Производительность факторов производства
И отдача от масштабов производства
Допустим, что фирма использует два ресурса и производит один продукт, такая функция является трехмерной. Для увеличения объема производства фирме следует применять капитал и труд в большем объеме, сохраняя соотношение между ними, которое задается выбранной технологией, т.е. увеличение выпуска продукции возможно путем пропорционального увеличения всех используемых производственных ресурсов. Это и есть изменение масштаба производства.
Вероятно, существует объективный критерий, ставящий пределы расширения производства и задающий оптимальные размеры предприятия. Чтобы в этом разобраться, следует:
1) ввести новые понятия, такие как общий, средний и предельный продукт;
2) рассмотреть эту проблему с учетом фактора времени.
Общий продукт(TP, total product-англ.)* – весь продукт, созданный за определенный промежуток времени.
Средний продукт(AP;average product-англ.)-это выпуск, приходящийся на единицу затрат фактора производства.
AP=
Предельный продукт (MP) – это продукт, созданный последней, добавочной единицей переменного ресурса при условии, что все другие ресурсы остаются неизменными.
MP= ;
Он определяется как частная производная от общего продукта по данному ресурсу.
При расширении производства возможны три варианта изменения среднего продукта: возрастание, постоянство и убывание (рис.35).
Y(TP) – выпуск.
Z – линия роста по данной технологии, причем
Z= ;
1.Возрастание среднего продукта. В этих условиях у предприятия имеется стимул к дальнейшему увеличению объемов производства. Такая ситуация возможна в условиях нового производства и может привести к тому, что предприятие станет монополистским.
Рис.35
2. Постоянство среднего продукта.Q увеличивается пропорционально увеличению фактора производства. Производственная функция, отражающая этот вариант, называется линейной однородной.
f(ax1, ax2,…,axn)=af(x1, x2,…,xn)=aY,
где а – коэффициент, причем а>0.
Постоянство среднего продукта не дает ответа на вопрос о пределах расширения производства. Такое ограничение задается предельным продуктом. Так как фирма рано или поздно столкнется с ограниченностью ресурсов (K и L), тогда добавки к Q будут все меньше, а каждая дополнительная единица обходится все дороже.
3.Убывание среднего продукта. Если оно сочетается с убыванием предельного продукта, то можно быть уверенным, что условие совершенной конкуренции не нарушается.
Убывающая отдача переменного ресурса
В краткосрочном периоде
Путем чего можно увеличить объем выпуска продукции? При увеличении переменных ресурсов и интенсивности использования производственных мощностей, но начиная с определенного момента последовательное присоединение дополнительной единицы переменного ресурса (например, L) к неизменному, фиксированному ресурсу (например, K) дает уменьшающийся добавочный или предельный продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса. Такое снижение предельного продукта и получило название закона убывающей отдачи (закон убывающего предельного продукта, закон изменяющихся пропорций). Рассмотрим это на примере и построим график (рис.36).
L | TP | MP | AP |
- | - | ||
12,5 | |||
12,3 | |||
11,7 | |||
7,9 | |||
-1 | 6,8 |
Рис.36
MP пересекает AP в точке максимума.