Глава 1. Туризм как социально-экономическая система
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Хабаровская государственная академия экономики и права»
ВВЕДЕНИЕ В ТУРИЗМ
Рекомендовано
Дальневосточным региональным
учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ)
в качестве учебного пособия для студентов
экономических специальностей вузов региона
Хабаровск 2007
ББК У9 (2) 43
Х 12
Введение в туризм : учеб. пособие для студентов специальности 080502 “Экономика и управление на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство)” дневного и заочного обучения / сост. А. П. Осауленко, И. А. Голубева, Н. В. Кармашкова, О. В. Лешкова — Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2007. – 80 с.
Пособие написано в соответствии с программой курса “Введение в туризм” и предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080502 “Экономика и управление на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство)”. Позволит сформировать у студентов понятийный аппарат сферы туризма, проследить развитие мирового туризма и туризма в Российской Федерации, а также оценить его состояние на сегодняшний день. Может быть использовано при выполнении курсовых и контрольных работ.
Рецензенты:
Кутузов А.С. — консультант Управления
по туризму министерства
экономического развития
и внешних связей правительства
Хабаровского края
Бальвас С.А. — начальник отдела организации
Бизнес-туров
ООО Компании «Вокруг света»
© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2007
Оглавление
Введение | |
Глава 1. Туризм как социально-экономическая система | |
1.1. История развития мирового туризма | |
1.2. История развития российского туризма | |
1.3. Туризм как социально-экономическая система | |
Глава 2. Значение туризма в решении экономических, социальных и других проблем общества | |
2.1. Экономическое значение туризма | |
2.2. Социальное значение туризма | |
2.3. Гуманитарное значение туризма | |
2.4. Факторы влияющие на развитие туризма | |
Глава 3. Терминология и понятийный аппарат туризма | |
3.1. Сущность и критерии туризма | |
3.2. Классификация туризма | |
3.3. Факторы вызывающие потребность в туризме | |
Глава 4. Индустрия туризма | |
4.1. Организаторы туризма: туроператор и турагент | |
4.2. Турист как потребитель, типология туристов | |
Глава 5. Туристская услуга, туристский пакет, туристский продукт | |
5.1. Туристская услуга | |
5.2. Туристский пакет. Составные элементы турпакета | |
5.3. Туристский продукт и его составные части | |
5.4. Тур и туристский маршрут | |
Глава 6. Регулирование туристской деятельности | |
6.1. Международное регулирование туристской деятельности | |
6.2. Регулирование сферы туризма в РФ | |
Глава 7. Современное состояние туризма | |
7.1. Современное состояние мировой туристской отрасли | |
7.2. Современное состояние туристской отрасли в России | |
7.3. Современное состояние туризма в Хабаровском крае | |
Глоссарий | |
Библиографический список | |
Приложения |
Введение
Туризм как массовое социальное явление сформировался в середине XX века и к его концу показал свою динамичность и доходность как сектор экономики. Эффективность инвестиционных вложений в туризм, по мнению международных экспертов, может быть сравнима с нефтедобывающей и перерабатывающей промышленностью с той лишь разницей, что в отличие от них здесь используются неисчерпаемые ресурсы Земли. На его долю сегодня приходится около 10% мирового валового национального дохода, 8% общего объёма мирового экспорта и 30—35 % мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют порядка 12% мирового валового национального продукта.
Появившись как сфера отдыха и развлечений, туризм со временем стал интенсивно развивающейся отраслью экономики, в которой велика доля живого труда, имеют место ускоренная амортизация и высокая норма окупаемости капиталовложений. Сегодня во многих странах туризм занимает значительное место в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, оптимизации внешнеторгового баланса. Для целого ряда стран туризм является источником значительных валютных поступлений, способствует расширению международных контактов и т. д.
Значимость туризма определяется и его социальными функциями. Общеизвестна роль туризма в обеспечении взаимопонимания между народами, открытости международных обменов, содействии сохранению культурной самобытности, коллективному и индивидуальному совершенствованию. Развитие туризма также обеспечивает сохранение и развитие культурного потенциала, способствует решению экологических задач, проблем занятости, образования и медицинского обслуживания, повышению уровня жизни населения, внедрению новых средств распространения информации и многому другому.
Устойчивое развитие туризма возможно при соблюдении ряда условий, одним из которых является высокий уровень профессиональной подготовки специалистов. Их обучение может быть обеспечено при наличии соответствующей учебно-методической литературы. Однако, несмотря на большое количество разрозненных публикаций, систематизированных учебных пособий по туризму явно недостаточно. Между тем дисциплина “Введение в туризм” является базовой при подготовке специалистов для туристской[1] индустрии. Данное обстоятельство и побудило к созданию учебного пособия “Введение в туризм”, предназначенного для ознакомления студентов с миром туризма.
Глава 1. Туризм как социально-экономическая система