи профессиональной деятельности по развитию потребительского рынка. Аргументировать выбор стратегии решения. Владеть: Навыками решения и анализа ситуационных задач профессиональной деятельности по развитию потребительского рынка. Навыками аргументировать выбор стратегии решения |
ПК-31 | Начальный Решать ситуационные задачи профессиональной деятельности по рекламной деятельности. Базовый Объяснять решения стандартных задач профессиональной деятельности по рекламной деятельности. Подводить итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам. Продвинутый Решать, объяснять и анализировать ситуационные задачи профессиональной деятельности по рекламной деятельности. Аргументировать выбор стратегии решения.. | Знать: способы решения ситуационных задач профессиональной по рекламной деятельности. Уметь: решать стандартные задачи по рекламной деятельности.. Владеть: методами решения стандартных задач профессиональной деятельности по рекламной деятельности.. Знать: способы решения стандартных задач профессиональной по рекламной деятельности. Подводить и итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам. Уметь: объяснять решения ситуационных задач профессиональной деятельности по рекламной деятельности. Подводить и итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам. Владеть: навыками решения ситуационных задач профессиональной деятельности по рекламной деятельности. Подводить и итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам Знать: способы анализа ситуационных задач профессиональной деятельности по рекламной деятельности. Знать способы как аргументировать выбор стратегии решения. Уметь: Решать и анализировать ситуационные задачи профессиональной деятельности по рекламной деятельности. Аргументировать выбор стратегии решения. Владеть: Навыками решения и анализа ситуационных задач профессиональной деятельности по рекламной деятельности.. Навыками аргументировать выбор стратегии решения. |
ПК-32 | Начальный Решать ситуационные задачи профессиональной деятельности по анализу спросана продукцию производства. Базовый Объяснять решения стандартных задач профессиональной деятельности по анализу спросана продукцию производства. Подводить итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам. Продвинутый Решать, объяснять и анализировать ситуационные задачи профессиональной деятельности по анализу спросана продукцию производства. Аргументировать выбор стратегии решения.. | Знать: способы решения ситуационных задач профессиональной по анализу спросана продукцию производства. Уметь: решать стандартные задачи по анализу спросана продукцию производства. Владеть: методами решения стандартных задач профессиональной деятельности по анализу спросана продукцию производства. Знать: способы решения стандартных задач профессиональной по анализу спросана продукцию производства. Подводить и итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам. Уметь: объяснять решения ситуационных задач профессиональной деятельности по анализу спросана продукцию производства. Подводить и итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам. Владеть: навыками решения ситуационных задач профессиональной деятельности по анализу спросана продукцию производства. Подводить и итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам Знать: способы решения стандартных задач профессиональной по анализу спросана продукцию производства. Подводить и итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам. Уметь: объяснять решения ситуационных задач профессиональной деятельности по анализу спросана продукцию производства. Подводить и итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам. Владеть: навыками решения ситуационных задач профессиональной деятельности по анализу спросана продукцию производства. Подводить и итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам. |
ПК-33 | Начальный Решать ситуационные задачи профессиональной деятельности по исследованию товарных рынков. Базовый Объяснять решения стандартных задач профессиональной деятельности по исследованию товарных рынков. Подводить итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам. Продвинутый Решать, объяснять и анализировать ситуационные задачи профессиональной деятельности по исследованию товарных рынков. Аргументировать выбор стратегии решения.. | Знать: способы решения ситуационных задач профессиональной по исследованию товарных рынков. Уметь: решать стандартные задачи по анализу спросана продукцию производства. Владеть: методами решения стандартных задач профессиональной деятельности по исследованию товарных рынков. Знать: способы решения стандартных задач профессиональной по исследованию товарных рынков. Подводить и итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам. Уметь: объяснять решения ситуационных задач профессиональной деятельности по исследованию товарных рынков. Подводить и итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам. Владеть: навыками решения ситуационных задач профессиональной деятельности по исследованию товарных рынков. Подводить итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам Знать: способы решения стандартных задач профессиональной по исследованию товарных рынков. Подводить и итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам. Уметь: объяснять решения ситуационных задач профессиональной деятельности по исследованию товарных рынков. Подводить и итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам. Владеть: навыками решения ситуационных задач профессиональной деятельности по исследованию товарных рынков. Подводить и итоги, соотносить полученные результаты к поставленным задачам. |
3. Этапы формирования компетенций
Планируемые результаты освоения образовательной программы – освоение компетенций.
Планируемые результаты обучения по дисциплине – получение знаний, умений, навыков.
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины | Индекс контролируемой компетенции (или ее части) | Наименование оценочного средства |
Модуль 1. Теоретические основы маркетинга | ОК-3,ОПК-1 | Тестовые задания, практические задания из методических рекомендаций для обучающийсяов в УМКД, контрольная работа. | |
Модуль 2. Управление маркетингом | ОПК-1, ПК-10, ПК-15, ПК-31, ПК-32, ПК-33 | Практические задания из методических рекомендаций для обучающийсяов в УМКД, тестовые задания. |
- Материалы для текущего контроля
КОМПЛЕКТ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
по дисциплине «Маркетинг»
Контролируемые разделы (темы) дисциплины | Наименование оценочного средства | Контролируемые разделы (темы) дисциплины | Наименование оценочного средства |
Модуль 1.Теоретические основы маркетинга | Тест 1.1.Основные понятия маркетинга его цели Тест 1.2 Сущность товаров и услуг их классификация Тест 1.3. Маркетинговые исследования и маркетинговая информация Тест 1.4. Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов, позиционирование товара Тест 1.5. Продвижение в комплексе маркетинга товаров и услуг. Понятие маркетинговых коммуникаций. Тест 1.6. Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов, позиционирование товара. Тест 1.7. Продвижение в комплексе маркетинга товаров и услуг. Понятие маркетинговых коммуникаций | Модуль 2.Управление маркетингом | Тест 2.1.Построение службы маркетинга Тест 2.2.Планирование маркетинга на предприятии Тест 2.3.Основы международного маркетинга |
Тест 1.1. Основные понятия маркетинга его цели
1. С чем связано появление маркетинга?
1. Технический прогресс
2. Обострение конкуренции связей
3. Расширение торговых связей
4. Обострение конкуренции покупателей
2. Что отражает внутреннюю среду маркетинга?
1. Управленческие и производственные кадры
2. Экономическое окружение
3. Рыночные конкуренты
4. Контролирующие организации